Интересно проследить, как психологическая старость взаимосвязана с ощущением «нужности». Или, другим словом, «востребованности». И даже не просто востребованности, а «социальной востребованности». Это когда человек кому-то потребен, в смысле – потребности удовлетворяет. А зачем он еще нужен? Незачем!
В «социальной востребованности» можно выделить три аспекта, они наглядно показаны в таблице:
Из таблицы всё должно быть понятно, и всё же «разжую по полочкам».
Человек может быть социально нужным в трёх смыслах.
1. В половом. Когда с ним хотят сношаться.
2. В профессиональном. Когда от него ждут квалифицированного выполнения трудовой функции.
3. В родственном. Когда от него ждут:
– послушания и почитания (родители);
– заботы (о подрастающих детях, о состарившихся родителях);
– помощи (в «подъеме» внуков).
И получается, что где-то в среднем возрасте человек «максимально востребован», ибо:
– особи противоположного пола хотят (и имеют в прямом смысле);
– работодатель хвалит за профессиональные достижения (и имеет, присваивая львиную долю прибавочной стоимости, об этом К. Маркс в «Капитале» доходчиво написал);
– свои дети и свои же родители требуют заботы (и тоже имеют, по сути, ибо на них тратятся ресурсы – время, силы, деньги).
Человек «максимально востребован», конечно, зато и имеют его тоже по полной.
А в старости что:
– особи противоположного пола уже не хотят, разве что после пачки виагры и бутылки водки;
– работодатель уже не хвалит, ибо наступила счастливая пенсия (и грошовая одновременно);
– дети выросли, родители сдохли.
И человек, получается, в старости «не востребован». Не желанен. Не полезен. Не нужен.
А раз «не востребован», нет «социального признания». Которое, по сути, фитюлька, дурилка картонная, но человек на него «подсажен», как торчок на героин. Правда, торчок без героина может переломаться и завязать. А старик без «социального признания» зачахнет и умрёт.
Кирдык ему. Без вариантов.
Социум выжал и выбросил. Как мусор.
Люди играют в игры, все и всю жизнь. Для стандартной социализированной особи доступны три вида игр: любовно-половые, карьерно-профессиональные и семейно-родственные. Есть и особые виды игр, доступные немногим: власть, большой бизнес, художественное творчество (с реальным признанием), научный поиск, интеллектуальные состязания (с большим призовым фондом).
Что такое игра?
Во-первых, источник смысла. Ответ на вопрос: «Зачем я живу?»
Во-вторых, источник социального признания. Энергии, которая питает душу социализированного индивида.
В-третьих, источник вызова, азарта и триумфа. Это эмоции, которые держат душу в сильном тонусе, и делают жизнь захватывающей и интересной.
Человек постепенно выбывает из социальной игры, в трёх возможных смыслах. Он перестаёт быть участником:
– любовно-половых игр (утратил привлекательность и физические кондиции);
– карьерно-профессиональных игр (ушел на пенсию);
– семейно-родственных игр (дети выращены, внуки подняты).
Выбытие из социальных игр ведет к двум следствиям:
– ощущение невостребованности, отсутствие социального признания;
– ощущение, что незачем жить, скука и бессмысленность
Человек начинает быстро чахнуть, и в итоге умирает. Имеется в виду, задолго до истощения возможностей организма (на 120 лет он рассчитан, а некоторые авторы утверждают, что на гораздо больше).
Чтобы избежать этого печального исхода, и отодвинуть его во времени как можно дальше, нужно еще в молодости озадачиться поиском личного пространства для социальной игры, которая не закончится в принудительном порядке после выхода на пенсию. Какая социальная активность может выступать в качестве такого игрового пространства?
1. Власть. В различных масштабах. Государственная, корпоративная. Реальная власть, над живыми людьми, а не в компьютерной игре.
2. Большой бизнес. Когда человек возглавляет крупную компанию, занимающую заметную долю на рынке.
3. Творчество. Имеется в виду – художественное. Причём сопровождаемое реальным социальным признанием. Когда есть лояльная аудитория, заинтересованная в творческом продукте автора, потребляющая его и платящая за это деньги. Кружок рисования картин по номерам с последующим синхронным нахваливанием друг друга – это не то.
