«Уазик» лихо покатил по поселку. Мариша с удивлением рассматривала окрестности. Она свято верила, что жизнь за пределами города давно остановилась, а деревушки, все еще цепляющиеся за право на существование, доживают последние дни.
Каково же было ее удивление, когда она увидела населенный пункт, весьма далекий от ее представлений. Поселок был довольно многолюдный. Она насчитала три улицы и два переулка. Дома радовали глаз веселыми красками и крепкими стенами. Слева блестело то самое озеро, на берегу которого располагалась ее турбаза.
Автомобиль замедлил ход, пару раз фыркнул и остановился у предпоследнего дома. Из соседних домов тут же набежали ребятишки и стали с интересом посматривать на Маришу. Медленно подошла пятнистая корова и, лениво жуя траву, издала громкое «му». Девушка вздрогнула и обиженно посмотрела на корову. Мальчишки захихикали.
– Выходи, приехали, – сообщил Игорь и вылез из машины. – Нам сюда, – показал он на добротный двухэтажный кирпичный дом с красной крышей.
Из дома напротив тут же выглянула сморщенная старушечья физиономия. Бабка пыталась разглядеть Маришу во всех деталях и так высунулась из окна, что рисковала вот-вот выпасть.
– Баба Глаша в своем репертуаре, – усмехнулся Игорь и помахал той рукой. – Теперь разговоров не оберешься.
– Каких разговоров?
– Как каких? Я приехал с девушкой. Это же целое событие!
– А разве больше не о чем поговорить? – удивилась Мариша.
– Конечно, не о чем. У нас тут не город. Тем для обсуждения не так и много. Проходи, нас уже ждут.
Он толкнул ворота и первым вошел во двор. Тут же залаяла собака, но, увидев Игоря, замолчала и завиляла хвостом.
– Привет, Тузик! – следователь потрепал собаку по голове. – Знакомься, это Мариша. Она будет частым гостем. Прошу любить и жаловать.
Мариша хотела хмыкнуть, но передумала, заметив, что пес внимательно ее разглядывает. С минуту он неотрывно смотрел на нее своими черными блестящими глазами, а потом сел на землю и подал ей лапу. Девушка опешила. Подобные номера она видела только в цирке, да и то когда была маленькой девочкой. Но увидеть такое в захолустной деревушке было весьма неожиданно.
– Ну, что же ты стоишь? – поторопил ее Игорь. – Тузик ждет. Поздоровайся с ним.
Мариша взяла пса за лапу и слегка пожала ее. Собака весело тявкнула и покружилась вокруг себя.
– Это что за чудеса такие? – вымолвила Мариша. – Первый раз такое вижу.
– Ничего особенного. Обыкновенная дрессировка. Все дело в том, что хозяева дома очень любят своих питомцев. Ванька одно время покупал журналы о животных, вот все и тренировались на Тузике. У них и кот ученый, хотя до сих пор коты поддавались только одному человеку… Да что я тебе рассказываю! Ты же наверняка в цирк ходила, все видела своими глазами.
Дверь дома распахнулась, и на пороге появился парень лет тридцати. Высокий, подтянутый, светловолосый. Видимо, тот самый Иван. С такой фигурой можно работать моделью, а не воспитывать собак и кошек, пронеслось у нее в голове.
– Проходите, чего застряли, – улыбнулся он, и Мариша заметила, что улыбка у парня под стать фигуре – ровная и белоснежная.
– Брат дома? – перебил его Игорь.
– А как же! Сидим, ждем с самого утра.
Они вошли в дом, прошли по темному коридору и оказались в просторной комнате. К Маришиному удивлению, мебель здесь была новой и современной, совсем не похожей на интерьер деревенских домов. Небольшая стенка, удобный диван, плазменный телевизор в полстены. У окна овальный стол, рассчитанный человек на шесть. Рядом в кресле сидел коренастый мужичок лет шестидесяти, который сразу встал при их появлении.
– Проходите, – хозяйским жестом пригласил их Иван. – Сестра сейчас придет, а пока поздоровайтесь с Семеном.
Он подмигнул Марише и вышел из комнаты. Девушка искоса посмотрела на Игоря. Тот преобразился. Подтянулся, стал серьезным, будто пришел не к старому товарищу, а к начальнику на прием.
– Знакомьтесь, это Мариша, – сообщил он Семену. – Я вам про нее рассказывал.
