Гуманистические традиции восточных славян, которые составили этническую основу русской нации, складывались под влиянием разнообразных факторов, основными среди которых были условия их жизни и быта. Уже на ранних стадиях развития у восточных славян проявились способности к состраданию и сопереживанию, готовность откликнуться на чужую беду, прийти на помощь. Основными занятиями древних славян были дела мирные – земледелие, скотоводство, ремесленничество, что способствовало формированию таких черт характера, как уравновешенность, незлобивость, простота нравов и обычаев. Об этом свидетельствуют многие письменные источники зарубежных путешественников и историков древности, которые побывали у славянских племен (византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский, византийский император Маврикий – конец VI – начало VII в. и др.). Все они отмечали прежде всего гостеприимство славян, их доброжелательность, гуманное отношение к пленным и др.
Не менее важные сведения о быте и нравах восточных славян содержат отечественные документальные источники и произведения литературы: “Повести временных лет” (XII в.), работы выдающихся русских историков С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова и др. Сведения, полученные из этих источников, приводят к выводу о том, что на формирование гуманистических начал в характере и обычаях древних славян большое влияние оказывали не только основные виды их деятельности (скотоводство, хлебопашество, ремесленничество), но и родовое общественное устройство, а также природно-бытовые факторы и условия (наличие великих русских рек, бескрайних степей и лесов, умеренный климат и др.).
Постепенно складывались и основные формы взаимопомощи в древних славянских общинах: общинно-родовой, хозяйственной, обрядово-культовой. Они также получили отражение в широком круге источников и литературы. К числу, например, общинно-родовой и хозяйственной помощи относят материальную помощь сородичей в критические моменты, защиту и отмщение обид, “потлач” как форму дарения, “помочь” при пожаре, наводнении и других экстремальных ситуациях.
Одной из форм помощи в данный период выступала “вервь” (круговая порука) как древняя форма гражданского права и система взаимоподдержки общинников.
Рассмотрение вопроса связано с характеристикой конфессиональной парадигмы помощи, в основе которой лежат религиозная доктрина, церковная помощь. Основу христианской концепции помощи составляет философия деятельной любви к ближнему. “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” – именно в этом смысловом единстве воспринимаются такие понятия, как “призрение” и “милование”. Хотя благотворительность уходит своими корнями в языческие времена, значительное свое развитие она получила лишь после крещения Руси (988 г.).
Существенно, что церковная практика помощи с первых лет христианства развивалась в нескольких формах: монастырской системе и помощи через приходы. Традиционно также продолжала существовать и языческая форма помощи – подаяние, трансформировавшееся в христианский период в милостыню, как форму благотворения.
Важно помнить то, что монастыри в рассматриваемый период становились основными очагами призрения увечных, слепых, престарелых, сирот и вдов. Монастыри и церкви содержали богадельные избы, больницы, скудельницы, училища для писцов. Экономической основой такой деятельности являлась “десятина” (десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т. д.).
Более открытой, чем монастырская помощь, была помощь через приходы. При них существовали богадельни, в церковной казне можно было ссудить денег, хлеб, семена. Для детского призрения устраивались приюты для подкидышей и сирот. Велико значение приходов и в распространении грамотности.
Важно также учесть, что благотворительностью тогда занималась не только Церковь, но и великие князья. Выделяют два этапа становления княжеской защиты и попечительства. Первый этап связан с распространением христианства в Киевской Руси. Он охватывает период времени от крещения Руси великим князем Владимиром и до второй половины XII в. – образования отдельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель. Второй этап – со второй половины XII в. по XIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.
Княжеская власть и духовенство практиковали такие формы благотворительности, как кормление нищих и убогих, учреждение монастырских больниц, открытие сиротских училищ, выкуп пленных, выделение средств на строительство жилья после сильных пожаров в городах, раздача милостыни и др. Уже в те времена многие из князей руководствовались христианской идеей: “В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается”. Летописцы отмечают нищелюбие святого князя Владимира, великого князя Ярослава Владимировича и его брата Мстислава и др. Во второй половине XI в. широкой помощью бедным отличались великие князья Изяслав Ярославич и Всеволод Ярославич, а также князья Тмутараканские Ростислав и Глеб. Историки отмечают прославившегося нищелюбием Владимира Мономаха, который, по свидетельству современников, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками. Этому примеру следовали Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич, княгиня Василиса, Александр Ярославович Невский, Иван Калита, прозванный так за то, что носил кошель, из которого раздавал милостыню.
