В этой главе вы:
• поймете, для чего решили заниматься сонграйтингом;
• определите, за какую команду играете в битве вдохновения против самодисциплины;
• ознакомитесь с тем, как работает мозг, и сделаете так, чтобы он помогал добиваться поставленных целей (например, построить карьеру сонграйтера или артиста);
• узнаете, что такое «writer’s block» и как его избежать;
• изучите базовые упражнения, чтобы начать писать песни прямо сейчас.
Поздравляю, вы дочитали до этого места!
Или, может быть, рандомно или намеренно открыли книгу на этой странице, что, в принципе, тоже считается. Это значит, что вы буквально в шаге от того, чтобы «сесть и написать». Однако именно на этой стадии у большинства начинаются проблемы. Я уверена, что организация вашего workflow и ваше отношение к рабочему процессу напрямую влияют на количество и качество ваших песен.
Как же усадить себя за инструмент или рабочее место?
В этой главе мне бы хотелось избавиться от всевозможных оправданий и сделать так, чтобы между вами и сонграйтингом не осталось никаких преград.
Если вы дружите с самодисциплиной, никогда не сталкивались с понятием «writer’s block» и купили эту книгу исключительно для того, чтобы узнать ответы на конкретные вопросы по сонграйтингу, смело пролистывайте эту главу и приступайте к следующей.
Я попрошу вас ответить на следующие вопросы:
1. Вы новичок в сонграйтинге или профессионал?
2. Зачем вы пишете или хотите научиться писать?
3. Для кого вы пишете или планируете писать, – для себя или для других?
Как бы вы ни ответили на представленные вопросы, важно понимать, что любой творец творит и вытворяет в первую очередь для того, чтобы его услышали. Я ни за что не поверю, что вы решили заняться сонграйтингом, чтобы писать песни «в стол».
Итак, вне зависимости от того,
– хотите ли вы заниматься коммерческим сонграйтингом или стать артистом, который пишет и исполняет песни сам;
– пишете ли вы давно и находитесь в состоянии «writer’s block» (мы будем говорить о нем далее) или вообще никогда не писали раньше, скорее всего, вы слышали подобные установки:
«Талантливым надо родиться»; «Творчеством денег не заработать»; «Чтобы писать песни, нужно ждать вдохновения».
Последнее утверждение – мое любимое. По долгу службы я слышала его очень много раз и от коллег, и от учеников, и от выражающих соболезнования моему роду деятельности. О вдохновении мы с вами поговорим подробно чуть позже, однако сразу хочу отметить, что, если вы хотите превратить сонграйтинг в источник постоянного заработка, «ожидая вдохновения», вы будете голодать.
У каждого есть определенные предубеждения, которые я предлагаю проработать перед тем, как начать писать песню. Это можно делать разово, в качестве скорой помощи, можно систематически или всякий раз, когда вам кажется, что вы «застряли».
Ниже я поделюсь с вами медитацией и техниками, которые помогут вам начать или работать более эффективно, а также расскажу, как сделать так, чтобы от любого сложного задания (а ведь застреваем мы на том, что кажется нам сложным или страшным) приходить в неописуемый восторг. Если вам не нравится слово «медитация», замените его на слово «упражнение». Я не большой приверженец эзотерики и делюсь с вами исключительно тем, что реально работает, научно доказано, проверено лично мной и моими талантливыми учениками.
Главная задача ААМ – опознать свои установки, приводящие к дисфункциональным эмоциям или действиям, и изменить их. Не самая простая вещь, но без нее ваше желание писать песни останется всего лишь желанием. Вы должны уметь четко выявлять мысли, за которыми стоят установки, и относиться к ним рационально.
ААМ работает с установками типа «денег на творчестве не заработать» и автоматическими (спонтанными, фоновыми) мыслями, которые и проявляют ваши установки:
«блин, я написал отстойный куплет, я ничего не могу, я говно».
Именно размышления о какой-то ситуации определяют ваши последующие эмоции, поведение и физиологический ответ организма – не сама ситуация. Если вы пишете первую песню в своей жизни, маловероятно, что она попадет в топ-100 по версии журнала Rolling Stone. Даже если вы думаете, что осознаёте этот факт, а после расстраиваетесь, выкидываете все свои блокноты и больше никогда не пишете – вы его не осознаёте. К сожалению, это очень распространенная проблема, которая реально мешает работе; в противном случае я бы не посвящала этому целую главу.
Важно иметь в виду, что «лень» – прокрастинация, нежелание что-либо делать, откладывание из-за страхов, вера в «попадание в топы по счастливой случайности», мысли «ой, как не хочется делать задание сейчас» – это продукт нашего мозга и нашего мировоззрения, то есть того мироустройства, которое нам кажется реальным.
Мысли – это наше представление о реальности, то, какой мы ее видим и как взаимодействуем с ней. Автоматические мысли рождаются в ответ на конкретную ситуацию в соответствии со сложившимися установками. Далее выдается соответствующая данным мыслям реакция.
