Описания историй компаний встречаются значительно реже, чем жизнеописания выдающихся людей. В литературе мы находим лишь скудные сведения о развитии громадных промышленных корпораций, даже столь разветвленных, как международные нефтяные концерны. Человек интересует нас, потому что он имеет душу, а компания – потому что от нее можно получить дивиденды. Таким образом, когда знаменитая личность умирает, вся ее жизнь и поступки становятся предметом обсуждения в печати, когда же компания заканчивает свою историю, она только сдает в архив свои коммерческие дела или материалы торговых операций. В этом случае, возможно, большую ценность представляют детализированные подсчеты операций значимых коммерческих предприятий, но тогда история компании трудна в описании, а после ее удачного составления трудночитаема. Очень жаль, так как история многих компаний – это и драма, и краски, и значимость, а часто она равнозначна жизни выдающихся знаменитых индивидуальностей.
Все вышесказанное справедливо для «Русской компании», образованной в 1553 году, чья деятельность и история описаны в книгах, опубликованных в Англии издательством Манчестерского университета. Основания для описания обстоятельств зарождения и становления компании становятся более весомыми, когда ее развитие переплетено с историей, когда оно касается первых усилий в исследовании и торговле, когда ее операции имеют особую значимость для будущего какой-либо определенной страны.
«Сибирская компания», историю которой я попытаюсь рассказать на этих страницах, была более значима, чем те люди, которые дали ей начало и впоследствии работали на ее благо. Я считаю нужным сказать без ложной скромности, что первоначальная идея создать компанию принадлежала Альфреду Дэрри, который в Лондоне разделил ее со мной. Я же так сильно ассоциировал себя с компанией и вложил в нее так много личной ответственности, что, очевидно, отойду от критики ее истории. Но моя собственная история, по правде, производна от истории компании. С самого начала она должна стать призывом, который зажжет воображение многих людей. Она была смелой и рискованной. Она была продолжением истории древних норвежских традиций борьбы с Арктикой.
Первоначально действия компании были спланированы накануне нового времени, когда радио и аэропланы приходили на помощь пароходам и ледоколам. Перспективы успеха нашего предприятия основывались на неистощимых природных богатствах Сибири. Сибирь была новым Китаем. Первое путешествие закончилось неудачей, но это нас не отпугнуло. Один корабль погиб, пробираясь через льды, другие были более удачливы. Фритьоф Нансен сопровождал вторую экспедицию, поэтому его знаменитое имя ассоциировалось с компанией. Он, конечно, верил в огромные возможности программы развития «Сибирской компании». Экспедиция увенчалась полным успехом, и Нансен отправился путешествовать вглубь России в Азию и написал свою ценную книгу о Сибири1. Он увидел важность Карского морского пути2 для мира и Сибири, для Норвегии. Впечатленный, он сказал своим соотечественникам: «Спасибо, Сибирь!»
История «Сибирской компании» значима для Норвегии как в контексте экономических, так и в контексте исторических связей, потому что Норвегия для Сибири – ближайший сосед на западе. Норвегия – это европейский плацдарм, лежащий между морями, несущими в себе опасность. Но уже сейчас в этих морях стала возможной безопасная навигация не только для единичных кораблей, но и для больших торговых судов. И кажется, что в будущем норвежское предпринимательство неизбежно будет связано с развитием и использованием природных богатств Центральной и Северной Сибири.
Как «Сибирская компания» привлекла множество новых инвесторов у себя на родине и за рубежом, как развивала структуру сибирских филиалов, как она планировала новый порт на Новой Земле и как ее бурной деловой активности помешала русская революция – все это необходимо обобщить здесь. Это содержание составит основу книги. Я считаю, что мне сильно повезло, так как я имею возможность писать об этом.
Как я уже говорил, написать об истории компании – сложное задание, и мне повезло, что я выполнил это задание легко. В 1952 году мне передали, частично в качестве любезности, все архивы компании, в которых было с полтонны документов, копий писем и дел. Все необходимое оказалось в моем распоряжении, и я получил возможность узнать о том, что когда-то мешало мне руководить бизнесом. Архивы и дневники, с записями день в день, которые я вел на протяжении моей карьеры, позволили мне представить это основательное и достоверное повествование. В данном случае я получил возможность читать со скрытым критицизмом о моей собственной деятельности в компании, об иронии судьбы и о событиях, удививших меня. Однако все это неважно. Характеристика компании, ее действий, борьба за существование, продолжающаяся до сегодняшнего дня, ее проекты – да, они так и остались проектами – вот те вещи, которые важны. Кажется, что компания также может быть бессмертной.
ЙОНАС ЛИД
Нансен Фритьоф Ведель-Ярлсберг (1861–1930)
Норденшёльд Нильс Адольф Эрик (1832–1901)
1 Фритьоф Нансен, норвежский полярный исследователь, ученый-зоолог, основатель новой науки-физической океанографии, лауреат Нобелевской премии мира 1922 года. Прославился своими арктическими путешествиями: Гренландской экспедицией 1888 г., дрейфом на судне «Фрам» через Северный Ледовитый океан в 1893–1896 гг., плаванием на судне «Коррект» от Норвегии к устью Енисея и исследованием внутренних районов Сибири. Здесь же речь идет о его книге «В страну будущего. Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море». В Норвегии книга вышла в 1914 г., а в России в 1915 г. В книге описывается путешествие Нансена 1913 г. на судне «Коррект» и его последующее пребывание в России. Правда, у широкого круга читателей, современников Нансена, она не вызвала огромного интереса, так как в это время в самом разгаре были военные действия на фронтах Первой мировой.
2 Несколько непривычно для российского читателя звучит словосочетание «Карский морской путь». Обычно в описаниях путешествий по Северному Ледовитому океану упоминается Северный морской путь. Но следует учитывать, что Йонас Лид вел свои коммерческие операции именно по Карскому морскому пути, то есть по маршруту от Норвегии до устья Енисея. Первое же сквозное плавание по Северному морскому пути совершил швед Нильс Адольф Зрик Норденшельд в 1878–1879 годах на пароходе «Вега». Он впервые осуществил сквозное (с зимовкой в пути) плавание северо-восточным проходом из Атлантического океана в Тихий и через Суэцкий канал вернулся в Швецию, впервые обойдя таким образом всю Евразию. Повторное сквозное плавание вдоль побережья Евразии через Северный Ледовитый океан совершил ледокольный пароход «А. Сибиряков» в 1932–1933 гг. Транспортные рейсы же по перевозке грузов по Северному морскому пути советские суда начали осуществлять в середине 30-х гг. XX века.