Особое значение для понимания эволюции процесса благотворительности в России имеет рассмотрение (характеристика) первых законодательных актов, которые закрепляли сложившуюся уже практику помощи. В 996 г. великий князь Владимир издает устав (или закон), в котором определялся порядок общественного призрения.
В царствование великого князя Ивана Васильевича (Иван III) в 1498–1499 гг. были собраны все прежние грамоты и установления, изданы новые законы, определившие порядок выделения средств на помощь бедным, предприняты первые попытки классифицировать нищих “по их нуждам”.
Решительные шаги в рассматриваемом направлении были сделаны при Иване IV (Грозном). В начале своего правления он повелел составить новые законы, которые впоследствии издал. На основе этих законов жили до времен царя Алексея Михайловича. Важно подчеркнуть, что многие статьи законов были специально посвящены благотворительности.
В период правления романовской династии более целенаправленной становится государственная политика призрения. Царь Михаил Федорович (1613–1645) учредил Аптекарский приказ, который должен был специально заниматься общественным призрением. До этого подобными делами ведали Патриарший, затем Монастырский приказы. При царе Алексее Михайловиче (1645–1676) был создан специальный Приказ строения богаделен (1670 г.). Широко развернулась работа в рассматриваемом направлении в период царствования Федора Алексеевича, восшедшего на престол в 1678 г. По его приказу были построены богадельни в Москве, царь простил казенные недоимки и облегчил подати. Государственный подход к вопросам призрения был заметен и во время совместного царствования Иоанна и Петра. Об этом говорит факт принятия Указа от 30 ноября 1691 г. об искорении профессионального нищенства, который был подтвержден через 3 года.
Активное преобразование общественного призрения в систему происходит в период правления Петра I (1689–1725). Она включила в себя все основные направления этой деятельности: назначение помощи в соответствии с нуждой; царь указывал на необходимость предупреждения нищеты как лучшего способа борьбы с ней; принимались решительные меры по регулированию частной благотворительности, совершенствованию государственных органов призрения и изыскивались необходимые для этого средства. Следует обратить внимание на тот факт, что после смерти Петра I наступило законодательное затишье, поскольку внимание к проблеме общественного призрения заметно уменьшилось.
Однако данный факт еще не означал, что государственная политика в области призрения была свернута. Так, императрица Елизавета Петровна (1741–1761) немало внимания уделяла помощи немощным и крайне нуждающимся. Она требовала строительства богаделен в губерниях, возложив их содержание на Статс-контору. Императрица пресекала стремление помещиков избавиться от забот о “прокормлении” получивших увечье, больных и престарых крестьян. Большую заботу она проявила об уволенных из армии раненых, увечных и больных военнослужащих.
В целом можно сделать вывод о том, что принятые в рассматриваемый период правительственными структурами меры в социальной сфере свидетельствовали о начале формирования в России государственной системы призрения. Меняется и сама “философия” помощи. Ее основные положения раскрываются не только в трудах Отцов Церкви, но и в государственных документах, которые пополняются административными и юридическими терминами. Особенностью является и то, что постепенно изменяется отношение к нищенству. В нем теперь видят состояние образа жизни человека, которое противоречит общественным представлениям.
В новых исторических условиях прогрессивные меры по развитию и укреплению системы призрения, заложенные Петром Великим, получили дальнейшее развитие в активной деятельности императрицы Екатерины II (1762–1796). Основываясь на идеях французских просветителей, она уже в первые годы своего правления предприняла ряд энергичных шагов по открытию благотворительных учреждений нового типа. При непосредственном участии императрицы и под ее контролем был разработан целый ряд законодательных актов. Большое значение имело, например, издание Екатериной II в 1775 г. “Учреждения для управления губерний”. В этом документе впервые в законодательном порядке учреждалась государственная система общественного призрения. Предусматривалось создание под председательством губернаторов особых Приказов общественного призрения. Именно на них возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания; больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для сумасшедших, дома работные (в которых бедные люди могли бы своим трудом добывать себе пропитание), дома смирительные (для исправления людей, “худыми своими поступками повреждающих добронравие в обществе”).
