Они находятся рядом с нами, живут по соседству в тех же кварталах и домах, что и мы. Кто-то из них занимается сельским хозяйством и снабжает нас продуктами питания. Другие работают в сфере здравоохранения и помогают нам, когда мы болеем. Третьи продают дома или служат в вооруженных силах.
Они ходят в те же бары, что и мы, или с улыбкой обслуживают нас. Есть и такие, которые предпочитают уединение и пользуются приложениями для знакомств.
Внешне они почти не отличаются от нормальных людей и живут вроде бы теми же надеждами и мечтами, что и все остальное человечество.
Но они не мы. Они – серийные убийцы.
В детстве нас уверяют, что монстров легко распознать. В сказках и фильмах они выглядят как уродливые существа с явными признаками дурного нрава вроде отвратительного облика и вечной угрюмости. На самом деле все обстоит иначе. Серийные убийцы не любят выделяться. Они хотят существовать как можно дольше хотя бы для того, чтобы продолжать убивать и издеваться над своими ближними.
Их правило номер один: не попадаться.
Серийный убийца должен овладеть искусством сливаться с окружающими, чтобы не попасться сразу после того, как начнет убивать. Хитрость заключается в том, чтобы не выделяться из толпы, а если это невозможно, то не выделяться без повода.
Многие серийные убийцы ведут двойную жизнь. Она позволяет им как бы отстраниться от жестокости и порочности своей истинной натуры. Чаще всего это дымовая завеса, часть маски, которая помогает оставаться незамеченными. Некоторые из них – холостяки, но есть и такие, которые вступают в брак и воспитывают детей. Они обосновываются в пригородах, ухаживают за лужайкой перед домом, общаются с соседями.
У них происходит то, что называют психической фрагментацией, – формирование отдельной личности, отгороженной от личности убийцы. Серийный убийца способен переходить из одного состояния в другое как по щелчку внутреннего переключателя, перевоплощаясь из любящего семьянина в садиста и зверя.
Однако с течением времени грань между двумя жизнями стирается. Личность убийцы все больше проникает в жизнь обычного человека. Начинают проявляться отклонения. Появляются тревожные сигналы – иногда едва заметные, иногда явные, но все более частые, на которые уже невозможно не обратить внимание. А за этим следует разоблачение, арест и, в конце концов, при удачном стечении обстоятельств… торжество справедливости.
Именно раздвоение личности, противоположность видимой и тайной жизни привлекает внимание многих из нас. В моей первой книге «Никто не поможет: Методы и подробности преступлений самых опасных маньяков XX века» (Альпина Паблишер, 2025) я рассматривал этот вопрос на примере таких чудовищ, как Джон Уэйн Гейси, Ричард Рамирес и Тед Банди. Их имена стали культовыми, а злодеяния широко освещаются в популярной литературе и искусстве. В этой книге речь пойдет о менее известных серийных убийцах. Их имена, возможно, мало что говорят многим из нас, но истории о них не менее интересны… и, к сожалению, не менее ужасны.
Персонажи книги сгруппированы по характеру их видимой жизни. На ее страницах мы встретимся с фельдшерами, врачами и медсестрами; малярами, садовниками и разнорабочими; поварами, бухгалтерами и риелторами. Есть даже артисты и медиаперсоны, такие как писатель и телеведущий Джек Унтервегер. Попадаются и ветераны вооруженных сил, а некоторые, например полковник Рассел Уильямс, находились на действительной службе, когда совершали убийства.
Серийному убийце необязательно иметь какую-то определенную профессию, чтобы стать незаметным. Постоянная работа, конечно, помогает маскироваться, но вряд ли принципиально важна. Не всегда серийный убийца является и одиночкой. В книге вы найдете рассказы, например, об австралийских «сноутаунских убийцах» и паре из Канады, которую прозвали Кеном и Барби.
Очевидно, что серийные убийцы – выходцы из всех слоев общества, начиная с бродяг и заканчивая высокопоставленными военными. В этой книге я не только рассказываю о 30 из них, но и пытаюсь проанализировать мотивы их поступков. Читатель, несомненно, заметит, что во многих случаях ими движет чувство глубокой обиды на весь мир и род человеческий или на конкретного человека – родителя, супруга или любовника, которое проецируется на невинных жертв.
Извечный спор о том, что играет бóльшую роль – врожденные наклонности или воспитание, возникает на этих страницах снова и снова, и каждая глава дает свой ответ. Некоторые серийные убийцы, похоже, рождаются сломленными, и неважно, воспитывались ли они в атмосфере любви или росли в кошмарных условиях. Иными словами, они имеют плохие задатки.
Другие со всей очевидностью являются продуктом своего окружения и, возможно, не стали бы убийцами, будь у них более счастливое детство. Вместе с тем на каждого серийного убийцу из неблагополучной среды приходится выходец из любящей и заботливой семьи.
Главы этой книги разные по объему. По мере изучения юридических документов, отчетов и других материалов довольно быстро выяснялось, что одни персонажи заслуживают более «глубокого анализа», чем другие. Короткие главы чередуются с длинными, однако общая структура повествования при этом сохраняется.
Наконец, уместно сказать пару слов об уровне детализации описаний. Автор любой книги о реальных преступлениях должен, с одной стороны, сделать рассказ достаточно подробным, чтобы дать представление о предмете, а с другой – не переборщить, чтобы конечный результат не оказался страшным и отталкивающим. Я старался найти баланс в меру своих возможностей, и, если повествование слишком отклоняется в ту или иную сторону, это исключительно моя недоработка.
Тема серийных убийств одновременно притягивает внимание и вызывает отвращение. Невозможно изучать поведение преступников, не испытывая при этом сострадания к их жертвам, которые попали в руки монстров. В некоторых случаях сострадание вызывают и члены семей самих убийц, зачастую не подозревающие о темной стороне близкого им человека. Глубокое сочувствие, без сомнения, вызывают и ближайшие родственники жертв, чьи жизни были искорежены безжалостными злодеями.