Если бы мы классифицировали символы согласно степени их аристократичности, то автомобиль или машина попали бы в группу новых аристократов! Между тем, среди средств человеческой деятельности машина занимает видное место. Она появляется в сновидениях часто, обычно непродолжительно, но значимым образом. Автомобиль – это один из редких образов, чей смысл заметно меняется в зависимости от того, появляется ли он в ночных сновидениях или в сновидениях наяву. Он является источником тревоги♣, ощущаемой во время ночного сна♣. В таком случае сновидящий или сновидящая оказываются в автомобиле со сломанными тормозами или неуправляемо мчащемся задним ходом. Подобные сновидения чаще всего выдают сознательное нежелание следовать потребности в психическом изменении, которая требует ее признания.
Символика машины никогда не бывает полностью чуждой символике колыбели♣ и даже материнского лона♣. Подобно судну♣ или самолету♣, салон машины является комфортабельным замкнутым пространством, несущим в себе значение убежища, укрытия в совокупности со значением движения. Совершенно очевидно, что машина также служит выражению неосознанного стремления к проявлению силы, а потому может компенсировать чувство бессилия. Безусловно, все сказанное особенно касается сновидений, в которых сновидящий находится внутри машины.
Воображение подсказывает много онейроидных[5] эпизодов, в которых сновидящие являются зрителями движения автомобилей. В подобном случае, возможно, символика автомобиля проявляет свое наиболее утонченное, если не самое существенное значение. Подобно тележке, повозке♣, экипажу♣ и другим тягловым средствам передвижения, автомобиль связан с идеей наследования, связи поколений. Именно от этих нехитрых предшественников данный символ ведет свою аристократическую родословную. Подобно им, автомобиль выражает потребность участвовать в жизненном♣ потоке; он демонстрирует одновременно неизбежность индивидуального изменения, преодолевающего всякого рода препятствия, и относительность индивидуального существования в жизненной цепочке поколений.
Нельзя сказать, что эта птица, относящаяся к отряду голенастых, часто встречается в мифах или в произведениях авторов, изучающих символику. Это большое пернатое существо представляет собой один из наиболее ярких примеров непочтительного отношения воображения к ментальным клише. Первое, что приходит в голову, – это аист, который приносит в клюве младенца♣. Однако изучение сновидений убеждает в том, что бессознательное противится подобной интерпретации символа. Ибо аист из сновидения не приносит, а уносит младенцев. И речь здесь не идет всего лишь о небольшом нюансе понимания, а о ловушке, в которую попадается сознание. Аист является дополнительным образом к глаголу покинуть. Можно было бы даже сказать, что речь идет о глаголе спасаться. О глаголе спасаться в двойном смысле: в смысле бегства и в смысле спасения. Образ появляющегося младенца, завернутого в пеленки, которого аист несет в своем клюве♣, возможно, ввел в заблуждение какое-то количество детей, которым рассказали эту вымышленную историю, но он никогда не появляется спонтанно в воображении сновидящих.
Символика большого представителя отряда голенастых имеет специфическое значение: потребность отстраниться, отдалиться от страдания. Его полет – широкий и медлительный – происходит в печальном и мучительном небе♣. При ассоциации с семейным окружением это мучение, это страдание может иметь разные причины у разных пациентов. Оно может быть связано с классическим чувством разочарования в рамках комплекса Эдипа. Оно может быть вызвано нарушением психологического равновесия в связи с рождением младшей сестры♣ или младшего брата. Иногда оно вызвано насильственным инцестом. Другие причины тоже могут быть источником этой боли, но, когда она возникает, аист всегда выступает в качестве средства для спасительного бегства.
Часто случается, что в сновидении акула плавает♣ в тех же водах♣, что и дельфин. Это наблюдение заслуживает особого внимания, так как среди символов из ряда животных, ассоциируемых с акулой, дельфин является единственным, имеющим позитивный резонанс! Все остальные – это мрачные хищники, которые определенно подводят анализ сновидения к понятиям смерти♣, агрессивности, угрозы. Осьминог♣, паук♣, крыса♣, крокодил♣, краб♣– вот члены этой симпатичной компании.
