Мне бы очень хотелось сказать, что мои родители были язычниками и это из-за них я решила больше узнать о своих культурных корнях. А еще – что мою родословную можно проследить вплоть до викингов, о которых слагали легенды. Но, к сожалению, это не так. На самом деле я выросла в католической семье. Моя мать и все родственники по ее линии были родом из маленького городка в провинции Квебек. Отец не принадлежал ни к какой конфессии. Бабушка по отцовской линии была методисткой, а дед – баптистом. Несмотря на это разнообразие христианских религий, я довольно рано познакомилась со скандинавской культурой и историей. Родители утверждали, что во мне течет исландская кровь. У меня нет этому доказательств. Генетический тест показал, что я на 76 процентов канадская француженка с небольшим количеством ирландской, шотландской, немецкой и других кровей.
Помню, как в детстве я играла с игрушечными фигурками викингов. Они были сделаны из пластмассы, раскрашены вручную и стояли в заданных позах. По размерам они идеально подходили для кораблей, которые я нашла в Woolworth’s, в отделе моделей для сборки. Позже, в 1964 году, National Geographic выпустил ноябрьский номер, в котором обсуждалось открытие поселения в Л’Анс-о-Медоуз в Ньюфаундленде[1]. Это подтолкнуло меня всерьез заняться изучением скандинавской культуры, чтобы узнать, кем были эти удивительные люди, с которыми я так хотела иметь родственные связи.
В старшей школе я начала изучать норвежский язык и читала комиксы о Торе, выпущенные Marvel. Теперь я понимаю, насколько неточными они были. Однако для двенадцатилетнего подростка это был предел мечтаний. Это были истории моих богов, пусть и адаптированные для читателей XX века. Я читала саги и представляла, как плыву с Лейфом Эрикссоном. В двадцать лет я служила в армии и одновременно училась быть гидьей – лидером общины. Мы совершали священные ритуалы, которые соответствовали определенному времени года. Мне не было еще и сорока, а я уже объездила почти весь мир. Меня дважды командировали в Корею, один раз в Японию и Германию. Но своим домом я всегда ощущала Исландию, хотя мне еще только предстояло в ней побывать.
Я начала изучать руны, то есть вырезанный на камешках иностранный алфавит. Обычно руны продаются в сувенирных лавках. У меня осталось с тех пор два комплекта. Один набор я сделала сама, когда у меня был магазин керамики в Оклахоме, а другой мне подарил один из членов нашей языческой общины. Он выполнен из черного дерева с добавлением древесины красильной шелковицы. Эти руны всегда казались мне странными и прекрасными, будто открывали дверь в мир, о существовании которого я до этого даже не подозревала.
Я начала с изучения Старшего футарка, ранних букв и символов германцев, которые они вырезали, когда мигрировали на север и запад к заснеженным берегам Скандинавии. Это было примерно между 300 и 600 годами нашей эры. Затем я занялась освоением Младшего футарка и средневекового периода викингов. Для своего народа они упростили и сократили алфавит.
Думаю, что на данном этапе необходимо объяснить, что такое футарк. Так принято называть рунический алфавит, слово составляют первые шесть букв скандинавского алфавита. Буквы выглядят так:. Буква называется «торн». Это третья буква в слове «футарк». В Старшем футарке двадцать четыре буквы. Многие из них сегодня, спустя сотни лет, входят в состав английского алфавита. В древнескандинавские времена это была единственная письменность. Девять дней и ночей Один провисел на исполинском ясене Иггдрасиле, чтобы понять руны и их использование, они суть магии и мудрости скандинавской эпохи. Эти же руны изучают провидцы, чтобы определять прошлое, настоящее и будущее[2]. Младший футарк состоит из шестнадцати символов, их можно встретить на статуях и табличках от Каупанга до Ближнего Востока.
