Социология права возникла на прочном фундаменте философско-правового знания, в рамках которого были найдены ответы на самые общие вопросы о происхождении и сущности права. В рамках исторической эволюции философии и социологии права получили освещение все другие сугубо социальные проблемы, о которых пойдет речь в настоящей главе.
Первые философские воззрения о праве появляются еще до возникновения в Древнем Риме юриспруденции. Тогда же стали закладываться предпосылки основных философских подходов к праву: естественно-правового, легистского и др. Причем философское осмысление феномена права осуществлялось в тесной взаимосвязи с государственно-правовой практикой и на основе рефлексии об особенностях устройства и функционирования первых политико-правовых установлений и образований в истории цивилизованного человечества. Поэтому рассмотрение эволюции правовых воззрений нельзя отрывать от политической практики зарождения и деятельности тех или иных древних государственных форм, являвшихся предшественниками современных государств.
Итак, формирование первых правовых представлений происходило посредством первоначального осмысления эмпирического политико-правового опыта и попыток философского обоснования содержания первых нормативно-юридических установлений. И лишь впоследствии, по мере создания общественных условий, выработки соответствующей политико-правовой культуры, стали формироваться систематизированные философские концепции права.
Принято считать, что первые в истории человечества философско-правовые идеи появились в царстве Лагаш в 2360 г. до н. э. вместе с первыми законами этого государства. Позднее, в XVIII в. до н. э., были изданы знаменитые законы вавилонского царя Хаммурапи. В его судебнике законы упорядочивали отношения подданных по поводу собственности, брака, семьи и др. Также хорошо известны справедливые законы древнегреческого царя Солона, появившиеся в 594 г. до н. э. Все эти позитивные социально-правовые преобразования стали объектом философского осмысления.
Не только в Средиземноморье, но и в древних Индии и Китае тоже появлялись свои правовые установления. Так, в I тыс. до н. э. появились знаменитые индийские Дхармашастры, ставшие первыми источниками правовых норм, основывавшихся на священных Ведах, традициях, жизненном опыте и обычаях добродетельных людей. Такого рода синтез религиозных установлений и традиционных норм содержится еще в одной правовой теории – конфуцианстве (VI в. до н. э.). В древнем Китае конфуцианцы обосновали тезис о том, что правовые установления есть собрание единых правил поведения подданных на основе справедливости, разума и морально-религиозных заповедей. При этом источником власти в императорском Китае выступал монарх как верховный правитель страны.
При всей значимости названных исторических феноменов нельзя не заметить того, что все они еще не являлись систематизированными попытками обосновать философско-правовые постулаты. Среди античных мыслителей одним из первых интересную философскую интерпретацию законов государства предложил в поэме «Теогония» знаменитый Гесиод (VIII–VII вв. до н. э.). Он ввел понятие «номос» для характеристики законов, выражающих предписания Зевса, идеи справедливости и законопослушания, которые противостоят насилию и беззаконию.
По мнению Ж. Карбонье, впервые философско-социологическая интуиция проявилась по вопросам права у античных софистов. Так, Гераклит (VI–V вв. до н. э.) «с успехом применил к правовым явлениям свое учение о противоположностях, конфликтах, диалектике справедливого и несправедливого»[12]. Гераклит также говорил о том, что, согласно вечному логосу (всеобщему закону), люди от природы наделены чувством справедливости, которому они призваны следовать в своей жизни, закладывая его в законы.
Также к предшественникам правовой теории относится Платон (V–IV вв. до н. э.), который в концепции полиса и закона рельефно сформулировал свою философскую доктрину, где продолжил разрабатывать заложенные Сократом (V–IV вв. до н. э.) идеи о необходимости господства в античных городах-полисах разумных и справедливых законов. Он также говорил о том, что только реальная власть справедливых и добродетельных законов является условием полисной демократии и благополучного развития государства и граждан. Правда, в реальности он таких законов не усматривал и перенес их действие в свое идеальное государство, философская теория которого обогатила не только политическую, но и правовую науку. Платону принадлежит мысль о том, что близкая гибель ждет то государство, которое находится под властью не справедливых и добродетельных законов, а пристрастных и слабых людей.
На уровень философских обобщений поднял анализ правовых проблем Аристотель (IV в. до н. э.), который в своем трактате «Политика» в процессе рассмотрения правильных и неправильных форм государства затронул также проблемы философии права. Речь идет о том, что он не только ввел понятия «политическая справедливость», «естественное право» и «политическое право», но и разработал философские основания теории естественного права (юстнатурализма). Он считал, что справедливость как важнейшая составляющая закона и отношений людей в государстве проистекает из следования требованиям универсального «номоса», существующего независимо от созданных людьми законодательных установлений. И если естественное право заключается в поддержании в государстве общественного порядка, обеспечивающего защиту естественных прав и свобод людей, то политическое право лучше всего отвечает природе человека как «политического животного» и выражает человеческие представления о справедливости в государстве и его взаимоотношениях с людьми. Кроме того, по утверждению Ж. Карбонье, Аристотель внес вклад в подготовку научных основ правовой социологии своими исследованиями по вопросам частного права, например института семьи[13].