Вышесказанное сразу ставит акулу в оппозицию к дельфину. Дельфин играет роль спасителя, проводника на пути возвращения к жизни♣, акула же не может быть ничем иным, как выражением смерти или страха♣ смерти. Воображаемая акула означает неумолимую неизбежность, которая настигает человека в выбранный ею момент. Подобно крокодилу, она, прежде всего, олицетворяет неотвратимые зубы♣ судьбы, которые калечат или убивают, не испытывая чувства вины, без всяких угрызений совести, поскольку это является их природной[6] функцией. Разумеется, как все, что способно поранить, оторвать конечности, пролить кровь, акула связана со страхами или ощущениями кастрации. Но в случае акулы эти страхи♣ главным образом связаны с отвратительным образом устрашающей матери♣. В сновидениях, в которых плавает акула, с настойчивостью возникают образы, выражающие понятие движения времени♣, времени измеряемого, отсчитываемого. Наручные, настенные, башенные часы[7], конечно же, ходики, а также маятник[8] – это, безусловно, символы регулярного ритма♣. Кроме того (и особенно) – это колесные механизмы, зубчатое колесо♣, которое устанавливает очевидную связь между измеряющим время устройством, сцеплением зубчатых колес и устрашающей челюстью акулы. Кровь – это также циркулирующий поток, тот первичный ритм, который навсегда запечатлевается в нервной системе развивающегося в утробе матери младенца♣. Именно к этому ритму упрямо отсылают нас символы отсчитываемого времени.
Близость дельфина и акулы позволяет предположить, что эти два образа играют позитивную роль в гармонизации отношения сновидящего к понятиям жизни и смерти. Но если дельфин означает усилие[9], подталкивающее к жизни, то акула заставляет сновидящего увидеть тот аналитический путь, который ему осталось пройти, если он хочет избавиться от своего страха смерти.
Алмаз – это самый твердый камень♣. Он содержит в себе все, что может быть воспринято чувствами. В воображении камень, который содержит в себе все, может всему дать начало. Поэтому вполне естественно, что мифы и религиозные тексты наделяют Высшее Существо троном из алмазов или кристаллов♣.
«Это камень чистейшей воды♣». К. Г. Юнг подчеркивал тот факт, что алмаз, это самое твердое вещество, в воображении связан со своей противоположностью – водой, наиболее гибкой из материй. Кажется, что прилагательное прозрачный как бы специально было придумано для обеих этих материй. Сновидящий, играющий с алмазом, неудержимо тянется к водным образам. Более того, в его сновидениях доминируют образы твердости♣ и гибкости, диалектика сухого♣ и влажного♣. Наивысшая ценность застывшего каменного мира, воображаемый алмаз повышает значимость смотрящего на него. Тот, кто, направляя на него взгляд, ищет свой идеал, верит, что в алмазе отражается♣ его собственная значимость. Но тяжела[10] будет расплата для того, кто ищет участия у холодного♣ камня! Блеск алмаза может охладить, превратить в лед душу, оказавшуюся во власти непревзойденной чистоты. Нет разницы между чистой водой, заключенной в кристалле, и замерзшей♣ водой ледяного поля. «В чреве земли растет воображаемый драгоценный камень», – писал Гастон Башляр[11]. В сновидениях также иногда алмаз начинает менять свои размеры, увеличиваясь или уменьшаясь. Этот двойной феномен изменения размера является одним из фундаментальных механизмов сна наяву. Он чаще всего переживается самим сновидящим, который уподобляется Алисе в стране чудес, увеличивавшейся и уменьшавшейся во время своего путешествия по подземному♣ тоннелю♣. Тот факт, что алмаз в сновидении подвержен таким же изменениям, показывает, насколько сильна идентификация сновидящего с пленившим его камнем.
В момент интерпретации сновидения следует помнить, что алмаз вписывается в динамику корректировки полярных отношений между твердым и гибким, сухим и влажным, холодным и теплым, рациональным и эмоциональным, идеальным и естественным. Это даст терапевту наиболее надежное направление для выявления смысла анализируемого сновидения. Алмаз в сновидении – это указание на наличие у сновидящего приводящего его в оцепенение стремления к совершенству и одновременно обещание бурного творческого всплеска. Увидеть в сновидении алмаз – значит уже от него отказаться, увидеть ледяное поле – значит уже мечтать об освободившейся от льда воде, увидеть безукоризненную белизну – значит впитывать в себя цвета, увидеть процесс образования кристаллов – значит открыть доступ к Ноеву ковчегу.
Исходно греческое слово anggelos (затем в латинском варианте angelus) означало посланник. Очень быстро смысл слова изменился, превратившись исключительно в посланника бога♣. Так родился ангел!