Этим законодательным актом, по сути, была заложена государственная система общественного призрения, был сделан поворот в сторону государственной централизации. За время царствования Екатерины II заметно смягчены карательные меры по отношению к нищим, учреждены в каждой епархии богадельни, составлены правила о помещении безумных в специализированные учреждения. Здоровых нищих задерживали и отправляли работать на мануфактуры и фабрики, отдавали в солдаты.
Важно знать, что над многими изменениями в жизни России по поручению Екатерины II работал один из образованнейших людей того времени – Иван Иванович Бецкой (1704–1795), предложивший сформировать первое поколение “новых отцов и матерей, способное воспитать подобных”. С этой целью была основана система закрытых учебных заведений под руководством не иностранных, а русских наставников. В созданные с этой целью воспитательные дома в Москве, а затем в Петербурге принимали подкидышей и детей, рожденных вне брака, а также “законных детей, оставляемых родителями по бедности”.
Екатерина Великая положила также начало созданию в России благотворительных обществ. Первым было “Общество воспитания благородных девиц” (основано в 1764 г.). Деятельность его регламентировалась специальным Уставом.
Это направление было поддержано и продолжено преемниками императрицы Павлом I (1796–1801) и Александром I (1801–1825). Об этом говорит и тот факт, что “начальствовать над воспитательным обществом” была назначена супруга Павла I императрица Мария Федоровна, воцарившаяся в 1796 г. Вскоре сеть благотворительных обществ под ее покровительством выросла до 60 учреждений. После смерти в 1828 г. императрицы они именовались Учреждениями императрицы Марии. В 1854 г. были объединены под одним названием – Ведомство учреждений императрицы Марии.
С 1828 г. по 1881 г. всю эту благотворительную сеть принял под свое покровительство Николай I (1825–1855). Число учреждений, входящих в Ведомство учреждений императрицы Марии, постоянно расширялось, и к своему столетию в 1897 г. оно объединяло 1000 учреждений.
В целом можно сделать вывод, что в рассматриваемый период сложился новый подход к общественному призрению, он вызвал к жизни специальные государственные органы управления этой сферой социальной политики, открыл путь к возникновению общественных благотворительных организаций, расширил сеть заведений и категорий призреваемых.
Следует обратить внимание на особую роль в развитии благотворительности разнообразных обществ, деятельность которых оказывала значительную помощь и поддержку нуждающимся – это Петербургский и Московский комитеты по разбору и призрению просящих милостыню, Императорское Человеколюбивое общество, Союз борьбы с детской смертностью в России, Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, Братолюбивое общество, Филантропическое общество (основано в 1802 г., в 1816 г. было переименовано в “Императорское Человеколюбивое общество”), Комитет о раненых, Комитет призрения заслуженных гражданских чиновников, Дружеское ученое общество, Общество попечения о бедных и больных детях “Синий крест”. Всего в России насчитывалось более 10 тыс. благотворительных обществ и заведений. Они использовали в своей деятельности самые разнообразные формы помощи и поддержки нуждающихся.
Особую роль играли открывшиеся в первой половине XIX в. (1834 г.) Московский Александровский сиротский институт для детей обоего пола. Впоследствии воспитанники мужских отделений Московского воспитательного дома и Александровского сиротского института были выведены в созданный (1844 г.) кадетский корпус. В 1837 году Гатчинский воспитательный дом был преобразован в Сиротский институт для “обер-офицерских сирот” (мальчиков).
В начале XIX в. стали усиливаться патронат и воспитание детей сирот в городских и крестьянских семьях. В это время создаются приюты, которые содержали частные лица, попечительские советы или различные благотворительные общества, занимающиеся социальными проблемами детей.
К этому же времени относится создание в Петербурге по инициативе фабриканта-горнозаводчика А. Демидова первого детского приюта дневного содержания, в котором дети находились в то время, когда их матери работали.
В таких приютах дети не только обучались счету и письму, но питались и одевались. При них были открыты ремесленные классы, создавались хоровые кружки.
В России первой половины XIX в. существовала целая сеть приютов, которые содержались за счет частных лиц и общественных организаций. Самыми известными были приют П. Г. Ольденбурского в Петербурге (открыт в 1846 г.), приют для девочек в Петрозаводске (1847 г.), приют в Москве (в Сокольниках), работавший на пожертвования Бахрушиных. При последнем существовала школа и мастерские для занятий ремеслами. Для детей бедных вдов Бахрушины открыли начальную и отдельно ремесленную школы.
Дальнейшие существенные изменения в социальной политике России являлись частью либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в.