Немного позднее Аристотеля знаменитый Эпикур (IV–III в. до н. э.) тоже внес свой вклад в философское обоснование права. Ему принадлежит плодотворная идея о договорном происхождении государства и его нормативных установлений (законов и других правовых актов). Существенной характеристикой таких установлений, выражающей их договорную природу, является их связь со справедливостью, предусматривающей свободу, равенство и независимость граждан в государстве. Как известно, эти идеи получили продуктивное развитие лишь в условиях Нового времени в концепциях Гуго Гроция, Джона Локка, Шарля Монтескье и др.
Среди античных мыслителей самый яркий след в разработке философско-правовых идей оставил Марк Туллий Цицерон (II–I в. до н. э.), который также внес свой вклад в формирование тогда уже возникшей юриспруденции. Прежде всего обращает на себя внимание его утверждение о том, что в основе права лежит присущая природе справедливость, «вписанная» в души всех людей творцом, призывающая их к исполнению законов, долга и запрещающая им совершать преступления. Такое естественное право возникло раньше государства, которое призвано, на самом деле, быть по своей природе воплощением права, т. е. справедливым. Критерием справедливости реального государства является его соответствие ценностям естественного права и гарантированное исполнение им основных прав и свобод человека.
С открытием новой, христианской эры в истории человечества в понимание права были привнесены новые идеи. Оно стало рассматриваться под углом зрения создания условий для жертвенной любви к Всевышнему как выразителю нравственных начал в праве, воплощению в нем милосердия, благочестия и справедливости. Сложилась теологическая философско-правовая парадигма, в соответствии с которой божественная воля утверждалась через освящаемые церковью установления и выражалась в духовно-светском порядке общественного устройства и жизнедеятельности людей. Среди средневековых мыслителей особое место занимает Аврелий Августин (Блаженный), который в знаменитом трактате «О граде Божием» (V в.) не только обосновал широко известную доктрину двух мечей, но и последовательно аргументировал идею сотворенного Богом на земле правового порядка, воплощающего идеалы божественной справедливости и благочестия, любви и сердечного служения Всевышнему. Этот порядок необходим для предупреждения преступных деяний людей.
Еще дальше в теологическом обосновании права пошел Фома Аквинский (XIII в.), предложивший в трактате «О правлении государей» свою концепцию права, принципы и ценности которого выводились из Священного Писания и здравого человеческого разума (смысла). Философ полагал, что право представляет собой действие высшей справедливости в божественном порядке человеческого общества и существует в трех ипостасях: божественном, естественном, человеческом праве. Божественное право заключено в Священном Писании. Естественное право заложено в людей Всевышним от сотворения мира и человека, уравнивает их друг с другом в правах и свободах и является духовным основанием для появления человеческого права, сочиняемого самими людьми. Человеческое право, по мнению Фомы Аквинского, воплощается в издаваемых монархом законах и должно соответствовать ценностям и принципам божественного и естественного права и из них вытекать.
Таким образом, уже в средневековой философской мысли предпринимались успешные попытки научного обоснования сущности права, исходя из божественного содержания его основных ценностей. И хотя эти идеи еще не были в полной мере философией права, но свой вклад в её подготовку названные мыслители, несомненно, внести.
На финише Средневековья в условиях начинавшейся эпохи Возрождения произошел переход от теологического к естественно-научному истолкованию права. У истоков этой научной традиции находился знаменитый флорентиец Никколо Макиавелли, который в начале XVI в. разработал новую философскую концепцию происхождения власти, политики, государства и права. Речь идет о его знаменитом трактате «Государь», в котором он обосновывает объективную историческую обусловленность последних. В нашем случае наибольший интерес имеет утверждение этого мыслителя о земной, но не божественной основе правовых установлений – законов, указов государей и др. Но Макиавелли лишь обозначил эту философско-правовую идею.