В книгах по рунической магии и гаданию мне всегда чего-то не хватало. Я думала о богах, они произвели на меня неизгладимое впечатление и действительно повлияли на мою жизнь. Мне нравилось, как выглядели рунические камни и как они лежали в руках. Но я никак не могла заставить их делать то, на что, как мне казалось, они на самом деле способны. Мои поиски продолжались двадцать лет. Однажды я прочитала статью о кеннингах. Так называется описательное поэтическое выражение, которое используется для замены обычного названия какого-либо предмета или имени. Чаще всего встречаются слова «Отец всего» или «Странник», которыми обозначают Одина.
К сорока годам у меня сформировалось четкое представление, как должны выглядеть части новой системы гадания и что они будут представлять. Меня вдохновили основные герои скандинавского пантеона и предметы, которыми они пользовались. Месяцами я изучала каждую деталь и пыталась понять, что они из себя представляют и как соотносятся с чертами характера. Раньше я пользовалась картами Таро и старалась интерпретировать их значения. Когда система начала складываться, стало очевидно, что эти части взаимодействовали между собой так же, как в Таро.
Я нашла в гараже большой деревянный брусок и разрезала его на диски. На каждом из них маркером написала имена и названия. Это был мой экспериментальный набор. На протяжении двадцати следующих лет я собирала информацию, чтобы сформулировать основу для этой книги, а следовательно, и для новой системы гадания.
Новая система гадания включает в себя тридцать шесть основных символов. Обратите внимание, это не рунические камни. Я использую руны лишь для того, чтобы различать свои символы. Каждый из них представляет собой либо человека, либо вещь. Вытаскивая три символа, вы получаете информацию о своем прошлом, настоящем и будущем. Существуют некоторые дополнительные элементы, которые по желанию также можно включить в процесс гадания. Их описание находится в конце этой книги и выделено в отдельную главу. Я оставила вам возможность самостоятельно интерпретировать некоторые значения.
Почему именно эта система гадания? Этот вопрос я слышала чаще всего, пока ее разрабатывала. Гадание по своей природе криволинейно – A плюс B не всегда равно C. Даже если ваша судьба вплетена в огромный гобелен, вы все равно обладаете свободой воли. Только вам решать, добираться до места назначения самолетом, поездом или автобусом. Факт, что вы прибудете в этот конкретный пункт, предопределен, но нюансы путешествия постоянно меняются. Только норны знают, что они соткали, так что вы все еще можете определять свою судьбу. Никто не узнает, следуете ли вы по заранее определенному пути или нет, и, вероятно, так и должно быть.
Допустим, вы сидите в кафе и наслаждаетесь латте. Утром вы получили предупреждение о возможной опасности. По какой-то причине официант не принес вам салфетки, поэтому вы решаете не оплачивать счет, пока не вытрете рот. Вы ждете официанта, а машина, которая должна была сбить вас на парковке, в это время уезжает и таким образом выходит из вашей зоны влияния. Изменив свое настоящее, вы изменили будущее. Возможно, это мать научила вас вытирать рот перед тем, как встать из-за стола, и таким образом повлияла на вашу судьбу. Именно это заставило ваше настоящее изменить будущее. Было ли вам суждено умереть на той парковке? Что вплетено в великий гобелен судьбы? Сможете ли вы узнать об этом? Это путь гадания. Все в этом мире взаимосвязано…
Вернемся к вопросу о том, почему стоит использовать именно этот метод. В этих символах учтены личности богов и богинь, а также особенности их творений. Каждый символ представляет определенного человека или вещь, и дальше они взаимодействуют друг с другом, что, на мой взгляд, дает более точное предсказание, чем вытаскивание одного рунического камня из мешка. Важно понимать, что, в отличие от карт Таро или других систем гадания, эти символы не являются зеркальным отображением реальности. То есть, если символ хорош в одном положении, это вовсе не значит, что он будет обозначать нечто плохое в другом. Каждый символ имеет отдельное значение и свои уникальные характеристики. Возможно, понять это непросто, особенно тем, кто работает с картами Таро. Но я уверена, что вы справитесь с этим. Существует три способа прочтения данных символов, поэтому двоичная система «хорошо/плохо» или «да/нет» здесь не подходит.
