Целью настоящего пособия является создание единой, внутренне обусловленной системы обучения школьников построению текстов, в т. ч. написанию сочинения.
Предмет настоящего курса лежит вне области русского языка как школьного предмета, а также вне области литературы как школьного предмета. Это объясняется тем, что изучение русского языка в школьной практике заканчивается на стадии предложения. Стилистика изучается в небольшом объеме и не затрагивает внутреннюю структуру текста, законы его построения. Литература изучает художественное произведение в целом, в лучшем случае включая в свой курс лишь художественные изобразительные средства (тропы), а также вопросы индивидуального стиля писателя. Все, что касается структуры текстов, законов их построения, как правило, дается весьма отрывочно, и не представляет собой единой системы с четко сформулированными задачами, а также внятно прописанными методами их достижения. Другими словами, обучение работе с текстами не имеет в школьной практике своего собственного курса, неоправданно, на наш взгляд, включаясь в уроки развития речи.
При этом важно, что означенные навыки имеют универсальный характер и необходимы не только на уроках литературы (для написания сочинения), но и для других предметов (физика, биология, история и т. д.), поскольку в курсе этих предметов предусмотрена подготовка докладов, рефератов и прочих письменных работ, которые строятся по аналогичным схемам.
Ниже предлагается курс обучения созданию текстов. При этом выводятся универсальные законы и правила построения текстов, которые не ограничиваются школьным курсом (т. е. написанием сочинения), а имеют свое продолжение в работах более высокого уровня, с созданием которых учащимся придется столкнуться после окончания школы (курсовая, дипломная работа, написание рефератов, автобиографии, художественных произведений и т. д.).