Предисловие

В начале 1990-х гг. был сделан своеобразный прорыв в области подготовки социальных работников. Первым среди правовых актов, определявших законодательную основу деятельности в этом направлении, стоит принятый в 1991 г. бывшим ВС СССР Закон “Об общих началах молодежной государственной политики в СССР”, в котором впервые законодательно закреплен статус социального работника для молодежи, сформировано положение о социальном работнике. Приказом Госкомитета по труду и социальным вопросам от 23 апреля 1991 г. квалификационный справочник должностей был дополнен новой характеристикой “Специалист по социальной работе”. 13 мая 1991 г. Госкомитет РСФСР по делам науки и высшей школы принял решение коллегии “Об организации подготовки кадров специалистов по социальной работе в вузах РСФСР”. В этом же году Госкомитет СССР по народному образованию (приказ от 7 августа 1991 г. № 376) открыл новую специальность для высших и средних специальных учебных заведений. Более чем в тридцати высших учебных заведениях страны состоялся первый набор абитуриентов по новой специальности.

В настоящее время в России создана развитая многоуровневая непрерывная система высшего профессионального образования в области социальной работы.

Система подготовки профессионала по направлению “Социальная работа” включает в себя организацию учебно-познавательной и практической работы студента. Учебно-познавательная деятельность представляет собой изучение профессиональных, профильных и факультативных дисциплин.

Настоящее пособие знакомит студентов с содержанием всех основных учебных дисциплин бакалавриата с целью формирования у будущих бакалавров социальной работы системы профессиональных знаний.

Оно выполнено в доступной форме постановки вопросов к зачетам и экзаменам и полных ответов на них.

Несомненную ценность эти материалы представляют при подготовке студентов к междисциплинарному выпускному квалификационному экзамену, завершающему процесс обучения по избранному направлению. Пособие поможет студентам в подготовке к практическим занятиям, в написании докладов, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Особенно полезным это пособие окажется для преподавателей учебных дисциплин по направлению подготовки “Социальная работа” в плане использования его содержания для установления межпредметных связей и устранения дублирования в изложении учебного материала.

Как справочное пособие оно может быть полезным и для практических работников социальной сферы в процессе повышения квалификации.

В учебном пособии были использованы материалы работ известных специалистов в области социальной работы и педагогики Е. И. Холостовой, М. В. Фирсова, П. Д. Павленка, А. В. Мудрика, В. А. Никитина, В. В. Сизиковой, Л. Г. Гусляковой, В. И. Курбатова, Л. И. Старовойтовой и многих других.

Надеемся, что издание данного учебного пособия будет способствовать совершенствованию системы подготовки бакалавров социальной работы.

Загрузка...