В этой книге вы также найдете информацию о скандинавской космологии, верованиях, обычаях, взглядах на жизнь, любовь и смерть. Каждая глава посвящена истории изучаемого предмета и причинам его появления. Это очень важная информация. История происхождения богов позволит лучше понять соответствующие им символы. Да, история Фенрира и Тюра, несомненно, увлекательна. Но лучше все же узнать, кем был Фенрир, почему Тюр потерял руку и какое значение это событие имело для будущего царств. Каждая глава дает ответы на шесть основных вопросов: кто, что, когда, где, почему и как. Я настоятельно рекомендую прочесть всю книгу, прежде чем начать использовать представленные здесь символы.
Гадание, как было сказано ранее, имеет множество форм. Эти символы – лишь одна из них. Но, мне кажется, практику, изучающему скандинавскую культуру, воспринять их будет намного легче, нежели карты Таро, рунические камни или кости. Боги по-прежнему находятся в Асгарде и бродят по другим восьми царствам. С помощью этого инструмента для гадания вы сможете позаимствовать у них вдохновение и найти собственный путь.
С термином «древнескандинавский алфавит» применительно к сагам и эддам связано немало разногласий. Многие из моих знакомых хотят читать саги в оригинале на «древнескандинавском». Когда я пытаюсь объяснить им, что саги были написаны спустя несколько сотен лет после описания событий в устной форме, они приходят в замешательство или попросту мне не верят. Это тот же тип людей, которые думают, будто сегодняшняя Библия была написана Иоанном, Павлом и Лукой.
Нельзя утверждать, что какое-либо произведение было рождено «на древнескандинавском», поскольку в те времена, до появления латинского алфавита, не имелось письменности, кроме рунической, которая использовалась только для проведения ритуалов и поминовений. В то же время писцы, создавшие в XII–XIII вв. древнейшие рукописи, говорили на языке, который практически не изменился по сравнению с тем, что использовали первые жители, прибывшие из Норвегии в IX веке. Другими словами, разговорный язык в Исландии не менялся на протяжении трехсот лет. В те времена алфавитом был футарк, но он использовался крайне редко, буквально для записи отдельных слов.
Именно по этой причине нельзя называть футарки древнескандинавской письменностью по аналогии с тем, как многие лингвисты до сих пор называют саги древнескандинавскими, несмотря на то что на самом деле они написаны на древнеисландском языке. Если бы древние скандинавы намеревались использовать футарки в качестве письменности, они бы вели записи на них, но они не сделали этого. Они никогда не задумывались над тем, чтобы документировать свою жизнь при помощи футарка.
В своем интервью доктор Эндрю Лемонс из Университета Клемсона отмечает: «Если вы говорите “древнескандинавский” вместо “древнеисландский”, то, скорее, для того чтобы указать на национальность. Хотя на протяжении большей части XX века этот термин означал “любой язык, а также все диалекты, которые представлены в средневековой скандинавской письменности”, в последние несколько десятилетий он вышел из употребления, потому что большинство средневековых скандинавских произведений были написаны в Исландии. Более того, термин “древнескандинавский язык” для самих скандинавов означает, скорее, “древненорвежский”. Вот почему исландцы всегда используют “древнеисландский” (forníslenzk), имея в виду то, что иностранные ученые называли “древнескандинавским”»[3].
Отсюда следует, что в качестве письменности для нескольких северогерманских диалектов используется два алфавита. Первый алфавит, футарк, применяли для заметок, надписей на памятниках и в магии. На Ближнем Востоке сохранились надписи на стенах, сделанные футарком. Его также можно встретить на множестве мемориальных камней, размещенных по всей Скандинавии. Эти камни обычно рассказывают о мужестве определенных воинов или об их происхождении. Мне понравился внешний вид футарка, поэтому я использовала именно его для символов в этой книге. Однако с тем же успехом я могла бы использовать буквы современного английского алфавита.
Второй алфавит – это собственно алфавит, который использовался для записи саг и эдд. Это алфавит, применявшийся исландскими поэтами и писателями XII–XIII вв. Больше всего этот ранний алфавит похож на современный исландский. И хотя все диалекты разговорного «древнескандинавского», будь то древненорвежский или древнеисландский, схожи, письменный язык саг, несомненно, «староисландский».
