Практика управления эффективностью бизнеса невозможна без достижения собственно эффективности бизнеса. Иными словами, прежде чем начинать заниматься управлением эффективностью, необходимо достичь самой эффективности бизнеса. Если для крупных российских компаний на сегодняшний день уже актуальна именно постановка задачи управления эффективностью, то для малого и среднего бизнеса часто пока еще отсутствует сама эффективность как объект управления. Поэтому материал, излагаемый в данном пособии, имеет большее отношение именно к крупному современному бизнесу. Однако рассматриваемые подходы и модели могут также стать полезны для малого и среднего бизнеса в самом ближайшем будущем.
Итак, стоит задача управления бизнесом, достигшим определенной эффективности. Прежде всего, необходимо определить само понятие эффективности. На интуитивном уровне понятно, что эффективность какого либо действия означает достижение ожидаемого или предполагаемого результата при ожидаемых или предпочтительно наименьших затратах выделяемых для этого ресурсов. Руководствуясь международной системой стандартов, определим эффективность как соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами (ISO 9000:2015 [1]).
Понятие эффективности не тождественно понятию результативности. То есть достижение результата самого по себе еще не означает эффективность достижения этого результата. Иными словами, получение чего-либо «любой ценой» нельзя считать эффективным, а при условии определенного соотношения величины результата к величине затрат можно говорить о той или иной степени эффективности. Поэтому в определении эффективности ключевое значение имеет отношение величин результата к затратам, причем эти величины должны быть определены в одинаковых единицах измерения.
Некоторые расхождения в трактовках понятий теории управления эффективностью связаны с тем, что управление эффективностью бизнеса как управленческая методология пришло в российский бизнес из западных бизнес-теорий. В англоязычной литературе существуют несколько понятий, родственных понятию «эффективность», которые могут быть переведены на русский язык как «эффективность»: efficiency, effectiveness, performance, efficacy. «Efficiency» – это наиболее общее понятие эффективности, может быть применено как к отдельным действиям, так и к сложным системам. «Effеctiveness» – понятие более узкое и применимо к отдельным действиям, проектам. «Efficacy» более корректно переводить на русский язык как «эффект», действия, например, препарата или метода. И именно «performance» – тот термин, который означает «эффективность» в теории и практике управления, – очень близок по значению к понятию «производительность» или «выполнение». Производительность же, как раз, и характеризует приведенный результат производственной деятельности, или же результат на единицу затраченных ресурсов.
Таким образом, в дальнейшем, говоря об эффективности в управлении, мы будем подразумевать относительный показатель соотношения результата производственной деятельности к затратам ресурсов, необходимых для достижения этого результата.
Коротко рассмотрим основные понятия, связанные с определением эффективности.
Для построения моделей систем управления эффективностью важен выбор параметров, с помощью которых будет оцениваться результат тех или иных управленческих действий. Очевидно, в простейшем случае можно, как минимум, использовать финансовые показатели деятельности компании. Эти показатели в любом случае определяются в соответствии со стандартными финансовыми процедурами и доступны для руководителей.
Среди основных показателей эффективности:
Прибыль от основной деятельности – разница между полученной выручкой от реализации компании и произведенными затратами, или операционная прибыль.
Прибыль от реализации – разница между полученной выручкой и затратами на производство услуг.
Рентабельность продукции – отношение прибыли к количеству выручки.
Операционная прибыль, или EBITDA – это прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации.
Более корректным показателем следует считать чистую прибыль, образующуюся после вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации.
С помощью этих показателей прибыли рассчитывается рентабельность компании. Так, коэффициент рентабельности – это отношение прибыли к объему затрат.
В финансовой отчетности организации наряду с прибылью от продажи услуг приводится значение прибыли от финансовой и хозяйственной деятельностей, прибыли отчетного промежутка времени, распределяемой прибыли. Обычно при оценке финансового состояния компании учитываются:
• затраты на собственный капитал (ожидаемая собственниками доходность на вложенный капитал);
• затраты на заемный капитал;
• прибыль, генерируемая существующими активами;
• величина собственного и заемного капитала;
• величина риска, связанного с деятельностью компании.
К финансовым показателям можно также отнести:
• рост продаж;
• текущую рентабельность бизнеса;
• эффективность активов.
Существует также ряд важных нефинансовых показателей, дающих представление об эффективности, которые используются для различных управленческих задач. Нефинансовые показатели эффективности показывают, за счет чего компания добивается своих финансовых показателей. Примером таких показателей являются:
• доля рынка организации или ее продуктов;