Якуб Поплавский был предком автора этой книги по линии матери, семья которой в XIX в. проживала в России, а в конце столетия переехала в Варшаву.
От этого брака появились на свет три дочери и четверо сыновей. Мария, по профессии врач, в 1903 г. вышла замуж за Максима Кострикина, которого за революционную деятельность выслали в Сибирь – впрочем, он неожиданно вернулся оттуда под чужим именем и с поддельными документами, после чего при молчаливом согласии своих однокурсников, которые его конечно же узнали, продолжал заниматься в петербургском Горном институте, поселившись у родственников. Владимир (р. 1870) был по профессии метеорологом и всю жизнь провел в Сибири. Борис, по рассказам Надежды Кокоулиной, был морским офицером и погиб во время Первой мировой войны; однако Софья Хентова сообщает, будто он служил в банке. О Вере и Александре известно только, что они были связаны с революционным движением, а о Констанции не сохранилось никаких сведений.
Виктор Серов (Seroff V. Dmitri Shostakovich: The Life and Background of a Soviet Composer. New York, 1943) дает написание «Кокаулин», однако в России пишут «Кокоулин», что подтвердил по моей просьбе Дмитрий Шостакович.
Остальные дети: Яков (по профессии инженер), Борис (преждевременно умер вследствие тяжелого повреждения позвоночника), Вера (преследовалась за связи с кругами сибирской интеллигенции), Любовь (обвенчалась в тюрьме с Яновицким, приговоренным за революционную деятельность к многолетней каторге, и вскоре умерла от туберкулеза) и Надежда, которая после учебы в Геттингене получила работу в Екатеринбургском университете, а после революции эмигрировала в Америку, где сообщенные ею сведения стали основой одной из первых биографий Шостаковича (Seroff V. Op. cit.).
После смерти жены, в 1905 г., Василий Кокоулин вернулся в Бодайбо.
Один из их предков, талантливый геолог Иосиф Лукашевич, тоже студент естественного отделения Петербургского университета, одновременно с братом Ленина, Александром Ульяновым, принимал участие в покушении на царя Александра III в 1887 г. Был схвачен после того, как покушение сорвалось, и приговорен к смертной казни, позже замененной пожизненным заключением.
Шостакович Д. Автобиография // Советская музыка. 1966. № 9. С. 24. Автобиография написана в 1927 г. Указанный номер «Советской музыки» частично посвящен Шостаковичу в связи с его 60-летием.
Хентова С. Шостакович-пианист. Л., 1964. С. 9.
Seroff V. Op. cit. P. 80.
Хентова С. Шостакович. T. I. Л., 1985. С. 71.
Шостакович Д. Думы о пройденном пути // Советская музыка. 1956. № 9. С. 10.
Шостакович Д. Автобиография. С. 24.
Там же.
О своей профессии…: Из беседы с Д. Д. Шостаковичем // Театральная неделя. 1941. № 9. С. 11.
Seroff V. Op. cit. P. 82.
Шостакович Д. Думы о пройденном пути. С. 10.
Там же.
Финк В. Г. Я многим ему обязан // Исаак Бабель: Воспоминания современников. М., 1972. С. 147.
Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания. М., 1958. С. 367–368.
Шостакович Д. Моя alma mater // Советская музыка. 1962. № 9. С. 102–104.
Федин К. Горький среди нас. М., 1944. С. 40.
Луначарский Анатолий Васильевич (1875–1933) – историк литературы, критик, публицист, эстетик, деятель коммунистической партии, участник Октябрьской революции; в 1917–1929 гг. – народный комиссар просвещения, всецело преданный делу реорганизации культуры.
Шкловский В. Жили-были. М., 1966. С. 164.
Sollertinsky D. and L. Pages from the life of Dmitri Shostakovich. New York; London, 1981. P. 31–32.
Гнесин М. Ф. Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове. М., 1956. С. 252.
Seroff V. Op. cit. P. 124.
Шостакович Д. Автобиография. С. 24.
Seroff V. Op. cit. Р. 108.
Ibid. Р. 137.
Ibid. Р. 127.
В 1927 г. Шварц участвовал вместе с Шостаковичем и несколькими другими российскими музыкантами в I Конкурсе имени Шопена.
Богданов-Березовский В. Отрочество и юность // Советская музыка. 1966. № 9. С. 27.
Сорок два письма опубликованы в журнале «Советская музыка» (1982. № 7).
Шапорин Ю. К пятидесятилетию Д. Шостаковича // Советская музыка. 1956. № 9. С. 16–17.
Цит. по: Rabinovich D. Dmitry Shostakovich – Composer. Moscow, 1959. P. 16.