О футарках написано много книг, поэтому я не буду вдаваться в подробности. Достаточно сказать, что футарки – это один алфавит, а исландский алфавит, который произошел из латинского алфавита, – другой. К описанию именно этого алфавита я хочу перейти далее.
В древнеисландском алфавите тридцать две буквы, в английском – двадцать шесть. Но некоторые буквы, которые мы используем в английском, не употребляются в исландском. А другие буквы английского алфавита имеют несколько версий в древнеисландском. Позвольте мне объяснить.
Ранний исландский язык использовал двадцать три латинских или рунических буквы, большинство из которых присутствуют и в современном английском алфавите. Это было еще во времена Снорри Стурлусона, который написал немало стихов и прозы о богах. Буквы c, q и w не использовались в том алфавите. Тогда как буква z встречается в Средневековье, несмотря на то что сегодня она почти не применяется. Но в исландском алфавите по-прежнему можно встретить эти четыре буквы, которые используются в написании слов из других языков, таких как английский, немецкий и т. д.
Кроме того, в алфавите присутствуют вариации некоторых латинских букв и четыре средневековые буквы, которые употребляются до сих пор. Шесть букв, которые являются вариациями: á, é, í, ó, ú, и ŷ. Другими словами, все гласные имеют двойное начертание буквы. Остальные четыре буквы: ð, þ, æ, и ö, несмотря на то что ö – это более современное представление буквы o с крючком, которая выглядит так:. В некоторых средневековых рукописях также используются буквы ø и œ. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, ниже приведена таблица с тридцатью двумя буквами, которые вы увидите в этой книге, когда речь пойдет об именах, названиях мест и предметов. Вы также встретите их в списках, расположенных в алфавитном порядке. «Альтернативная» гласная следует сразу после безударной. А буква ð, которая называется «эт» и является альтернативой d, будет стоять сразу после этой буквы. Буква þ, как было сказано ранее, называется «торн», лигатура æ называется «ае», а затем идет умлаут ö. Все они стоят в конце алфавита после z в средневековом алфавите и после ударной ŷ в современном[4].
Ниже я привожу таблицу исландских букв и их названий.
Набор символов для гадания можно сделать самостоятельно. Например, из картона. Нарежьте его квадратами, кругами, восьмиугольниками или кусочками любой другой формы. Маркером нарисуйте символы из этой книги или придумайте собственные. Рисуйте картинки, используйте свой родной или ирландский язык, воспользуйтесь огамическим письмом. Неправильного способа нет.
Также можно использовать дерево и нарезать небольшие кружочки из брусков или веток. Если вы работаете с глиной или керамикой, используйте их. При помощи металлического стержня можно нанести на свои изделия символы до того, как отправите их на обжиг. Набор, который я использую сейчас, сделан из ясеня. Я обточила его на токарном станке, а затем обрезала до толщины в 7 мм. Тщательно отшлифовав обе стороны, я пометила одну из них черным маркером. И пусть этот набор не самый красивый, он работает, и это главное. Существует миллион способов персонализировать свое гадание, и вам вовсе не обязательно тратить на него огромную сумму денег.
Позвольте привести два примера, как можно сделать собственный набор.
Первый – наименее затратный из всех возможных. Найдите кусок картона. Идеально подойдет коробка, особенно если она гладкая с обеих сторон. В качестве шаблона используйте крупную монету. С ее помощью нарисуйте тридцать шесть кружков и вырежьте их ножницами или острым ножом. Затем нарисуйте символы. Лучше всего это делать в алфавитном порядке. Начните с Бальдра и постепенно вы дойдете до Иггдрасиля. Ваш первый персональный набор для гадания готов.
Другой способ – использовать деревянный брусок. Аккуратно нарежьте его на диски в 7 мм. Отшлифуйте обе стороны наждачной бумагой, а затем нарисуйте на них символы. Диски должны быть плоскими с обеих сторон, чтобы могли ровно лежать на поверхности, которую вы будете использовать для гадания.
