Всякий, кто приближается к образу ведьмы, естественно ожидает, что подобный символ будет окружен зловещими декорациями. На ночном♣ небе♣ деревья будут жестикулировать голыми ветвями, подобно щупальцам. Сова♣ поведет за собой находящегося в состоянии ужаса сновидящего в чащу леса♣ к секретному логовищу с котлами и ретортами. И там очень старая♣ и страшная женщина с клювообразным носом и подбородком, сжимая беззубый рот♣, будет колдовать над приготовлением устрашающего приворотного зелья.
На сцене сновидения ведьма играет двойную роль. Под ярким светом прожекторов она воплощает отношение к негативному материнскому образу. Она без устали повторяет роль, созданную автором Белоснежки♣, в которой значительное место занимают волнения пубертатного перехода к сексуальной зрелости. В этих сценах, где присутствует старуха-волшебница[49], также обнаруживается настолько значительное и открытое вмешательство матери♣ сновидящего или сновидящей, так много упоминаний о детстве, так много сексуальных ассоциаций, что невозможно избежать этой первичной интерпретации символа, поэтому интерпретатор должен внимательно к ней отнестись. Однако с его стороны было бы упущением ограничить этим свой анализ. Ему следует несколько приглушить слишком сильный свет на сцене. Тогда он лучше увидит теневую♣ часть ведьмы, играющей одну из наиболее важных ролей. Одним широким и мощным жестом она объединяет гномов[50], глубинные силы[51] земли и небесных♣ духов. Это единение земного и божественного – символ реабилитации инстинктивного начала и единства живого существа – представляет собой путь, подготавливаемый появлением воображаемой ведьмы, которая приглашает сновидящего следовать за ней.
Поль Диель рассматривал Титанов, противопоставивших себя Зевсу и хотевших разорить Олимп, как олицетворение протеста против сознания. Они символизируют пагубную трансформацию стремления к психическому изменению в пользу упрощения способа удовлетворять земные потребности. Автор уточняет, что в отличие от дионисийского упрощения, которое раскрывает свой потенциал в области сексуальных устремлений, упрощение, которое он назвал титаническим, является социальным извращением в виде стремления к доминированию. Каждый сновидящий, который переживает во сне встречу, а иногда даже идентификацию с гигантом, обнаруживает себя раздавленным вплоть до полного бессилия чрезмерностью своих амбиций! Великан в сновидении, главным образом, выражает некое отношение.
Великан появляется, когда для пациента приходит время♣ осознать то, что парализует его отношения с другими. Этот символ выявляет ошибку пациента в оценке причин его трудностей при общении со своим окружением. Чем больше размер великана в сновидении, тем в большей степени он подтверждает чрезмерность стремления к материальному превосходству. Чрезмерность в данном случае является правильно выбранным словом, ибо оно выражает неизбежность увеличения разрыва между амбициями и реальными возможностями пациента. Чем больше проявляет себя стремление к власти, тем сильнее проявляется на психологическом уровне ощущение бессилия. Чем быстрее растет великан за счет некоего рода психического воспаления, тем в большей степени пациент ощущает свою незначительность и ничтожность. Титаническое упрощение – пожиратель энергии♣ – приводит к пониженному психическому напряжению.
Гигантский персонаж сновидения является показателем опасной иллюзорной веры в возможность замещения потребности духовной самореализации за счет доминирования силы. Дух соревнования, способный благотворно стимулировать, в своей преувеличенной форме становится неким типом извращенной религии, приводящей в тупик вместо того, чтобы открывать путь к надежде. Ни сновидящий, ни слушающий его терапевт не должны пугаться величины персонажа: лишь психика, способная почувствовать дискомфорт духовного тупика, куда ее влечет великан, способна породить подобного типа образ. Онейроидный великан – это предвестник психического изменения, а не обвинитель, обличающий недостатки.
Если человек хочет перемещаться в пространстве дольше и быстрее, чем ему позволяют его собственные возможности, то он может использовать животных или различные средства передвижения, которые придумал. Среди этих последних велосипед – единственное устройство, чье продвижение вперед и управление являются прямой функцией энергии♣ и воли его пассажира. Как только велосипедист прекращает крутить педали, велосипед возвращается к исходному состоянию. Он становится мертвым объектом, механической конструкцией. В свободном полете воображения данный символ позволяет увидеть два направления интерпретации.