1 января 1864 г. указом Александра II было утверждено “Положение о губернских и земских учреждениях”. Органами местного самоуправления теперь провозглашались уездные земские собрания, состоявшие из гласных, избираемых на 3 года. Исполнительным органом стала земская управа во главе с председателем – уездным предводителем дворянства. Подобно этому создавались губернские земские собрания и управы.
В компетенцию земств входили земские лечебные и благотворительные заведения, попечение о призрении бедных, неизлечимых больных и умалишенных, учреждения народного образования, строительство церквей и школ и др. Земства, по сути, являлись преемниками губернских приказов общественного призрения.
Важно отметить, что самые значительные достижения земств связаны с организацией народного образования. Серьезным вкладом также стала их деятельность по организации медицинской и санаторной служб. Впервые за всю историю России медицинские учреждения в деревне стали обычным явлением.
Важнейшим направлением работы земств являлось призрение сельских бедных, больных и нетрудоспособных. Приняв от приказов общественного призрения всего лишь около сотни богаделен, сиротских домов и других учреждений, земские органы к концу XIX в. расширили сеть заведений общественного призрения до более 5 тыс. благотворительных учреждений.
Перестройка системы местного самоуправления коснулась и города. В соответствии с “Городовым положением” в городах России образованы выборные органы городского самоуправления – городские думы, которые избирались на 4 года. Исполнительным органом стала городская управа, работающая на постоянной основе под руководством городского головы.
В компетенцию городских дум входило продовольственное обеспечение горожан, развитие народного образования и культуры, забота о здравоохранении жителей. Основным объектом их управления являлось городское хозяйство, местная промышленность и торговля, кредитное и страховое дело. Особой статьей городского положения местному самоуправлению поручалось “попечительство о призрении бедных, устройство благотворительных и лечебных заведений и заведование ими на одинаковых с земскими учреждениями основаниях”.
Так же, как у земств, объектом заботы городских дум являлось народное образование. В те годы активно открывались муниципальные учебные заведения самого различного профиля (дошкольные, общеобразовательные, профессиональные и т. д.). Широкое распространение получили воскресные школы. Эти общеобразовательные учебные заведения давали возможность получить начальное образование фабрично-заводским рабочим, ремесленникам и другим горожанам.
В сферу попечительской деятельности городских дум и управ входила медико-социальная помощь неимущим больным. Они активно сотрудничали с благотворительными обществами и частными лицами в целях расширения сети медицинских учреждений. Открывались новые больницы, развертывалось амбулаторное лечение населения. Достижением не только земской, но и городской медицины было введение впервые в мире медицинского страхования, позволявшего обеспечивать медицинской помощью беднейшие слои населения. К концу XIX столетия в городах значительно реже вспыхивали эпидемии и инфекционные заболевания, снизилась смертность населения.
Значительным разнообразием отличалась деятельность городских управлений в области общественного призрения. Развитию адресной помощи способствовало создание городскими думами специальных комиссий общественного призрения. Эти комиссии строили свою деятельность на основе участковых попечительств во главе с советом, при которых имелся штат сотрудников. Данные социальные подразделения занимались выдачей денежных пособий, устройством на работу, помещением в богадельни, направлением в детские санатории, предоставлением ночлежных мест и т. д. Деятельность городских органов самоуправления способствовала расширению сети благотворительных учреждений.
Другим важнейшим показателем оживления жизни общества в России пореформенного периода являлся рост социальной активности духовенства в сфере благотворительности.
Возрождение церковно-приходской благотворительности во многом определялось “Положением о приходских попечительствах при православных церквах” (2 августа 1864 г.). Церковные попечительства быстро начали создаваться при многих приходах. К 1901 г. они охватывали пятую часть количества всех церквей России. Их забота характеризовалась многообразием форм и включала различные группы нуждающихся: инвалидов, престарелых, неизлечимо больных. При приходских попечительствах открывались богадельни, учреждались детские приюты с интернатами, школы. Использовались и такие формы социальной помощи, как выдача денежных пособий, бесплатных обедов из богаделен, оказание бесплатной медицинской помощи и т. д.
Немалый вклад внесла Церковь в развитие сети церковноприходских школ. Опираясь на государственное финансирование и используя собственные средства, за 10 лет Церковь открыла почти 30 тыс. церковно-приходских школ, увеличив их сеть по сравнению с 1884 г. более чем в шесть раз.
