Свой подростковый возраст я проскочила, не задавая себе вопроса – а что значит быть женщиной? Ответ очевиден: смотри на маму, сестер, знакомых. Все, что я слышала, касалось либо внешности – будь красивой, опрятной, либо поведения – будь воспитанной, образованной. Путь предопределен: надо выйти замуж, родить детей, а по ходу можно строить карьеру. Но это если получится. И по такой заданной траектории я прожила достаточно долго: окончила институт, вышла замуж, родила четверых детей. С профессиональной карьерой не сложилось, мой круг общения был ограничен родными и друзьями. Потребности в том, чтобы задавать себе вопросы о глубине женского, о «сакральной» части своего пола, у меня не было. И, как оказалось потом, я даже не подозревала, что лишаю себя доступа к мощной энергии. Начав много общаться с разными женщинами в сообществе, я получила совершенно другой опыт, начала видеть то, что до этого не замечала.
Например, я почувствовала силу «женского круга». Вот мы собираемся устойчивой группой, говорим о своих проектах, каждая чувствует, как внимательно ее слушают, как готовы ее поддержать. Здесь можно говорить о проблемах тоже, и никто не скажет, что это пустяковые истории. И во взаимном принятии друг друга и тех задач, которые мы, как женщины, решаем, возникает сильное чувство общности. Мы про него не говорим – мы просто ощущаем его как естественное проявление жизни. Признаюсь, без «PRO Женщин» я бы так и не догадалась, что у меня вообще есть потребность в женском круге.
Понятие «женский круг» используется в антропологии, но относится скорее к обществам с традиционным укладом. Уже состоявшаяся, с большим опытом счастливой жизни женщина собирала вокруг себя юных девушек, которые только начинали свой путь во взрослой жизни, и создавала для них среду, где они перенимали ее навыки. Юные девушки непринужденно, естественным образом примеряли на себя роли женщины. На посиделках за рукоделием женщины общались, обсуждали важные для них вопросы, шла естественная передача того, что мы сейчас назвали бы социальной компетенцией.
К еще более древним практикам относится женская инициация – символическое «посвящение в женщину», которое проходила девочка, вступая в брачный возраст. Девочку в 12–13 лет готовили к замужеству и рождению детей, и ей нужно было пройти некий символический обряд, чтобы «умереть» для своей семьи и переродиться. В фольклоре разных народов практика инициации описывается похоже: девочку отсылают из дома, она проходит испытания в одиночестве или даже в заточении. После «воскрешения» обычно происходит свадьба, и брачный обряд окончательно закрепляет девушку в статусе «полноценной» женщины.
В современном обществе остались только отдельные элементы ритуалов «инициации» – девичники, выкуп невесты, посыпание крупой, но уже никто не помнит, что они значат. Смысл инициации утрачен, и что-то вместе с этим пропало: важность подготовки к созданию семьи, принятия роли будущей матери. Практики традиционного общества не воскресить – а глубинная потребность в них есть. Происходит ли с женщинами в группе какой-то психологический процесс, отдаленно напоминающий инициацию? Некоторые психологи, которых много в сообществе, считают, что да. Это, конечно, не драматический переход в новое качество, но многие участницы говорят о том, что им стало приятнее ощущать себя женщиной, что они расцветают от участия в «женском круге».
Большая ценность в современном мире – постоянные женские компании, прочный женский круг. Если у вас это есть, считайте, что вам невероятно повезло. Если нет – то методы сообщества вам помогут. Конечно, мы живем в XXI веке и большинство тем разговоров в группах сообщества касаются бизнес-проектов, продвижения в социальных сетях, новых видов образования, карьеры и саморазвития. Но вместе с тем мы говорим о личном счастье, о бытовых проблемах, о проблемах с детьми. Универсальные вечные женские вопросы никуда не исчезают, они с нами. И все ответы, которые к нам приходят, складываются в один общий ответ на вопрос: что значит быть женщиной?
Магия женского круга работает и сейчас – передача силы по женской линии не зависит от времени и пространства. Это было одно из моих поразительных открытий за годы работы с сообществом. И я предвкушаю новые открытия.
Общаясь на наших встречах с представительницами регионов, я чувствую, как история и современная жизнь тех мест становятся частью моего опыта. И с удивлением понимаю, насколько наши представления о роли женщин в прошлом, давнем и недавнем, их образе жизни и реальном влиянии могут быть далеки от действительности.
Например, участницы сообщества из Архангельска – активные, смелые женщины, которые наращивают свое влияние в регионе, – полностью перевернули мое представление об ограниченной роли женщин в обществе в досоветское время. Меня всегда интересовало, что ими движет, откуда такая свобода. И только углубившись в историю, я поняла, что они прямые наследницы сильных и бесстрашных поморок. Судите сами.
В Архангельске и губернии в XIX веке ловлей рыбы и добычей морского зверя (тюленей, белух и даже китов) занимались более 3500 поморок – это 17 % от всех морских промысловиков области. Женщины были рулевыми и владелицами собственных судов, которые выходили не только в Белое море, но и в Северный Ледовитый океан. Летом, когда мужчины уходили в море, поморские женщины работали почтальонами, гребцами, исполняли общественные обязанности старост.