I часть Огонь

Глава 1 Курандеро: шаман-толтек

На границе Соединенных Штатов и Мексики жил шаман – учитель, целитель и мудрец, – он был первым встреченным мной шаманом.

Однажды ночью я смотрел по каналу «National Geographic» передачу из серии, посвященной медицине коренных народов различных стран, включая Гаити, Мексику и Перу. В той передаче, которую смотрел я, был показан шаман-толтек, или курандеро, и ритуалы очищения, которые он проводил для того, чтобы избавить людей от недугов, страданий и болезней. Меня особенно заинтересовало, что основной темой передачи был даже не сам курандеро, а то, каким образом он развеивал и нейтрализовывал болезни своих пациентов: он разрушал порождения зла огнем. Его показали в пустыне, покрытой странной формы насыпями. Шаман запускал руки в эти насыпи, вытягивал оттуда зло и сжигал его. Сосуды в его руках были наполнены фантастическими кровавыми восковыми существами животного облика, с коровьими языками, но казалось, что они еще более устрашающи изнутри, чем снаружи.

После этого курандеро стал поливать дышащие ненавистью насыпи бензином, чиркнул спичкой и бросил ее на несчастную землю. Языки пламени объяли скопления страха, ненависти, зависти и алчности, восковые фигуры растаяли. Непонятная жидкость вскипела и испарилась, керамические сосуды почернели и треснули. Полосы бумаги стали темными и рассыпались в прах. Темные молитвы и темные надежды оказались разрушены.

Огонь очищает, и шаманы-толтеки знают это. Если предметы помещаются в пламя, негативная информация распадается, сосуд, содержащий ее, рассыпается и сверхъестественная энергия становится неопасной. То, что было создано для того, чтобы вызывать боль и приносить болезни, более не существует. После огня остается лишь пепел на земле, поднимаемый в воздух ветром. Пепел был везде, могущественный и нечистый.

Шаман в фильме был не один. С ним находился потрясенный профессор местного университета. После того как огонь потух, он упал на колени под натиском высвобожденной энергии. Но шаман чувствовал себя хорошо. Он вступил в схватку со злом и предал его священному огню… Именно с этим шаманом я хотел встретиться.

После просмотра того эпизода меня начали занимать разнообразные вопросы. Смогу ли я найти шамана? Какие инструменты он использовал? Поможет ли его сила моей матери? Я немедленно приступил к поискам. Теперь, когда я оглядываюсь назад, мне все это кажется несколько странным. Я думал тогда: «Моя мама больна, вокруг ее машины был пепел, кто-то, возможно, старается навредить ей, поэтому нужен шаман. И лучше всего обратиться к шаману из передачи, прошедшей на „National Geographic“». Сейчас это кажется нелепым, но тогда все выглядело по-другому. После неудачных попыток обнаружить шамана-толтека в Интернете, я сделал лучшее из возможного: я нашел профессора. После нескольких звонков и моих объяснений он выдал свой секрет: имя и местожительство шамана. У меня появился план.


Через неделю я был дома у своей матери. Используя информацию, полученную от профессора, я нашел целителя и договорился о встрече. Моя мать все еще болела, испытывая страшные головные боли и тошноту. Она ждала этой поездки. Хотя она читала книги Ширли МакЛейн, Розмари Алтея и Джона Эдварда, но ее нельзя было назвать последовательницей течения нью эйдж. И все же мне удалось убедить ее оставить предубеждения и поверить в то, что шаман-толтек остался нашей единственной надеждой на исцеление.

На следующее утро после нескольких часов пути по проселочным дорогам, соединяющим крошечные городки, мы прибыли на ферму шамана. Окружающее представлялось нереальным, подобным сновидению. Цвета успокаивали, в воздухе висела дымка и некая мягкость разливалась вокруг. Меня переполняло чувство потери невинности, казалось, навсегда украденной в схватках жизни. Это чувство ностальгии было смутным, но очень знакомым – подобные ощущения вызывали воспоминания о летних бейсбольных матчах, горячем попкорне, детском смехе, солнечном свете…

Через несколько мгновений после того, как мы остановили машину, нам навстречу вышел мужчина. Седовласый, высокий, одетый в белый балахон с единственным амулетом на шее, он подошел к нам и сказал: «Здравствуй, Омар. Я ждал тебя».

