Сноски

1

Описание Тобольского наместничества / cост. А. Д. Колесников. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1982. – С. 226.

2

В этот шаманский регион некогда можно было включить территорию Европейского Севера, где живут саамы (в Норвегии, Швеции, Финляндии, России) и европейские ненцы (в России). У них также был распространен шаманизм, однако из-за тесных контактов с соседними христианскими народами он давно исчез. Впрочем, в последние годы здесь наблюдается некоторое возрождение шаманских традиций (точнее сказать, их изобретение), как и в Южной Сибири. Об этом пойдет речь в заключительной главе этой книги. – Здесь и далее, если не указано иное, примечания автора.

3

Народы в каждой группе перечислены по уменьшению их численности.

4

Объединение языков в одну семью предполагает их родство и общее происхождение из одного источника (протоязыка). Палеоазиатские языки такого родства не имеют. Исключением являются языки, входящие в чукотско-камчатскую (чукотский, корякский, керекский, алюторский и ительменский) и в эскимосско-алеутскую группы. Включение палеоазиатских языков в один кластер условно и означает лишь то, что эти языки – наследие древнего (палео-) населения Северной Азии, которое почти исчезло по мере продвижения на север уральских и алтайских народов.

5

Существует гипотеза о близости юкагирского и уральских языков, позволяющая некоторым исследователям говорить об урало-юкагирской языковой семье.

6

Хаккарайнен М. Шаманизм как колониальный проект // Антропологический форум. 2007. № 7. – С. 156–190; Хаккарайнен М. В. Шаманизм. Штырков С. А. Религиозная жизнь Сибири и Дальнего Востока: материалы к учебнику / Науч. ред. Н. Б. Вахтин. – СПб.: Нестор-История, 2015. – С. 4–45.

7

Эвенкийско-русский словарь / Сост. Г. М. Василевич. – М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1958. – С. 771.

8

Банзаров Д. Черная вера, или шаманство // Банзаров Д. Собр. соч. – М.: АН СССР, 1955. – С. 88.

9

Нам Е. В. «Ритуальные специалисты» в системе традиционного мировоззрения народов Сибири (терминологический анализ) // Вестник Томского государственного университета. 2016. – № 403. – С. 88.

10

Bourguignon E. Possession and trance // Encyclopedia of medical anthropology: Health and illness in the world’s cultures / Eds. C. R. Ember, M. Ember. New York: Kluwer Academic / Plenum Publishers, 2004. Vol. 1: Topics. – P. 137.

11

Bourguignon E. Possession and trance // Encyclopedia of medical anthropology: Health and illness in the world’s cultures / Eds. C. R. Ember, M. Ember. New York: Kluwer Academic / Plenum Publishers, 2004. Vol. 1: Topics. – С. 138.

12

Bourguignon E. Possession and trance // Encyclopedia of medical anthropology: Health and illness in the world’s cultures / Eds. C. R. Ember, M. Ember. New York: Kluwer Academic / Plenum Publishers, 2004. Vol. 1: Topics. – С. 138.

13

Подробнее о мифологии Сибири и Дальнего Востока вы можете прочесть в моей книге «Мифы северных народов России» (М.: МИФ, 2023).

14

Лопатин И. А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские: опыт этнографического исследования с картою расселения гольдов и с 86 иллюстрациями на 34 отдельных таблицах по фотографическим снимкам автора и оригинальным рисункам с натуры. – Владивосток: [б.и.], 1922. – С. 237–238.

15

Симченко Ю. Б. Традиционные верования нганасан: в 2 ч. – М.: ИЭА РАН, 1996. – Ч. II. – С. 65–67.

16

Это уточнение говорит, что перед нами не миф, а рассказ о недавнем прошлом – мифологический рассказ. В устной традиции глубина исторической памяти составляла как раз пять-шесть поколений – то, что внукам рассказывали деды, помнящие своих дедов. Указание, что у шаманки был муж, также дается для того, чтобы подчеркнуть, что речь не идет о сверхъестественной беременности. Этот контекст реальной жизни нужен, чтобы оттенить шаманское чудо.

17

Симченко Ю. Б. Традиционные верования нганасан: в 2 ч. – М.: ИЭА РАН, 1996. – Ч. II. – С. 75.

18

Анучин В. И. Очерк шаманства у енисейских остяков. – СПб.: Тип. Императорской акад. наук, 1914. – С. 7.

19

Мифы, предания, сказки кетов / Сост. Е. А. Алексеенко. Под общ. ред. Е. С. Новик. – М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – С. 57.

20

Бармич М. Я. Исторические предания, мифы, традиционные рассказы ненцев, энцев, нганасан // Вопросы уралистики 2014. Научный альманах / Ин-т лингв. исслед. – СПб.: Нестор-История, 2014. – С. 628–629.

21

Попов А. А. Тавгийцы: материалы по этнографии авамских и ведеевских тавгийцев. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. – С. 97–98.

22

Грачева Г. Н. К этнокультурным связям нганасан. Классификация шаманов // Этнокультурные контакты народов Сибири. – Л., 1984. – С. 92–93.

Загрузка...