С Богом моим восхожу на стену.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Христос воскресе!
Счастлив изгнанник, после долгих суровых скитаний возвращающийся на родину. Испытавшему голод и холод еще дороже тепло родного очага, познавшему враждебность чужбины еще милее отчий край. Перенесший тяжкие беды научается ценить радость избавления от них. Вот таким же бедным изгоем, внезапно обретшим возможность вернуть былое счастье, представляется род человеческий, для которого Спаситель отверз райские врата.
Утрата рая – нет горшего горя в памяти человечества. Воспоминание о блаженном Отечестве делает еще непереносимее этот извращенный мир с его злобой и жестокостью, ложью и грязью, страданиями и смертью. Кого винить в таком бедствии? Находясь в Царствии Света, первые люди сами впустили в себя мрак, променяли любовь Небесного Отца на ядовитую диавольскую приманку. Печатью этого преступления искажено все мироздание, помрачена изначально чистая человеческая природа – все мы сделались падки на смертоносную сладость греха и продолжаем срывать запретный, запрещенный Самим Богом плод.
Для больных глаз нестерпим солнечный свет – так же оскверненная душа бежит от Отчего Сияния. Не Вселюбящий Бог, а мрак собственного грехопадения изгнал прародителей из рая – они бежали не оборачиваясь, их помутившиеся чувства устрашал даже отблеск небесного света от пламенного меча обращающегося (Быт. 3, 24), поставленного рядом с Херувимом, Божиим слугой, вставшим у врат райских. Да, даже вид небесных вестников стал невыносим для омраченного грехом естества, позднейший пример тому – события у Гроба Господня, когда римские стражники, устрашившись явления молниевидного Ангела, стали, как мертвые (Мф. 28, 4). Как же люди, жалкие «дети греха», могли мечтать о возвращении в райские обители, где все заполнено Светозарной Славой Божией?
Чтобы Отчее Сияние могло не сжигать, а просветлять души людей, человечеству требовалось перерождение. В прародителе Адаме род людской был поражен наследственной заразой греха и смерти – нужен был Тот, Кто сумел бы преобразить естество падших, дать им возможность иного рождения в чистоте и святости, в духе и истине. Таким духовным прародителем обновленного человечества стал Превечный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.
Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. Икакмы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15, 47–49), – говорит святой апостол Павел.
Странствуя по земле, Спаситель чудесным образом выпрямлял сгорбленных, отверзал очи слепым, ставил на ноги параличных, воскрешал мертвых. Сокровенным смыслом этих деяний было то, что Сын Божий пришел вернуть людям духовную стойкость, духовное зрение, духовные силы, призвать их к вечной блаженной жизни.
Неимоверно дорогой ценой оплатил вочеловечившийся Господь спасение падших людей. Только Кровью Единого Безгрешного могла быть смыта порча первородного греха. Только Крест, на котором страдал и умирал Пречистый Спаситель, мог разрушить мрачную крепость ада, вновь отворить райские врата заблудшему человечеству.
Воскресший Христос стал Предводителем спасенных Им людей на светлой небесной дороге. В Нем и с Ним обретает человеческая природа изначальную чистоту, способность счастливого единения с Отчим Сиянием. Перед одетым в человеческое тело Сыном Божиим, вступающим в Горнее Царствие, склонялись Херувимы и Серафимы, приветствуя Его и освященных Им людей, новых насельников райских обителей.
Первым спутником Иисуса Христа на пресветлой горней тропе стал покаявшийся разбойник. Единым словом Милосердного Спасителя был рассеян черный туман этой преступной души, дарованы ей чистота и святость. Здесь видится знак того, что не собственными заслугами спасается человек, но лишь благодатью Христовой, благостью Господа Милосердного.
И в искупленном Кровью Спасителя мире человек остается несовершенным. Мир по-прежнему лежит во зле, и множество людей идет к вечной гибели. Но побежденный Иисусом Христом человекоубийца-диавол лишен власти над нашими душами, он может лишь соблазнять и совращать. Господь Искупитель даровал нам свободу выбора: стремиться по указанному Им пути к райскому блаженству или по своей воле поработить себя греху и аду. Упорствующий грешник есть духовный самоубийца, противящийся жертвенной любви Христовой, а таковому некого винить в своей погибели. Благодатная помощь ниспосылается нам в борьбе со злом на кремнистом земном пути – и только так, сражаясь с соблазнами, принося покаяние после падений, подвизаясь в вере, надежде и любви, сможем мы сберечь в себе хотя бы слабую искру, способную вспыхнуть от Божественного зова: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5, 14).
Тоска по утраченному раю, мучительные поиски истины, усилия земной праведности – во времена ветхозаветные все это казалось тщетным и принесло плод лишь после Воскресения Христова. «Во Христе воскресло человечество», говорит святитель Амвросий Медиоланский. Вслед за воскресшим Спасителем из загробного мрака вышли древние праведники: гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27, 52). Явившись в Иерусалиме во свидетельство Воскресения Господа своего, они затем устремились в отверстые для них Спасителем райские врата, в объятия Вселюбящего Отца Небесного.
Как торжествовал в это мгновение Горний мир, с каким ликованием духи добра и света, чистые Ангелы, встречали спасенных, усыновленных Богу людей! Беззакатная Пасхальная радость наполнила обители Вселюбящего Небесного Отца, и сегодня так же ликуют ангельские хоры, встречая каждую спасенную человеческую душу!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Во дни празднования Святой Пасхи в православных храмах открыты царские врата – в знак того, что врата райские отверсты для нас воскресшим Спасителем. Да, Всемилостивый Господь ждет, зовет к себе каждого из нас.
Неужели отвергнем мы любовь Всещедрого Создателя, откажемся от вечного счастья в Царствии Добра и Света ради нечистых похотей, праха и суеты, которыми опутывает нас коварный сатана? По слову святителя Иоанна Златоуста, между славою настоящею и будущею такое же различие, какое между сновидением и действительностью. Помыслим же о предназначенном нам высочайшем уделе – и никакие испытания не устрашат нас на благом пути в Горняя.
Пройдут светлые пасхальные дни, и закроются в наших храмах царские врата – вот так же некогда замкнутся врата Горнего Царствия для нераскаянных грешников, обрекших себя на вечные мучения. Будем же дорожить временем, отведенным для совершения спасения нашего, паче зеницы ока будем хранить святыни Боголюбия и братолюбия, памятуя завет Господа нашего Иисуса Христа: …кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его (Ин. 14, 23). Аминь.
Христос воскресе!