Известно, что автоматические мысли проявляются именно в стрессовых ситуациях, где у человека на первый план выходят привычные модели поведения и мышления, а новые еще не закреплены до конца. Например, у вас нет проблем с тем, чтобы придумать текст, но, как только вы садитесь за инструмент или DAW (Digital Audio Workstation), зная, что это не ваш конек, вы начинаете нервничать, и вся рациональность улетучивается.
Кстати, автоматические мысли необязательно выражены в словесной форме, иногда это просто образы. Например, вы думаете о том, как будете писать альбом и выпускать его, а вместо ощущения удовлетворения от проделанной работы перед глазами быстро проносится образ того, как вы устаете и как вам тяжело.
Оценив тяжесть бытия, перед тем как приступить к какому-либо делу, вы можете перетрудиться настолько, чтобы послать саму идею написания песен куда подальше. Вы еще даже не начали, а уже устали, представляете? Это наглядный пример того, как автоматические мысли могут влиять на рабочий процесс.
«Почему так происходит? Все ведь думают; почему то, о чем думаю я, тормозит и останавливает только меня?»
Специалисты, работающие с мозгом (нейробиологи), называют наш мозг питомцем (pet-brain), и, на мой взгляд, это очень крутое определение. Если мозг – питомец, его нужно понять и приручить, чтобы вместе жить счастливой семьей и добиваться поставленных целей (в нашем с вами случае – писать шикарные песни, конечно же.
Первое, что важно осознать, – мозг никогда не работает против нас. Основная функция нашей психики и нервной системы – защита. По умолчанию мозг не любит перемены и без разбора воспринимает все новое в штыки. Если обучить мозг, полюбить перемены будет гораздо проще. Хорошие новости в том, что сделать это чуть более чем реально, поскольку мозг нейропластичен, то есть способен изменяться под действием нового опыта.
Когда я начинаю рассказывать об этом ученикам, обычно именно в этот момент мне говорят что-то вроде:
«Ты, наверное, с другой планеты, я так не смогу». «Ну, для нее это естественно. Она какой-то другой человек. Как она это делает – совершенно непонятно».
Подобные ответы – наглядный пример того, что ваш мозг-питомец перемены не любит и, вместо того чтобы дать вам прилив энергии, мотивацию и силы на выполнение того, чего вы хотите, забивается в угол.
Я не претендую на звание суперчеловека, но мой мозг действительно работает иначе. Я приучила его работать по схеме «challenge accepted». Меня супердрайвит состояние горящей жопы, в то время как другого человека большие задачи могут напугать и даже демотивировать. Там, где один подумал, вдохновился, пошел и сделал, потому что его мозг к этому приучен, а в его системе мировоззрения вызовы – это огонь и сплошное веселье, другой подумал, испугался, потерял мотивацию и в итоге не сделал ничего.
Для того чтобы делать объективно сложные задачи (а освоить профессию сонграйтера или артиста – это, прямо скажем, непросто), представьте, что на любую другую задачу подобного масштаба вам отводится четыре легитимных года просиживания штанов в университете. Притом предполагается, что творчеством вы будете заниматься в свободное от работы и учебы время.
Звучит прекрасно, только вот в сутках у каждого по-прежнему 24 часа. Если вас не драйвит ваша работа и основной вид деятельности, а сонграйтинг и / или ваша карьера артиста – то, чему вы реально хотели бы посвятить жизнь, так или иначе нужно расставить приоритеты. И делать это придется самостоятельно. Да, это страшно. Это больно (местами очень). И поскольку мы с вами говорим начистоту, сразу открою маленький секрет: нет ничего страшнее, чем прожить жизнь, занимаясь тем, что вас не зажигает.
Если сейчас вы узнали себя – не расстраивайтесь. Это супер. Потому что начиная именно с этого момента вы можете существенно изменить свою жизнь. Ваша задача – обучить свой мозг любить перемены. Моя задача – не отбить ваше желание писать крутые песни, поэтому я еще немножко поиграю в нейробиолога и дам вам ровно столько информации, сколько необходимо для того, чтобы просто сесть и сделать.
Если вы, читая эти строчки, думаете и испытываете примерно то же самое, настоятельно рекомендую не пренебрегать практиками, которые я привожу ниже. И конечно, продолжать читать.
Как ваш питомец-мозг реагирует на интересные занятия / задачи, которые вы ему предлагаете? Он несется вперед, радостно придумывая, как бы их выполнить? Он боится и от одной мысли о том, как бы замутить что-нибудь крутое, уползает в угол? Убегает? Принюхивается, не понимая, что здесь происходит? Как вы чувствуете себя, когда говорите «я хочу написать песню»?
Приведу пример из своего опыта работы. Когда ко мне приходит учиться новый человек, в первую очередь я прошу его максимально описать свой музыкальный бэкграунд, чтобы понять, какой опыт у него есть на данный момент.
