Б

БЕЛАЯ РУСЬ (греч. Λευκορωσσία, лат. Ruthenia Alba, фр. la Russie blanche, нем. Weißrussland) – историческое название ряда регионов на территории современных Белоруссии и России. Начиная с середины XIII в. до конца XV в. абсолютное большинство упоминаний о Б. Р. зафиксировано в западноевропейских источниках и обозначает территорию Новгородской республики. По отношению к части современной территории Белоруссии, а именно к Полотчине, название Б. Р. стало употребляться лишь с конца XVI в. С 1620-х гг. термин закрепился за восточными, подвинско-поднепровскими, землями Великого Княжества Литовского (см. Великое Княжество Литовское). Для обозначения жителей Белой Руси в этот период употреблялся термин «белорусцы», хотя одновременно с ним продолжали использоваться названия «литовцы» («литвины») и «русские» («русины»). Среди сельского населения Б. Р. не было единого общепризнанного этнонима: основным его самоназванием было «тутэйшие» – «местные». С конца XVIII в., когда белорусские земли вошли в состав России, начал распространяться этноним «белорусы». С начала XX в. название «Белоруссия» стало общепринятым для обозначения Витебской, Минской и Могилёвской губерний (см. Белоруссия) Российской империи.

БЕЛОРУССИЯ (Беларусь) – термин, имеющий несколько значений.

1. Топоним, распространявшийся на территорию Витебской, Минской и Могилёвской губерний Российской империи. Происходит от исторического названия Белая Русь (см. Белая Русь).

2. Традиционное название Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР) и современной Республики Беларусь (РБ).

Государственность Б. окончательно провозглашена летом 1920 г. Наряду с РСФСР, УССР и Закавказской СФСР в 1922 г. БССР стала основателем СССР. БССР – третий по значимости субъект федерации в СССР (после РСФСР и УССР), одна из двух советских республик (наряду с УССР), получивших в 1945 г. вместе с СССР статус основателя и члена ООН. В настоящее время РБ – независимое государство, активный участник СНГ, ОДКБ, ЕвразЭС и конфедеративного союзного образования с Россией.

История Б. делится на следующие периоды:

• 1918–1920 гг. Тезис о создании государства с названием Б. впервые выдвинул идеолог литвинства (см. Литвинство) Вацлав Ластовский в конце 1915 г. Формирование белорусской государственности в 1918–1920 гг. проходило очень тяжело: основная часть населения Б. категорически не поддерживала идею отделения от России. Поэтому целый ряд государственных образований, таких как подконтрольная кайзеровской Германии Белорусская Народная Республика и Литовско-Белорусская ССР, оказались нежизнеспособными. Только завершение основных сражений Гражданской войны 1917–1922 гг. и урегулирование конфликта с Польшей в 1920 г. позволили создать БССР.

• 1921–1939 гг. В БССР наблюдались те же самые процессы, что и в остальных республиках СССР. Активно развивалась экономика, особенно древообрабатывающая и текстильная отрасли, базирующиеся на богатых местных ресурсах, а в период индустриализации – и машиностроение. Республика имела большое оборонное значение, являясь центром сосредоточения войск Красной армии на западном направлении. В то же время в Б. наблюдались негативные процессы, связанные с коренизацией в форме белорусизации (см. Коренизация и Украинизация), усиленным насаждением белорусского языка и ростом националистических настроений среди интеллигенции. Западная Б. в это время находилась под властью Польши: были сформированы четыре воеводства – Белостокское, Виленское, Новогрудское и Полесское, где белорусское население подвергалось угнетению по национальному и религиозному признакам. Официальная Варшава проводила политику заселения этих территорий так называемыми осадниками (польскими поселенцами) с целью увеличения доли польского элемента.