Вальтер В. Концерт Дмитрия Шостаковича // Театр. 1923. № 12. С. 4.
Цит. по: Николаев Л. В. Статьи и воспоминания современников. Письма. К столетию со дня рождения. Л., 1979. С. 255–256.
Богданов-Березовский Я. Дороги искусства. Л., 1971. С. 60.
Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 2. Л., 1986. С. 405.
Александров А. Далекие годы // Виссарион Яковлевич Шебалин: Статьи, воспоминания, материалы. М., 1970. С. 204.
Богданов-Березовский В. Дороги искусства. С. 62.
«Хорошо было бы не думать ни о хлебе насущном, ни о чем, а только заниматься любимым делом…»: Из писем Д. Д. Шостаковича Б. Л. Яворскому // Музыкальная академия. 1997. № 4. С. 30.
Шостакович Д. Д. Страницы воспоминаний // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л., 1962. С. 126.
Seroff V. Op. cit. P. 137–139.
Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 140–141.
Там же. С. 141.
Там же. С. 142.
Там же. С. 141–142.
Манков Н. П. Симфония Д. Шостаковича // Жизнь искусства. 1925. № 22. С. 14.
Гринберг М. Д. Шостакович // Музыка и революция. 1927. № 11. С. 18.
Глебов Игорь [Б. В. Асафьев]. Русская симфоническая музыка за 10 лет // Музыка и революция. 1927. № 11. С. 28.
Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 152.
Там же.
Цит. по: Erhardt Ludwik. Strawinski. Warszawa, 1978. S. 44.
Бенуа А. Возникновение «Мира искусства». Л., 1928. С. 6.
Горький М. Несвоевременные мысли // Новая жизнь. 1918. 19 января.
См.: Пролетарская культура. 1918. № 2. С. 22.
Цит. по: Горбунов В. В. И. Ленин и Пролеткульт. М., 1974. С. 146.
Таиров А. В поисках стиля // Театр и драматургия. 1936. № 4. С. 202.
Замятин Е. Я боюсь // Замятин Е. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 349.
Цит. по: Геллер М., Некрич А. Утопия у власти: История Советского Союза с 1917 года до наших дней. Лондон, 1989. С. 54.
Блок А. Дневник. М., 1989. С. 343.
Блок А. О назначении поэта // Блок А. О литературе. М., 1980. С. 269.
Замятин Е. Завтра // Замятин Е. Избранные произведения. Т. 2. С. 344.
Цит. по: Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. С. 158.
К. Malevicz Amsterdam, 1970. P. 51.
Цит. по: Шагинян М. Литературный дневник. М.; Пг., 1923. С. 168.
Тарабукин Н. От мольберта к машине. М., 1923. С. 18.
Ган А. Конструктивизм. Тверь, 1922. С. 21.
Луначарский А. Один из сдвигов в искусствоведении // Вестник Коммунистической академии. Т. 15. М., 1926. С. 85–107.
Правда. 1921. 8 ноября.
Расстрел одного из замечательнейших русских поэтов того времени Николая Гумилева, мужа Анны Ахматовой, был одной из первых провокаций секретной службы, основанной в декабре 1917 г., руководимой Феликсом Дзержинским и выступавшей под названием Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). 28 августа 1922 г. в «Известиях» появилась информация о существовании некой петроградской боевой организации, в которую входили как военные, так и ученые. В то же самое время арестовали, уже по обвинению в заговоре против советской власти, свыше двухсот человек, и среди них много ученых, в том числе известного химика и старого большевика, некогда дружившего с Лениным, профессора М. Тихвинского, а также Гумилева, который еще до революции отошел от левых убеждений. Это была одна из крупных демонстраций большевистского террора, которая должна была послужить предостережением всем противникам нового режима.
См.: Метченко А., Дементьев А., Ломидзе Г. За глубокую разработку истории советской литературы // Коммунист. 1956. № 12. С. 86.
Коган П. Литература этих лет: 1917–1923. Иваново-Вознесенск, 1924. С. 79.
Там же. С. 73.
Что говорят писатели о постановлении ЦК РКП: Б. Пастернак // Журналист. 1925. № 10. С. 10.
Маяковский В. Выступление на диспуте «Театральная политика Советской власти» 2 октября 1926 г. // Литературное наследство. Т. 65. М., 1958. С. 40.
Ленин В. И. О литературе и искусстве. М., 1957. С. 589.
Д. Шостакович о своем творчестве (выступление на авторском вечере 25 марта 1935 г. в Московском доме мастеров искусств) // Советское искусство. 1935. 29 марта.
Шостакович Д. Думы о пройденном пути. С. 11.