4. Научный поиск. Когда человек что-то ищет и открывает. В идеале, получая за это Нобелевскую премию, одну за другой. «Познание себя», которым утешаются некоторые граждане, к сожалению, не даёт такого эффекта, как реальная научная деятельность. Даже отдалённо.
5. Интеллектуальные состязания. Например, в шахматы или в покер. Обязательно – с большим призовым фондом, возможно на международном уровне. На лавочке с соседями – это не то.
Всеми этими активностями человек может заниматься, независимо от возраста. Наращивая влияние, мастерство, ставя новые цели и достигая их.
Такому человеку не надоест жить.
Отвечу на закономерный вопрос: почему представители власти и большого бизнеса, искусства и науки, – всё-таки умирают гораздо раньше 120 лет. Потому, что они привычно смирились со смертью, как и все. И отыграли стандартные социальные роли, сначала старика, ожидающего смерти, а потом покойника. Одно другому не мешает.
Посмотрите на таблицу:
На «большую игру» способны единицы. В смысле быть гениями в своей сфере. Хотя бы потому, что государств и транснациональных корпораций на всех не напасёшься, а новые направления в искусстве и революционные научные теории тоже создаются весьма нечасто, как показывает практика.
Так что 2-я колонка таблицы – удел единиц, и часто зависит от везения. И метить в нее точно не стоит. Ибо там обитают такие акулы, бизнеса и политики, что схарчат на один зуб. И без кетчупа.
3-я колонка, средний уровень, это то, что доступно в общем-то любому старательному человеку, которому интересно то, что он делает.
Ну, а 3-я колонка, которую большинство считает «средним уровнем» – это не средний уровень, товарищи. Это дно. И если считать дно «средним уровнем», на этом самом дне и будешь всю жизнь сидеть. Бррррр…
А теперь давайте представим, что некто умудряется достичь «среднего уровня», то есть социально заметного результата, в двух различных контекстах. Например:
– создал сравнительно небольшую политическую партию, со внятной программой, нашёл своего избирателя и «пробрался» в Госдуму + рисует и продаёт картины на зарубежных интернет-площадках, иногда выставляется в какой-нибудь «Эрарте»;
– создал еще одну фаст-фудную сеть и занял свою нишу в Москве или Питере + пишет романы, которые продаются в Буквоеде и покупаются, а один его роман даже экранизировали;
– создала свою авторскую концепцию в психологии, ну какую-нибудь, защитила кандидатскую, и популяризирует ее (пишет книжки, читает лекции, ведет семинары), зарабатывая на этом + иногда снимается в кино, в сериалах, где за выразительность и артистизм ей дают главные роли.
А теперь посмотрите на рисунок:
Низ пирамиды – это крайняя правая колонка таблицы. Дно.
Просто таланты – это колонка 2-я справа. Средний уровень.
Супер-гении – это мастера «большой игры», они в таблице третьими справа.
А те три примера, о которых я написал отдельно, средний уровень по двум контекстам, это «многогранные таланты». Они между средним уровнем и большой игрой. Их жизнь осмысленна и успешна, если то, чем они занимаются, интересно им и приносит финансовую отдачу. И на этот уровень попасть гораздо легче, чем на верхний. На верхний вообще не попасть гарантированно, ибо конкуренция огромна.
В общем, я к тому, что, если хочешь жить неприлично долго, метить нужно на уровень «многогранный талант», а не «супергений». Многогранного таланта вполне достаточно, чтобы с избытком ощущать «социальную востребованность» и «социальное признание», из-за прекращения которых человек чахнет и умирает.
Под занавес скажу, что контекстов (областей реализации) может быть 2 или 3. Поскольку 4 – это уже перебор, и очень вряд ли во всех достигнешь значимого результата, а именно это важно. Занятия в режиме «для себя» бесполезны с точки зрения продления жизни. Ну а всего 1 контекст… это вариант социальных винтиков.
Что такое счастье? Оно включает три элемента.
1. Чувство удовлетворенности, комфорта. Довольство ситуацией, принятие ее такой, какая она есть.
