…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше; то не может увидеть Царствия Божия.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Христос воскресе!
В дни земной Христовой проповеди в Палестине весть о Божественном Учителе распространялась быстро. Очень многие хотели увидеть и услышать Господа. Ученики приходили к Спасителю и днем и ночью. Днем шли смелые, те, кто имел в себе веру и решимость последовать за Ним, отбросив все мирское, тщетное, суетное. Ночью приходили нерешительные, опасающиеся, не готовые отказаться от мирских привязанностей, но всей душой жаждущие истины. И Господь наш Иисус Христос с любовью принимал каждого, духовно согревал и наполнял настолько, насколько человек по немощи своей мог в себя вместить.
Сегодня мы с вами, братья и сестры, слышали отрывок из Евангелия от Иоанна (см. Ин. 3, 1 15), рассказывающий о некоем Никодиме, фарисее, одном из начальников иудейских. Никодим пришел к Господу ночью, так как боялся людского осуждения. Фарисеи вели строгий надзор и презирали всех, приходивших к Иисусу Христу открыто. Но стремление познать истину для этого человека оказалось даже выше страха быть отлученным от синагоги. Ведь он хорошо знал, к Кому шел, был тайным учеником Господа: Равви, мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Да, Никодим был много наслышан о необыкновенном Учителе, общался с Ним, считал Его величайшим пророком, пришедшим от Бога, чтобы спасти Израильский народ, был свидетелем совершаемых Им чудес. Но Божественная природа Господа им пока не ощущалась, он думал, что Иисус Христос вершит чудеса не Своею силою, а силою Бога, в которой по естеству нуждается, как все люди.
И вот Никодим слышит от Господа такие слова: …кто неродится свыше, не может у видеть Царствия Божия. Никодим пришел к Спасителю говорить о другом, но Господь заговорил о главном: о необходимости для каждого родиться заново, чтобы пребывать с Богом.
Какие загадочные, непонятные для человеческого ума слова! Как можно взрослому, уже прожившему жизнь человеку, родиться вновь?!
Вот и Никодим поразился, воскликнув от всего сердца: Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей? Из этих слов видно, что Никодим представлял себе буквальное, телесное рождение человека, тогда как Господь говорил о рождении духовном.
Господь наш Иисус Христос имел в виду Святое Крещение, в котором человек рождается от воды и Духа в жизнь вечную, усыновляется Отцу Небесному. Такое рождение гораздо выше, чем физическое. Только Таинство Святого Крещения отворяет для нас двери в Царство Небесное, свет которого не сравним со светом всего земного мира.
Когда ребенок появляется в мир из темноты материнской утробы, его сразу же окружает столько нового: предметы, звуки, ослепительный свет, тепло, холод, воздух. Осознание того, что с ним произошло, ощущение самой жизни приходят постепенно, когда ребенок растет и развиваются его способности анализировать, запоминать. Так же и при Крещении. Не всем дано испытать все глубину и полноту чувств, ощутить в полной мере благодать Святого Духа, Который на каждого сходит в момент Крещения. Но величайшее событие уже свершилось, а дальше при соответствующей духовной пище последует духовный рост. И принятие сего Таинства есть первый шаг к блаженному бессмертию.
Глас Отца Небесного звучит для каждого православного христианина. Это то, о чем Спаситель говорил Никодиму: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Благодать Святого Духа пребывает с нами в молитве, в храме во время Богослужений, в чтении Священного Писания, в делах веры и благочестия. И, конечно же, та пасхальная радость, которой наполнены сейчас наши сердца, она тоже ниспослана по благодати Святого Духа.
Мы скорбим, когда хороним наших близких, мы хорошо знаем, что земная жизнь временна, что и нас тоже ждет впереди смерть. Но отныне со скорбью соединена ликующая радость от сознания того, что смерть не имеет отныне власти, что она попрана однажды и вовек смертью Христовой. Это явствует из самого факта Воскресения Господа. Только Победитель смерти мог войти во гроб, чтобы выйти из него навсегда!
Не для Себя одного воскрес Спаситель, а для всех сынов человеческих. Но почему же люди продолжают умирать и по Воскресении Христовом, как и до Воскресения? Ведь распятием, крестными страданиями и смертью Господь наш Иисус Христос «смертию смерть» попрал! Значит ли это, что теперь смерти вовсе не должно быть?
Возлюбленные о Господе братья и сестры, полное торжество бессмертия над телесной смертью наступит в конце истории мира, после Второго пришествия Господня. По учению святых отцов, все человечество несет на себе последствия Адамова греха, которым и является смертность, физическая и биологическая тленность. Как отмечает один из великих учителей Церкви, преподобный Иоанн Дамаскин, Бог сотворил человека по образу Своему – разумным и свободным: «Он создал его в неистление… возвел его до нетления. После же того, как через преступление заповеди мы помрачили и исказили черты образа Божия в нас, то мы, сделавшись злыми, лишились общения с Богом… оказались вне жизни, подпали тлению смерти».
Можно сказать, что люди умирают, поскольку через преступление смерть пришла в мир, который стал падшим и временным. Но остановиться только на этом заключении было бы неправильно, поскольку смерть не абсолютна. Христова смерть, по глубочайшему изречению Литургии святителя Василия Великого, – «животворящая». Смерть! где твое жало? – восклицает апостол Павел (1 Кор. 15, 55). Христос уничтожил смерть как духовную реальность, как отлучение человека от Бога, от вечной жизни. Для этого искупительного дара, этой жертвы за нас и произошло вочеловечение Христа, и Его распятие, и Его Воскресение. Для этого же, принимая Святое Крещение – новое рождение, мы умираем со Христом и воскресаем в Нем. В крестившемся совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха и сатана изгоняется из его сердца. Хотя возможность искушать за диаволом остается, но он становится как бы внешним человеку. Некрещеный человек в силу первородного греха, в сущности, не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить. И некогда, подобно нашему Спасителю, мы тоже восстанем из гробов. Умирая, не умираем навсегда, умираем для того, чтобы воскреснуть… Так как же не радоваться пасхальной радостью, как не торжествовать торжеством Воскресения Христова?!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Нет числа тем благодеяниям, которыми Господь одарил род человеческий. Наступит срок, земля наша соделается способною стать Небом, тогда воскреснем, по милости Божией, обновимся телами и пребудем как Ангелы Божии на небесах в блаженной вечности вместе с Отцом и Сыном и Святым Духом, Пресвятой Богородицей, со всеми небожителями и святыми угодниками Божими во славу воскресшего Спасителя. Аминь.
Христос воскресе!