Яворский Б. Статьи, воспоминания, переписка. М., 1972. С. 367.
Хентова С. Шостакович-пианист. С. 50.
«Отчет» Шостаковича о конкурсе здесь и далее цитируется по публикации: «Хорошо было бы не думать…». С. 39.
В состав жюри входили: Зыгмунт Буткевич, Збигнев Джевецкий, Витольд Малишевский (председательствующий), Петр Машиньский, Хенрик Мельцер, Зофья Рабцевичова, Адам Солтыс, Фелициан Шопский, Юзеф Смидович, Юзеф Турчиньский, Адам Вылежиньский и Ежи Журавлев.
Эренбург И. В Польше // Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1991. С. 115.
Орлов Г. Итоги Шопеновского конкурса // Слово (Варшава). 1927. Февраль.
Цит. по: Мусилович А. Польский композитор о русском пианизме. Слово (Варшава). 1927. Февраль.
Письмо от 1 февраля 1927 г. Цит. в кн.: Лукьянова И. Д. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. М., 1980. С. 48.
Iwaszkiewicz J. Rozmowy о książkach. Szostakowicz // Życie Warszawy. 1973. 5–6 sierpienia.
Там же.
Шостакович Д. Думы о пройденном пути. С. 11.
Цит. по: Караев К. Статьи, письма, высказывания. М., 1978. С. 53.
Цит. по: «Мне исполнилось восемнадцать лет…» // Встречи с прошлым. Вып. 5 / Под ред. М. Г. Козловой. М., 1984. С. 254.
Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 142.
Асафьев Б. Восьмая симфония Шостаковича. М., 1945. С. 30.
Цит. по: Wilson Е . Shostakovich: A Life Remembered. London; Boston, 1994. P. 303.
Шостакович Д. Думы о пройденном пути. С. 11.
Воспоминания написаны в 1944 г. Впервые опубликованы в Информационном бюллетене Союза советских композиторов (1944. № 5–6. С. Ill), затем – в сборнике «Музыкальный современник» (вып. 1. М.,1973).
Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 215.
Там же. С. 217.
Соллертинский И. Творческий путь Шостаковича // «Леди Макбет Мценского уезда». Л., 1934. С. 20.
См.: Кабалевский Д. Гордость советской музыки // Советская музыка. 1966. № 7. С. 29.
Цит. по: Савшинский С. Леонид Николаев. Л.; М., 1950. С. 61.
Друскин М. О фортепианном творчестве Д. Шостаковича // Советская музыка. 1935. № 11. С. 56.
Цит. по: Хентова С. Шостакович и Сибирь. Новосибирск, 1990. С. 34.
Сергей Прокофьев (1891–1991): Дневник, письма, беседы, воспоминания. М., 1991. С. 103.
С. С. Прокофьев: Материалы, документы, воспоминания. М., 1961. С. 180.
Глебов И. [Б. В. Асафьев] Русская симфоническая музыка за десять лет // Музыка и революция. 1927. № 11. С. 28.
Шостакович Д. Отчет аспиранта Ленинградской государственной консерватории Дмитрия Шостаковича // Советская музыка. 1986. № 10. С. 55.
Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 186.
Участники Октябрьской революции. Михаил Калинин (1875–1946), партийный деятель и член Президиума Верховного Совета СССР, приверженец умеренной политики, посмел выступить против Сталина; в конце жизни был удален со всех постов. Валериан Куйбышев (1888–1935), член Центрального комитета, подобно Калинину, занимал умеренную позицию, неоднократно выступал против Сталина; согласно официальной версии, умер от болезни сердца. Георгий Чичерин (1872–1936) происходил из старинной аристократической семьи; сначала меньшевик, позднее член ВКП(б), фактический создатель советской дипломатии, в 1930 г. выведен из состава правительства; превосходный пианист и знаток музыки, автор книги о Моцарте.
Цит. по: Шульгин Л. Статьи, воспоминания. М., 1977. С. 61.
Цит. по: Долгополов М. Явление музыки // Известия. 1975. 13 сентября.
Соллертинский И. «Нос» – орудие дальнобойное // Рабочий и театр. 1930. № 7. С. 6.
Богданов-Березовский В. «Нос» – опера Шостаковича // Музыка и революция. 1928. № 7–8. С. 54.
Февральский А. В начале двадцатых годов и позже // Встречи с Мейерхольдом. М., 1967. С. 199.
Захар Исаакович Любинский (1887–1983) – директор государственных театров Ленинграда, известный своей терпимостью, тактом, дипломатичностью действий и доброжелательностью к талантливым артистам.
Житомирский Д. «Нос» – опера Шостаковича // Пролетарский музыкант. 1929. № 7–8. С. 37, 39.