В многочисленных онейроидных сценариях сновидящий или сновидящая испытывают чувство удивления, когда их велосипед поднимается[52] в небо♣, подобно волшебному ковру-самолету♣. Этот образ содержит в концентрированном виде проявление двух противоположных психологических тенденций: той, что стремится к контролю, защите Я, и той, которая стремится к изменению и доверию, к непредсказуемому будущему. В этом значении данный образ указывает на начальную фазу исчезновения метафизической тревоги[53].
Из-за дыхательного ритма♣, связанного с кручением педалей, или из-за воспоминаний о реально пережитой в детстве сцене, когда пациентка сидела на перекладине велосипеда своего отца♣, образ велосипеда способствует осознанию сексуальных влечений, связанных с комплексом Эдипа.
О какой короне или венке идет речь? О королевской♣ короне? О венке Девы Марии[54]? О венке новобрачной? О лавровом венке? О терновом венце? О венке из цветов♣? О погребальном венке? Интерпретация символа, связанная исключительно с выражением господства или власти, не выдержит свидетельства многочисленных фактов: короны или венки из сновидений могут появиться в виде всех тех многочисленных образов, которые мы перечислили выше и которые в реальности еще более разнообразны. Повеления богов и мирское величие везде и всегда связаны с сиянием короны. Алхимия дает нам очень красивый образ этой амбивалентности. Из яйца♣ вылупливается двухголовый орел♣, одна голова его украшена папской короной, другая – императорской. Трудно более четко выразить эту двойственность[55] коронования, которое освящает власть[56].
Корона или венец в динамике воображения имеют значения, близкие к тем, которые мы описали в статье «Кольцо»♣. Как и кольцо, в сновидении корона связана с символикой объединения. Она вписана в центр широкой сети ассоциаций, что открывает путь для обширного спектра интерпретаций. Если терапевт сосредотачивает свое внимание на образах, предположительно относящихся к классическим отношениям пациента или пациентки с их родителями в рамках комплекса Эдипа, то в лице коронованного персонажа он часто увидит короля-отца♣ или королеву-мать♣. Иногда пациент, короновавший сам себя таким образом, осознает стремление к узурпации власти в контексте пережитого им комплекса Эдипа… Онейроидное коронование освящает динамику реабилитации родительской пары. Таким образом, оно делает возможным союз между анимусом и анимой, который является необходимым условием гармонизации противоположностей и подтверждением высшего смысла коронации.
От морского♣ песка до песка пустыни♣ – путь следования воображения в данном случае не длинен! Корабль пустыни! Образы показывают, в какой степени это выражение, как всякое выражение, пользующееся успехом, покоится на несокрушимой символической основе. Верблюд – это дополнение к образу Туарега. Важной является также связь между глазом самки лани♣ и глазом верблюда. Самка лани является одним из наиболее чистых образных представлений, воплощающих женскую составляющую психики – аниму. Как и вода♣! Поэтому интерпретация образа верблюда очевидна! Символ, несущий в себе влагу♣, поддерживающую жизнь♣ в сердце обжигающего песка, ибо содержит свой собственный запас воды, самой своей природой выдает свое значение. Именно в этом смысл фразы, которую я употребил: «Верблюд – это дополнение к образу Туарега». Этот принц пустыни является одним из наиболее красивых воплощений роли анимуса. Объединяет эти два образа не их естественная близость, а их глубокая психологическая взаимодополняемость. Так же как фигура араба♣ выступает в качестве индикатора единения анимуса и анимы, верблюд играет роль посредника между этими двумя составляющими психики. Прохождение через глаз верблюда – это образ преодоления порога сознания, свидетельствующий о получении доступа к аспектам, связанным с анимой.