Во дворе было еще с полдесятка людей. Шаман провел нас за дом к навесу, под которым располагалось своего рода церемониальное помещение. Все было белым: белые стулья, расставленные вокруг белых столов, покрытых белыми скатертями под белым навесом. Ветерок колыхал этот океан чистоты. Целитель наклонился и положил фимиам в небольшую чугунную курильницу. Древесный уголь уже тлел, и вскоре дым фимиама окутал его.

Когда шаманы воскуривают фимиам, то используют не обычные ароматические палочки, которые можно найти в любом магазине. Шаман разжигает куски древесного угля величиной с серебряный доллар, а затем помещает смолу, корень или ароматическое вещество на уголь. Так как смола или корень принадлежали растению, которое должно сгореть, дым чист. Например, шаман сжигает древесину сандалового дерева вместо палочки с запахом сандала и настоящий ладан вместо экстракта ладана в ароматической палочке. Сжигая чистые вещества, шаман использует концентрированные ингредиенты, а не искусственные наполнители, такие как клей или масла, добавленные в процессе производства. По мере того как дыма становилось больше, я все отчетливее различал запахи ладана и бальзамина.

Целитель попросил нас присесть, и все мы с готовностью собрались вокруг него, расположив стулья в форме полумесяца. Вдали пели птицы, а затем к этим звукам стали примешиваться новые. Подобно льющейся воде, они стали наполнять воздух. Я слышал мягкий гул гармоники, к которой присоединялись рассказывавшие какую-то историю голоса, и в них звучали жизнь и радость. Хор пел о ком-то, совершающем чудеса для этой группы обнадеженных людей – пожилой женщины, девушки, мужчины, матери и отца, хотя все они относились к разным сферам и возрастам жизни. Я полностью пробудился, и казалось, что все мы стали духовными странниками.

Медленно группа стала похлопывать в ладоши, вскоре руки задвигались в такт песне и люди запели. Я попытался следовать им, но слова проходили мимо меня, подобно городским огням, мелькающим на горизонте. Я ощущал себя чужаком. Что я делаю здесь? Зачем сюда явился? Был ли я свидетелем или просто навязчивым гостем? Пока в моей голове вертелись все эти вопросы, шаман уронил свою голову. Его голова упала один, два, три раза, а затем волна неведомой силы ударила меня в грудь, отразившись от солнечного сплетения в руки и ноги. Сердце забилось быстрее, барабанные перепонки зазвенели, а кожа горела энергией. Я вжался в свой стул. Шаман медленно посмотрел на меня. Его руки дрожали. Глаза закатились, и видны были только белки. Его тело содрогнулось, когда он сказал:

– Я дух Ниньо Фиденцио! Кто пришел узреть чудеса нашего Господа и спасителя и его Благословенной Матери?

– Придите же все, чтобы увидеть чудеса Благословенной Матери, – медленно произнес шаман изменившимся голосом. Он больше не говорил как мужчина ростом в шесть футов, его голос был мягок, высок и приятен. Он успокаивал и утешал.

– Все желанны. Все дети Бога. Придите, чтобы быть исцеленными силой и тайной Святого Духа. – И после этой команды все собравшиеся встали в очередь, чтобы говорить с целителем, но говорил не шаман: то был дух Ниньо Фиденцио.


Я закрыл глаза и на несколько секунд отпустил все свои мысли. Моя голова качнулась вниз, и я оказался в другом месте и другом времени. Я стоял на холме, возвышающемся над пустынной равниной, от открывающегося простора захватывало дыхание. Вдали виднелась извилистая дорога, поросшая местами у обочины колючим кустарником. Когда я перевел взгляд, то заметил молодого человека, одетого в белое. Он был серьезен, в его чистых, открытых навстречу всем глазах светились уверенность и понимание. Он сказал: «Приведите ко мне женщину».