Мужчина кивнул.
– Милости прошу. Очень рад знакомству.
– Семен Семенович – мой наставник. Можно сказать, отец, – сообщил Игорь, по-прежнему вытянувшись по стойке «смирно». – Он много лет был участковым в нашем поселке, а потом ушел на пенсию и порекомендовал меня на свое место. Так что ему я обязан любимой работой и уважением односельчан.
– Скажешь тоже, – добродушно засмеялся Семен. – Уважение каждый человек зарабатывает собственным трудом и поступками. Нельзя с помощью двух слов заставить себя любить.
Дверь распахнулась, и в комнате снова появился Иван. Следом за ним, вытирая руки, шла полная женщина. На ее лице сияла такая же улыбка, как и на физиономии парня. В общем, нетрудно было догадаться, что они родственники.
– Это вы за продуктами? – поинтересовалась женщина.
– Я, – кивнула Мариша и представилась.
– А я Мария, – женщина протянула девушке руку и села за стол. – Опять не убрал за собой, – проворчала она, отодвинула рукой груду журналов и газет, разбросанных по всему столу, и недовольно посмотрела на Ивана.
Мариша проводила взглядом упавший на пол журнал.
– Между прочим, это ты вчера весь вечер убила на чтение, – ответил тот, нимало не смутившись.
– Один раз можно, – внезапно улыбнулась она и повернулась к Марише. – Прямо не знаю, что с Ванькой делать. Жениться не хочет, хотя ему уже тридцать пять. Все бы только с кошками да с собаками возился, да статейки про НЛО читал.
– Неправда, я еще коровами и свиньями занимаюсь, – встрял Иван.
– И на том спасибо! – ответила Мария. – Мужик в твоем возрасте уже детей иметь должен, а тебе все хихоньки да хахоньки.
– Чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки, – с умным видом сообщил он, и Мария махнула рукой.
– Давайте ближе к делу, – попросила она и перестала обращать внимание на брата.
– Я купила турбазу, – принялась объяснять Мариша. – Завтра приедут первые постояльцы. Естественно, мне нужно их кормить. А ближайший магазин в городе. Хорошо, что Игорь предложил воспользоваться вашей помощью.
– И правильно, – кивнул Семен. – До города еще нужно доехать. На один бензин уйдет уйма денег. А мы под боком. Скажите, что вам нужно и в каких объемах.
– В первую очередь мясо, – стала перечислять она, – затем яйца, молоко, сметана, овощи, крупы, хлеб…
– Стоп, – остановила ее Мария. – Крупы и хлеб не по нашей части, а все остальное – пожалуйста. И по ценам договоримся, будешь довольна.
– Прекрасно, – приободрилась Мариша.
– А хлеб и макароны можешь покупать в нашей лавке, – добавил Семен. – К нам два раза в неделю приходит машина, так что за гарниром дело не станет.
– Сегодня что-то нужно будет? – спросила Мария.
– Да, – кивнула девушка. – Мяса килограмма три, ну и всего остального понемногу. Я пока не знаю, сколько именно брать. Прикиньте сами. У меня будет человек двенадцать. Хотелось бы, чтобы продуктов хватило дня на три, а там я снова приеду.
– Сделаем, – улыбнулась женщина и торопливо вышла из комнаты.
Иван бросился за ней.
– Что с ним делать? Ума не приложу! – вздохнул Семен. – Не пьет, не курит, работящий, а на девчонок не смотрит. Покупает журналы тоннами и читает все свободное время. Я, конечно, не против этого, но личную жизнь нужно устраивать. Что с ним будет, когда нас не станет?
– А почему он не хочет жениться? – решила поддержать разговор Мариша.
– А кто его знает? Говорит, что пока не встретил ту единственную, которая сможет разделять все его увлечения. А где ее встретишь, если целыми днями заниматься ерундой? Конечно, в чем-то и мы с Машей виноваты. У нас разница в возрасте большая. Мне пятьдесят пять, Маше сорок восемь, а Ванька нам в сыновья годится. Мой Артем всего на два года младше Ивана, а у Маши вообще детей нет, вот мы и нянчились с ним. А видимо, зря. Вырастили несамостоятельную личность.
– Семен Семенович, зачем же так, – улыбнулся Игорь. – Иван много работает. По огороду, в поле.
– Не спорю, – кивнул мужчина, – но все равно ведет себя как пятнадцатилетний мальчишка.