Будь то сновидения мужчин или женщин, в которых появление верблюда отражает реабилитацию анимы, пациент почти всегда в таком случае хочет выразить идею воскресения, возрождения энергии♣. Примирение анимуса/анимы естественным образом сопровождается глубоким изменением отношения к понятию предназначения. Верблюд побуждает сновидящего отказаться от стремления интеллектуально контролировать свое будущее. Он приглашает его, подобно ему самому, доверчиво следовать навстречу горизонту среди непрерывно обновляющихся и непредсказуемых дюн. Откуда приходит корабль пустыни? Куда он следует своим неторопливым шагом? Верблюд – это поступь жизни, которая продолжается, обновляясь, которая растворяется в универсуме, ускользая от знакомых ориентиров. Он выражает чувство дороги вне памяти, поскольку несет в себе влагу, звезду♣ судьбы, аниму.
В воображении верблюд находится в пространстве♣ вне ориентиров и в бесконечном времени♣. Двигаясь по его следам, сновидящий заново познает сущность бытия, творческое вдохновение, которое является следствием установления гармонии с тайной жизни – маленький шажок, ведущий к большой цели.
Не является ли веревка типичным образом чего-то соединяющего? Изучение корреляций этого образа с другими сначала наводит именно на эту мысль. Фактически 50 % символов, ассоциирующихся с веревкой, – это образы различных связей (вертикальных или горизонтальных♣) или явных изображений движения. Лестница, колодец♣, дымоход♣, подниматься, спускаться, – вот чаще всего встречающиеся корреляции с веревкой, а также тоннель♣, мост♣, другая сторона♣ и т. д. Поскольку вторая половина ассоциаций рассредоточена между десятью разными группами символов, то представляется обоснованным причислить воображаемую веревку к предметам, связанным с символикой восхождения[57] или спуска♣ или символикой динамики преодоления порога. Некоторые сценарии сновидений содержат в себе образы, убеждающие терапевта в правильности данного направления интерпретации. Мы могли бы с этим согласиться. Однако это лишь детали, которые могут помешать увидеть нечто более важное.
Веревка в сновидении – это путеводная нить, которая приведет терапевта к наиболее важной проблематике пациента. Она разоблачает бессилие, импотенцию – сестру комплекса кастрации, который является следствием вины, порожденной комплексом Эдипа. Обозначая таким образом эту последовательность, мы, безусловно, упускаем из виду массу нюансов, делая ее схематичной. Но она остается правильной. На конце воображаемой веревки всегда находится страдание, узел страданий, который может быть развязан лишь в случае устранения последствий комплекса Эдипа. Даже когда данный символ упоминается в сновидении как нечто малоинтересное, психотерапевт должен напомнить себе, что это показатель огромной важности. Потянув за воображаемую веревку, терапевт вытянет признаки, часто позволяющие подозревать наличие негативного материнского образа. Эта гипотеза требует внимательного изучения. В то же время она не должна мешать исследованию в направлении нарушений сексуального поведения. Часто это может отдалить терапевта от понимания наиболее важных аспектов проблематики пациента.
Неожиданная нежность воздуха снимает напряжение с мира, которой замкнулся в себе под влиянием холода♣. Во время последней зимней♣ ночи♣ волшебная рука♣ разбрасывает повсюду новые цветы♣. Птичка выпевает забытые ноты. Новый свет♣ иначе окрашивает набухшие нетерпеливым жизненным соком ветки. Пришла весна, утверждающая жизнелюбие. Слова энергия♣, сила, мощь чаще всего отражают взаимосвязи, наблюдаемые в сновидении вокруг этого символа. Сновидения тем не менее не желают компрометировать себя аллегорией, которая соединяет молодость и весну. Динамика воображения ослабила бы значение весны, согласившись соединить его со слишком очевидными метафорами. В символическом смысле весна – это более чем изображение возрождения♣, это – его доказательство. Этот образ утверждает непрерывность жизненной энергии, проходящей сквозь различные циклы существования. Зима могла бы заставить поверить в окончательную смерть♣. Новые весенние силы выявляют абсурдность подобной веры. Ежедневное возрождение солнца♣ и весеннее обновление – это образы, которые питают чувство надежды.
Объективное рассмотрение роли времен года в сновидении заставляет признать, что воображение видит в них не изображение хронологических этапов жизни, а функции, связанные с отношением сновидящего к динамике психического изменения. С этой точки зрения, онейроидная весна выступает в качестве возбудителя психического преобразования. Она утверждает, что жизненный порыв может быть выше рассудка. Пренебрегая блокировками системы психологической защиты, весна предоставляет свою энергию для процесса преодоления психологического порога. Она влечет за собой малодушное Я по другую сторону♣ его самого, в те уголки человеческого существа, где живет надежда. Будучи противоядием от экзистенциального сомнения, весна подтверждает неоспоримую вездесущность жизни♣.