Таким образом, Церковь, в условиях ориентации правительства на создание государственной системы призрения, хотя и утратила ведущую роль в попечительстве обездоленных, но вместе с тем не прекращала оставаться институтом христианского милосердия и продолжала осуществлять социальную помощь нуждающимся.
В рассматриваемый период наблюдается быстрый рост сельских школ и больниц. Активной была роль земских учреждений по оказанию продовольственной помощи населению губерний, пострадавших от неурожаев, произошедших в первые годы начавшегося столетия.
В начале века широко использовались традиционные формы социального призрения увечных, дряхлых и других немощных, сложившиеся в крестьянских общинах: поочередное кормление в домах сельских хозяев, когда домохозяин кормил призреваемых в порядке очереди поденно или понедельно; прием домохозяевами нуждающихся на длительный срок с предоставлением им питания (на условиях определенной платы от крестьянского двора или освобождения крестьянского двора от уплаты мирских натуральных повинностей); выдача нуждающимся хлебных пособий из общинных запасных магазинов; подача милостыни инвалидам, престарелым, больным, сиротам и др.
Кроме названных форм помощи, нуждающиеся в ней крестьяне редко, но могли получить денежное пособие от волости или от сельского общества за счет процентов с богадельного капитала, которое использовалось для уплаты хозяевам за постой.
В начале века в крестьянской среде использовалась и такая форма социальной помощи, как организация детских яслей-приютов для крестьянских детей на средства Попечительства о домах трудолюбия, Ведомства учреждений императрицы Марии, земских органов самоуправления.
Традиции социальной помощи в крестьянской среде ярко проявили себя в годы Первой мировой войны (1914–1918). Под опеку были взяты многие семьи, оставшиеся без кормильцев по причине их гибели на фронте. Им выделяли семена на посев, производили вспашку земельных наделов, помогали убирать урожай, организовывали заготовку дров, сена и соломы.
В годы войны проводились денежные сборы в порядке пожертвований для оказания помощи семьям солдаток и вдов, открытия сиротских домов-приютов для детей погибших воинов, яслей-приютов и др.
В начале нового столетия продолжали развиваться институты городского общественного попечения. Эффективность их деятельности во многом проявилась в условиях начавшейся мировой войны. На первый план выдвинулась необходимость помощи семьям военнослужащих – им оказывалась финансовая и продовольственная помощь, проводилось трудоустройство нуждавшихся, открывались курсы подготовки санитаров и т. д.
В начале XX в. развивается общественная и правительственная деятельность по организации рабочего социального страхования. Были разработаны и приняты законы о страховании рабочих от несчастных случаев, об обеспечении их на случай болезни, о присутствиях и о Совете по делам страхования рабочих. Таким образом, в число нововведений в этой области входит распространение обязательного страхования в отдельных видах социального риска на производстве. Сложились такие формы социального страхования рабочих, как оказание материальной и другой помощи в связи с заболеваниями, увечьем, потерей семьей кормильца. Важно обратить внимание и на то, что в рассматриваемый период сложилась практика социальной защиты лиц, находившихся на государственной гражданской службе. В число социальных гарантий входило создание государством относительно высокого статуса госслужащего, законодательное обеспечение служебного роста, право пожизненной службы, привилегированное материальное содержание, государственное пенсионное обслуживание.
Составной частью социальной работы правительства являлось призрение военнослужащих, которые по каким-либо причинам были лишены возможности содержать себя без посторонней помощи. Ведущей формой социального обеспечения военнослужащих в начале XX в. оставалась государственная пенсия. Такое право предоставлялось офицерам и чиновникам военного ведомства по нормативам, единым для всех госслужащих. При определении сроков назначения пенсий время, проведенное офицерами в боевых действиях, увеличивалось вдвое. Кроме этого, существовало право сокращения пенсионных сроков в зависимости от разряда местности, где проходили службу офицеры и чиновники военного ведомства.
Военнослужащие, которые получили ранение и стали инвалидами, принимались под попечительство Александровского комитета по призрению раненых и могли рассчитывать на пенсии “инвалидного капитала”. Размер пенсии зависел от чина и тяжести ранения.
Заметно активизировалась в начале XX в. деятельность церковно-приходских попечительств. Они к этому времени окрепли экономически и были в состоянии вести широкую социально-благотворительную работу. Особенно необходимой она была в годы Первой мировой войны. Приходские попечительские советы проводили кружечные сборы, принимали пожертвования по подписным листам, поощряли денежные поступления от предпринимательских объединений и заведений, был создан благотворительный фонд.