• 1939–1945 гг. Осенью 1939 г. в результате воссоединения Западной Б. с БССР территория республики увеличилась почти в два раза, что дало мощный импульс к её дальнейшему развитию. Однако начавшаяся в скором времени Великая Отечественная война нанесла Б. колоссальный ущерб. БССР стала ареной жесточайших сражений, были разрушены её основные города, в результате боевых действий и развязанного гитлеровцами геноцида советских граждан, по разным оценкам, было безвозвратно потеряно от четверти до трети её довоенного населения. Символом нацистского геноцида в Б. является трагедия деревни Хатынь, в расправе над жителями которой непосредственное участие принимали украинские националисты (!). Народ Б. оказал ожесточённое сопротивление нацизму не только на фронтах, но и в тылу врага: республика стала одним из эпицентров партизанского движения на оккупированной территории СССР.

• 1945–1991 гг. Послевоенный период стал временем бурного экономического развития и урбанизации БССР. Из-за большого числа вновь построенных машиностроительных предприятий республика получила неофициальный титул «всесоюзного сборочного конвейера»: Б. была монополистом по выпуску автотранспорта для горнодобывающей промышленности, производила значительную часть магистральных грузовиков, калийных удобрений, точной механики и электроники. Через республику пролегал логистический коридор, связывавший СССР с основными странами Европы.

• 1991 – н. в. После распада СССР именно по инициативе Б. начался целый ряд интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Народу и руководству РБ, которые проявили взвешенный подход к внутренней политике, удалось значительно ослабить характерные для тех лет негативные процессы в экономической и социальной сферах. В то же время на территории современной Б. наблюдается резкая активизация националистов и финансируемых Западом общественных организаций.

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ – идеология, базирующаяся на принципе превосходства белорусской нации, а в ряде случаев – её исключительности. В отличие от украинского национализма (см. Украинский национализм) Б. н. не имел столь благоприятных условий для формирования таких центров поддержки, как многочисленная и компактно проживающая национальная диаспора в США и Канаде. Его основными носителями изначально были стремившиеся к политическому реваншу представители польской интеллигенции западных губерний России, среди которых распространилась идеология литвинства (см. Литвинство). В связи с этим Б. н. получил значительно меньшее развитие, распространение и влияние, чем украинский национализм, работы его идеологов весьма слабы и неоригинальны. Ныне представлен рядом организаций различной направленности – от умеренно-консервативных («Белорусский народный фронт» и др.) до крайне радикальных («Молодой фронт» и др.). Сторонники Б. н. выступают за отмену союзных отношений с Россией, выход из СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ликвидацию государственного статуса русского языка, интеграцию Белоруссии в ЕС и НАТО, принятие в качестве государственных символов бело-красно-белого флага и герба «Погоня».

БИБЛИЯ (от др.-греч. βιβλία – книги) – собрание книг Священного Писания, поэтому Б. – в первую очередь достояние Церкви. Их (книг) канон (состав) утверждён святыми отцами I Вселенского Собора, который проходил в 325 г. в Никее. Б. делится на книги Ветхого и Нового Заветов. В центре Б. – богочеловеческая личность Иисуса Христа, потому что в Нём – исполнение пророчеств Ветхого Завета (назначение последнего, по мысли апостола Павла, – педагогическое) и начало Нового. Ветхий Завет составлялся на еврейском языке, был переведён на греческий в III в. до Р. Х. по повелению египетского царя Птолемея II Филадельфа. Этот перевод признан отцами Церкви боговдохновенным, он именуется Септуагинтой, или переводом 70 толковников. Книги Нового Завета составлены на греческом языке святыми апостолами.

БЛАГОДАТЬ – Божественная сила, посылаемая верующему для его духовного возрастания и спасения в вечную жизнь.