Углубленную разработку вышеназванной проблематики осуществил в начале XVII в. Гуго Гроций. Он также исходил из исторической обусловленности политико-правовых явлений и считал, что существует неизменное естественное право, связанное с природой человека, его правами и свободами и вытекающее из них. Оно абсолютно и неизменяемо, имело место вечно и будет существовать до тех пор, пока есть люди. Оно имеет общественный характер, ибо, по мнению Гроция, возникло вместе с государством на основе общественного договора между свободными и независимыми людьми для защиты их естественных и неотчуждаемых прав и свобод, включая право собственности. Вместе с тем он подчеркивал, что, создавая государство и право, свободные люди передали (делегировали) правительству только часть, причем – меньшую, своих полномочий, оставив за собой такую долю свобод, прав и полномочий, которая несоизмеримо больше переданных государству. Ведь государство и право создаются не для порабощения людей, но для служения обществу и защиты основных прав и свобод человека. Причем, учитывая экспансивный характер власти, люди не должны ждать от нее милости, а твердо ограничивать ее действия изначально закрепленными за нею функциями.
В конце этого же столетия идеи Гроция получили продолжение и развитие в философском творчестве Джона Локка, который в своей договорной теории государства специально подчеркивал, что в таком государстве должен господствовать справедливый закон, признающий приоритет естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и защищающий их властными средствами. Наличие таких прав и свобод обусловливает правомерность сопротивления любым попыткам их ущемления или притеснения людей. В противодействии произволу власти, по мнению Локка, уместны и оправданны любые законные средства и методы, включая судебные процессы. Но все-таки главным условием и способом гарантирования естественных прав людей в государстве, по его убеждению, является разделение властей на законодательную, правительственную и «союзную». Существование и функционирование самостоятельных, независимых и равноправных институтов государственной власти – это главный гарант от политического произвола и вмешательства в частную жизнь людей. В этом случае и юридические установления власти также полнее выражают и защищают основные права и свободы граждан или подданных. В целом же, по мысли Локка, власть обязана уважать и признавать права и свободы людей, издавать такие законы, которые соответствуют им и их защищают.
Философское обоснование принципа разделения властей довел до логического завершения Шарль Монтескьё, чей трактат «О духе законов» (1748) уже содержит элементы не только философского, но и социологического анализа. По мнению Ж. Карбонье, в этой книге «перед нами уже юридическая социология, ставшая наукой»[14]. В своем трактате Монтескьё не только формулирует классическую триаду ветвей власти (законодательную, исполнительную и судебную), но и показывает соотношение законов, издаваемых государством, с различными общественными явлениями. Он отмечает, что законы и право в целом обусловливаются целой совокупностью различных обстоятельств: формой правления, нравами, обычаями, демографическими и природно-климатическими факторами. Он также пишет о справедливости естественного права, идущего от общества и проистекающего из природы человека. Также ценностям справедливости должны соответствовать все законы, издаваемые государством на основе рационалистических начал.
Следует заметить, что политико-социологические и правовые сюжеты встречаются также в трудах таких французских просветителей XVIII в., как Вольтер, Руссо и Дидро. Например, Вольтер тяготел к социологии здравого смысла и подчеркивал роль человеческой воли в формировании права и юридических установлений. Он считал, что в юридических актах всегда присутствуют хитрость и обман со стороны властвующих. Он изрек знаменитую формулу, согласно которой законы «делает тот, кому это выгодно». В отличие от него, Руссо считал, что существует определенное различие между нравами и нормами права, которые несут на себе печать личности законодателя. Поэтому Руссо рассматривал правовые институты не в их юридическом виде, а в реальном. Наконец, следует сказать и о Дидро, который прославился замечаниями на проект Свода законов Екатерины II, а также приверженностью идее эволюционизма в отношении естественного права, которую он отразил в своей «Энциклопедии».
Наконец, заключительным пунктом философской предыстории правовой социологии стала классическая немецкая философия в лице Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (XVIII–XIX вв.). Кант в своем метафизическом учении о морали и праве осуществил глубокий анализ естественного права. Последнее, по его мнению, есть проявление практического разума и средство согласования через государственную власть конфликтных интересов граждан и подданных в обществе. Праву по самой своей природе должна принадлежать верховная власть в обществе, ибо оно, по мысли философа, ограничивает свободу каждого условием ее согласия со свободой всех других, насколько это возможно по общему закону Аксиомами всеобщего правового состояния граждан в государстве являются, во-первых, свобода каждого человека; во-вторых, равенство всех людей как подданных или граждан; в-третьих, самостоятельность каждого члена гражданского общества.
На уровень высоких мыслительных обобщений поднял философию права Гегель в своем трактате «Философия права» (1820). Он утверждал, что сферу права образует наличное бытие свободы, а почвой права является свободная воля людей. Поэтому система права есть царство реализованной свободы, мир духа и его (духа) вторая природа[15]. Гегель разработал также оригинальный алгоритм поэтапного развития свободной воли к праву.
1. Начинается это развитие через абстрактную (единичную) волю личности, посредством которой реализуется абсолютное право человека на присвоение всех вещей и каждый получает право вкладывать свою волю в любую вещь.