Я осмотрелся и заметил людей, стоящих вокруг него, но чуть поодаль. Он был слишком могуществен и свят. Он указал на женщину, и та подошла к нему, трепеща. «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», – сказал целитель, поместив руки на виски женщины. Он, казалось, собирался перекрестить ее, подняв свою правую руку. Внезапно он заметил меня и посмотрел прямо в лицо или, может быть, в меня… Я очнулся и осознал, что снова нахожусь под навесом. Я поднял голову и освободился от видения.

Люди пришли к шаману-толтеку со своими просьбами, но они не просили помощи целителя. Они просили помощи духа, с которым их связывал шаман, и именно дух исцелял больных – помогал сломанной ноге срастись, облегчал боль пораженных артритом рук, состраданием излечивал разбитое сердце. Каждый раз дух слушал тех, кто пришел с надеждой. Дух всегда возлагал руки того, кто был его сосудом, на утомленных, благословлял сомневающихся и шептал тайные слова каждому, кто смиренно склонял свою голову и слушал. Каждый раз уверовавшие уходили со слезами на глазах и надеждой в сердце. Руки шамана постоянно дрожали, а его глаза, закатившись, оставались белыми. И вот пришла очередь моей матери.

– Милая леди, у вас очень сложная работа. Вас окружает конфликт, и вы должны создавать гармонию из разлада. Вы должны поддерживать изможденных, любить тех, кто отличается от большинства и, кроме всего прочего, обо всех заботиться. – С этими словами тот, кто был каналом духа, возложил свою правую руку на темя моей матери. От места прикосновения полился мягкий зеленый свет, и я заметил, как смягчилось выражение лица матери. Ее глаза стали спокойными, тело расслабилось, и с глубоким вздохом она, казалось, освободилась от всего, что держало ее в напряжении.

– Вы исцелились, – проговорил мудрец. С этими словами моя мать вернулась на свое место. Из всех лишь я один еще не встретился с Ниньо Фиденцио.

Я двинулся к шаману. Чувствуя, что вновь проваливаюсь в сновидение, я, сделав несколько шагов, оказался перед ним. Дух был со мной.

– Сын мой, ты в пути. Дорога будет нелегкой. Ты встретишь много препятствий, тебе будут противостоять силы, как природные, так и сверхъестественные. Но ты можешь достичь успеха. То, что ищешь ты, ищет тебя. Помни: если ты потеряешься, иди внутрь. И проси помощи у Святого Духа и Благословенной Матери. Я всегда буду с тобой.

Целитель обнял меня, от его ладоней, сомкнувшихся на моей спине, исходило тепло. Мои глаза закрылись, и я увидел золотой свет на том месте, где сидел шаман. Я не сказал ему, но мои мышцы в области поясницы были напряжены в течение многих недель, и он нашел именно то проблемное место. Вскоре тепло исчезло, и целитель поднял свои руки.

Мышцы моей поясницы были расслаблены. Я потянулся и покачался из стороны в сторону, ожидая появления привычной боли, но ничего не почувствовал. Дискомфорт исчез.

– Здесь все желанны. Все дети Святого Духа и Благословенной Матери. Я Ниньо Фиденцио, и я пришел с миром, надеждой и любовью, – сказал дух устами курандеро.

Эти слова завершили церемонию, и шаман снова уронил свою голову. Через несколько мгновений он посмотрел вверх. На его лице блестели капельки пота, когда он тяжело откинулся на свой стул. Его дыхание было быстрым и прерывистым, как будто ему не хватало воздуха. Если бы я не видел всего происходившего собственными глазами, я бы сказал, что он только что бежал марафон.

Я снова услышал разлитую в воздухе музыку. «Это странно», – мелькнуло в голове. Я огляделся и спросил, кто включил музыку. Женщина, сидевшая рядом со мной, ответила:

– Музыка не переставала звучать.

Музыка не переставала звучать. Но как это могло быть правдой? После того, как шаман вошел в транс, я слышал только слова духа, а затем была тишина. Я не слышал ничего более. Не вошел ли в транс и я сам?