Будучи невидимым и непредсказуемым по своей природе♣, ветер держится как можно дальше от всевозможных ориентиров, которые необходимы человеку в его повседневной жизни.
Будучи невидимым и непредсказуемым, для скептического мышления он является объектом принижающих его проекций, в рамках которых он выступает признаком несостоятельности и непостоянства. Капризы Эола[58] опасны, ибо они не подвластны возможным предсказаниям, столь характерным для человеческой ментальности. Воображение находится под сильным влиянием примитивной природы ветра, его принадлежности к естественным природным♣ явлениям. Поэтому одной из функций этого символа является восстановление связи между ментальностью, гордящейся своей способностью к контролю, и естественными эмоциями, оказывающими постоянное давление на личность, чтобы заставить себя признать.
Будучи невидимым и непредсказуемым, для верующего человека ветер выступает в качестве выражения божественного дыхания, вдохновенного источника всего живого. Поэтому в сновидении быть унесенным ветром не означает утратить контроль над мирскими делами. Это означает согласие следовать за движениями души. Судьба перестает быть всего лишь целью, объектом всех сознательных действий, а превращается в результат отрадного признания будущего, результат процесса самовыражения сущности бытия.
Подобная личностная установка не противоречит, а способствует реализации конкретных земных♣ проектов, обеспечивая психологическую гибкость[59] и способность к релятивизации.
Участие ветра в онейроидных сценах бури♣ или урагана подтверждает важную роль, которую он играет в эпизодах психической реконструкции. Среди образов, выражающих преодоление порога сознания, важное место занимают те, которые изображают перевертывание (например, карта таро «Повешенный»). Частота их появления в сновидениях, где дует ветер, подтверждает, что он является активатором процесса индивидуации, посредством которого осуществляется примирение противоположностей.
Можно ли измерить вечность? Интеллект не смог бы развиться вне систем отсчета, которые изобрели живые существа и которые позволяют им, пусть хотя бы иллюзорным образом, определять свое положение в пространстве♣ и времени♣. Время. Существует ли оно вне измерений, посредством которых, как считает человек, он сделал его послушным? Является ли оно чем-то неуловимым, непоколебимым, непрерывно повторяющимся? Наиболее прочное звено в цепочке ассоциаций, связанных с вечностью, показывает, что этот символ становится осмысленным посредством его противопоставления разного вида отсчетам времени. Ритм♣, часы♣, хронометр♣, маятник♣, барабан♣, удары сердца♣, стрекотание цикад и все то, что связано с неким тактом, регулярным повторением, сопровождает образ вечности в 64 % сновидений, в которых он встречается. Второе звено цепочки ассоциаций, присутствующее в 50 % тех же сновидений, – это холод♣. Итак, словарь образов представляет вечность как понятие холодное и бесчеловечное. Это утверждение проливает новый свет на психические механизмы, придающий ментальности особый смысл – убежища от тайны смерти♣. Бесконечность выдает интеллектуальный парадокс. Интеллект, этот изумительный инструмент суждения, сравнения, измерения, являет собой утверждение жизни♣. Он несет в себе это свойство до тех пор, пока служит реализации будущего, то есть движению, приближающему смерть. Беспокойство[60], порожденное перспективой холодного, бесконечного небытия, вызывает защитный рефлекс, извращающий природу интеллекта. Смещаясь по отношению к своей цели – эволюции, интеллект становится двойным агентом, служащим стремлению к постоянству, поддержанию достигнутого. Начиная с этого момента он становится средством построения логических оправданий, обманывающих сущность во имя видимости.