Персонализируйте свой набор любым наиболее подходящим способом. Например, перед использованием его можно почистить шалфеем. Вы также можете попросить своего покровителя благословить набор или просто начните работать с ним без каких-либо подготовок. Все зависит исключительно от вашего желания.
Найдите специальную коробку или кожаный мешочек, где вы будете хранить свой набор и откуда будете вытаскивать символы при гадании. Можете использовать банку из-под кофе или пищевой контейнер. Если вы любитель виски, обратите внимание на канадский бренд, у которого есть замечательный синий фланелевый мешочек с золотыми буквами. Мне всегда казалось, что Один получил бы огромное удовольствие от гадания при помощи набора, который хранится в мешке из-под спиртного. Вместилище обязательно должно быть непрозрачным, чтобы не видеть символы.
Выкиньте из головы мысли. Сосредоточьтесь на вопросе, который задаете символам. Запишите его, чтобы не забыть, или произнесите вслух. Сделайте несколько глубоких вдохов и расслабьтесь. Не стоит торопиться, постарайтесь наладить прочную связь с богами.
Когда будете готовы, начинайте поочередно вытаскивать символы. Всего вам понадобится три штуки. Постарайтесь делать это параллельно поверхности. Вытаскивайте их и кладите на стол в том же положении, в котором извлекли. Если вы вытащили символ пустой стороной, то неважно, как вы положите его на поверхность.
Если вы вытянули символ рисунком вверх, обратите внимание на положение точки. Она находится внизу символа. Следовательно, если вы видите ее не выше середины символа, он читается в вертикальном положении. Если точка расположена выше середины символа, он читается как перевернутый вверх ногами. Когда точка находится ровно посередине строки, символ также читается как перевернутый. Помните, что по умолчанию при чтении символов используется значение вертикального расположения. В приведенном выше примере символ Сиф, изображенный слева, читается как вертикальный, потому что его точка находится ниже центральной линии. Символ Тюра на картинке справа читается перевернутым, потому что его точка находится над центральной линией.
Положите вытащенные символы на поверхность. Начните гадание слева направо, чтобы узнать прошлое, настоящее и будущее. В главах этой книги вы найдете предысторию каждого из символов и сможете понять, с кем или чем имеете дело, а также получите базовые знания о ситуации. Эти краткие введения носят ознакомительный характер. Я всегда чувствовала, что необходимо понять предысторию того или иного символа, чтобы наилучшим образом интерпретировать его значение. Далее в каждой из глав представлены три значения определенного символа. Сначала приводится смысл вертикального расположения, затем – перевернутого, и в конце представлена интерпретация закрытого символа, то есть вытащенного пустой стороной. В каждом из этих разделов я кратко поясняю, что означает каждый символ, вытянутый в подобном положении. А оставшаяся часть раздела содержит интерпретацию прошлого, настоящего и будущего.
Ниже приведен пример комбинации трех символов, которые дают информацию о прошлом, настоящем и будущем:
Вертикальный символ Хель показывает прошлое, Бальдр в перевернутом виде – говорит о настоящем, закрытый Слейпнир касается будущего. В данном случае Хель – это королева мертвых и правительница Хельхейма. Она последнее, что вы увидите перед наказанием или славой. Хель – конец всего, о чем вы когда-либо думали. Перевернутый Бальдр обозначает жертвоприношение. В вашей нынешней ситуации имеет место большая потеря или горе, с которыми вам необходимо бороться. А вот закрытый Слейпнир олицетворяет силу в битве и победу над разногласиями и конфликтами.
Если бы я нагадала вам эту комбинацию, то интерпретировала бы ее следующим образом: в прошлом вы очень много потеряли, у вас отобрали – или вам пришлось отдать – нечто очень важное. В настоящее время вы переживаете период великих жертв, которые кажутся слишком большими или подавляющими. Это могут быть смерть, разрушение, потеря любви, свободы, денег. Но, в конце концов, заручившись поддержкой Слейпнира, вы преодолеете все невзгоды и одержите победу.
