Одной из задач государства является развитие высокотехнологичных отраслей экономики, что способствует укреплению позиции России на мировом рынке и модернизации традиционных отраслей экономики, и, как следствие, влияет на уровень благосостояния общества.
Между тем, их развитие предполагает возложение значительной финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней, что обуславливает необходимость сотрудничества государства с хозяйствующими субъектами в целях привлечения негосударственных инвестиций и управленческих кадров в инновационную сферу.
Предпосылкой такого сотрудничества выступает создание технико-внедренческих особых экономических зон (далее – ОЭЗ) – территорий, на которых действует особый режим предпринимательской деятельности, предусматривающий предоставление хозяйствующим субъектам ряда гарантий и льгот. Создание ОЭЗ представляет собой достаточно перспективное направление сотрудничества в целях привлечения инвестиций и дальнейшего укрепления экономического и научного потенциала Российской Федерации[1].
В ОЭЗ по приоритетным для России направлениям развития науки, техники и технологий заключаются соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности (далее – ТВД) между Министерством экономического развития Российской Федерации, управляющей компанией и хозяйствующим субъектом. Посредством их заключения и исполнения обеспечиваются частные (коммерциализируется высокотехнологичная продукция) и публичные интересы (развиваются высокотехнологичные отрасли экономики).
Несмотря на значимость деятельности, осуществляемой по соглашению об осуществлении ТВД, состояние его правового регулирования нельзя назвать эффективным и достаточным. При этом существуют и серьезные проблемы теоретического характера: о правовой природе и юридической характеристике данного соглашения, его существенных условиях, субъектном составе, заключении, изменении и прекращении его действия.
Вопросы, связанные с соглашениями об осуществлении предпринимательской деятельности (в т. ч. ТВД) в ОЭЗ, затрагиваются в трудах В.К. Андреева «Предпринимательское законодательство России: Научные очерки», В.Н. Лисицы «Особые экономические зоны Российской Федерации», а также в диссертационных исследованиях М.В. Батырова «Административно-правовые основы функционирования особых экономических зон в Российской Федерации», Д.А. Благова «Правовое регулирование отношений в сфере осуществления предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон Российской Федерации», А.В. Гасумяновой «Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах Российской Федерации», К.С. Свинцовой «Административно-правовой режим особых экономических зон».
В данных трудах авторы исследуют соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности в ОЭЗ независимо от вида осуществляемой в рамках данных соглашений деятельности, что не позволяет выявить специфику ТВД.
Исследованию непосредственно соглашения об осуществлении ТВД, а именно, вопросам юридического равенства Министерства экономического развития Российской Федерации и резидента ОЭЗ (далее – резидента) в рамках данного соглашения, а также понятию и признакам ТВД уделяется внимание в диссертации Е.Е. Серебряковой «Технико-внедренческие особые экономические зоны: правовые аспекты создания и функционирования».
Не умаляя значимости проведенных авторами исследований, необходимо отметить, что за пределами их внимания остались вопросы о месте данного соглашения в системе гражданско-правовых договоров и его юридической характеристике, в т. ч. характеристике в качестве формы государственно-частного партнерства (далее – ГЧП), особенности правового статуса сторон данного соглашения и его заключения, изменения и прекращения.
Данная монография может быть интересна как ученым-исследователям правового института ОЭЗ, а также соглашений об осуществлении предпринимательской деятельности в их границах, так и практикующим юристам и экономистам, а также хозяйствующим субъектам, намеревающимся осуществлять предпринимательскую деятельность в ОЭЗ.