Ангел сновидений, архетип ангела, остается вне образного поля. Будучи невидимым по своей природе♣, неуловимым по существу, он недоступен зрению. Ангел постоянен. Он вне нашего ритмичного и измеряемого времени♣, вне наших отслеживаемых часов и отсчитываемых дней. Если быть точным, беспорочный ангел фактически является способом изображения потребности в беспорочности. В этом смысле ангел противостоит ценностям земным♣, материальному имуществу. И этот момент является тем общим ключом, открывающим все те двери, за которыми мы сможем обнаружить изображение ангела, играющее различные роли в сновидении.
1. Ангел может быть небесным посланником, побуждающим сновидящего пуститься по пути углубленного духовного развития, приводящему к освобождению.
2. Ангел может спустить на землю тех ведомых сублимацией, кто рискует потеряться в искусственных небесах.
3. Ангел может возвысить воспоминание о ком-то умершем.
4. Ангел может быть носителем послания любви♣. Любовное чувство часто возникает после восстановления положительного отношения к образу матери♣.
5. Ангел может предложить тому или той, кто живет с непереносимым чувством страдания, покинуть землю и подняться в безмятежные[12] небеса.
6. Наконец, ангел может помочь порвать узы, связывающие человека с тяжелыми земными обязанностями, с тяжестью земного притяжения, узами собственности.
В воображении ангела-бездельника не существует! Послание, которое белые♣ ангельские крылья♣ выписывают на небесах сновидения, всегда связано с неким важнейшим аспектом динамики психического развития.
Араб имеет особую символику, это образ, обладающий большой силой. Анализ свойственных ему корреляций в первую очередь выявляет ассоциативную цепочку, которая может показаться банальной, но которая освобождает данный символ от всех подозрительных загрязнений, привнесенных современной эмиграционной ситуацией[13]. В воображении араб ассоциируется с верблюдом♣, ослом♣, песчаными дюнами♣, с пустыней♣, белым куполом♣, пальмой♣. Его появление сопровождает активацию процессов изменения. Принц♣ пустыни! Благородный и загадочный персонаж, который преимущественно появляется в женских сновидениях, – как можно не узнать в подобном облике символ анимуса[14] – мужской составляющей всякой женщины♣? Какой другой образ может в этом смысле соперничать с образом мужчины в голубом♣, скрывающего лицо под покрывалом, ведущего тайную кочевую жизнь и возникающего из ниоткуда? Чаще всего араб в сновидении исполняет роль разрешающего проблемы. Он услужлив, его не касается клубок поверхностных жизненных впечатлений и ложных ощущений, возникающих из-за страха кастрации и его последствий в виде настойчивого желания иметь пенис[15].
Этот персонаж часто руководит сценами воссоединения анимуса и анимы. Вся символическая сила этого образа состоит именно в способности соединить вместе женские и мужские компоненты психики. Что особенно заметно в сновидениях, содержащих данный образ, – это частота появления в их изложении слов союз, общность, и, как естественное следствие, слов мир[16], спокойствие, ясность.
Онейроидный араб обладает исключительной медитирующей силой, что не может не напомнить нам такую же способность мудрого старца♣. Подобно ему, араб может появиться в многочисленных и психологически различных ситуациях, поэтому именно анализ символического контекста, в который он включен в каждом конкретном случае, и позволит терапевту определить психические изменения, соответствующие интеграции анимуса. Надо ли напоминать, что архетипы формируются вокруг образов и не являются результатом интеллектуальной категоризации. В воображении термин араб объединяет несколько объективно различающихся этнических групп: арабы, туареги, берберы и т. п.
Воображение представляет Африку как колыбель♣, как место, где все начинается, наполненное естественными♣ порывами, подобными тем, которые свойственны бурному детству с его невинностью. Сновидящему, запутавшемуся в бесчисленных ментальных решениях повседневных жизненных социальных проблем, измученному непрекращающимися требованиями игры в «сохранение видимости», этот континент видится как место избавления. В утробной жаре♣, свойственной югу♣, в обнадеживающей зелени♣ джунглей, в свободной саванне, среди оказывающих им помощь сильных[17] животных, сновидящий или сновидящая снова обретают внутренний покой[18]. Для европейской ментальности (и в еще большей степени для ментальности североамериканской), которой свойствен обостренный волюнтаризм, данный символ означает разрыв. Без какого-либо перехода он выдергивает сновидящего из сложного пространства, наполненного «ты должен» или «надо», и переносит его в мир детской непосредственности, где все существует в стадии потенциальных возможностей. В воображаемой Африке мягкотелость правит волей.
Африка – это противоположность Европе и Северной Америке. В словаре образов это слово одновременно обозначает наиболее архаические источники жизни, ее инстинктивную сторону и «надрациональный» способ общения. Сновидящему, увязшему в стремлении интеллектуально контролировать свои отношения с другими, Африка представляется спасительным пространством, местом избавления от избыточного господства разума.
