В литературе коммуникация рассматривается в широком значении как процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию1. Социальная коммуникация является одним из основных видов коммуникации, анализу которой посвящено много учебных и научных публикаций. В литературе дан содержательный анализ массовой, межличностной, межкультурной коммуникации, взаимоотношения средств массовой информации и власти, социологических, психологических, культурологических и других проблем социальной коммуникации.
В данном учебном пособии логика рассмотрения социальной коммуникации такова. Вначале рассматривается коммуникация как философская проблема. Основное внимание уделяется анализу взаимосвязи взаимодействия, отражения, информации и коммуникации. Механизм этой взаимосвязи означает, что взаимодействие выступает основой отражения, в процессе которого появляется информация, передаваемая в коммуникации. Затем дается анализ социальной коммуникации. Рассматривается место социологии коммуникации и социологии массовой коммуникации в структуре социологического знания, вертикальная связь с общесоциологической теорией и эмпирическим социологическим исследованием, с теорией коммуникации. Далее анализируется социальная коммуникация в различных сферах общественной жизни – формировании и реализации государственной социальной политики, местном самоуправлении, противодействии коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления, в государственно-частном и муниципально-частном партнерстве, социальном партнерстве в сфере труда, науке, религиозных организациях, управлении персоналом организации. В каждой главе даны ключевые слова и сформулированы контрольные вопросы. В учебном пособии использован материал научных статей автора, опубликованных в 2014–2015 гг. в международном журнале «Коммуникология».