Для того чтобы осмыслить все, чему я стал свидетелем, необходимо было время. Эти слова: «Музыка не переставала звучать» – преследовали меня. Кем был Ниньо Фиденцио? Почему я слышал его слова и не слышал музыку? Было ли это знамением? Каким было послание духа? И чем было то, что искал я и что, в свою очередь, искало меня?

Следующие несколько недель я был поглощен своими мыслями и снами. Я читал книги, проводил ночи в Интернете и говорил с друзьями и специалистами по магии. Я должен был выяснить, что именно видел. Было ли это сном? Видением? И почему шаман был связан с духом этого целителя?

В шаманизме правила действуют очень недолго. Могут быть сходства между различными культурами, но не более того. Маракам, жрец уичоли, призывает не тех духов и использует не такие травы, как буддийский лама. Песни сибирского шамана, обеспечивающие успех охоте, отличаются от песен шамана хиваро. Шаман-толтек исцеляет людей так, как умеет он. Такие шаманы исцеляют, становясь посредниками Духа Святого или праведника. Во время церемонии шаман освобождается от своего сознания, чтобы позволить другой силе войти и произвести исцеление. Шаман позволяет своему телу стать сосудом для духа. В течение нескольких мгновений обе сущности сливаются, а затем разделяются. Пока длится состояние транса, дух использует руки и тело шамана для того, чтобы ставить диагнозы, давать советы и общаться с живыми. Когда медиум уже не может поддерживать связь, дух уходит. Шаман приходит в сознание и иногда плачет, переживая возвращение из мира божественного к повседневной реальности. Медиум переживает эйфорию, ощутив присутствие святого существа.

Шаманов-посредников, которые призывают дух Хосе Фиденцио, называют фиденсистас. Такие шаманы-толтеки живут только в одной части света – в пограничном регионе Соединенных Штатов и Мексики. Шаман входит в измененное состояние сознания и поднимает вибрацию своих энергий, в то время как дух Фиденцио свои вибрации понижает. Когда сущности сливаются, достигнув общего состояния, шаман теряет сознание и позволяет духу занять свое тело. Так как теперь тело наполняет дух, изменяются его движения и манера говорить, и дух обретает способность взаимодействовать с четырехмерным пространством-временем. Сознание шамана не оказывается в заточении, скорее, оно засыпает. Большинство шаманов сравнивают в своих рассказах этот процесс со сном.

В этом полутрансовом состоянии природные способности шамана становятся более выраженными, поскольку через него действует дух Ниньо Фиденцио. Дух исцеляет при помощи божественной энергии, используя тела и энергетическую структуру целителей. Результаты впечатляют. Дух использует тело шамана для того, чтобы возлагать руки и управлять действием энергии через эти каналы. Пациенты переживают быстрое выздоровление, а порой даже бывают весьма необычные последействия.

Хосе Фиденцио называют легендой, святым и спасителем. Он был загадочным целителем, объявившимся в предгорье Сьерра Мадре в конце 1920-х годов. Верующие называют целителя Ниньо, то есть «ребенок», поскольку был он чист сердцем и непорочен, как ребенок. По рассказам, находясь в трансе, Фиденцио говорил фальцетом, что отражало подъем его вибраций и достижение резонанса со Святым Духом.

Родившийся в 1898 году Хосе Фиденцио Синтора Константино с раннего возраста демонстрировал странные познания в области лекарственных трав и целительских техник. Он стал известен в 1920-х и 1930-х годах как целитель и народный герой. Его целительские способности, доброта и сострадание стали известны во всей стране. Фиденцио был героем бедных, поскольку он никогда не отказывал в помощи людям, не имеющим денег. Он исцелял бесплатно, и паломники оставляли ему и его помощникам еду, одежду и другие приношения.

Фиденцио считал свои способности даром Бога, который может коснуться и благословить тех, кто поражен ужасными болезнями. Целитель всегда служил Божественному. И самым поразительным является тот факт, что даже смерть не заставила его прекратить исцелять больных.

На следующий день после встречи с шаманом у моей матери прекратились головные боли. Когда же она вернулась на работу, сотрудница, с которой у нее были проблемы, взяла несколько отгулов. На следующей неделе та женщина уволилась. То, что было брошено в сторону моей матери, вернулось к своему порочному источнику.