Если воображение приводит сновидящего на встречу с бесконечным♣ или с вечностью, оно всегда стремится устранить тревогу, порожденную приближением к небытию. Подобно бесконечному, вечность в сновидении позволяет испытать некое переживание. Развитие интеллекта у человека объясняется необходимостью улучшить приспособляемость вида к объективным условиям среды и обеспечить его выживание. Но пути выживания параллельны тем, которые ведут к смерти. Я восстает против идеи вечности, в которой оно должно будет раствориться. Оно организует свою защиту, чрезмерно используя интеллект, извращая тем самым его исходное предназначение. Вечность противостоит отсчитываемому, измеряемому времени, его расчленению на части, возникшему из-за потребности справиться со страхом времени бесконечного. Интеллектуализация противостоит интуитивной чувственности. Поэтому мужчины представляются более подверженными влиянию механизмов, которые мы описали выше. Очевидно, именно этим объясняется тот факт, что 83 % сновидений, в которых мы наблюдали появление образа вечности, принадлежали пациентам-мужчинам.
Мы согласны, что можно оспаривать наше предложение рассматривать слово вибрация в качестве символа. Мы также понимаем, что его можно считать излишне затасканным из-за непрерывного использования адептами различных методик релаксации. Тем не менее мы берем на себя полную ответственность за представление этого слова, которое воображение любит использовать в качестве свидетельства проявления одной из наиболее важных функций, осуществляемых нервными импульсами в рамках свободного сна наяву.
Упоминание сновидящей или сновидящим о вибрации подтверждает наличие процесса гармонизации, стремящегося обеспечить конвергенцию миллиарда клеток, из которых состоит живое существо, в некое единое целое. Размышление и понимание должны служить вдохновляющей энергии♣, которая их направляет и которой они одновременно руководят. Всякое длительное противоречие между сознательно поставленными целями и потребностями организма как целостности, выражающими тайну смысла жизни♣, влечет за собой психическое недомогание – сигнал о риске появления недомоганий телесных♣.
Реструктурирующее действие воображения может считаться одним из наиболее эффективных факторов предупреждения соматических болезней. Когда эта функция проявляется в упоминании слова вибрация, интерпретатор сновидения должен понимать, что он является свидетелем важного эпизода психического изменения. Это изменение способствует восстановлению гармонии между целями, осознанно выбранными разумом, и вдохновением, объединившим энергии миллиардов клеток и их соединений, которые отвечают за сохранение и эволюцию живого существа. Вибрация, которую почувствовали сновидящая или сновидящий, отмечает выход на поверхность душевного содержания, чтобы заполнить построенные разумом конструкции. Она также свидетельствует о женской, связанной с анимой природе соответствующего сновидения.
Интерпретация витражей, опирающаяся на материю, из которой они сделаны, не будет правильной, если ограничивается образом стекла♣. Воображение прибегает к помощи стекла, когда оно хочет привлечь внимание к понятию прозрачности♣, выражающей переход от мира видимостей к миру сущностей. Витражи в сновидении в первую очередь демонстрируют многоцветность[61], проявление единичности в множественности. Свет♣, разливаясь обильным многоцветием, символизирует принцип Созидания, творения. Витражи сообщают представление не о прозрачности, а о светопроницаемости. Они являются свидетелями эпизода активации психического преобразования, в ходе которого человек переживает сущность Бытия.
Сновидение всегда помещает свои витражи в часовню♣, церковь♣ или храм♣ не потому, что сновидящие могли созерцать их в подобных местах, а потому, что множественность цветов вызывает состояние религиозного вдохновения. Понятие религиозный[62] обозначает то, что связывает каждое существо с тем, что его превосходит. Сияющий зеленый♣, красный♣, желтый♣, синий♣ и белый♣ свет витражей, освещая часовню – место отрешения, сияет подобно изумрудам, рубинам, топазам, сапфирам и бриллиантам♣ из пещеры♣ сокровищ. Воображение стимулирует их появление, когда сновидящий или сновидящая открывают для себя преимущества ценностей бытия по сравнению с ценностями обладания, когда психологическая самореализация становится для них более привлекательной, чем погоня за материальным изобилием.
Индивидуальная душа обретает гармонию, осознавая свою принадлежность к душе универсальной. Именно тогда проявляет себя щедрый потенциал личности, и, как бы это ни казалось парадоксальным, он преумножает ее способность приспосабливаться к требованиям повседневности. Питаясь энергией♣ уникальности, психический центр♣ живого существа, его внутреннее богатство, озаряется ярким светом и, в свою очередь, распространяет цвета созидания. Вот в чем состоит смысл образа витражей.