Представьте, вы пришли в зал впервые в жизни, и форма вашего тела говорит о том, что вы с первого класса освобождены от физкультуры по политическим убеждениям. Если вам предлагают бахнуть с ходу без разминки сотку «берпи», скорее всего, ваш тренер слаб умом. Рекомендую надеть лучшие кроссовки и бежать от него в другую сторону зала. Аналогия, надеюсь, понятна.
Итак, в задании «написать песню» есть нюансы. Если у вас уже есть опыт, появляются определенные критерии оценки, основанные на том, что вы умеете. Если вы никогда не держали в руках карандаш и у вас в арсенале только горящие глаза и желание творить (а это, дорогие мои, очень и очень много), ваша основная задача – написать «хоть как-то».
Условие, объединяющее новичков и профессионалов, одно: и для тех, и для других важен результат. И под результатом я подразумеваю готовую песню. Так просто? Верно. Просто сделай.
Откуда же тогда берется огромное количество сопротивления, которое называют как угодно – от лени и прокрастинации до якобы рациональных отговорок «у меня нет времени», когда вы пытаетесь сделать то, чего предположительно очень хотите?
Мозг саботирует задачу, вы злитесь, выкидываете блокнот и больше никогда ничего не пишете. Это происходит только по одной простой причине – вы не понимаете и не учитываете контекст, в котором находитесь. Даже если сознательно вы считаете свое бездействие проблемой и понимаете, что написание песен не угрожает напрямую вашей жизни, ваш мозг так не думает.
Если у вас есть травматичный опыт, связанный с творческим процессом, неприятный опыт, опыт срывов, вы много раз начинали, бросали и разочаровывались в себе, ваша психика будет пытаться защитить вас. В мировоззрении человека, который не пишет, потому что никогда не пробовал, и человека, который когда-то спел маме песенку собственного сочинения в четыре года, а та не оценила, – огромная пропасть. Оба при этом могут страстно желать писать песни, но одному это дастся с гораздо меньшим количеством усилий.
Что делать, если вне зависимости от бэкграунда и количества написанных на данный момент песен во втором варианте вы узнали себя?
Объясните себе, почему все происходящее в предыдущие разы было абсолютно логично и почему сейчас, действуя иначе, вы сможете получить абсолютно другой результат. Если мозг-питомец в данный момент вашей жизни боится, важно действовать плавно, аккуратно, спокойно. В спортзале вы постепенно увеличиваете нагрузку. Так же и здесь, не бросайтесь с места в карьер, не посмотрев, что внизу копает экскаватор.
Дайте питомцу привыкнуть, принюхаться, пожить с идеей того, что вы планируете научиться чему-то новому. Каждый раз, когда у вас получается сделать маленький шажочек в сторону того, чего вы хотите, – хвалите себя. Можно вслух, можно мысленно, главное – проговорить и зафиксировать это состояние. «Вау, ничего себе, это я сделал(а), вот это я, конечно, молодец».
Если вы не испытываете приятных ощущений после сделанного и вообще ничего, кроме «господи боже, как же я затрахался», возможно, стоит поменять цель и поставить ту, после выполнения которой вы реально будете чувствовать эмоциональный подъем.
Важный момент: после первых успехов не надо насиловать себя резким повышением планки и изнурительным графиком. Повышайте нагрузку постепенно – если все идет супер, то каждые две недели, а то и каждый месяц. Когда человек приходит ко мне заниматься, мы всегда планируем график занятий таким образом, чтобы они не шли в ущерб уже сложившемуся укладу жизни, поскольку только в таком случае можно идти вдолгую и сформировать привычку, которая поможет реализоваться в карьере, систематически прокачивать свои скиллы и т. д.
Очень аккуратно, очень спокойно внедряйте в свою жизнь новую деятельность. Ставьте цели в соответствии со своим нынешним контекстом. Это может быть «научиться писать песни», «написать энное количество песен за неделю / месяц / год». Не ставьте себе цели, которые заведомо не выполните, продолжая посыпать голову пеплом. То есть ставьте, конечно, если хотите, но я предупредила.
Каждый раз, когда у вас что-то получается, нужно поощрять своего питомца-мозг словами: «Как же здорово, как же хорошо, какой я зайчик и молодец. Как же мне нравится заниматься тем, о чем я всегда мечтал. Я уже вижу результаты, и это невероятно приятно, здесь нет ничего опасного».
Постепенно мозг полностью расслабится по поводу вашей новой деятельности и примет ее как часть вашей жизни. Вопреки устоявшемуся мнению, на это уходит не двадцать один день, а гораздо больше, особенно учитывая то, что предыдущий опыт мог быть болезненным. Дайте себе время. После тотального расслабления случается магия – вы уже не заставляете себя сесть за стол и сосредоточиться. Вы не уговариваете себя пойти и написать песню. Вы радостно бежите это делать, не хотите пропускать ни дня и ждете, когда же уже можно будет сесть за DAW и кайфануть.