Этот урок кажется очень важным: никогда не пытайтесь навредить другим живым существам. Когда человек сознательно питает недобрые чувства по отношению к другому или заходит еще дальше и совершает недобрый поступок, темная энергия, болезнь, обязательно вернется к своему источнику.

Порождения зла по своей внутренней сущности нестабильны, поскольку они есть тьма, и человек не может по-настоящему контролировать эти силы. И если эти негативные силы вернутся к нему, они вернутся во много раз более грозными. В традиции викка существует однозначный принцип: «Делай, что хочешь, пока не приносишь вреда другому». Но еще более правильным решением будет работа только со светом. Если вы служите другим и делаете это с чистым сердцем, вас всегда будет окружать свет, и вам нечего будет бояться.

Вернувшись, я посчитал тайну разгаданной и вернулся к обычной жизни. Но вопросы оставались. Например, откуда шаман узнал о работе моей матери? Откуда он узнал о моей травме? И почему он передал мне то послание, которое не слышал никто, кроме меня? Я спросил об этом свою мать, но она не помнила. Было ли это сном? И как быть с музыкой? Почему она стихла? Или почему я был единственным, кто ее не слышал?


Я жил своей жизнью, продолжая учиться. Новые занятия шли хорошо. Появилась и исчезла новая девушка. После окончания учебы, все еще не зная наверняка, что мне хочется делать, я разослал сотни резюме, но ни одного ответа не получил. Я вернулся, чтобы снова увидеть шамана, но его уже не было. Ферма была продана, и никто не знал, куда он делся. Я читал о подобных случаях – загадочный целитель, который внезапно исчезает.

Я думал, что мое приключение окончено. Но духовный мир не всегда принимает во внимание наши планы.

Глава 2 Не сон

Примерно год спустя я был в Остине, штат Техас, в одиночку стремясь найти смысл жизни. Истину я искал так же, как искал факты. Факты принадлежат истории и археологии, в то время как к истине стремится наша бессмертная душа. Я с радостью приветствовал возможность прервать однообразие жизни юридического вуза и решил зайти в магазин, своим апельсиновым цветом, яркостью и живостью отличавшийся от городского поля пепельных домов и серой травы. Меня живо заинтересовали испанские знаки и эзотерические символы на фасаде. Так я встретил Ли Канту.

Я стал регулярно захаживать в этот магазинчик, покупал благовония, слушал, что говорят карты о моем будущем, пил кофе и беседовал о призраках, исцелении и аурах. Ли Канту был владельцем герберии, или лавки волшебника. Хорошо известный в Остине своими целительскими способностями, Ли был действующим шаманом на протяжении уже двадцати пяти лет. О нем писали статьи в газетах и журналах, про него снимали телевизионные передачи, он даже консультировал несколько фильмов. Могучий Канту имел диплом сварщика. В другой жизни его сильные руки имели дело с огнем и сталью, и его кулаки размером с ананас говорили за него все. Своей сильной волей он направлял деятельность молодежного профсоюза в 1960-х годах, задолго до того, как начал молиться за людей. Такое начало жизни было интересным для признаваемого Объединенными Нациями старейшины племени и шамана.

Его магазин в Южном Остине представляет собой типичную мексиканскую герберию – место, где можно купить свечи, найти магические предметы, искать помощи и сплетничать. Это что-то вроде городской ратуши, за тем исключением, что магазин все еще сохраняет свои духовные корни. Большая часть предметов, имеющихся в нем, не имеет тесной связи с католицизмом.

