В этой главе вы:
• обучитесь навыку активного слушания;
• научитесь анализировать треки, как будто всю жизнь только этим и занимались;
• поймете, в каком музыкальном направлении вы хотели бы работать;
• поэкспериментируете с жанрами, которые называли «это точно не для меня»;
• возможно, найдете себя в нише, о которой даже не задумывались раньше.
Сонграйтер может выбирать из огромного количества жанров и стилей, в которых он может работать. Большинство сонграйтеров выбирают как минимум два или три музыкальных направления, в которых и пишут. Обычно, конечно, это направления, отражающие их личные музыкальные предпочтения, а также влияние любимых музыкальных групп и артистов. Я тем не менее придерживаюсь того мнения, что нужно быть универсалом. Фанатею ли я от мюзиклов? Не сказала бы. Писала ли я для мюзиклов? О да, и дико кайфовала в процессе. Студентов я учу быть открытыми к новому опыту и хотя бы попытаться писать в разных жанрах, потому что важно быть готовыми ко всему. А еще никогда не знаешь, с каким из жанров у тебя внезапно случится супермэтч.
Если ваша цель – найти большую аудиторию или продавать песни артистам с большой аудиторией, я бы посоветовала обратить внимание именно на мейнстрим. Лейблы и паблишеры ищут в основном песни и артистов, которых можно будет коммерчески продвигать через радио, ТВ и интернет-каналы.
Большой бюджет на маркетинг закладывается туда, где есть потенциальная возможность хотя бы отбить расходы, а в идеале – получить прибыль.
Выбирая жанр, в котором вы хотите развиваться, обратите внимание на то, что в каждом есть свои текстовые и мелодические особенности, различные аккордовые последовательности, характерные для каждого из жанров, разная ритмика и абсолютно разный продакшн с целью передать зачастую противоположные ощущения.
Песни о любви пели и «Битлз», и Бритни Спирс. Несмотря на то что формально оба проекта относятся к жанру популярной музыки, песни звучат чуть ли не диаметрально противоположно. Так происходит, поскольку тенденции в музыкальной индустрии очень быстро меняются. Не зря семидесятые называют «эрой диско», а девяностые – «эпохой гранжа». И то и другое в своем десятилетии было мейнстримом. Музыка делается для тех, кто готов ее слушать, и всегда отвечает вкусам и интересам потребителя. Вокруг каждого жанра формируется свое сообщество почитателей – каждый из них любит, мечтает и живет свою жизнь. Просто кто-то привык делать это под дабстеп, кто-то под Imagine Леннона, а кто-то, подпевая в душе Baby One More Time.
Если вам кажется, что ваших знаний и квалификации недостаточно для того, чтобы писать в конкретном жанре, вы всегда можете поработать в коллаборации с другим сонграйтером и / или продюсером, заодно научитесь чему-то новому. А иногда бывает так, что песня, написанная вами, предположим, в качестве акустической баллады, с помощью грамотно подобранной аранжировки и вокального исполнения может стать шикарным госпелом. Потому, пожалуйста, не закрывайтесь и пробуйте все.
В этой главе мы рассмотрим основные жанры современной музыкальной индустрии. Вы поймете, как разнообразить свои песни с точки зрения музыки и текстов и сделать так, чтобы все – от гаражных ребят из Детройта до Оли Бузовой – выстраивались к вам в очередь за песнями.
Для того чтобы понять, что именно нужно аудитории (вашей или артистов, для которых вы пишете), понадобится провести анализ.
Я уже слышу волну возмущения: «Да когда же мы писать-то начнем?». Скоро, дорогие мои. Написать песню – дело нехитрое. Можете сделать это сейчас.
Однако если вы всю жизнь на репите слушаете одну песню, отрицаете тренды и отказываетесь видеть реальное положение вещей, хорошую песню вы не напишете.
Анализ – самая нелюбимая часть большинства сонграйтеров и самая любимая часть в работе хороших сонграйтеров. Без наслушанности и способности к анализу вы не напишете хорошую песню. Делайте с этой информацией, что хотите.