Любую, полученную извне, информацию организм обрабатывает, используя главным образом 2 основные системы: периферическую (анализатор) и центральную (головной мозг). Начнём с периферической – глаза.
Первым, что влияет на наше видение мира, в частности видение события, является «хрусталик восприимчивости», формирующийся ещё в детстве. Это понятие подразумевает заложенную с детства возможность подстраиваться, понимать слово нет и уметь выставлять не состоявшиеся планы наилучшим для себя образом. Процесс аккомодации складывается у всех по-разному и зависит напрямую от грамотности родителей в воспитании. Ведь именно они являются нашими самыми первыми «стоп знаками» в жизни. Для большей наглядности разберём одну из жизненных ситуаций. Когда мне было восемь лет, я очень хотела оставаться ночевать у подруг. Мама не разрешала, что вызывало у меня бурю негативных эмоций. Но я хорошо помню, как в противовес этой внутренней неудовлетворённости своему «хочу», у меня в мыслях всплывало: ведь дома не так уж и плохо. У меня есть много кассет и игр, которых не будет в гостях. Я проснусь в своем розовеньком постельном с пчёлкой Майей и с утра мама сделает мои любимые блинчики, которые у неё получаются самыми вкусными на свете. И так с каждым не соответствием моему «хочу» хрусталик тренировался, словно мышца, и последующие ситуации с несоответствием ожиданий воспринимались абсолютно адекватно. Вот житейский пример аккомодации «хрусталика восприимчивости». Это несложно, главное практиковать.
К сожалению, в случае, когда ребёнок не слышит нет, и любая прихоть исполняется без возражения на то его родителей, «хрусталик восприимчивости» не меняет свою кривизну для возникновения положительных образов в момент отказа, а просто твердеет и становится не способным предоставлять иные, утешающие варианты. Как раз таки в этом случае можно говорить о «ситуационной близорукости», когда взгляд на ситуацию ограничен прихотью и любой другой вариант отторгается и не рассматривается в принципе. Отсюда фразы «Это конец», «Ситуация безвыходная», в момент, когда произошедшие события не несут в себе и капли трагичности, они всё же вызывают истерику от несоответствия собственным ожиданиям.
Второй компонент, влияющий на остроту восприятия – «зрачок полнометражности». В зависимости от изменения диаметра зрачка, изменяется и масштабность взгляда на ситуацию (подобно потоку света, который пропускает зрачок), происходящие события так же могут осмысливаться постепенно, порциями, при медленном увеличении диаметра зрачка. А могут разом, даже с прибавкой к настоящему, быть неосмысленными совсем, в случае резкого и быстрого расширения зрачка (такое часто бывает у паникёров). И в таких случаях сложнее разобраться в истинной картине происходящего. Ведь диаметр зрачка очень резко увеличивается и поток нахлынувших событий и мыслей просто вытесняет здравый смысл и не даёт объективно оценить ситуацию. Насколько известно диаметр зрачка может изменяться под воздействием эмоций. Выходит, имея эмоциональную стабильность, можно контролировать степень расширения зрачка и соответственно поток событий, направляемый к мозгу. Тем самым более объективно и взвешенно оценивать ситуации.
Третья у нас «роговица окружения». Именно роговица является связующим компонентом между внутренней средой глаза и окружающей. Поэтому объяснимо, что прозрачность роговицы напрямую связана с вашим окружением. Есть те, кто вызывают её серьезное помутнение излишними накручиваниями в стиле «а я говорил(а)», «какой кошмар, как же так», и все эти фразы сто процентов касаются какой-нибудь рутинной ерунды, не стоящей подобного заострения внимания. Поэтому лучше не допускать снижения прозрачности своей роговицы подобными комментариями в своём окружении. А есть те, кто наоборот периодически увеличивают её прозрачность, давая более объективное, лишённое эмоций, описание произошедшему со стороны. Такими людьми и следует себя окружать, чтоб увеличить вероятность адекватного восприятия реальности и принятия взвешенных решений.