2. Довольство собой. Часто говорят «принятие себя таким, какой есть».
3. Одобрение значимого окружения. Принятие этим самым окружением. Иногда это называют «гармонией с миром». Подразумевается именно окружение, ибо гармония с деревом в парке или с облаком в небе (части физического мира) – это явная бессмыслица.
Чем обеспечивается это самое «счастье»? Шестью вещами: семья/родные, друзья, работа, секс, развлечения, вредные привычки (маленькие человеческие радости). Большинство стремится к счастью, и полагает, что это в жизни главное. Проблема в том, что эти 6 мотивов перестают «работать», когда человек состарится, и его жизнь становится бессмысленной и скучной.
В основе счастья – способность «принимать» и «быть в гармонии». Многие считают, что «принимать» – это главная добродетель. На мой взгляд, это добродетель терпилы.
Принятию того, что есть противоположны амбиции.
В основе амбиций – неудовлетворенность. Самим собой и окружающей ситуацией. И следующее из этой неудовлетворенности желание произвести перемену, поменять себя или ситуацию. Например, сбросить лишние 10 кг. вместо того, чтобы самоуспокоительно «принимать свое тело таким, какое есть». Или расширить бизнес и захватить половину рынка, вместо того чтобы сидеть на попе ровно в освоенном сегменте.
Именно юношеский амбиции – это залог по настоящему активной жизни (и в частности, старости), когда человек до конца жизни остаётся в игре. Пример реализации амбиций – деятельность Илона Маска, который клепает ракеты и в космос пускает. И, кстати, стал самым богатым человеком в мире. Какой молодец!
Амбиции свойственны юности. В одной кандидатской диссертации я читал, что кризис среднего возраста подразумевает отказ от мечты, обесценивание мечты. Имеются в виду именно юношеские максималистские амбиции.
Окружение, состоящее из среднестатистических заурядностей, амбиции гасит на корню, подавая сигналы неодобрения разными способами. Они хотят, чтобы человек отказался от своих амбиций, ибо посредственностям непереносимо видеть, как кто-то поднимается. Они завидуют, ибо сами мало на что способны.
Если для человека главная цель – счастье, он всю жизнь просидит в болоте, которым является привычное окружение и привычный уклад жизни. А когда окружение станет вымирать, он отправится следом. Он жил как все, и умрёт как все. За компанию.
Счастье, точнее, стремление к счастью – это чрезвычайно вредная штука, для тех, кто хочет жить больше среднестатистических 70-80 лет. И не просто растительно существовать, а принимать вызовы жизни, отвечать на них и одерживать победу.
Когда марафонец бежит марафонскую дистанцию – он не счастлив. Ему некомфортно, до жути. Но он бежит. И если не сдастся – добежит до конца. И испытает триумф – чувство победителя. Это ощущение, которое питает душу, и даёт силы двигаться вперёд. И жить дальше.
Каждый год, с 10 по 22 октября, я езжу в Пушкин, там есть Екатерининский и Александровский парки. В некоторые годы ездил по 7-8 раз. На мой вкус, это самые прекрасные места во Вселенной. Именно в эти дни, когда листья пожелтели, и еще не опали. И там я часто встречаю толпы китайцев – туристов. И все они старые. А где же молодые китайцы, и китаянки, ну всего один или одна? Их нет. Почему? Потому что молодые работают. А старым перед смертью позволили немного «подышать». Но перед смертью, как говорится в известной поговорке, не надышишься.
Такие вот вояжи приводят как пример активной старости.
Еще примеры – когда стареющие люди занимаются каким-то спортом, типа скандинавской ходьбы, обязательно вместе с другими старичками. (Скандинавская ходьба – это вообще отдельная хохма, ее придумали, потому что лыжи летом продавать нельзя, но очень хочется, значит, хоть палки продадим. Акулы маркетинга!)
Или ходят на бесплатные музыкальные концерты, которые в библиотеках Питера проводят. Концерты, кстати, зачётные, сам одно время на них ходил, на них можно услышать отдельный инструмент, а не оркестр, как если в большой зал идти.