Интерпретатор сновидений редко сталкивается с необходимостью по отдельности объяснять значения влажного или сухого. То, что динамика воображения выражает посредством этих двух образов, – это взаимозависимость между ними. Сновидение, явно находящееся под знаком прозрачной воды♣, ручья♣, направляет интерпретацию в направлении проявления анимы. Пустыня♣, выжженная солнцем♣, растрескавшаяся земля♣, высохшая растительность создают обстановку, подходящую для проявлений анимуса. Повторим, что чаще всего в сновидении содержатся образы, иллюстрирующие два фундаментальных компонента жизни♣ – аниму и анимус, влажность и сушь, вдохновляющую душу и организующий рассудок. Изучаемое сновидение всегда предлагает сочетание этих противоположностей, чтобы выразить чувство смятения, которое сновидящий или сновидящая испытывают во время эмоционально насыщенного эпизода психического преобразования. Влажное выражает протест реальных чувств, долгое время подавляемых системой психологической защиты Я, выражаемой понятием сухой. Переход от ригидности, возникшей под слишком сильным влиянием потребности в постоянстве, к гибкости[63], необходимой для реализации психического изменения, происходит посредством глубинных движений психики, ускользающих от непосредственного понимания того, кто их испытывает. Психические ориентиры, которые предлагала структура застывшего♣ Я, исчезают прежде, чем сновидящий или сновидящая обретают достаточную уверенность в психической метаморфозе, которую они переживают.
В сновидении, как в природе♣, пересечение влажного и сухого, воды и земли, производит грязь♣. Обнаружив мутную воду, песок♣, пропитанную водой землю, грязь, опытный терапевт не станет тут же поддаваться рефлексу приписывать им невротическое значение. Ему необходимо сначала исследовать наличие признаков, подтверждающих важную корректировку отношений между разумом и чувственностью. Двигаясь в этом направлении, терапевт часто находит правильное объяснение сновидения.
Идея позволить себе идти во все стороны приводит в растерянность ментальность, ориентированную на реализацию своих проектов, подкрепленную рациональными аргументами. Подобная возможность покажется ей тягостной[64] угрозой ее главному ориентиру – непротиворечивости. Когда в сновидении появляются предметы, разбрасываемые во все стороны ветром♣, сметающим ориентиры, то это не подвергает сновидящего или сновидящую риску противоречивости! Спасительное действие символа проявляется в осознании необходимости перехода от застывшей♣ непротиворечивости к непротиворечивости гибкой[65]. Первая приводит к оцепенению, вторая возвращает личности естественную способность изменения.
Выражение идти во все стороны не могло бы выполнить свою активную функцию без помощи своего помощника – ветра. Ветер, будучи символом неустойчивости и непостоянства для волюнтаристской мысли, для верующего человека становится вездесущим духом. Подобно образу ветра, выражение «идти во все стороны» отражает те же противоречащие друг другу проекции. Появляясь в сновидении, это выражение приглашает разорвать создающие иллюзию надежности ложные связи системы психологической защиты. Оно побуждает к ослаблению контроля, что несет в себе зачатки подлинного самовыражения. Необходимо признать возможность идти во всех направлениях, чтобы интуитивно найти правильное направление. Рядом с этим символом очень часто присутствуют образы, выражающие опрокидывание♣, в частности летучая мышь♣, что обнаруживает его участие в процессе примирения противоположностей, и тем самым в процессе индивидуации.
В символике воды нельзя не принять во внимание различия между благородной живой водой и предательской стоячей водой. Когда сновидение хочет привлечь внимание к живой воде, то оно подсказывает образы источника♣, ручья♣, речки♣, реки♣ или моря♣. Когда же оно стремится подчеркнуть содержание, связанное со стоячей водой, воображение вызывает образы болота, лужи или пруда♣. Поэтому следует обратиться к соответствующим статьям данного словаря, в которых описаны специфические значения каждого их этих образов.
Вода как субстанция, вода первичная, представляет душу, женскую составляющую психики, аниму. Значение, которое вливается вместе с ней в сновидение, привносит большое количество нюансов. Однако все эти нюансы объединены по одному из трех основных направлений интерпретации. Вода в сновидении является источником жизни♣, способом очищения или средством возрождения, излечения.