Кроме денежной поддержки приходские попечительские советы использовали такие формы помощи, как бесплатная выдача семенного зерна для посевов, вспашка полей, уборка урожая, заготовка для семей военнослужащих дров на зимний период, выделение ссуд для приходящих в упадок крестьянских хозяйств.
Во всех епархиях были созданы попечения о беженцах. Важным участком социально-попечительской деятельности Церкви в годы войны стало создание и содержание госпиталей для раненых воинов. Православные епархии взяли на себя часть государственной заботы об увечных солдатах и офицерах, а также выздоравливающих воинах. В те же годы открывались инвалидные богадельни и приюты, общины сестер милосердия.
Заметным шагом па пути развития призрения в России было объединение в 1909 г. отдельных благотворителей и благотворительных обществ во “Всероссийский союз учредителей обществ и деятелей по общественному и частному призрению”. Состоялись съезды союза в 1910 и 1914 гг., на которых была выработана единая цель действий по борьбе с нищетой, намечены планы координации общественного и частного призрения.
Следующий этап развития социальной помощи в России связан с событиями Октября 1917 г. Началось формирование политической и социально-экономической системы нового государства. Все частные благотворительные общества и учреждения были ликвидированы. На основе “Положения о социальном обеспечении трудящихся” (октябрь 1918 г.) начала складываться советская модель социального обеспечения. Она включала ряд принципиально новых функций: социальное обеспечение всех без исключения граждан Советской России, источником существования которых являлся лишь собственный труд; социальное обеспечение трудящихся за счет государства и через органы государственной власти. Были определены и основные виды социального обеспечения: врачебная помощь, денежные пособия и пенсии, помощь натурой. Необходимо иметь в виду и то, что в период “военного коммунизма” обеспечение всех категорий нуждающихся в основном выражалось в снабжении продовольствием, одеждой и топливом.
Согласно принятым в 1920 г. документам, все местные отделы подразделялись на три категории: губернские, уездные и районные. В свою очередь, они имели свои подотделы: пособий и пенсий, учреждений для инвалидов, контрольно-инструкторский, финансовый, хозяйственный и управление с канцелярией отдела. Позднее данная структура видоизменилась.
Довольно активной была издательская деятельность Наркомата социального обеспечения. К 1923 г. издавалось около сорока наименований различной литературы. Ведущими органами были журнал “Вопросы социального обеспечения” (выходил с 1921 г.) и еженедельная газета “Известия НКСО”, переименованная позже во “Взаимопомощь”.
В 1930-е гг. основными задачами социального обеспечения провозглашаются: работа по трудоустройству и обучению инвалидов; помощь семьям призванных в Красную Армию и Флот; обеспечение пенсиями инвалидов войны, семей лиц, погибших на войне, нетрудоспособных; организация касс взаимопомощи в колхозах; оказание помощи слепым и глухим; содействие кооперативам инвалидов.
Положение о Народном комиссариате социального обеспечения РСФСР (1937 г.) определило такие сферы, как государственное обеспечение инвалидов труда и других категорий; организация материально-бытового, культурного, лечебно-оздоровительного и санаторно-курортного обслуживания; руководство деятельностью социального обеспечения; работа ВТЭК; руководство работой протезных учреждений, сетью касс общественной взаимопомощи; подготовка кадров работников по социальному обеспечению и т. д. Конституция 1936 г. закрепляла право граждан на социальное обеспечение по старости, болезни, утрате трудоспособности. Устанавливалось равенство всех граждан на пенсионное обеспечение.
Существенные изменения претерпевает социальная помощь и защита в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). В новых условиях содержание этой деятельности было связано с проблемами помощи семьям фронтовиков, больным и раненым, с трудоустройством инвалидов и другими проблемами военного времени.
В правительственных указах той поры утверждался порядок назначений пенсий и пособий начальствующему составу, определялся порядок установления пенсий семьям фронтовиков в военное время, утверждались льготы для семей погибших и без вести пропавших военнослужащих.
Кроме пособий и пенсий, семьям мобилизованных на фронт предоставлялись льготы по основным видам налогов, плате за жилищную площадь, за обучение детей в учебных заведениях и их устройство в ясли и детские сады. В случае гибели военнослужащего за его семьей сохранялись все предоставленные ей ранее льготы.