– Взять хоть его заплывы, – зацепился за эти слова Семен. – Вот зачем он тратит по два часа в день на водные тренировки?
– А что за тренировки? – полюбопытствовала Мариша.
– Да ну, глупость полная. Встает в пять утра и бежит на озеро. Там сначала плавает медленно, для разминки, пару километров, а потом на время. Осваивает олимпийские дистанции. Купил специальные часы, чтобы точно отслеживать время. По его словам, он уже приблизился к мировому рекорду.
– Ничего себе! – воскликнула девушка. – Он собирается выступать за Россию?
– Никуда он не собирается, – махнул рукой Семен. – А если бы собрался, я был бы только рад. Хоть какое-то движение вперед. А то занимается то одним, то другим, а толку никакого.
В это время дверь в комнату снова открылась, пропуская Марию с большой миской в руках. Она прошествовала к столу и поставила ее на самую середину. Однако Мариша даже не обратила внимания на содержимое миски. Ее взгляд был прикован к огромному коту, который вслед за хозяйкой вошел в комнату. Котище был угольно-черного цвета, без единого пятнышка. На шее красовался блестящий ошейник, и весь его вид был преисполнен такого благородства, что будь он человеком, то наверняка ни с кем из присутствующих даже не стал бы разговаривать.
– Маркиз, нагулялся, – неожиданно ласково произнес Семен. – Где пропадал два дня, шельмец?
Кот искоса посмотрел на мужчину и, не обращая на него внимания, последовал прямиком к столу.
Тут кот резко спрыгнул со стола, свалив стопку журналов и газет прямо на пол. Мариша кинулась поднимать их.
– Да не надо, оставь, – устало произнесла Мария, – я потом уберу.
– Ничего, мне не трудно.
Девушка складывала журналы в стопку и удивлялась интересам Ивана. Казалось, совершенно разные издания никак не могли сочетаться между собой, однако, учитывая, как быстро меняются предпочтения Ивана, удивляться, наверное, не следовало. Здесь были «Тайны века», «Наука и жизнь», «Третий глаз», «Городская недвижимость», «Русское искусство» и многое другое. Последний журнал оказался открыт прямо посередине. На развороте красовалась фотография огромной жуткой крысы с облезлым хвостом, а ниже шла надпись: «Будущее планеты – это цивилизация разумных крыс».
Мария налила себе чаю, достала из кармана коробочку и насыпала что-то себе в чашку. Мариша с любопытством посмотрела на женщину.
– Это сорбит, – ответила Мария, перехватив Маришин взгляд. – Отвыкаю от сахара. Для здоровья полезнее. Дай-ка сюда, – попросила она, увидев в руках девушки журнал. – Интересная статья. Я вчера не успела ее осилить, положу на видное место, дочитаю после ужина.
– Нашла о чем читать, – скривился Семен. – У нас живет своя собственная крыса, которую я никак не могу изловить.
– Ручная? – поинтересовалась Мариша.
– Как же, ручная… У нас столько живности, что только крыс нам не хватало. Вот такая же, противная и страшная. Выходит из подвала и смотрит прямо в глаза. А взгляд такой жуткий, словно она меня извести хочет.
– Не придумывай, – махнула рукой Мария. – Там мозгов то два грамма.
– Два не два, а все мои ловушки обходит, словно заправский солдат.
– Я где-то читал, что крыса – очень умное животное, – задумчиво произнес Игорь. – Есть такая теория, что если бы человек не стал разумным существом, то его место заняла бы крыса. Ее интеллект гораздо выше человеческого. И если бы не короткий срок жизни, она могла бы поспорить с нами за свое существование.
– Скажешь тоже, – отозвался Семен. – Откуда у нее ум-то?
– Откуда же я знаю?
– А я слышал, что голодная крыса способна загрызть человека насмерть, – влез Иван.
– Тьфу тебе, – сплюнула Мария. – Ты специально об этом говоришь, чтобы я перестала в подпол лазить?
– Успокойся, тебе ничего не грозит, – с умным видом ответил он.
– Это почему?
– Наши крысы голодными быть не могут. У нас столько запасов, что они скорее будут нас благодарить, а не нападать.
– Это не намного приятнее. Я бы предпочла, чтобы они вообще не попадались на глаза.
– Уже давно доказано, что крысы умеют общаться, разрабатывать стратегии и много чего еще, – сказала Мария.