Чем больше вы будете использовать символы, тем сильнее укрепите вашу с ними связь. Вполне возможно, что после прочтения кратких историй о богах вы захотите узнать больше. Используйте эту книгу как гримуар и смело оставляйте в ней свои заметки. Пишите прямо на полях. Я всегда поражалась людям, у которых в библиотеке стоят идеальные и практически нетронутые книги. Интересно, читали ли их вообще когда-нибудь?
Без веры любая история сотворения бессмысленна. Неважно, какой религии вы придерживаетесь или по какому пути идете. То же самое касается и скандинавских девяти царств. Я собираюсь рассказать вам историю, имея это в виду.
В начале был Гиннунгагап, изначальный хаос между царством огня Муспельхеймом и царством льда Нифльхеймом. В первом из них жил огненный великан Сурт. Никто не знает, когда и откуда он появился, но в то время он правил Муспельхеймом. Между двумя царствами выросла огромная глыба льда.
В следующие тысячелетия мороз из Нифльхейма и огонь из Муспельхейма путешествовали по великой космической пустоте Гиннунгагапа, пока не столкнулись с образовавшейся при стихийном разрушении массой льда. Когда жар и холод встретились, появился пар, который превратился в гигантского Имира. Он и стал отцом и матерью всех остальных великанов[5].
По мере того как от жара Муспельхейма таял лед, на свет появилась большая корова по имени Аудумла. Она накормила Имира своим молоком, а затем начала слизывать соль с глыбы льда, из которой постепенно появлялась голова. Корова продолжала лизать лед, из которого понемногу высвобождались туловище, ноги, ступни, пока на свет не появилось существо, которое не было ни великаном, ни коровой. Это был Бури, первый из асов.
У Бури имелся сын по имени Бор[6]. Неизвестно, кем была его мать, но на тот момент единственным вариантом оставались великанши. У Бора было трое сыновей от великанши Бестлы. Их звали Один, Вили и Ве. Позже Один взял все под свой контроль и стал вождем асов и правителем Асгарда. Но тогда все еще не имелось никого, кроме него, его братьев, отца, деда и множества великанов, которых по-прежнему создавал Имир.
Один понял, что в пустоте слишком много гигантов. И вместе с братьями принял решение убить Имира. Из трупа великана они сотворили остальной мир. Высасывая его кровь, они создали океаны. Однако его кровь текла так быстро, что унесла Аудумлу, а вместе с ней и всех великанов. Лишь двоим из них удалось спастись, сбежав на импровизированной лодке, – Бергельмиру и его жене. Они отправились в Нифльхейм, где основали новую расу ледяных великанов.
Кожа и мускулы Имира были перемолоты, чтобы стать почвой, или твердью. Его волосы послужили для создания растений, из черепа было сотворено небо, а мозг превратился в облака.
Совершенствуя свое творение, Один и его братья взяли искры окружающих их огней и создали звезды. Вслед за твердью они сотворили горы. А из личинок, которые появились из гниющего тела великого Имира, получились карлики. Четырем из них было поручено поддерживать четыре угла черепа великого Имира, то есть удерживать небо над всеми нами. Один назвал их Норди, Судри, Аустри и Вестри. В современном исландском языке эти стороны света называются Norður, Suður, Austur и Vestur. Проходят тысячелетия, но некоторые вещи не меняются. Мне кажется, эти имена были присвоены норвежцам или исландцам, когда Снорри Стурлусон и Саксон Грамматик записывали космологию скандинавов.
Завершив ландшафт и космос, Один и его друзья создали первых людей. Литература о сотворении девяти царств полна пробелов. Многое из того, что мы знаем, было записано через сотни лет после того, как было впервые рассказано. Поэтому в большую часть этой истории нужно просто верить. Один даровал людям душу, Хёнир дал им тепло, а Лодур, которым вполне мог быть Локи, наделил их кровью и румянцем[7]. Это были Аскр и Эмбла, позже известные как Ясень и Вяз[8]. Так они начали населять мир Мидгарда, известный нам как Земля, другими людьми. На тот момент уже были солнце и луна, но некому было управлять колесницами, которые тянули их по небу. Как раз в это время у человека по имени Мундильфари родились двое детей, которых он назвал Соль и Мани, то есть Солнце и Луна[9]. Боги разгневались, что человек осмелился сравнить своих детей с их творениями. И тогда Один забросил их на небо, где они должны были вечно управлять колесницами. За ними гонятся дети великана – Сколь и Хати Хродвитниссон – в образе волков. Настигнув Соль и Мани, они поглотят их, и тогда наступит Рагнарёк, который снова ввергнет мир во тьму[10]. Тогда же Один забросил на небо еще двух великанов – Нат и ее сына Дага. Они должны были следовать друг за другом, как день и ночь.
