Пролог: Жизнь как холст

Несколько лет назад мы с моим партнером Арни готовились к семинару, который мы назвали «Каменные Песни». Темой семинара должно было стать получение доступа к вибрациям и музыке в теле как источнику благополучия и исцеления. В качестве подготовки к семинару я начала читать книгу суфийского мистика Хазрата Инайят Хана «Мистицизм звука и музыки». Слова Хана говорили мне о связях между музыкой, вселенной и нашей жизнью. Я помню, что на меня особенно подействовала одна фраза (хотя в то время я не вполне понимала, почему она так сильно тронула меня), в которой он говорит об отказе от музыки:

Я ОТКАЗАЛСЯ от музыки, так как получил от нее все, что должен был получить. Чтобы служить Богу, человек должен пожертвовать самым дорогим, и я пожертвовал музыкой, самым дорогим для меня[1].

Назад во времени

Прежде чем идти дальше, позвольте мне ненадолго отмотать время назад. В детстве и отрочестве я увлекалась многими видами творчества – от игры на пианино и гитаре до пения и рукоделия, от обучения танцу до живописи, от кулинарии до сочинения стихов. Позднее, в период моей деятельности в качестве процесс-ориентированного терапевта и преподавателя, мое творчество расцветало в форме частной работы с клиентами и учебных классов, которые я вела (и продолжаю вести) сама и вместе с Арни. Широта применения процессуальной работы предоставляла мне особую свободу, позволявшую мне использовать многие из своих творческих интересов. Каждый сеанс мог включать в себя набор различных методов – от работы с движением до ваяния, от глубокой работы с телом до работы с отношениями, от работы с социальными изменениями до диалога с игрушками и куклами.

В основе процессуальной работы лежит вера древних даосов в мудрость и непрерывное развертывание природы. По существу, процессуальная работа сосредоточивается на том, что являет собой природа в любой конкретной ситуации. Как практики, мы стремимся следовать этому потоку и приспосабливаться к нему в нашей работе с отдельными людьми, парами и группами. В течение последних десяти лет я писала книги и статьи по тематике процессуальной работы. Я находила эту деятельность особенно стимулирующей, стараясь открывать эту новую форму творчества в использовании слов для выражения процесс-ориентированных идей.

Потеря голоса

Примерно с сорока лет я начала испытывать затруднения с использованием голоса. У меня часто болело горло, и я бывала охрипшей. Это было для меня весьма трудно, поскольку мы часто выступали с лекциями, и я большую часть дня говорила со своими клиентами. Мне также становилось трудно петь – я очень тяжело воспринимала это ограничение, так как всегда обожала пение. Будучи ребенком, я научилась играть на гитаре и пианино как раз для того, чтобы исполнять самые страстные песни моих любимых авторов. Пение всегда казалось мне чем-то сокровенным, позволявшим мне выйти за рамки повседневной жизни, установить связь с моими глубочайшими чувствами и тянуться к чему-то намного большему, чем я сама. Когда я читала слова Инайят Хана о принесении в жертву самого дорогого для него, его музыки, они глубоко меня трогали.

Потом случилось кое-что странное. В пустоте, которую больше не наполнял мой голос, в этой огромной пустыне, казавшейся такой бесплодной и одинокой, возникало нечто новое. Я стала слышать музыку – на этот раз мою собственную музыку. Она начинала изливаться из меня, подобно растению, которое наконец получило воду и смогло пустить корни во все стороны. До этого времени я никогда не была способна сочинять песни, и этот недостаток всегда меня расстраивал. Теперь я слышала музыку в своем уме и осознавала, что в действительности это была не моя музыка – она приходила из какого-то другого источника, чего-то гораздо большего, чем я сама. Я старалась не мешать этому, прислушиваться к мелодиям, а затем записывать и выражать их с помощью голоса и инструмента.

Я не знаю, почему это произошло, когда мне исполнилось сорок. Возможно, сперва должно было истощиться многолетнее желание писать музыку. Возможно, это было старение, кризис среднего возраста. А быть может, я все больше уставала от своей обычной идентичности и могла открываться неизвестному. Я действительно не знаю причину.

