При оперативной разработке фирмы силовики мечтают установить прослушивающее оборудование. Им очень важно «слышать», а с развитием техники и «видеть». Без этой информации, не получив подсказок через подслушивания в офисе, невозможно выявить уязвимые места в работе юридического лица. Как противостоять прослушке?
Работа эта не сиюминутная, скорее это системное поведение по противодействию.
Рассмотрим несколько способов защиты от прослушки:
• периодическое (профилактическое) проведение работ по обнаружению прослушивающих устройств. Есть специалисты, есть специальное оборудование. Необходимо найти надёжных людей и периодически платить им деньги за услуги. Как часто? По моему опыту, хотя бы раз в год.
• располагать основное помещение, где идут важные переговоры (это кабинет генерального директора либо специальная переговорная), в таком месте офиса, где крайне затруднена возможность внешней прослушки. Это, например, первый этаж, а окно выходит на глухой высокий бетонный забор.
• использование специальной техники погашения (глушения) связи. Конечно, в этой зоне перестают работать и сотовые телефоны, но иногда выключать эту технику лишним не будет.
Крот, осведомитель, доносчик, стукач… Если такой заведётся в фирме – это большая беда. Беда, если он есть, а вы про него не знаете. Удача, если вы узнали про него. Тогда можно сформировать поток дезинформации. Но это тема другой главы, не будем спешить.
А пока подумаем о том, как избежать возникновения крота.
Откуда берётся крот? Есть только два пути: либо вербуют вашего сотрудника, либо вы берёте на работу крота.
Рассмотрим оба этих варианта.
Текучесть кадров исключить максимально, беречь каждого сотрудника и внимательно наблюдать за каждым из них.
Особенности поведения: излишняя заинтересованность, работа с документами, которые не нужны сотруднику, а он их берёт…
В этих вопросах нет мелочей. Любая странность в поведении сотрудника должна рассматриваться через призму потенциального осведомителя.
Директор должен посвятить этому вопросу массу времени и усилий.
Случаев настолько много в жизни, что всё и не перечислить. Например, ваш сотрудник играет в футбол, а в команде есть силовики. Сауна… Разговоры… Или ездят на рыбалку. Опять разговоры.
Например, молодая симпатичная девушка ищет спутника жизни и начинает встречаться с оперативником из УВД… Как про это узнать? Вроде бы её личное дело, личное время. Однако, если это стало известно, несмотря ни на что такой сотрудник должен быть уволен. Для профилактики. Повод надо найти, конечно, иной. Но истинный мотив увольнения – связь с оперативником.
Про новых сотрудников. Лучше не брать никого, а распределить функции «нового» (необходимого) специалиста между старыми работниками и повысить им зарплату. Если же приходится брать нового сотрудника, то не ищите его на рынке труда, не давайте объявлений, не устраивайте «смотрин» и конкурсов.
Внимательно оцените знакомых из своего круга, из иных учреждений (только неконкурентных), желательно из бюджетных учреждений, и предложите конкретному лицу работу и заработную плату. Так точечно решайте кадровый вопрос.
Государственные учреждения, в том числе и силовики, могут направить вам письменный запрос на предоставление вами информации.
Налоговая служба эти запросы регулярно направляет электронным способом. Не рассматриваем эти запросы, они традиционны и привычны.
Если запрос пришёл по электронной почте, то самое главное – не спешить исполнять запрос немедленно.
Надо ответить: «Получили, распечатали, положили в папку директора». Смысл такой, что директор утвердит, решит, кто из сотрудников готовит ответ…
И не обращайте внимания на жёсткие фразы в запросах типа «…немедленно», «…в течение суток», «…в связи с особой важностью» и прочее.
Если вы переживаете, чувствуете, что запрос вам неприятен (а когда он бывает приятен?), то дайте промежуточный ответ: «…Запрос получили, готовим ответ в соответствии с установленным законами РФ порядком». Пусть силовик видит с первого шага – вы не лыком сшиты.
Если запрос принесли сами силовики в офис и настаивают на немедленном его исполнении, то необходимо взять запрос, сделать с него копию (для себя), а на экземпляре силовиков написать: «…получено «» «» 20… г., подпись и расшифровка подписи». И отдать подписанный вами экземпляр представителю учреждения силовиков.
Ждите неадекватных незамедлительных реакций: «Сейчас! Немедленно!» и так далее. Выслушайте. Спросите: «У вас ещё документы есть? У меня времени очень мало. Надо срочно уходить…» Куда? Придумайте: за ребёнком в детский сад, к стоматологу, к врачу, к маме и так далее. В самых «тяжёлых» случаях вызывайте карету скорой помощи. Сердце… Нервы…
Реально начинайте собираться и показывайте всем своим видом, что надо немедленно идти. Ваша задача – выйти из офиса вместе с силовиками и закрыть на сегодня тему немедленного ответа на запрос. Но надо понимать – отвечать на запрос придётся. Вы просто выиграли время, и теперь можно подумать.
Очень пригодится тот факт, что в офисе нет архива (об этом мы рассуждали выше), потому что довод, что архива нет, а без него ответить сложно, – ломовой.
Если в запросе указаны требования на предоставление документов, затрагивающие интересы двух фирм, то необходимо согласовывать ответ со второй фирмой, чтобы не получить противоречия в ответах. Так как с высокой вероятностью запрос получит (или уже получила) и вторая фирма. Нетерпение и поспешность силовиков в получении ответа на запрос во многом связаны с профилактикой согласованности возможного ответа.
Важно подчеркнуть, что сам факт запроса означает то, что вы и ваш бизнес стали интересны силовикам. И от того, как грамотно вы начнёте с ними взаимодействовать, зависит дальнейшее развитие событий. Получили запрос? Ответили? А что дальше? Ответ такой: готовьтесь! Скоро силовики могут прийти к вам с обыском.
Все силы направьте на подготовку к этой встрече.