Реформирование системы образования и социальной сферы России актуализирует разработку и внедрение новых форм обучения специалистов, занятых как в области светской социальной работы, так и в сакральном пространстве социального служения Русской Православной Церкви.
Развитие диалога конфессий и гражданской толерантности, упрочение социального партнерства государства и Церкви находят свое отражение в развитии ярких и полезных проектов, направленных на формирование профессиональной компетентности прихожан Русской Православной Церкви в сфере теории и практики современного социального сервиса.
Именно к таковым и относится проект, в рамках которого создана эта хрестоматия. Ее изначальное целевое предназначение – предложить слушателям удобную в учебной работе, компактную по содержанию и современную по структуре книгу. Обращение к ней позволит читателю найти ответы на базовые вопросы, актуальные в процессе практической реализации высокой миссии социального служения. Изучение материалов данной хрестоматии будет полезно и для освоения нового уровня профессионального статуса слушателей в области современной социальной работы. Материалы хрестоматии представлены в соответствии с логикой развития самой социальной работы как профессиональной и добровольческой практики.
Во-первых, речь идет о генезисе социальной работы как практико-ориентированной деятельности, исторических истоках становления института светских и конфессиональных социальных практик в России. Особое внимание уделяется социальным проектам современного Санкт-Петербурга.
Во-вторых, в хрестоматии компактно представлены академические сведения о духовно-нравственных основаниях социальной работы. Поскольку, именно высокие духовные составляющие личности в сочетании со строгим внутренним нравственным «цензором» актора социальной работы позволяют ему стать подлинным профессионалом своего дела. Знание основ профессиональной этики социального работника позволит слушателям более глубоко осознать свою собственную мотивацию включенности в процесс социального служения и поможет в конкретных ситуациях принятия решения в контакте со своими клиентами.
Следующий раздел хрестоматии познакомит читателей с теоретико-методологическими основаниями социальной работы, позволит понять ее место и роль в системе современного научного социогуманитарного знания. С целью более четкого осмысления слушателями практической направленности социальной работы, в данный раздел включены материалы об организационных аспектах деятельности современных социальных служб как в светской социальной практике, так и в сфере социального служения Русской Православной Церкви.
В формировании нового профессионального уровня в сфере социальной работы у слушателя образовательных программ социального профиля большое значение принадлежит его технологической компетенции. Именно она является важнейшим индикатором профессионализма и позволяет осознавать причину эффективности, или наоборот – неэффективности – применения тех или иных методов и технологий практической социальной работы. Поэтому в следующем разделе хрестоматии представлен широкий спектр материалов, которые помогут слушателям не только познакомиться, но и принять к практическому применению современные наработки в сфере развития классических, традиционных методов и технологий социальной работы, усвоить инновационные технологии, оценить возможность их применения в практике церковного социального служения.
В целом, исторические, духовно-нравственные, научно-организационные и технологические основания социальной работы находят свое отражение в процессе обучения этой специальности и нацелены, в конечном счете, на успешное развитие социальных практик «вспомоществования страждущим».
Поэтому в хрестоматию включен раздел, материалы которого знакомят слушателей с исходными направлениями современного социального образования, направленного на формирование профессионального мировоззрения и компетенций современного специалиста социальной сферы. Процесс подготовки персонала социальных учреждений связан и с политикой, проводимой в области высшего образования, и с потребностями в квалифицированных кадрах, в которых нуждается социальная сфера России. Поэтому знакомство с исходными положениями современного социального образования, некоторыми особенностями организации учебного процесса по новым (кредитно-модульным) технологиям обучения будет способствовать повышению профессиональной аутентичности наших слушателей, представителей системы социального служения Русской Православной Церкви.
Данный проект объединяет в себе возможности науки с возможностями современного социогуманитарного вуза в целях повышения результативности светской и церковной социальной практики.
В хрестоматии, главным образом, представлены материалы из публикаций профессорско-преподавательского состава Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы и Санкт-Петербургского государственного университета.
Хрестоматия предназначена для специалистов, занятых в области современных социальных сервисов, сотрудников волонтерских миссий, персонала общественных организаций, ориентированных как на профессиональную, так и на непрофессиональную социальную работу.
Особая целевая группа, для которой предназначено данное издание – слушатели программ дополнительного образования, работающие в системе социального служения Русской Православной Церкви.