Ну и наконец, самая необычная и, можно сказать, ведущая в восприятии структура – это «радужка субъективности». Именно она формирует ту самую индивидуальность восприятия. Настолько разное её строение приводит к настолько же разному восприятию. И её цвет – лишь малая часть, показывающая скрытую внутри неповторимость каждого. Только вдумайтесь, что каждый человек – это уникальное сочетание, при этом анатомия организма у всех одинакова (в случае нормального развития), это поразительно. Радужка – это явное отражение внутреннего мира. Если долго всматриваться в глаза человека, разглядывая каждый сосудик радужки, его переплетение с другими, можно понять, что это отражение внутренней вселенной. Именно поэтому мы просто не способны воспринимать одни и те же ситуации единообразно до мелочей.
Таким образом, разобравшись с основными элементами в строении глаза, можно смело сделать вывод о важности становления анатомических структур с раннего детства, окружения, влияющего на морфологию глаза, и о роли особенностей организма каждого в субъективности взглядов.
Итак, с элементами глаза, обрабатывающими первичную информацию из вне, мы разобрались. Теперь рассмотрим акт зрения. Что вообще происходит, когда в нашем поле зрения появляется объект (как происходит реакция на ситуацию)? Наш глаз способен распознавать предметы, отражающие свет, аналогично и ситуации отражают от себя свет событий и это улавливают рецепторы, расположенные в сетчатке. Они преобразуют этот поток света в электрический импульс, который передается по зрительному нерву в область затылочной доли коры больших полушарий мозга, далее эта информация преобразуется, и мы видим данный объект, то есть формируем своё конечное отношение к произошедшему. Проще говоря, итоговый образ мы видим не глазом, а мозгом. Соответственно и отношение к происходящему принимает окончательный вид в голове. На одной из своих лекций Садхгуру сказал людям, сидящих в огромном зале, показать пальцем, где он находится. После этого попросил замереть и обратил внимание, что все показывают в разные стороны, те, кто сидят в левой части зала, показывают вправо, кто в правой – влево, суть в том, что это всё неправильно, потому что он находился внутри каждого, они видели и слышали его каждый внутри себя, все внешнее формируется именно так. Это очень неплохая метафора описания взгляда на ситуацию, если представить, что зал – наша жизнь, а Садхгуру- ситуация. В любой момент мы можем поменять место в зале и видеть его уже совсем с другого ракурса и это тоже будет нам казаться объективным, до тех пор, пока смотрим с данной стороны. Внешний мир не поддаётся контролю, но внутренний в нашей полной власти и абсолютно никто не может определять то, что происходит внутри вас, только вы сами делаете это.
Немногим известно такое свойство нашего мозга как пластичность. Об этом писал Норман Джойдж, утверждая, что нейронные пути мозга способны меняться и перестраиваться под влиянием из вне, вплоть до того, что благодаря пластичности мозга, можно сделать слепого зрячим, а глухого слышащим. О чем это говорит? Лишь о том, что желание меняться движет прогрессом, что наш мозг – неиссякаемый субстрат для этого. И вернувшись к теме восприятия ситуаций следует сказать, что линзы лишь часть, влияющая на восприятие реальности. Мы в силах менять ситуационные линзы, делая себя наиболее приспособленным к происходящим событиями и снижая уровень восприимчивости. И точно так же мы в силах предать полученной информации конечный вид и сформировать свою реакцию после её поступления через линзы в мозг.
Дорогой читатель, теперь представь, на что способен твой организм и управляешь этой невероятной системой ты один. Просто сейчас задумайся: ограничиться первичной защитной реакцией в виде эмоций или же менять линзы, смотреть на происходящие со всех сторон и многое для себя же извлекать.
Всё в твоих глазах.
А что по поводу самого «из вне», по поводу самих ситуаций?