Русская Православная Церковь всегда сочетала религиозную и духовно-просветительскую деятельность с социальным служением. Анализ исторического прошлого нашего Отечества позволяет утверждать, что за долгие годы атеизма в России были утрачены многие традиции социального служения Церкви. Поэтому сегодня не только общественность, но и клирики по-разному понимают цели, формы и методы социальной работы, способы ее организации.
Социальное учение Церкви является в значительной мере нормативным, то есть социально-этическим, преобразовывающим истину веры и норму жизни общества. Попытки лишить Церковь права социального учения как со стороны неверующих, так и со стороны некоторых верующих нарушают или стесняют полноту церковной жизни.
Социальное учение есть представление Церкви об общественном идеале и суждение о современном обществе. Суждение о мире и обществе высказывается в той мере, в какой этого требует природа Церкви и ее миссия в этом мире. Дублировать задачи политического управления или научного исследования общества ей не требуется.
Мировоззренческие основы, пророческая и пастырская природа Церкви, ее духовная власть, пронизывающая весь мир и преображающая все существо человека, создают достаточно возможностей для освящения и освещения социальной жизни.
Суть христианской проповеди заключается не просто в передаче некоей суммы знаний, а в том, чтобы подготовить почву для благодатной встречи человека с Богом. Даже если вдохновить кого-то словами Евангелия, а потом проявить холодность и безразличие, можно оттолкнуть людей и от Церкви, и от Бога.
Многие православные миссионеры, еще не зная языка народа, среди которого они оказались с христианской проповедью, завоевывали авторитет заботой о просвещаемых: лечили их, учили, помогали во всем. Христианская проповедь воспринималась затем как продолжение этой заботы. Таким образом, дела милости, называемые ныне официальным термином «социальная диакония» или «социальное служение», являются неотъемлемой частью миссионерской деятельности Церкви.
Вступив в третье тысячелетие от Рождества Христова, Русская Православная Церковь одной из приоритетных своих задач ставит совершенствование традиционных и развитие новых форм социального служения, отвечающих вызовам времени и общества, в котором мы живем.
Данная работа авторского коллектива Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы является попыткой восполнить пробелы в изучении теоретических и практических аспектов социального служения.