Один важный аспект шаманизма заключается в том, что все зачастую оказывается вовсе не тем, чем кажется. Шаманы иногда могут вводить в заблуждение и не сообщать, что они делают, некоторые из них преуменьшают свои способности или исцеляют лишь немногих избранных. Это делается с целью защиты. Шаманы, в большинстве своем, придерживаются целительских традиций, уходящих на сотни лет назад, и предпочтут скорее умереть, чем раскрыть свои священные тайны. Шаманы также обычно скромны и живут незаметно – не потому, что они не желают материальных удобств, а потому, что понимают важность своей целительской миссии, превышающей ценность денег. Если целитель ездит на роллс-ройсе, он, вероятнее всего, не настоящий шаман. Другие провозглашают себя шаманами и преувеличивают свои целительские способности. И снова все обстоит не так, как кажется, и, хотя многие обманщики утверждают, что обладают целительскими способностями, немногочисленные истинные целители все еще существуют. И, конечно, не существует такого явления, как пригородный шаман – некто, получивший несколько уроков, показывавший фокусы в центре города и, р-раз, ставший духовным целителем.

Человек, ищущий шамана, должен также полагаться на интуицию и обращать внимание на чувства добра и зла, ощущения света и тьмы, верного и неверного. При общении с шаманами я всегда спрашиваю себя, что говорит мне интуиция о человеке, который находится передо мной. Просит ли он денег много и сразу? Какого рода символы окружают шамана – кресты, священные глаза защиты или иные символы света? Или же он смешивает символы тьмы и света? Сын Человеческий сказал, что дом, разделившийся в себе, не устоит, так же и человек не может служить двум господам. Если вы видите шамана, использующего символы света и тьмы или предлагающего услуги защиты и проклятия, я могу посоветовать вам только одно: бегите.

Ли Канту настоящий шаман. У него нет причин обманывать или преувеличивать, поскольку он действительно силен, даже могуществен. Канту продает только предметы, которые используются для работы со светом. И он всегда носит либо крест, либо священный амулет, подаренный ему вождем местного племени, символ почета с Первой Международной встречи коренных народов Америки. Истинный последователь духовного пути, Канту – шаман, которому вы можете доверять.

Жарким солнечным днем Канту неожиданно позвонил и пригласил меня к себе. Его попросили исцелить женщину по имени Руфь. Она проделала долгий путь из Орегоны в Остин вместе со своей дочерью. Страдая от недугов пожилого возраста, включая инсульт и болезнь Альцгеймера, Руфь желала вернуть себе контроль над своей жизнью. Несмотря на свой восьмидесятичетырехлетний возраст, она обладала потрясающими личными качествами и явными экстрасенсорными способностями. Прежде чем началось целительство, она походя купила рожок мороженого, чтобы справиться с техасской жарой, пока мы ожидали Канту у магазина. Накануне я провел тридцать минут в поисках мороженого в этом городе.

Приехал Канту. Мы вошли в его магазин как маленькое стадо, следующее за дюжим пастухом. Близился вечер, поэтому помещение было погружено в сумеречный полусвет. Единственным источником естественного освещения были два окна. Затемненный магазин вызывал легкое чувство замешательства. Силуэты, казалось, танцевали по темным расписанным стенам, на которых угадывались развешенные пучки трав, знаки и цветы. Я подумал о том, что скульптуры, должно быть, оживают ночью – один святой заговаривает с другим или они вместе проверяют, как продаются их свечи. Просыпаются ли элементали по ночам и танцуют в лунном свете? Наполненное энергией множества людей, объектов и вещей, место казалось если не населенным призраками, то по крайней мере не совсем спокойным. Краем глаза я увидел, как тень одной пиньяты1 движется на стене. Я быстро посмотрел на сделанную из папье-маше игрушку, но она была неподвижна. Двери и окна были закрыты, поэтому сквозняка в помещении быть не могло, но я видел движение. Закрытый от ветра, но, возможно, открытый для чего-то еще, магазин, казалось, дышал и сиял. Нарушив мои размышления, Канту позвал меня в свой кабинет.

– Мы готовы начать, присоединяйся, – сказал он. Я пошел в глубь магазина мимо священных предметов, не зная, чего ожидать. Кабинет Канту напоминал декорации к фильму. Как в маленьком музее мистических традиций мира, в этой комнате были статуя Шивы, бюст Гуань-Инь, книги Алана Кардека и многое другое. И, как в некой духовной булочной, неземной запах наполнял воздух. Канту всегда жег свечи – священное пламя подпитывало его целительскую энергию.

Загрузка...