Очищение нуждается в чистой воде. Сну незнакома вода теплая. Вода, которая обновляет, очищает, излечивает, – это всегда вода прохладная, холодная♣. Женская психика спонтанно идентифицируется с этим символом. Вода предлагает себя в качестве наиболее естественного противоядия в случае болезненного чувства кастрации, в качестве наиболее эффективного средства очищения от порочности, которой менструальная кровь♣ запачкала душу. В мужских сновидениях наличие воды свидетельствует о процессе реабилитации анимы, об ослаблении ригидности, вызванной системой интеллектуальной защиты психики.
Водопад стоит отдельно от всех других сновидений, связанных с водой♣. Это, прежде всего, чрезвычайно стремительное падение воды. Этот длинный белый♣ шлейф, струящийся вдоль скалы♣ среди роскошной зелени♣ и всегда под ярко-синим♣ небом♣, подтверждает четырежды доказанную очевидность. Эта очевидность раскрывается в понятиях нисходящего[66] движения, мощи, чистоты и бесконечной длительности. Чистая вода, спускающаяся бурным поток с заоблачных♣ высот, цвет которых она несет в себе, выражает жизненный порыв и его мистическое происхождение – универсальный источник♣ жизни. Водопад несет в своих водах первичную женскую энергию. Он выражает непревзойденную мощь анимы. Сновидящий, робеющий перед последствиями возможных психических изменений, на худой конец, может проявить свое психологическое сопротивление, возведя на реке♣ временную плотину. Онейроидная динамика никогда не предлагает образа, который бы препятствовал водопаду. Она знает, что от него нельзя защититься! Низвергаясь в сновидении, водопад подтверждает необратимое устранение психологического сопротивления. Его очищающие и освежающие воды предлагают сновидящему или сновидящей возможность осуществить акт крещения. Купание в водопаде позволяет пережить глубокое духовное возрождение.
Среди природных[67] образов водопад можно сравнить с волосами по отношению к телу человека. Свободно распущенные длинные волосы вызывают те же ассоциации, что и необъятная водяная лента, спускающаяся с высоты скал: они выражают аниму в ее роли вечного влечения к жизни. Они распространяют женственность♣ – этот фермент созидания и творчества. И то и другое символизирует бесконечный рост. Водопад и вода, из которой он состоит, являются неисчерпаемыми источниками, питающими философскую мысль. Водопад выражает непреложность, вода – непостоянство. Мы созерцаем все тот же водопад, но вода, которую мы видим, всегда разная! Интерпретатор сновидения, в котором низвергается водопад, может быть уверен в том, что данный символ отмечает собой весьма благотворный эпизод психического изменения.
Будучи связанными с водой♣, с морем♣, с женщиной♣, с пластичностью, водоросли по самой своей сущности, безусловно, относятся к большому семейству образов, выражающих аниму. Но вопреки тому, что мог бы ожидать наивный наблюдатель, водоросли составляют темную, пугающую сторону этой психической составляющей. Во всех сценариях, где появляется эта водяная растительность, преобладает тяжелая атмосфера, предвещающая некое испытание, опасное состязание или преодоление трудностей.
Гибкие водоросли являются дополнением к образу черной скалы♣. Поэтические образы, связанные с морем, водоросли ассоциируются с образом искусительницы сирены♣. Онейроидный механизм между тем редко объединяет эти два образа. Хотя они являются носителями похожего содержания, каждый из них указывает на особую фазу динамики психического развития. Водоросли не замещают образ сирены, а являются его продолжением. Сирена призывает к глубине♣, водоросли означают уже достигнутую глубину. Подводные глубины – это также впечатляющая бездонность содержания бессознательного. Эта бездонность является опасной, лишь оставаясь неосознанной. И герою предписано судьбой отважно идти на встречу с тем, чего он о себе не знает.
