Глава 2 МЕСТО СОЦИОЛОГИИ КОММУНИКАЦИИ И СОЦИОЛОГИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Ключевые слова: коммуникация, массовая коммуникация, метод, объект, общесоциологическая теория, социология, специальная социологическая научная дисциплина, предмет, социальная коммуникация, социология коммуникации, социология массовой коммуникации, теория коммуникации.

В социологии анализ социальной коммуникации осуществляют две ее научные дисциплины – социология коммуникации и социология массовой коммуникации. Их объектом выступает социальная коммуникация, являющаяся одним из видов коммуникации. В. П. Конецкая рассматривает социальную коммуникацию в качестве предмета социологии коммуникации. Она пишет, что социология коммуникации изучает «функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия – передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом»29. Социология коммуникации изучает взаимодействие социальных и коммуникативных факторов в межличностной, групповой и массовой коммуникации, уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, социально значимые категории, частные функции социальной коммуникации. В ней акцент делается на социальном аспекте коммуникации, ее изучении в русле социологических исследований, во взаимосвязи с социологическими категориями. Данное В. П. Конецкой определение предмета социологии коммуникации повторяет С. В. Бориснев. По его мнению, предметом социологии коммуникации являются «функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в процессе их взаимодействия (передачи и получения смысловой и оценочной информации) и в результате воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом»30.

Наряду с социологией коммуникации существует социология массовой коммуникации. О. Г. Филатова отмечает, что социология массовой коммуникации изучает процессы функционирования и развития средств массовой коммуникации, социальную обусловленность и последовательность их деятельности. Ее объектом является массовая коммуникативная деятельность как социальный институт. Под массовой коммуникацией понимается процесс сообщения информации с помощью средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) большим, рассредоточенным аудиториям с целью воздействия на оценки, мнения и поведения людей. Предмет социологи массовой коммуникации определяется как совокупность закономерностей массовой коммуникативной деятельности31. Т. В. Науменко считает, что в качестве объекта исследования социологии массовой коммуникации выступает массовая коммуникация как социальный процесс. Под ее предметом понимается совокупность основных понятий и проблем, способствующих обнаружению общих закономерностей массовой коммуникативной деятельности. Социология массовой коммуникации изучает объект массовой коммуникативной деятельности – массовую аудиторию, субъект этой деятельности, структуры массовых коммуникаций и способы их функционирования32.

Следовательно, различие между социологией коммуникации и социологией массовой коммуникации состоит, прежде всего, в том, какой вид социальной коммуникации исследует каждая из них. Если социология массовой коммуникации занимается изучением только массовой коммуникации, то социология коммуникации исследует межличностную, групповую и массовую коммуникацию.

Какое место занимают социология коммуникации и социология массовой коммуникации в структуре научного социологического знания? В социологии существуют эмпирический и теоретический уровни научного знания. Эмпирическое знание получается в процессе проведения конкретного эмпирического социологического исследования. К эмпирическому социологическому знанию относятся первичная социологическая информация, факты, классификации, статистические данные. Основу теоретического уровня социологического знания составляют гипотезы, концепции, теории. В социологии существуют общесоциологические теории и теории среднего уровня. Американский социолог Р. Мертон предложил выделить в социологии теорию среднего уровня, которая занимает промежуточное положение между общесоциологической теорией и конкретным эмпирическим социологическим исследованием. Принято выделять отраслевые и специальные социологические теории. Различие между ними состоит в том, что отраслевые социологические теории возникают на стыке социологии с другими науками (например, политическая, правовая, экономическая социология, социолингвистика). Так, например, социолингвистика возникла и развивается на стыке социологии и лингвистики. Будучи отраслевой социологической теорией, она изучает языковую социальную коммуникацию в контексте социальной природы языка, его социальные функции, механизм воздействия социальных факторов на язык, роль языка в общественной жизни. Специальные социологические теории отражают определенные области общественной жизни (например, социология семьи, образования, религии). Социология коммуникации и социология массовой коммуникации относятся к специальным социологическим теориям. Хотя в литературе можно встретить утверждение, что социология коммуникации и социология массовой коммуникации – это отраслевые социологические теории. По-видимому, это связано с тем, что не проводится четкого различия между отраслевыми и специальными социологическими теориями.

В социологии отсутствует единая общесоциологическая теория. Это создает определенные трудности в процессе взаимодействия между уровнями теоретического социологического знания. Некоторые социологи к общим социологическим теориям относит теорию общественных формаций К. Маркса, теорию социального действия М. Вебера, структурно-функциональную теорию Т. Парсонса, теорию обмена П. Блау33. Авторы учебника «Основы теории коммуникации» отмечают, что «социальная коммуникация изучается общей социологической теорией. В теоретических построениях Н. Лумана, Ю. Хабермаса она становится основной категорией, предметом социологического исследования»34. Для социологии коммуникации и социологии массовой коммуникации могут представлять научный интерес теоретические положения тех направлений и школ в социологии, в которых анализируется социальная коммуникация. Использовать их теоретические положения возможно при условии, что ученые-социологи принимают теоретико-методологические установки таких социологических направлений и школ.

В целом следует подчеркнуть, что теоретической основой социологии коммуникации и социологии массовой коммуникации является общая социология. «Социология изучает, – пишет Ф. И. Шарков, – функциональные особенности общения различных социальных групп, представляющие их взаимодействие, передачу, получение смысловой и оценочной информации с целью оказания воздействия на их взаимодействие, а также на отношение к социальным ценностям определенных сообществ и общества в целом. Социология также изучает взаимодействие социальных и коммуникативных факторов во внутригрупповой, межличностной и массовой коммуникации, уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, категории и частные функции социальной коммуникации. Для социолога важно исследование коммуникации как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения»35

Загрузка...