БОГ (Господь, Всевышний) – согласно Христианству, Иудаизму, Исламу и вообще монотеизму, Творец и Создатель всего во Вселенной, потому и владеющий Высшей истиной (истиной всего сущего). Бог существует вечно, Он всемогущ, вездесущ и совершенно свободен. Поскольку Б. беспределен и познаваем лишь настолько, насколько Сам Себя открывает взыскующему разуму, невозможно дать понятию, обозначенному данным словом, определения в классическом смысле. В православном Символе веры Бог (Отец) именуется Вседержителем, Творцом видимого и невидимого мира. Вера в указанное достоинство Божества существовала в ветхозаветные (до пришествия в мир Христа) времена. Апостол и евангелист Иоанн Богослов дал таинственную формулу: «Бог есть любовь». Любовью мы именуем чувство (состояние души). Но что значит это слово в приложении к внутреннему миру Божества? Этого невозможно понять, если не уверовать, что Божество имеет три Ипостаси (Личности), пребывающие в единстве и неразрывной любви друг ко другу. Иначе что Бог бы мог любить, когда и мир не был ещё сотворён? Первая Ипостась Божества именуется Богом Отцом, вторая – Богом Сыном, третья – Богом Духом Святым. Вторая Ипостась Божества соединилась с человеческой природой, став Богочеловеком Иисусом Христом, – для того чтобы отторгнутое грехопадением от божественной жизни человечество исполнить радости вечного бытия. Чтобы и человечество, состоящее из множества ипостасей (личностей), соединить в божественной любви. Идея Бога является простой концепцией, которая позволяет объяснить многие сделанные ранее наблюдения о сущности мироздания и человека. Существование неслучайных закономерностей, неслучайных явлений и событий, удивительной гармонии, красоты и порядка в мироздании делает признание существования Бога более логичным и более вероятным, чем признание Его отсутствия. Идея Бога, выступая в качестве последнего объяснения (первопричины) для всего наблюдаемого, выгодно отличает её от любых фундаментальных научных или философских гипотез (теорий, идей), совершенно беспомощных в попытках найти иную причину мироздания, человека и его уникальных свойств (см. Материализм).

БОГОСЛОВИЕ (теология) – свод научных дисциплин, основанных на Священном Писании и Священном Предании.

БУДДИЗМ – древнейшая из мировых религий, крупнейшая по численности религия основанная на дхармической восточной традиции. Б. возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. на территории Индии, его основателем считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, ставший Буддой, что означает «просветлённый высшим знанием», «пробуждённый». Согласно Б., Будда явился на землю, чтобы выполнить спасительную миссию – указать путь к избавлению от страданий. В известном смысле Б. можно рассматривать как духовную форму социального протеста против сложившейся в индийском обществе кастовой системы, делавшей невозможным улучшение положения представителей низших социальных слоёв. В отличие от индуизма, последователем которого возможно стать только по рождению, буддистом может стать любой желающий исповедовать эту религию. Характерным отличием Б. от остальных религий планеты является отсутствие бога в религиозной традиции: целью буддиста является достижение нирваны – прекращения цепи перерождений, именуемой сансарой. Поэтому Будда, как и другие почитаемые в Б. личности, – не бог, а человек, первым достигший нирваны. Так же как и в других религиях, возникших в Индии, в Б. сохраняются тезисы о дхарме – совокупности установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка, а также о карме – воздаянии за соблюдение/несоблюдение этих норм. Основу вероучения Б. составляют «четыре благородные истины»: в мире существует страдание; причина страдания – неудовлетворённые желания; избавление от страданий возможно за счёт избавления от желаний; для избавления от желаний существует особая восьмиступенчатая духовная практика. Базовый этический кодекс Б. называется «Панча шила» и включает в себя пять принципов: воздержание от причинения любого вреда живым существам; отказ от присвоения того, что принадлежит другому; воздержание от прелюбодеяния; отказ от лжи и обмана; отказ от употребления опьяняющих напитков. Существует два основных стандарта Б. – хинаяна (для духовенства) и махаяна (для мирян). На рубеже старой и новой эры Б. вышел за пределы Индии, приобретя большое количество сторонников в Шри-Ланке, Китае (особенно в Тибете), Японии, Корее, Вьетнаме, Камбодже, Лаосе, Таиланде, Монголии. В России Б. в основном представлен в Калмыкии, Бурятии, Иркутской области, Туве и Забайкальском крае.

Загрузка...