Так же как и анима, водоросли покрыты тайной. Чтобы ее раскрыть, необходимо лишить водоросли их жизненной силы[68]. Сновидящий, спустившийся на дно морское, находится в контакте с глубинами своего собственного сознания. Тяжелое[69] и медленное движение зеленой♣ или коричневой массы водорослей может вызвать у него воспоминание о времени сильного психического противодействия осознанию своей проблематики. Но это время ушло: уже слишком поздно прерывать это смелое приключение, в конце которого его ожидает встреча с тем, кем он станет. И пусть ему надо пройти сквозь эти двигающиеся щупальца водорослей, в кажущейся мрачной сине-зеленой воде, часто еще и склизкой… Возможно, он заново переживет забытые ощущения, которые некогда испытал, освобождаясь от плаценты. И пусть он с полным доверием отдастся этому испытанию на дне моря, в материнской утробе[70], на дне самого себя. Появляющиеся в сновидении водоросли являются залогом нового понимания и более ясного осознания, которые находятся по другую сторону♣ их угрожающего значения.
Воздушный шар и мяч в словаре сновидений находятся в центре диалектики зависимости и независимости. В серии сферических фигур они стоят между тяжелым шаром♣, который свидетельствует о значимости системы интеллектуальной защиты, и пузырем♣, который выдает поиск компромисса между индивидуальностью и универсальностью. Будучи ближе к пузырю, чем к тяжелому шару, воздушный шар и мяч связаны с понятиями легкости♣, вознесения[71]. Одновременно, как всякая сферическая или яйцевидная полая форма, эти образы резонируют с воспоминанием о материнской утробе[72]. Если контекст, в котором появляется данный символ, заставляет терапевта подозревать наличие одного из указанных аспектов проблематики пациента, я советую ему обратиться к статьям, описывающим монгольфьер♣, яйцо♣, живот, пузырь и сферу♣. В случае пациентки-женщины нельзя исключить связь с темой материнства.
Однако чаще всего мы встретим в сновидении обычный набор ассоциаций, связанных с мячом: цирк, клоун♣, медведь♣ или другие дрессированные животные, отец♣ и мать♣ сновидящего. В таком случае следует с особым вниманием относиться к фразам, подчеркивающим значимость ответственности, долга, необходимости играть роль, потребности участвовать в спектакле. Если терапевт обнаруживает наличие данных идей, то он может строить свою интерпретацию без какого-либо риска ошибиться. Эта интерпретация должна основываться на сюжетах, которые сновидящий связывает со свободой воли. В подобном случае представляется достаточно очевидным, что анализируемое сновидение отражает осознание пациентом тех моделей поведения, которые он выработал в своем детстве для того, чтобы соответствовать нормам, навязанным ему окружением.
Онейроидные сценарии, о которых мы будем здесь говорить, – это те, в которых сновидящий или сновидящая неожиданно поднимаются в воздух, несомые некоей неопределенной восходящей силой либо на воздушном шаре♣, на спине большой птицы, на облаке♣ или ковре-самолете♣. Полет в небе♣ и полет в пространстве♣ рассматриваются в посвященной им статье и отсылают нас к ситуациям, когда сновидящий использует для полета ракету♣ или какой-то другой летательный аппарат. Мы также не будем здесь рассматривать сцены, в которых сновидящий или сновидящая усердно поднимаются в гору♣.
Психотерапевт, имеющий перед собой образы вознесения в воздух, в ходе которых сновидящий или сновидящая внезапно переживают ощущение восходящего вертикального[73] движения, не ошибется в интерпретации, если будет учитывать три различные ситуации.
– Если вознесение мотивировано волевым стремлением к духовности или же стремлением к власти[74], оно сновидящий непременно подвергается опасности катастрофического падения. Подобного типа неприятные онейроидные события способствуют осознанию пациентом побочных эффектов чрезмерно развитого соревновательного рефлекса.
– Сновидящему или сновидящей, страдающим депрессией, тем, кого гложет невротическая тревога, внезапное движение вверх поможет обрести заново свет♣ и легкость♣ бытия. Свободно подняться вверх – значит совершить некий духовный акт, приводящий к принятию радости[75] жизни и надежды.
– Тем, кто хорошо справляется с земными♣ задачами, кто счастлив в плане материальном, аффективном и сексуальном, вознесение приносит подлинный опыт духовной самореализации, расцвет ценностей анимы.
Во время подросткового периода переход от ребенка♣ к взрослому представляет настоящую медиану жизни. Этот средний возраст человека в воображении предстает в виде исторической эпохи Средневековья♣