Хочу еще раз напомнить: ваш мозг с вами заодно. То, что сейчас он думает не так, как вам хотелось бы, и саботирует самые безобидные действия, не говорит о том, что он желает вам зла. Вы научили его мыслить определенным образом, полагая, что эта стратегия приведет вас к успеху. Прожив в ней определенное время, вы уже убедились, что для вас работает, а что нет.
Не нужно делать себя заложником выбора, который вы сделали когда-то давно. Всегда можно передумать. Вы спокойно совершаете множество действий, на которые мозг не реагирует как на красную тряпку. То, что легко дается сейчас, раньше было для вас чем-то новым и пугающим, просто вы об этом забыли.
Если вам страшно и в голову лезут мысли о том, что вы живете, мягко говоря, не свою жизнь, скорее всего, в вашей системе мировоззрения то, чего вы так сильно хотите, – это нечто запретное, постыдное и неправильное. Психика человека не может находиться в хаосе, а мозг делает все, чтобы защитить вас от опасности. Поэтому объяснить ему, что мечта всей вашей жизни имеет право на существование, – то, с чего следует начать. С этим отлично справляется активно-аналитическая медитация.
Если вы уже вообще ничего не боитесь, вы, скорее всего, пропустили эту главу и уже вовсю пишете.
Важно запомнить:
– комплекс ваших установок – ваше мировоззрение;
– у людей с разным мировоззрением разные автоматические мысли и реакции на происходящее;
– один и тот же человек на протяжении жизни в разных ситуациях и состояниях может реагировать на происходящее абсолютно по-разному;
– все вышеперечисленное можно менять и контролировать.
Активно-аналитическая медитация помогает избавляться от нежелательных установок и контролировать негативные автоматические мысли. Это необходимо для того, чтобы вы с мозгом раз и навсегда поняли друг друга и работали вместе на общее дело – вашу счастливую жизнь и возможность писать песни, когда заблагорассудится.
В дополнение к написанному выше хочу поделиться с вами конкретными техниками в рамках активно-аналитической медитации, которые существенно упростят вам жизнь и творческий процесс.
Когда мы говорим такие слова как «неудачник», мы жестко маркируем себя и других людей, навешиваем ярлыки. При этом у ярлыков как таковых нет конкретных определений. Мы не можем фактически посмотреть на них, зато испытываем негативные эмоции, апатию и портим себе настроение. Как тут радоваться, если «я неудачник» и моментально не попал в пресловутый «топ-100»?
Если вы называете бездельниками всех людей творческих профессий и мысленно отправляете их на завод, при этом отчаянно мечтая оказаться на их месте, это примерно то же самое, как годами приучать своего питомца-мозг не залезать на кровать с грязными лапами, ругать, если он туда посмотрел, и сетовать на то, что он не хочет иметь с вами дело.
Предлагаю сыграть в игру. Представьте, что вы ученый, которому нужно найти рациональное определение ярлыку, который вы навесили на себя или на «этих бездельников». Рациональное – значит такое, которое позволило бы другим людям, взглянув на рассматриваемые факты, прийти к аналогичному заключению. Так вы сможете оценить свою мысль на рациональность.
Перед тем как в голову полезет «я неудачник, потому что у меня не получилось достичь желаемого», хочу сказать, что определение должно быть справедливым для всех, как будто вы его вычитали в толковом словаре.
Нельзя сказать, что неудачник – это тот, кто не получает того, чего хочет. Каждый человек так или иначе когда-то не получал то, что хотел. Следовательно, вы испортили себе настроение на пустом месте, а ваша маркировка «неудачник» не имеет ровным счетом никакого отношения к действительности.
Теперь представьте, что вы также не попали в топ-100, написав первую в жизни песню, но вместо того чтобы поставить на себе крест, вдохновились своей крутостью и смелостью, зажглись и решили писать до тех пор, пока туда все-таки не попадете.
Представили? Обязательно напишите мне, в какой ситуации вам нравится видеть себя больше.
Представим аналогичную ситуацию: песня, на ваш взгляд, вышла так себе. Вы обозвали себя неудачником. Ваша задача поменять формулировку с общей на более конкретную, которая освещает реальное положение вещей. Например, не «я неудачник», а «я не приложил(а) достаточное, на мой взгляд, количество усилий к тому, чтобы эта песня звучала так, как мне нравится, что не делает меня неудачником». Не «я плохой сонграйтер», а «я не сделал(а) конкретные действия в соответствии со своими понятиями о хорошем сонграйтере».
Подобные фразы могут звучать сухо, сложно или смешно. Но таким образом вы учитесь трезво оценивать ситуацию, смотреть на факты и рассуждать беспристрастно. Эмоции оставьте для написания песен. В работе сонграйтером, которая подразумевает под собой гораздо больший объем задач, чем написание песен, эмоций нет.
Во избежание недоразумений: я не предлагаю вам игнорировать свои эмоции. Но эти эмоции должны быть подвластны вам и помогать вам жить и работать, а не наоборот.