Онейроидная Африка имеет достоинства, сходные с достоинствами большого дерева♣. Как и дерево, она инициирует признание значимости корней и вершин. Возникая в центре сновидения, она восстанавливает связи с естественным и сверхъестественным, инстинктом и разумом. В воздухе онейроидных джунглей всегда присутствует запах некоего волшебства♣. Структурирующие свойства интеллекта представляют собой драгоценную способность, когда они естественно организуют инстинктивные импульсы и душевные порывы. Если же интеллект поддается соблазну насильственно присвоить себе все роли и одновременно выступать в качестве мотора и водителя, то он порождает разветвленные структуры ложных мотивов – лабиринты, в которых человек легко себя теряет и начинает страдать. Африка в словаре образов является символом освобождения, отстранения от чрезмерного влияния разума. Это место для восстановления сил, для возврата к душевному покою.
Наше воображение с полным пренебрежением относится к геополитическим изменениям, произошедшим во второй половине ХХ века. В сновидениях границы между Алжиром, Марокко и Тунисом не существуют. Эти страны видятся как некая обширная территория, предположительно, охватывающая и другие арабские страны; при этом не принимаются во внимание никакие экономические или политические особенности, которые эти страны характеризуют. Онейроидная неясность этим не ограничивается. Само словосочетание северная♣ Африка представляется весьма амбивалентным. В словаре воображения Африка♣ – это юг♣, знойная жара♣, возврат к чувствам. Обозначение Северная Африка уместно в географии; но оно проблематично в рамках рассуждения о символах.
Эта неопределенная территория, на которой сосредоточены все признаки традиционной арабской цивилизации, благоприятствует выражению того, что в представлении сновидящего связано с его взаимоотношениями с семьей. Наиболее четко выступает отношение к образу матери. Образ матери сновидящего или сновидящей непосредственно появляется в 41 % сновидений, связанных с рассматриваемой символикой. Образы братьев♣ и сестер♣ также появляются с гораздо большей частотой, чем та, которая характерна для общей массы сновидений, составляющих нашу базу данных.
Если в сновидении действие хотя бы частично происходит в Северной Африке, очень часто сновидящий переживает заново какой-либо эпизод из своего детства, вызвавший у него искажения самооценки. Всегда наблюдаются обстоятельства, в рамках которых некое обвинение в совершении ошибки противопоставляется чувству невиновности, или же публичная низкая оценка каких-либо качеств ставит под сомнение самооценку. Все происходит так, будто зоны психики, в которых запечатлены образы, связанные с Северной Африкой, способствуют экстериоризации этой возникшей в детстве проблематики для устранения ее негативных психических последствий. Соединяя в себе Юг и Север, чувства и разум, Северная Африка символизирует конфронтацию природы и нормы. В онейроидной динамике ее образ участвует в восстановлении роли чувств, о котором мы говорили в статье про Африку. Песок♣ и пустыня♣, верблюд♣, белый город♣, туарег♣[19] – все эти образы ассоциируются в воображении с Северной Африкой.
Появляющийся в сновидении чернокожий человек является свидетелем важного эпизода психической эволюции. В сновидениях данный образ напоминает старые фильмы эпохи возникновения кино. Раскрашенное в яркие цвета♣ лицо, высоко поднятое копье♣, амбивалентность этого образа: он кажется одновременно и угрожающим и добродушным. Под ритмичные♣ звуки тамтама африканец выявляет наиболее естественные побуждения сновидящего.
В рамках динамики воображения африканец всегда является отражением двойственности[20] отношения невинной цивилизации, девственной природы к искусственным формам жизни♣, к загрязнению природы♣ многочисленными проявлениями честолюбия, связанными с технологической конкуренцией. Образ чернокожего человека защищает право на чувство угнетенности от прагматического подхода к жизни. Он – свидетель мощи[21], исходящей от дикой природы, то есть от образа жизни, освобожденного от напрасных амбиций, порожденных современной цивилизацией. Предлагая разум души♣ вместо разума духа, явление этого образа может способствовать обнаружению тени♣ – непознанной стороны психики. Эта тень также несет в себе проявления насилия и ярости♣, которые слишком долго были подавлены.
Когда пациент встречает в сновидении образ чернокожих мужчины или женщины♣, психотерапевт должен сосредоточить свое внимание на всех сопутствующих признаках стремления вернуться к первоначальному образу мышления, к исходной невинности и тем потенциальным возможностям, которые были загрязнены и нейтрализованы разнообразными доводами сознания.