Содержание курса

Содержание курса строится от простого к сложному. Предлагаемая структура обучения обеспечивает поэтапный переход от решения простых задач к их более широкому охвату. Каждый из последующих этапов базируется на багаже, заложенном на предшествующем этапе, и логически из него вытекает. В силу этого обучение по означенной системе невозможно начинать с середины или не с начального этапа. Курс может быть сжат во времени (вместо предлагаемых 7 лет – 3 или 4 года), но не сокращен за счет каких-либо этапов.

Разделение письменных работ по типам предлагается следующее:


5–6 классы – учащиеся знакомятся с двумя разновидностями письменной работы: сочинение-описание и сочинение-повествование. Основное различие этих двух видов работ состоит в том, что сочинение-описание воспроизводит ситуацию, присутствующую в настоящем времени, а сочинение-повествование – ситуацию, которая имела место в прошлом или будет иметь место в будущем (гипотетическая ситуация, предлагаемая школьникам в качестве темы, напр., «Один день в XXIII веке»). Основная задача на этом этапе – научить различать эти два типа сочинений, дать первое представление о композиции, дать возможность приобрести первый опыт написания сочинения.


7 класс – на основе материала, изученного в 5 и 6 классах, познакомить с новыми типами письменных работ: отзыв и сочинение-рассказ. При этом «отзыв» базируется на том, что изучалось в предыдущих классах о сочинении-описании, а «сочинение-рассказ» – на том, что было изучено о «сочинении-повествовании». Основные задачи для «отзыва»: а) перейти от работы с «наблюдениями» к работе с конкретным художественным произведением, б) внести в работу больший объективизм по сравнению с сочинением-описанием, в) научиться видеть возможность существования нескольких точек зрения на произведение. Основные задачи для сочинения-рассказа: а) научиться не только описывать, но и моделировать ситуацию, б) получить представление о том, что такое фабула и интрига.


8 класс – на этом этапе из «отзыва» вырастает рецензия, а из сочинения-рассказа – сочинение-имитация. Рецензия по сравнению с отзывом отличается еще большей объективностью и соответствующим жанру стилем. В соответствии с этим основными задачами в отношении этого вида работ будет: а) дать представление о строгом научном стиле, б) привить навыки работы с источниками, в) предоставить сведения о правилах цитирования. Сочинение-имитация отличается от сочинения-рассказа тем, что в нем присутствует понятие жанра, т. е. сочинение имеет не только сюжетную основу, но еще и жанровую составляющую. В соответствии с этим выстраиваются задачи: а) дать представление о жанровом разнообразии (во многом эта задача сопрягается с задачей изучения курса литературы) и особенностях отдельных жанров, б) научить строить разножанровые произведения (сочинения) на одну и ту же тему.

На этом же этапе формируются навыки написания доклада и реферата, а также сочинения-ассоциации. При этом доклад и реферат базируются на том, что было изучено о рецензии, а сочинение-ассоциация – на знаниях, полученных о сочинении-имитации. Доклад и реферат – произведения научного стиля, различающиеся функциональным назначением: доклад – для устного представления, реферат – письменная работа со своими специфическими требованиями. В соответствии с этим к концу года должны выработаться навыки грамотного конспектирования источников, умение строить на их основе обобщения. Здесь же происходит знакомство с тем, что такое научный аппарат (список использованной литературы, библиография, сноска, примечания и т. д.). Сочинение-ассоциация знакомит с новым типом выстраивания взаимосвязей в тексте – ассоциативным (наряду с логическим), дает необходимый инструментарий для дальнейшего написания работ по лирическим произведениям.


9-11 классы – на этом этапе в курсе литературы начинается систематическое изучение предмета, т. е. истории литературы. В этой связи ученики должны выработать навыки написания сочинений на различные темы по тем или иным художественным произведениям. Основные разновидности сочинений здесь – сочинение на заданную тему и сочинение на свободную тему. При этом сочинение на заданную тему строится на том багаже знаний, который был получен в предыдущем классе о докладе и реферате. Сочинение на свободную тему строится на том, что изучается о сочинении на заданную тему, но вместе с тем оно вбирает в себя и то, что изучалось в 8 классе о сочинении-ассоциации (в особенности когда сочинение пишется о лирических произведениях). В сочинении на свободную тему как бы встречаются две линии. Первая: сочинение-описание – отзыв – рецензия – доклад/реферат – сочинение на заданную тему – сочинение на свободную тему. Вторая: сочинение-повествование – сочинение-рассказ – сочинение-имитация – сочинение-ассоциация – сочинение на свободную тему.

Все данные виды сочинений изучаются в указанных классах. Предлагаться к написанию они могут и в более старших классах (вплоть до 11-го класса).

Если представлять структуру обучения графически, то это может выглядеть так:

5–6 классы

Написание любой письменной работы должно начинаться со следующего:

1. Четко сформулировать для себя вопрос, содержащийся в теме. Формулировка вопроса является руководством к тому, как в дальнейшем будет отбираться материал, а также строиться сама письменная работа. По теме сочинения нужно уметь определять: а) вид сочинения (сочинение-описание или сочинение-повествование); б) материал, на котором будут строиться рассуждения; в) соотношение частей сочинения.

2. Записать для себя тему сочинения в виде вопросительного предложения. Составить план сочинения в соответствии с его типом.


Например:

В качестве примера приведем три темы: «В окно повеяло весною…», «За что я люблю весну?», «Ветка цветущей сирени».

Вопрос, содержащийся во всех трех темах, звучит одинаково – «Почему мне нравится весна?». Все три темы – это темы сочинения-описания. Однако различные формулировки темы предполагают расстановку акцентов в сочинении на разные его части.


Тема 1: «В окно повеяло весною…»

а) вид сочинения – описание;

б) основным материалом являются наблюдения, которые должны занимать в композиции самый большой объем;

в) следующим за наблюдениями по объему являются ощущения;

г) авторитетное мнение и собственное мнение;

д) самое маленькое по объему – вводное предложение.


Тема 2: «За что я люблю весну?»

а) вид сочинения – описание;

б) основным материалом является собственное мнение, которое должно занимать в композиции самый большой объем (вместе с соответствующими доказательствами, которыми являются ощущения);

в) следующими по объему являются наблюдения (подкрепляющие собой ощущения);

г) авторитетное мнение;

д) самое маленькое по объему – вводное предложение.



Тема 3: «Ветка цветущей сирени»

а) вид сочинения – описание;

б) основным материалом являются ощущения, которые должны занимать в композиции самый большой объем;

в) следующим за ощущениями по объему являются наблюдения;

г) вводная часть;

д) авторитетное и собственное мнение при подобной формулировке занимают минимальный объем.


Теперь рассмотрим это подробнее.

Загрузка...