Люди зачастую чрезмерно отрицательно оценивают возможные последствия своих действий и недооценивают положительные аспекты того, что может произойти. Более того, они зачастую не умеют увидеть пользу и вред в долгосрочной перспективе и ошибаются в предсказаниях.
Вы можете дать чрезмерные негативные предсказания там, где предсказания давать вообще не следует или следует дать позитивные предсказания. Например, мысль «Не хочу учиться писать песни, мне будет тяжело» – о чувстве. Она образная, то есть вы представили себе, как вы, еще не зная техник, пишете песни и вам тяжело. Таким образом вы переоцениваете негативные последствия, напрочь забыв о позитивных.
Вам необходимо доказать себе, какая мысль наиболее рациональна, – позитивная или негативная.
Например, вы ловите себя на том, что вместо написания песни уже полчаса не можете собраться с духом, чтобы начать.
Пример рационализации позитивной мысли:
Написав песню, я почувствую себя лучше. Даже если я устану, я продвинусь вперед, стану развиваться в том, что мне нравится, с каждым днем буду чувствовать себя увереннее и круче. Да, возможно, я буду уставать, но я четко понимаю, зачем это делаю.
После попробуйте рационально доказать, что после написания песни вам будет действительно плохо. Сомневаюсь, что у вас получится.
Таким образом, с помощью вышеупомянутых техник мы учимся обходить преграды на пути к цели и замещаем негативные установки на позитивные. Так условная установка «я не заработаю денег на своем творчестве», «всех этих со сцены переодеть, умыть и на завод» или любая другая в процессе написания песен перестанет вас тормозить. На мой взгляд, это просто замечательно. Едем дальше.
Это общее название для состояния творческого тупика, в котором вы не можете начать писать песню, отредактировать написанное или закончить начатое. Кто-то считает это серьезной болезнью, кто-то – ленью или недостатком желания. Однако проблема чуть глубже.
Группа психологов в 1970-е решила изучить это явление и, наблюдая за «blocked writers» (иными словами – писателями / сонграйтерами / артистами / художниками, которые находились в тупике на протяжение нескольких месяцев), пришли к выводу, что состояние творческого тупика состоит из четырех компонентов:
1. Жесткая внутренняя критика.
2. Сравнение себя с другими.
3. Недостаток внутренней мотивации – внимания, концентрации.
4. Недостаток внешней мотивации – желания рассказать свою историю, делиться с миром.
Вероятно, выйти из творческого тупика получится с помощью долгой терапии, но это можно сделать (и довольно успешно) самостоятельно, что подтверждает пример моих учеников и мой собственный. Частично с авторским блоком поможет справиться активно-аналитическая медитация, поскольку, если вы оказались в этом состоянии, скорее всего, у вас есть убеждение «чтобы писать песни, надо ждать вдохновения» или аналогичные формулировки.
Здесь мне хотелось бы подчеркнуть, что одним только переписыванием данного убеждения с помощью активно-аналитической медитации вы не ограничитесь, поскольку потребуется предпринимать реальные действия. Этому есть научное обоснование, и, чтобы не быть голословной, мне бы хотелось в очередной раз обратиться к нейрофизиологии.
Факты, о которых мы поговорим далее, также дадут вам общее понимание того, почему концентрация внимания и медитация на концентрацию внимания так важны.
Нейронная сеть – это объединение разных отделов мозга. То есть когда мы находимся в режиме решения какой-то задачи, активизируются определенные участки мозга.
К примеру, во время решения задачи по математике активизируются три отдела мозга – это одна сеть. А во время прослушивания музыки активизируются три других отдела – это другая сеть. У каждой сети свои функции.
Нас, главным образом, интересуют две сети:
1. Сеть пассивного режима работы мозга
(рекомендую также погуглить: пассивная сеть, базовая сеть, режим «по умолчанию», default mode network, сеть оперативного покоя).
2. Исполнительная сеть
(central executive network).
Пассивная сеть задействована, когда:
1) мы концентрируемся мысленно на себе, витаем в облаках, вспоминаем прошлое, фантазируем о будущем;
2) даем внутренние морально-этические оценки;
3) думаем о том, как нас оценивают окружающие;
4) любуемся собой, думаем о себе, о том, какие мы (хочу ли я, могу ли я, говно ли я, магнолия).
Также пассивная сеть ответственна за любые быстрые эпизодические спонтанные мысли (REST, rapid episodic spontaneous thinking) и нудный внутренний диалог (внутренний критик, приветики). Это настоящая родина иллюзий, токсичной самооценки, неуверенности в себе, тревожности.
Чем больше вы сфокусированы на внутреннем диалоге, тем хуже ваша эмоциональная восприимчивость и способность решать реальные задачи. Потому что, когда работает пассивная сеть, исполнительная не включается.
Связь работает в обе стороны: как только вы останавливаете бесконтрольный поток мыслей, активизируется работа исполнительной сети, отвечающей за активные действия.