Куклы

Затем через меня прошла еще одна волна. Несколько лет назад меня охватило желание делать куклы. Спросите любого из моих друзей, и они скажут вам, что с той поры я стала совершенно одержима желанием создавать всевозможные забавные куклы. Я умудрилась наполнить наш дом таким множеством существ разных размеров и форм, что для нас самих там почти не осталось места!

За эти последние несколько лет я создала музыкальный кукольный театр и начала включать своих кукол и музыку в преподавательскую деятельность и наши семинары. Я использовала кукол и процесс их создания, чтобы демонстрировать различные методы и теории процессуальной работы. Я надеялась донести до людей мысль о том, что психология может быть забавной, и что сновидение и воображение – это важнейшие аспекты творческой жизни.

Интенциональное поле

Примерно в то же время, когда я изучала сочинение музыки и создание кукол, Арни вернулся к своим предыдущим исследованиям в области теоретической физики и прослеживал многочисленные связи между физикой и психологией. Изучая квантово-волновую функцию, он пришел к термину Интенциональное поле. Он описывал это поле как созидающую творческую силу, которая всегда присутствует внутри и вне нас, и которую мы можем переживать, осознавая малейшие тенденции внутри и вокруг себя в данный момент. На наших семинарах мы начали экспериментировать с тем, как переживать Интенциональное поле. Затем я разработала серию учебных занятий, посвященных пониманию Интенционального поля как источника творчества. Эти занятия и наши исследования составляют основу данной книги.

Жизнь как холст

Вещам свойственно меняться. Древние даосы давным-давно открыли нам эту вечную истину. На протяжении десятилетий я осознавала эту истину, однако мне по-прежнему трудно ей открываться; я склонна держаться за вещи, даже когда они устарели.

Несколько месяцев назад мы с Арни готовились к предстоящему семинару по работе с Миром (процессу в больших группах). Я надеялась использовать некоторых из моих новых кукол как часть нашего преподавания. Однако мне не приходило в голову, как это сделать. Затем у меня был ряд сновидений, которые как будто говорили мне, что мне нужно следовать в своем преподавании за моментом творчества, а не пытаться делать что-либо специально. Мне нужно не использовать кукол или играть музыку, а, скорее, осознавать, что каждый момент, даже в процессе преподавания, потенциально является творческим актом. Я вспомнила кое-что из того, что читала об Инайят Хане:

…Хан чувствовал, что должен отказаться от музыки в смысле пения и игры на музыкальном инструменте, и с того времени он часто объяснял, что саму жизнь следует рассматривать как музыку. Все его учения открывают нам гармонию вселенной и показывают, какую партию каждый человек, каждое существо, должны играть в этой симфонии[2].

Вся идея творчества начинала становиться намного шире, чем я допускала до этого момента. Творчество не принадлежало исключительно к сфере материалов, искусства или музыки, но относилось ко всей жизни как таковой. То особое чувство, которое у меня бывает при исполнении музыки, вдохновение, которое я ощущаю, создавая куклу, неконтролируемый момент, когда я позволяю танцу проходить сквозь меня, всегда доступны, когда и где угодно. На самом деле, именно эта идея и привела меня к процессуальной работе. Процессуальная работа сосредоточивается на том, чтобы открывать и лелеять процесс сновидения, следовать этому процессу, который магически проявляет себя и непрестанно разворачивается днем и ночью. Процессу сновидения необязательно нужно определенное средство для выражения; все средства служат одинаково хорошо. Тем не менее, какое-нибудь конкретное средство, вроде музыкальной пьесы или мудрой куклы, может быть первоначальным посредником, который даст нам возможность установить контакт с нашими процессами сновидения.

Цель данной книги – учиться в любой момент подключаться к созидающему течению Интенционального поля и его неизменному творческому потенциалу, работаем ли мы с куклами, идем ли на работу, общаемся ли с другими или просто прогуливаемся по улице. Моя величайшая надежда заключается в том, что это сделает нашу жизнь по-настоящему магической и даст возможность сновидению проявляться и созревать в ткани нашей повседневной жизни.

Загрузка...