Но на этом они не остановились и создали великий ясень Иггдрасиль – мировое древо, соединяющее все девять царств. Он настолько велик, что охватывает весь космос, начиная с Асгарда в макушке кроны и заканчивая Нифльхеймом и Ётунхеймом в корнях. В каждом из трех царств протекает ручей, питающий великое дерево.
Первый ручей находится в Асгарде. Это источник Урд, у которого боги встречаются для обсуждения важных дел[11]. Также возле него сидят норны и ткут гобелены судеб каждого из нас[12]. Именно возле Урда девять дней висел Один, познавая руны.
Второй источник находится у подножия Иггдрасиля в Ётунхейме. Его охраняет Мимир, и именно там Один искал знания. Когда он прибыл к ручью, Мимир не давал Всеотцу испить воды, пока тот не пожертвовал глазом. Именно это знание принесло Одину и счастье, и отчаяние, поскольку он увидел все, что должно было произойти, вплоть до самого Рагнарёка.
Один получил знания от головы Мимира. Во время войны асов и ванов Хёнира и Мимира отправили в Ванахейм в качестве заложников. Хёнир считался умнейшим из богов, а в обществе Мимира он мог проявлять исключительный интеллект. Однако когда Мимира не было рядом, ваны догадались, что Хёнир не способен принимать правильные решения и здраво мыслить. В гневе ваны обезглавили Мимира и отправили его голову обратно асам. Один поддерживал жизнеспособность головы с помощью комбинации трав и магических заклинаний и носил ее с собой, чтобы как можно быстрее получать от нее руководства к действию[13].
Третий и последний источник находится в Нифльхейме и называется Хвергельмир. Его питает вода, которая капает с рогов волшебного оленя Эйктюрнира, стоящего на самой вершине Вальхаллы.
На верхушке Иггдрасиля восседает большой безымянный орел. У него между глаз сидит ястреб по имени Ведрфельнир[14]. Почему ястреб сидит именно там – загадка. Этому нет объяснения ни в одном рассказе или саге. А о том, что у ястреба есть имя, а у орла его нет, есть сказка, которую еще предстоит рассказать. В корнях дерева живет змей Нидхёгг, который поедает трупы тех, кто направляется в Хельхейм. Орел и змей – заклятые враги, которых сдерживает белка Рататоск. Она бегает от одного к другому, передает им взаимные оскорбления и будет делать это вплоть до самого Рагнарёка.
В скандинавской космологии нет логического объяснения расположения каждого из девяти царств. Их связывает великое дерево Иггдрасиль. Как мы уже выяснили, его корни питают воды трех источников. Нифльхейм и Ётунхейм расположены у основания великого дерева, как и первые два источника, а третий – Урд – находится в Асгарде, то есть этот корень уходит в крону дерева, поскольку Асгард находится над Мидгардом, который расположен в центре всех девяти царств[15]. Иллюстрация на следующей странице точна, насколько это возможно, с учетом того, что царства расположены не в двумерной плоскости, а среди ветвей великого дерева.
Названия семи царств оканчиваются на «-хейм», а оставшихся двух – на «-гард» (Мидгард и Асгард). Асгард – это царство богов, самое безопасное из всех. Мидгард – место, которого, по мнению богов, могут достичь лучшие из людей. Его окружают высокие стены. Там так же безопасно, как и в Асгарде, и туда часто спускаются боги, чтобы напомнить о своем присутствии. Все другие царства более дикие и менее предсказуемые. Они опасны для тех, кто забрел туда по неосторожности. Но и там можно нажить неплохое состояние, получить славу и сражаться во имя царств[16]