При этом пассивная сеть может включаться даже тогда, когда вы что-то делаете, если эти действия происходят на автопилоте (мытье посуды, уборка, прогулка). Поэтому советы из серии «чтобы написать песню – помечтайте, погуляйте, помойте посуду» не только бесполезны, но и вредны.
Я рекомендую своим ученикам совершать ежедневные осознанные прогулки, чтобы перезагрузиться, но всегда заостряю внимание на том, что прямой связи между «погулял – написал песню» нет. Осознанные прогулки – это разновидность медитации на внимание, когда вы концентрируетесь на каком-то из окружающих вас объектов, будь то деревья в парке, хруст снега под ногами или пение птиц.
Пассивная сеть противоположна исполнительной сети, которая активируется тогда, когда человек сконцентрирован на выполнении сложных заданий, требующих внимания, и «забывается», находится «в потоке». Обратите внимание, за ПОТОК, который принято принимать за вдохновение, – отвечает ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СЕТЬ.
Во время работы пассивной сети действительно можно предаться воспоминаниям, страданиям, мечтам, чтобы ПРИДУМАТЬ тему для песни, но, чтобы ее НАПИСАТЬ (даже при условии того, что вы кайфуете, находясь в потоке), вам придется переключиться, и вот с этим у многих возникают проблемки. Мы уже выяснили, что процесс написания очень тесно (и вполне буквально) связан с работой нашего мозга. Следовательно, ни один совет по сонграйтингу как дисциплине не поможет, если вы не приступите к действиям. Надо ли добавлять, что на одном вдохновении далеко не уехать?
Важно понимать, что самодисциплина – это не про насилие над собой. Часто люди действуют по принуждению, не потому что хотят, а чтобы избежать условного наказания. Не потому что хочется сделать лучше, а для того чтобы не стало хуже. Например, работают на нелюбимой работе, чтобы было что есть и где жить.
Вы же в данный конкретный момент пришли учиться тому, чего хотите. Естественно, вы будете чувствовать сопротивление, если никогда не делали этого раньше. Но это нормально! С каких пор вообще сопротивление стало веским поводом чего-то не делать?
Вам может быть очень сложно сделать что-то веселое (а писать песни – весело) и новое для себя. Лично я не знаю ни одного примера, где людей бы принуждали к занятию творчеством. И нет: то, что вас заставляли ходить на сольфеджио в третьем классе («еще спасибо скажешь!»), – плохой пример. Там не было весело. Никто и никогда не заставит вас смеяться пять минут, вам придется делать это самостоятельно.
Я попыталась донести тему самодисциплины максимально деликатно и очень надеюсь, что эти знания о мозге помогут вам не сходить с намеченного пути и не бояться действовать.
Запомните банальную истину:
Для того чтобы написать песню, нужно начать ее писать.
Однако одно осознание этого вам не поможет. Вы можете подключить активно-аналитическую медитацию на проработку данной установки, но также придется действовать, чтобы ее закрепить.
Для этого вам нужно сформировать привычку писать регулярно, которая, к сожалению (или к счастью), не формируется за день.
О медитации мы с вами уже поговорили, знакомо ли вам понятие «free writing»?
«Free writing», или свободное письмо, – это упражнение, при котором писатель пишет непрерывно без остановки и самоцензуры. Главная цель свободного письма – позволить потоку сознания беспрепятственно воплотиться на бумаге или в цифровой форме. Единственное ограничение – количество страниц, обычно я советую писать не больше трех, особенно если вы никогда раньше ничего подобного не делали.
Во время свободного письма необходимо игнорировать грамматические ошибки, пунктуацию и даже логическую последовательность. Важно просто писать, не задумываясь над содержанием или структурой. Это помогает преодолеть барьеры и ограничения, которые могут возникнуть в процессе написания песен. Я всегда рекомендую «free writing» своим ученикам, особенно тем, кто чувствует, что находится в творческом тупике.
Важно помнить, что «free writing» не предназначен для публикации или последующего использования в песнях. Подобный метод скорее помогает раскрепоститься и расслабиться. Поэтому не пытайтесь контролировать свои мысли, пишите как пишется.
Предлагаю сделать это ритуалом. Каждое утро, проснувшись и встав, на трех страницах выписывайте все, что приходит вам в голову.
Прелесть свободного письма в том, что помимо основной своей функции (дать вам возможность расписаться) оно закрепляет привычку писать – при условии, что вы делаете это ежедневно. Таким образом ваш мозг привыкает концентрироваться и запускать работу исполнительной нейронной сети, после чего вам будет гораздо проще приступить непосредственно к написанию песни.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПРИВЫЧКА ЕЩЕ НЕ СФОРМИРОВАНА, А Я ХОЧУ НАПИСАТЬ ПЕСНЮ ПРЯМО СЕЙЧАС, ХОТЯ НЕ ЗНАЮ, С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Если кратко, «object writing» – полезнейшее упражнение, которое стоит также превратить в привычку, если вы решили заняться сонграйтингом всерьез. В отличие от свободного письма, которое поначалу даже нежелательно перечитывать, с результатами «object writing» можно (и нужно) работать. Воспринимайте его как разминку перед тренировкой.