Текст воспроизведен в фильме «Альтовая соната» («Госфильм», 1979).
Н. М. [Н. П. Малков) Об авторе «Носа» // Рабочий и театр. 1930 № 3. С. 11.
Янковский М. «Нос» в Малом оперном театре // Рабочий и театр. 1930. № 5. С. 7.
Соллертинский И. «Нос» – орудие дальнобойное. С. 6.
Малков Н. Так ли это? // Рабочий и театр. 1930. № 7. С. 7.
Грес С. [С. А. Кукуричкин] Ручная бомба анархиста // Рабочий и театр. 1930. № 10. С. 7.
Житомирский Д. «Нос» – опера Шостаковича. С. 33–34.
Лебединский Л. Новые задачи музыкантов. М., 1930. С. 18–19.
Цит. по: Юдин Г. «…Ваша работа для меня событие на всю жизнь» // Советская музыка. 1983. № 6. С. 91.
Шостакович Д. Из писем 1930-х годов // Советская музыка. 1987. № 9. С. 89.
Самосуд С. Статьи, воспоминания, письма. М., 1984. С. 64.
Асафьев Б. О творчестве Шостаковича и его опере «Леди Макбет Мценского уезда» // Асафьев Б. Критические статьи и рецензии. М.; Л., 1967. С. 242–243.
Мартынов И. Дмитрий Шостакович. М.; Л., 1946. С. 17.
См.: Kreczmar I. Wspominając Dymitra Szostakowicza // Przekrój. 1976. 14 listopada. S. 9.
Жизнь искусства. 1929. № 26. С. 9.
Советская музыка. 1966. № 9. С. 13.
Шостакович Д. Из воспоминаний о Маяковском // Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963. С. 315.
Евгений Евтушенко в 70-х гг. описывал встречу Шостаковича с Маяковским немного иначе: «Шостакович рассказывал мне, как во время работы над музыкой к спектаклю „Клоп“ он впервые встретился с Маяковским. Маяковский был тогда в плохом, изнервленном настроении, от этого держался с вызывающей надменностью и протянул юному композитору два пальца. Шостакович, несмотря на весь пиетет перед великим поэтом, все-таки не сдался и протянул ему в ответ один палец. Тогда Маяковский дружелюбно расхохотался и протянул ему всю пятерню. „Ты далеко пойдешь, Шостакович…“ Маяковский оказался прав» (Евтушенко Е. Политика – привилегия всех. М., 1990. С. 378).
Шостакович Д. Из воспоминаний о Маяковском. С. 316.
Флексатон – ударный инструмент, состоящий из гибкой стальной пластинки и двух деревянных шариков, помешенных на пружинящих стержнях. Звук образуется при потряхивании инструмента, когда шарики ударяются о пластинку.
Советская музыка. 1966. № 9. С. 13.
Фриц Штидри (1883–1968) – американский дирижер, австриец по происхождению, в 1933–1937 гг. дирижер Ленинградской филармонии.
Мейерхольд В. Э. Переписка: 1896–1939. М., 1976. С. 348.
Козинцев Г. Пространство трагедии: Дневник режиссера. Л., 1973. С. 222.
Шебалин В. Литературное наследие: воспоминания, переписка, статьи, выступления. М., 1975. С. 41.
Abraham G. Eight Soviet Composers. London, 1943. P. 18.
Musical America. 1933. January 10. P. 49.
Прокофьев С. С. и Мясковский Н. Я. Переписка. М., 1977. С. 396.
Там же. С. 416–417.
Письмо от 4 марта 1933 г. Цит. по: Из прошлого советской музыкальной культуры. Вып. 2. М., 1976. С. 41.
Цит. по: Орлов Г. Симфонии Шостаковича. М., 1961. С. 53.
Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 255.
Шостакович Д. Из писем 1930-х годов. С. 91.
См.: Рабочий и театр. 1930. № 60–61. С. 8, 9.
Цит. по: Юдин Г. «…Ваша работа для меня событие на всю жизнь». С. 91–92.
Федор Васильевич Лопухов (1886–1973) – авангардный хореограф, поставил балеты Шостаковича «Болт» и «Светлый ручей».
Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете: Воспоминания и записки балетмейстера. М., 1966. С. 257.
Композитор Шостакович о своем произведении // Смена. 1930. 21 января.
Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 255.
Пролетарский музыкант. 1930. № 3. С. 25.
Цит. по: Работы методического совещания по музыкальному образованию // Музыкальное образование. 1928. № 1. С. 54.
Цит. по: Наш музыкальный фронт: Материалы Всероссийской музыкальной конференции / Под ред. С. Корева. М., 1930. С. 25–26.