Важным направлением социальной работы являлись социальная помощь и социальная реабилитация раненых. Уже в начале войны создаются комитеты помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов Красной Армии. В декабре 1942 г. организуются дома для инвалидов Великой Отечественной войны, в которых увечные воины подготавливались к трудовой деятельности – получали новые профессии, проходили переквалификацию.
Вследствие начавшейся войны, когда страна лишилась многих плодородных сельскохозяйственных районов и огромное количество продовольствия направлялось в действующую армию, произошло резкое сокращение фондов продовольствия, предназначенных для гражданского населения. В таких условиях вводилось нормированное снабжение населения основными продуктами питания (карточная система). Эти меры сочетались с нетрадиционными мероприятиями по созданию подсобных хозяйств, развитию огородничества. Однако острого дефицита продовольствия на протяжении всех военных лет избежать не удалось.
Огромная работа в годы войны велась по перемещению эвакуированного гражданского населения, а также его размещению и обслуживанию. Требовалось не только разместить эвакуированных и беженцев на временное жительство, но и организовать питание, трудоустройство, выдачу необходимых товаров повседневного спроса, выплату пособий и пенсий.
Широкий размах приобретает в рассматриваемый период общественная и частная инициатива в помощи жертвам войны: шефство над госпиталями и учреждениями социального обеспечения деятелей культуры, пионеров и комсомольцев; тимуровское движение; сбор средств, теплой одежды, продуктов питания и т. д.
После окончания Великой Отечественной войны страна приступила к восстановлению народного хозяйства. Война принесла огромные, во многом невозместимые потери.
Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг. и Директивы по пятилетнему плану развития СССР на 1951–1955 гг. предусматривали повышение государственных расходов по социальному страхованию и затратам государства на просвещение, здравоохранение, пособия многодетным и одиноким матерям, пособия семьям военнослужащих и инвалидам Великой Отечественной войны. Государство гарантировало полностью обеспечить воспитание в детских домах сирот, потерявших родителей в период войны.
Постановлением СНК СССР (20 сентября 1945 г.) приводилось в систему создание детских домов при промышленных предприятиях. Они создавались для детей-сирот, родители которых работали на данном предприятии и погибли в годы Второй мировой войны, а также для детей многосемейных родителей, нуждающихся в материальной помощи.
В основном успешно осуществлялось введенное в 1948/1949 учебном году всеобщее обязательное семилетнее образование. В 1949 г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР, на основании которого улучшалось положение женщин-матерей. В частности, на половину снижалась плата за содержание в детских садах и яслях детей низко- и среднеоплачиваемых одиноких матерей.
Улучшению жизни населения страны способствовали реформы второй половины 50-х гг. В этот период регулярно повышалась зарплата. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Увеличена продолжительность отпуска по беременности, сокращена рабочая неделя. Отменены все виды платы за обучение. Шло массовое строительство жилья.
Важным шагом в развитии социального обеспечения стал Закон о государственных пенсиях (июль 1956 г.). Он значительно расширял круг лиц, которые могли ее получать. Считается, что именно этот акт положил начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению в России.
В начале 60-х гг. значительно расширяются функции Министерства социального обеспечения РСФСР. На это ведомство в соответствии с постановлением Совета Министров республики возлагалась выплата пенсий, организация врачебно-трудовой экспертизы, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, материально-бытовое обслуживание пенсионеров, а также многодетных и одиноких матерей, предоставление протезно-ортопедической помощи населению.
Оформление системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения в стране завершается принятием Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов (1964 г.).
Следует отметить, что важным направлением всего социального обслуживания населения являлось материальное обеспечение. Оно включало государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование и социальное обеспечение колхозников. Причем во второй половине 50-х – первой половине 60-х гг. отмечался рост расходов по всем названным направлениям социального обслуживания.
Материальное обеспечение социально нуждающихся категорий населения 60-х – начала 80-х гг. осуществлялось на основе нескольких сложившихся к тому времени систем: государственное социальное обеспечение военнослужащих, членов творческих союзов, учащихся и ряда других категорий граждан за счет государственных, республиканских и местных бюджетов; государственное социальное страхование рабочих и служащих, находящихся в ведении профессиональных союзов. Источниками финансирования являлись взносы предприятий, учреждений, организаций; социальное обеспечение колхозников, средства на которое складывались из отчислений от доходов колхозов и дотаций по государственному бюджету.