– Ты еще скажи, что они могут пойти войной против человека.
– А почему бы и нет? Если у нас не будет должного оружия, то они заполонят всю округу.
– Кстати, крысы плодятся очень быстро и за один раз могут принести до пятнадцати детенышей, – блеснул своими познаниями Иван. – А через две недели крысята уже полноценные члены своего общества.
– Все, хватит подобных разговоров, – решительно заявила Мария. – А то все приведет к тому, что я вообще не буду выходить из дома.
– Наконец-то! – насмешливо воскликнул Семен. – Разум возобладал над любопытством. Маша, ты набрала продуктов?
– Набрала, – кивнула она.
– Пойди отдай, а то люди торопятся, а вы тут со своими историями.
Мария встала из-за стола. Маркиз, вылизав всю сметану, спрыгнул на пол и неторопливо направился к двери.
– Идемте, – сказала женщина и вышла из комнаты.
Мариша вместе с Игорем направились следом за ней. По узкому коридорчику они прошли на кухню. На полу стояли два больших пакета.
– Вот здесь мясо, – показала Мария на тот, что поменьше, – а это яички и молочные продукты. На три дня, я думаю, хватит. Но если что, приезжайте. У нас всегда продуктов достаточно – хозяйство большое, а от работы мы не отлыниваем. Через три дня как раз и сыр подоспеет. Кстати, вот номер нашего телефона. Звоните, я заранее все приготовлю.
– Спасибо, – поблагодарила Мариша.
Игорь подхватил пакеты.
– Хорошо, что начальство меня не контролирует, – сказал он, – а то бы мне пришлось брать с тебя компенсацию за потраченное время.
– Сомневаюсь, чтобы ты это сделал, – ответила она. – Судя по твоим убеждениям, полицейские – благородные люди. А значит, никогда не позволят себе взять у девушки деньги.
– А кто сказал про деньги? – сделал он удивленное лицо. – Я сказал, компенсацию.
– Надеюсь, это не то, о чем я подумала?
– Если ты про вкусный ужин, то ты ясновидящая.
Во дворе их ждали Иван и Семен. Ваня стягивал с веревки трусы, а бывший следователь убирал граблями двор.
– Спасибо, – поблагодарила их Мариша.
– Не за что, – отозвался Семен. – Как говорится, взаимовыгодное сотрудничество. И вам хорошо, и нам польза. Пойдемте, я провожу вас до машины.
Они завернули за угол и направились к воротам. Тузик радостно тявкнул и закружился вокруг своей оси.
– Смотри-ка, ты и ему приглянулась, – усмехнулся Семен. – Животные, как и люди, умеют подмечать красоту.
Мариша улыбнулась. Новые знакомые понравились ей необычайно, особенно животные, о которых она всегда мечтала. «Злые» родители никогда не разрешали завести ей хотя бы крошечного хомяка. Сейчас она понимала почему. Животные – это большая ответственность, особенно в городской квартире.
Неожиданно ее взгляд уловил какое-то шевеление у противоположного угла дома. Она повернула голову и замерла. Прямо на нее смотрела огромная серая крыса. Животное по размеру было не меньше Маркиза и если и уступало ему, то совсем чуть-чуть.
Девушка споткнулась и остановилась. Казалось, крыса должна была убежать, заметив, что человек на нее смотрит, однако этот экземпляр никуда бежать не собирался. Крыса встала на задние лапы, подняла вверх голову и злобно сверкнула глазами.
– А ну, брысь отсюда! – рявкнул Семен, перехватив Маришин взгляд, и запустил в крысу палкой. – Ты подумай, ничего не боится!
Крыса нехотя опустилась на четыре лапы и, не торопясь, поковыляла к дыре под домом. Мариша потрясла головой. Ей стало немного не по себе. После рассказов о крысах ей было гадко и противно смотреть на это животное. Она заставила себя оторвать взгляд от дыры, в которой скрылась крыса, и побежала догонять Игоря.
Машина задребезжала по лесной дороге. Причудливые деревья вновь открывали перед ними замысловатый коридор из ветвей, корней и листьев. Дорога оставляла желать лучшего. «Уазик» то и дело грозил развалиться, однако Марише уже не было страшно. Отечественный автопром и правда способен творить чудеса. Дверцы подвяжем веревкой, вместо рычага переключения передач воткнем палку, и вперед!