7. О страхе Божием

Человек, решившийся проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало мудрости.

Пусть будут в уме его всегда напечатлены сии пророческие слова: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом» (Пс. 2, 11).

Он должен проходить путь свой с крайней осторожностью и благоговением ко всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтобы не отнеслось к нему сие страшное определение Божие: «Проклят [человек] творяй дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10).


Сыны Божии и дочери человеческие. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд


Благоговейная осторожность здесь нужна потому, что сие море (то есть сердце со своими помыслами и желаниями, которое должно очистить посредством внимания) великое и пространное: «тамо гади, ихже несть числа» (то есть помыслы суетные, неправые и нечистые – порождения злых духов).


Предвещание потопа и строительство ковчега. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд


«Бога бойся, – говорит Премудрый, – и заповеди Его храни» (Еккл. 12,13). А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен.

[Есть] два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай.


Потоп. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд


Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских. Когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви благости Божией.



Выход из ковчега. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд


«Серафим кормит медведя». Фрагмент литографии «Путь в Саров». 1903 г.


Преподобный Серафим. Иллюстрация к книге «Жития святых». Начало XX в.

Загрузка...