Среди видов материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных одно из первых мест в условиях советского государства занимало пенсионное обеспечение. В связи с тенденцией расширения круга лиц, пользующихся пенсиями, численность получающих пенсию все время увеличивалась. Если в 1967 г. их было 35 млн человек, то в 1980 г. – около 50 млн человек. Росли ассигнования на социальное страхование и социальное обеспечение. Так, в 1950 г. расходы из государственного бюджета на эти цели составляли 4 млрд руб.; в 1970 г. – 23 млрд руб.; в 1980 г. – 45 млрд руб.[1]
В начале 80-х гг. проведены значительные мероприятия по оказанию помощи семьям, имеющим детей, и работающим матерям. Для женщин-матерей вводился частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, увеличивались единовременные пособия по случаю рождения ребенка, повышались нормы расхода на питание в дошкольных учреждениях и школах-интернатах, практиковалось бесплатное обеспечение учащихся общеобразовательных школ учебниками.
Достижением советской системы социального обеспечения являлось введение полного социального обеспечения трудящихся при всех видах потери трудоспособности, при безработице, при наступлении старости или инвалидности и других, предусмотренных законом случаях.
Особенными, специфическими чертами социального обеспечения стали ее всеобщность, равное право на его получение, доступность условий обеспечения, предоставление многообразных видов и форм социального обеспечения.
Новейший период исторического развития России является одним из самых драматичных: распад Советского Союза и крушение коммунистического режима, становление идеологическо-политического плюрализма, зарождение гражданского общества, новых классов и т. д. Однако экономическая и социальная цена реформ оказалась необычайно высокой. Острейшими социальными проблемами стали безработица, вынужденная миграция населения, рост преступности, сокращение рождаемости детей, превышение смертности над рождаемостью, увеличение числа алкоголиков, наркоманов, токсикоманов и т. д. Резко усилился процесс имущественной дифференциации общества, стал ощутим распад хозяйственно-экономических связей, участились национальные конфликты. Все это вызвало рост социальной напряженности в обществе. Одновременно рушилась и старая система социальной защиты населения. Потребность же в помощи специалистов-профессионалов стремительно росла. Люди, сталкивающиеся со сложными социальными проблемами, сами решить их порой не могли.
В результате в России остро встала проблема социальной работы, как феномена социального общества. Постепенно складывается система этой деятельности. Точкой отсчета считают 1991 г., когда в нашей стране была официально введена профессия “специалист социальной работы”.
Социальную работу осуществляют государственные, общественные и религиозные организации. В настоящее время выделяют несколько подходов к видам социальной работы. Один из них рассматривает социальную работу как профессиональную деятельность, возникшую в виде добровольной филантропической и благотворительной помощи. Сейчас действуют более 1600 общественных объединений, которые можно отнести к благотворительным: одни из них занимаются помощью и социальной реабилитацией безнадежно больных; вторые осуществляют социальную защиту военнослужащих; третьи – социальную защиту инвалидов, лиц, страдающих отдельными видами заболеваний; четвертые – социальную защиту и помощь детям, жертвам экономических катастроф, беженцам, бездомным, безработным и т. д. Общественные объединения рассматриваемого направления привлекают к благотворительной деятельности немало спонсоров из коммерческих структур.
Второй подход к видам социальной работы, который можно выделить, рассматривает социальную работу как профессиональную деятельность. Цели этой деятельности сформулированы Федеральным законом “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (декабрь 2013 г.). В нем законодательно закреплена система учреждений социального обслуживания населения различных типов. Госучреждения в рассматриваемый период представлены в целом по России Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. На министерство возложена не только разработка стратегии государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, но и организация протезно-ортопедической помощи, медико-социальная экспертиза, развитие коммерческого начала с целью укрепления отрасли в финансировании социальных программ, осуществление внешнеэкономической деятельности.
Следует заметить, что с принятием Концепции развития социального обслуживания населения Российской Федерации (август 1993 г.) наметился отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, в основе которой лежит забота государства, включающая как устранение причин, препятствующих достижению нуждающимися оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Этому должны содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб. Основными формами работы этих служб стали материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь и поддержка.
В рассматриваемый период заметные изменения произошли в пенсионном обеспечении граждан[2].
Дальнейшее развитие получила благотворительность. После принятия в 1995 г. Закона “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” появились тысячи благотворительных организаций[3].