Работает оно так:
• берете листок и ручку (или открываете заметки на айфоне);
• ставите таймер на 3 / 5 / 8 / 15 минут;
• пишете все, что приходит в голову, в течение заданного времени.
По звонку таймера вы прерываетесь и обнаруживаете, что исписали несколько страниц / в телефоне закончилась память. Затем просматриваете написанное и выискиваете в вашей писанине идею, за которую можно зацепиться.
Почему это работает?
Потому что вы, будто медитируя, ФОКУСИРУЕТЕСЬ на потоке сознания. И даже если вам не нравится то, что вы написали за определенное количество минут, – отложите ручку / телефон и поделайте что-нибудь другое. Та самая мысль придет к вам сама. Если вы будете делать это регулярно – вообще забудете про проблемы с вдохновением. Таким образом вы переключаетесь из пассивной нейронной сети в исполнительную и как бы даете мозгу понять: «теперь мы приступаем к работе».
Практиковать дома следующие слова: кофе (1 минута), котятки (3 минуты), радуга (5 минут), солнце (10 минут).
Иногда вы напишете гораздо больше слов за минуту, чем за десять, и это нормально. Иногда вы «распишетесь» ровно к тому моменту, как прозвонит таймер, и это тоже нормально.
Я крайне рекомендую вам практиковать OBJECT WRITING на регулярной основе. Со временем вы можете усложнять эти задания, но начните с простого тайминга. В 99 % случаев, если привычка писать у вас еще не сформирована, мозг будет сопротивляться даже самому простому новому действию и будет искать оправдания, почему этого делать не надо. Ваша задача – не идти у него на поводу и помнить, зачем вы этим занимаетесь.
О’КЕЙ, С КОНЦЕНТРАЦИЕЙ ПОНЯТНО. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ СТОЛКНУЛИСЬ С ВНУТРЕННИМ КРИТИКОМ?
Если вы внимательно читали эту главу, то поняли, что внутренний критик, обесценивание своей работы и чрезмерная рефлексия – это работа вашей пассивной нейросети. Следовательно, выход один – натренировать своего питомца концентрироваться на том, что важно для вас, с помощью техник, которые я дала выше. И полюбить перемены. Если бы мы не рамсились с внутренним критиком на постоянной основе, эта книжка не была бы написана. Возможно, я бы даже не взялась ее писать. Поэтому просто поверьте, это правда работает.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ Я НЕ МОГУ НАЙТИ ВРЕМЯ НА ТО, ЧТОБЫ НАПИСАТЬ ПЕСНЮ, И В ЭТОМ ПРИЧИНА МОЕЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ?
Иногда мне приходится решать довольно много технических моментов, которые также входят в работу сонграйтера, – надо организовать запись или съемку, связаться или встретиться с клиентами, написать эту книгу. Каждое из вышеперечисленных занятий мне нравится, но в какой-то момент я заметила, что в дни, когда, казалось бы, маленьких дел оказывается довольно много, мне бывает сложно сесть за песню. Я, естественно, расстроилась (как это, мне больше не нравится то, что я люблю больше всего на свете?) и решила разобраться, в чем же тут дело. Довольно быстро я наткнулась на отличную статью, основанную на эссе Пола Грэма, который, вообще-то, предприниматель и инвестор в Кремниевой долине, но говорит о вещах, насущных для сонграйтеров по всему миру. Статью можно легко нагуглить, я же решила передать основной ее смысл, адаптировав ее.
Когда я сажусь за DAW (Digital Audio Workstation) или беру в руки блокнот, я улетаю на несколько часов, а затем испытываю чувство вины за то, что день прошел, но «ничего важного» я не сделала, хотя по факту в этот день я написала потенциальный хит, от которого клиент будет в восторге. Знакомая ситуация?
Обесценивать свою работу, впрочем, гораздо проще, нежели объясняться с демоном продуктивности, который нашептывает, что у соседа вчера было три созвона, а ты второй день не можешь договориться о встрече с корайтером, потому что занят написанием соло.
Как оказалось, этот внутренний конфликт можно легко разрешить, если понимать, что существует два типа распорядков дня – расписание менеджера и расписание автора.
Если коротко, расписание менеджера – это порешать все быстро и точечно – шесть встреч, пять скайп-созвонов, запостить десяток сториз в процессе и обкашлять еще несколько вопросиков по пути в спортзал.
Основные задачи менеджера:
– менеджерить (surprise-surprise),
– организовывать,
– брифовать и наставлять людей,
– принимать решения и заниматься планированием.
Расписание автора, мейкера – это сесть на некоторое количество часов (4 / 8 / 10 / 12) за рабочее место и не вылезать оттуда, пока это время не пройдет. Желательно отключить телефон, приклеить на лоб табличку «не беспокоить» и договориться с голосами в голове о тишине. Если неочевидно, почему так, я поясню – вы не добьетесь состояния потока, если вас постоянно будут оттуда выдергивать.
