Николай Чудотворец и Санта-Клаус

Одним из важнейших персонажей предрождественской лихорадки давно стал Санта-Клаус. Он встречает толпу, жаждущую скидок, в супермаркетах. С рекламных постеров он призывает пить газировку популярного бренда. Он ухмыляется в бороду и приглашает нырнуть с головой в потребительское безумие – он стал его символом, и это тоже чудовищная подмена.

Ведь кто такой изначально Санта-Клаус и почему он приносит подарки? Прообразом Санта-Клауса является не кто иной, как самый любимый на Руси христианский святой – Николай Чудотворец. Николай – Николаус – Клаус по-немецки.

Святой Николай был в начале IV века епископом небольшого городка Миры. Ныне это турецкий город Демре, находящийся в популярной курортной зоне. Николай прославился святой жизнью и даром чудотворения. В житии святителя есть история о том, как он, еще будучи юношей, избавил от беды трех соседских девушек. Их отец разорился и не видел другого выхода, как отдать своих дочерей в публичный дом.

Святитель не мог этого допустить. Его семья была достаточно богатой, и Николай решил избавить соседей от нужды. Ночью он бросил мешочек с золотом в окно их дома и быстро удалился. Он следовал Христовой заповеди творить добро тайно. Обрадованный отец девицы использовал эти деньги на приданое для своей дочери и благополучно выдал ее замуж. Святитель еще дважды подбрасывал соседу деньги и так избавил всех его дочерей от духовной погибели.

Эта история и послужила основой для христианской традиции тайно дарить подарки. Первоначально дети их получали еще до Рождества, в зимний день памяти великого Николая Чудотворца – 19 декабря.

Однако в период Реформации, когда во многих землях Германии перестали почитать святых, постановили, что подарки дарит сам Христос, и, соответственно, приурочили их к Рождеству. Позже почитание святого Николая стало возвращаться, но традиция дарить подарки именно под Рождество уже закрепилась.

Но нынешний, всемирно растиражированный образ Санта-Клауса не имеет, кроме имени, ничего общего со святым Николаем. В 1822 году преподаватель восточной и греческой литературы в Колумбийском университете США Клемент Кларк Мур сочинил стихотворную рождественскую сказку о Санта-Клаусе. В ней это был просто волшебный персонаж, дарящий детям подарки, он жил на Севере и ездил на оленьей упряжке. Персонаж этот вскоре стал весьма популярен.

А в 1863 году американский художник Томас Наст создал по мотивам этой сказки образ веселого бородатого толстяка. В нем, конечно, не было уже ничего от образа христианского святого. Именно такой Санта-Клаус был востребован рынком и стал всемирно известным брендом. В 1931 году его взяла на вооружение компания «Кока-кола». По ее заказу художник Хэддон Сандблом разработал новый, более современный имидж. Он и является сегодня одним из наиболее ярких воплощений идола потребления.

Загрузка...