О, времена…

Первое, что нужно вбить в подкорку, начиная писать сценарии – это ВРЕМЯ. Сценарии всегда пишутся в настоящем времени. Всегда. На всех этапах, начиная с синопсиса. Исключения – только в диалогах.


Повторяю. Все сценарные ремарки описывают происходящее в настоящем времени, так, как это будет происходить на экране. Не "шел", а "идет". Не "посмотрел", а "смотрит".


В настоящем времени в сценарии пишутся также флешбэки и ретроспективы.


Флешбэк – это эпизод, который показывает, что происходило в прошлом. Рассказ персонажа, его воспоминание или просто показ или повтор какого-то предыдущего действия.


Ретроспектива по смыслу близка к флешбэку – то, что происходило в прошлом. Отличие в том, что это может быть показ какой-то параллельной линии сюжета, перенос в прошлое. В ретроспективе могут действовать совсем другие персонажи и связь её с основным действием для зрителя не явная. По крайней мере, до какого-то момента.


В синопсисе такие моменты прописываются в прошлом времени или указывается, что это флешбэк или ретроспектива, и пишутся в настоящем.



Пример№1:



43. ПАВ. КАБИНЕТ ВАСИЛИСЫ. ДЕНЬ. ДЕНЬ 2.


ВАСИЛИСА, ЛЕСОВИКОВ



Лесовиков сидит напротив Василисы за столом.



ЛЕСОВИКОВ


Понимаете, я бы, может, так и не решился. Но несколько дней назад…



ФЛЕШБЭК


44. НАТ. ДВОР. ДЕНЬ.


ЛЕСОВИКОВ, СТЕПАН



Двор. Из подъезда выходит Лесовиков и видит Степана, сидящего на скамейке под деревом. Лесовиков прячется за кустами…


КОНЕЦ ФЛЕШБЭКА



В данном случае сделана визуализация рассказа персонажа о том, что произошло в прошлом.



ПРИМЕР №2


3. НАТ. ЛЕСНАЯ ДОРОГА, ДЕНЬ. РЕТРОСПЕКТИВА. 1896 ГОД


ГРИШКА, ПАВЛУХА, РАЗБОЙНИКИ



По заснеженной дороге едут сани с разбойниками. Павлуха, оглядываясь, понукает лошадь, та выбивается из сил.


ПАВЛУХА


Давай, родимая, вывози!


Вдали слышится лай собак.


РАЗБОЙНИК


Кистень, они псов по следу пустили…


ГРИШКА


Не боись, уйдем! Братва, давай врассыпную. На заимке встретимся.


Разбойники спрыгивая, на ходу с саней, бросаются в лес. Остаются Павлуха, Гришка и один разбойник.


РАЗБОЙНИК


А золото, золото делить?!


ГРИШКА


Потом золото! Сейчас ноги бы от грачей унести!


Павлуха, придержав лошадь, оглядывается. Позади появляются монахи, двое из них верхами. Гришка сталкивает разбойника с саней. Следом летят рогожные кули. Лошадь отчаянно тащит облегченные сани.


ГРИШКА


(кричит)


Гони! К реке! К Мегже давай!


Павлуха хлещет кнутом лошадь, та пускается рысью. Гришка, прицелившись, стреляет из револьвера в монахов. Один из них падает с лошади, другие бросаются к нему.


ПАВЛУХА


Н-но! Пошла, пошла!


Гришка оглушительно свистит. Лошадь выносит сани к склону, за ним – река подо льдом. Сани, кренясь, поворачивают к реке. Неожиданно лошадь падает, Павлуха катится кубарем с саней. Встает оглядывается. Гришка, по колено в снегу, исчезает за деревьями. Павлуха, спотыкаясь, бросается за ним.


ГРИШКА


(через плечо)


Павлуха, след заметай! Пусть думают, что через Мегжу по льду ушли…


Павлуха ломает ветку с сосенки, возит ею по снегу. Слышен приближающийся собачий лай. Павлуха в отчаянии отшвыривает ветку и бежит за Гришкой.



4. НАТ. БЕРЕГ РЕКИ. ДЕНЬ. ДЕНЬ 1


МИКА, АЛЬКА



Мика с папкой для рисования и Алька с этюдником выходят из-за ограды на берег реки. Там у костра расположилась компания рыбаков. Заметив девушек, они с интересом оборачиваются.


АЛЬКА


Упс… Похоже, спокойно порисовать нам тут не светит.


МИКА


А я говорила тебе, не бери эту бандуру. Вначале надо осмотреться.


АЛЬКА


Может, рискнем? Познакомимся с аборигенами…


МИКА


Не хочу испытывать судьбу. И тебе не советую. Завтра Кайс обещал групповой выход к монастырю. Пошли отсюда!



Тут показываются две параллельных линии – история, произошедшая много лет назад, и та, что происходит в наши дни. В дальнейшем они будут сюжетно связаны между собой.



Пример № 3 фрагмента синопсиса с флешбэками:



"При встрече в кафе Лика говорит, что вчерашняя попытка сбить её была лишь звеном в цепи странных событий. Кто-то её, похоже, преследует, недавно пришлось убегать в темном дворе от какого-то типа. Потом её в подъезде ударили палкой по голове – хорошо, что на ней была шапка и капюшон – отделалась шишкой. Живет Лика вдвоем с прабабушкой, и ей о том, что происходит, не говорит ничего, но Елизавета Сергеевна, кажется, обо всем догадывается.


Но больше тревожит Лику другое. Прабабушке, вдове академика Савицкого, в прошлом актрисе, уже 85 лет, и в последнее время Лика несколько раз заставала её за странными телефонными разговорами. На вопрос, кто ей звонит, прабабушка отвечала – Лёвушка (так звали её покойного мужа). А вчера она попросила пригласить к ней нотариуса, утверждая, что покойный муж убеждает её написать новое завещание – на потомков её брата. Иначе на Лику падет семейное проклятие."

В данном случае флешбэками можно будет показать и нападение, и подслушанный разговор. И это будет куда интереснее простого описания словами.

Загрузка...