Основная задача мейкера – творить (здесь мы про сонграйтинг, но к этому относятся и дизайн интерьеров, и написание кода, и шитье ковров). Если же разбить день творца на несколько коротких слотов с разнообразными задачами (начать писать трек, сходить на почту, встретиться с партнером, дописать трек), он с вероятностью в 99 % не станет делать ничего. То есть на почту сходит, с партнером встретится, а вот до трека руки, скорее всего, не дойдут.
Менеджеру, напротив, не требуется глубокая концентрация на конкретном деле, но нужно быстро переключаться между задачами. Например, вписывать встречи с людьми в свой график не представляет для него особых проблем – если хотите встретиться с менеджером, просто назовите слот. Для мейкера это трагедия – если на 13:00 у него назначена встреча, встав в 9, он, скорее всего, будет к ней готовиться, а после сокрушаться, что до конца дня времени осталось мало, а он так и не успел изменить мир.
Значит ли это, что вы либо творец, либо менеджер и это нельзя поменять?
Нет, поменять можно все, и это хорошие новости, учитывая то, что артист или сонграйтер без команды должен быть сам себе менеджером. Для этого нужно лишь четко разделять часы или дни, когда вы менеджер, а когда творите, если хотите быть максимально продуктивными в каждой из областей.
Помните, что в каждом из нас живет и менеджер, и творец. Поэтому не стоит ругать себя, если сегодня вы не сотворили шедевр, зато залетели на три съемки и договорились о следующих пяти. Или сотворили шедевр, но не успели зайти в магазин за хлебом. Ради всего святого, это просто хлеб.
Ах, да. С вами все в порядке.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ Я ФОРМИРОВАЛ ПРИВЫЧКУ ПИСАТЬ ТРИ НЕДЕЛИ, А НА ЧЕТВЕРТОЙ У МЕНЯ НЕ БЫЛО ВРЕМЕНИ И СИЛ СЕСТЬ ЗА НАПИСАНИЕ ПЕСЕН? ВСЕ ПРОПАЛО?
Я хочу еще раз подчеркнуть: откаты – это нормально. Результата достигает не тот, кто не откатывается и не срывается, а тот, кто способен отнестись к этим откатам и срывам проще и продолжать дальнейший путь. Чем сильнее вы будете сокрушаться по поводу срыва, тем меньше у вас будет желания возвращаться к занятиям. Поэтому, если вы очень любите себя критиковать, унижать, оскорблять, особенно в том направлении, развиваться в котором вы очень хотите, это никогда не приведет к желаемому результату.
Нужно изначально подготовить себя к тому, что срывы и откаты – естественная часть процесса. Согласитесь, проживать откат гораздо приятнее вместе с «я в тебя верю, у тебя все получится», нежели слушать внутреннего критика, который противным голосом бывшего одноклассника из начальной школы рассказывает, что вы лох, а он так и знал.
Если вы никогда не писали песни, не делайте целью всей своей жизни сразу записать альбом или попасть в чарты. Делайте это постепенно, таким образом показывая своему питомцу-мозгу, что это не опасно. Более того, приятно. Я пишу песни и, получается, делаю то, о чем всегда мечтал(а), это же невероятно круто.
Note to self! Сделай хоть как-то
Пока ваши новые нейронные связи не сформировались и привычка жить по-новому и писать по-новому не выработалась, также можете взять за правило не оценивать свою работу в процессе написания. Помните, что песню важно написать. Важен уже сам факт ее создания.
❐ Определитесь с целью: для чего и для кого вы пишете?
❐ Успокойте мозг и себя. Проведите активно-аналитическую медитацию, если это необходимо.
❐ Выберите для работы место, где вас никто не потревожит.
❐ Убедитесь, что единственный пункт в распорядке дня на сегодня – творить. Если такой возможности нет – организуйте время для творчества так, чтобы не прерываться хотя бы в течение нескольких часов. Обычно это время – ранее утро или, наоборот, поздний вечер.
❐ Возьмите за правило ежедневно заниматься фрирайтингом и выделять несколько минут в день на упражнение «object writing», чтобы приучить мозг к тому, что вы теперь сонграйтер и занимаетесь серьезными вещами.
❐ Если все еще испытываете трудности с тем, чтобы усадить себя за инструмент или письменный стол – перечитайте эту главу. Если вы читали ее внимательно, у вас нет ни единого шанса не написать песню.
❐ Обязательно хвалите себя за то, что двигаетесь в сторону того, чего хотите. Если внутренний критик бушует и ваши доводы пока кажутся ему не слишком убедительными, похвалите себя за то, что дочитали книгу до этого момента.
❐ Готово! Вы восхитительны, контролируете творческий процесс и готовы написать огромное количество прекрасных песен!
P. S. Если после прочтения этой главы вместо сонграйтинга вы решите посвятить жизнь изучению работы мозга, я пойму.