Семейный досуг с ребенком раннего возраста – это, прежде всего, общение обоих родителей с малышом и дома, и вне его. И здесь важно качество общения, а не количество времени, проведенного с крохой, важна обращенность к малышу, совместная игра. О веселых играх с папой и мамой и поговорим.
Одна из главных особенностей малышей раннего возраста – потребность в активных и разнообразных движениях. Совсем недавно карапуз еще передвигался на четвереньках, а вот теперь с упоением ходит, натыкаясь на предметы и набивая шишки. Теряя равновесие, часто шлепается, пасует при виде лежащей на пути веточки, не догадываясь обойти ее или перешагнуть. Сложное чувство равновесия и координации появляется у детей в разные сроки приблизительно до полутора лет. Это зависит от силы мышц малыша и достаточной скоординированности его движений, от уверенности в себе и имеющихся у него стимулов. Сформировать уверенность в себе и создать стимулы, точно направленные на главную цель, – задача взрослых. Ребенок примет помощь со стороны с благодарностью, так как активно и самостоятельно двигаться без чьей-то помощи побуждает его непреодолимое стремление выйти за собственные пределы.
Если взрослым в семье действительно дорого здоровье малыша, то им следует взять за правило систематически проводить, помимо гимнастики по утрам, подвижные игры в течение дня.
С раннего детства у крохи уже сформируются стереотипы поведения. Поэтому для стимуляции его к подвижным играм важно, чтобы эти совместные игры-занятия входили в семейные традиции. Играя с мамой в течение дня, а вечером с папой, малыш не представляет полноценной жизни без активных движений – резерва работоспособности организма, гарантии от срывов и заболеваний.
Ребенок на втором году жизни начинает познавать свою «самость». У него появляется особое ощущение своей телесности. Ваша помощь в познании отдельных движений (и в качественном, и количественном их накоплении) импонирует малышу, вызывая радость и удовольствие. Удовольствие, по определению психологов, является важным фактором развития психической жизни и деятельности ребенка, мощнейшим стимулом дальнейшего развития его двигательных реакций.
В свою очередь, заинтересованность взрослых в совместной деятельности, их неподдельный интерес к подвижным играм вызывают у ребенка положительные эмоции. Одобрение его ловкости, храбрости, умений малыш воспринимает как высокую оценку себя, как очередное подтверждение любви к нему.
Навык свободных движений закрепляется не так уж скоро. Этому надо учить малыша, учить увлекательно, не торопя, чему способствуют подвижные игры.
Подвижные игры могут быть бессюжетные («Самолетик», «Слоник» и др.) и сюжетные («Паровозик-паровоз», «Заинька»). Их можно проводить без предметов, игрушек («По узенькой дорожке», «Прятки» и др.) или с игрушкой («Воробушки и автомобиль», «Догонялки»). Цели подвижных игр разнообразные: совершенствование ходьбы, лазания, ползания; локомоторные движения в пространстве; ориентировка в окружающем; развитие понимания речи и активизация речевой деятельности детей; развитие умения действовать по показу и слову, а также по сигналу и слову взрослого; развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, мышления, воображения.
Для детей данного возрастного периода эффективны следующие методы и приемы проведения подвижных игр:
● сюрпризные моменты («Кто в коробке стучит?», «Где звонят часы?»);
● внезапное исчезновение и появление игрушки;
● прятки взрослого или игрушки на глазах у ребенка («Найди мишку», «Отыщи меня»);
● частичное прятанье предмета («Кто в корзинке сидит с хвостиком наружу?»);
● стимуляция двигательной активности, включающей не более 2–3 видов движений (бег и ползание, ходьба и подлезание, подъем на ступеньку и спуск вниз и т. д.);
● контрастные действия (зайка прыгает – сидит, птички летают – клюют);
● имитация движений (птички летают, медведь топает) и голосовых реакций (собачка лает, кошка мяукает и т. д.).
Связки малыша еще очень слабы, поэтому кисти рук и стопы ног необходимы оберегать. Нужно держать ребенка под мышки, придерживать в области локтевого сгиба. Ребенку второго года жизни противопоказаны прыжки с высоты. Детку учат входить на устойчиво лежащий предмет высотой 7–10 см и сходить с него, можно стимулировать свободное подпрыгивание на месте. Позвоночник малыша достаточно хрупок. Кратковременные нагрузки на него необходимо чередовать с упражнениями на расслабление (собачка побегала – полежала). Умение расслабляться пригодятся ему в дальнейшей жизни при усталости, переутомлении.
Ребенка быстро утомляет и монотонная ходьба в одном направлении, особенно когда взрослый постоянно держит его за руку, сковывая свободу движений. В процессе ходьбы обращайте внимание на координацию движений малыша. Следует менять ритм, направление движения, учить быть внимательным, останавливаться по сигналу.
Ничто так не утомляет и даже раздражает малыша, как длительное ожидание начала игры. Готовясь к ее проведению, заранее подумайте, что вам понадобится.
Отберите или сделайте сами необходимые атрибуты (бабочки, мотыльки из гофрированной бумаги, на ниточке, игрушки на веревочке, заводные игрушки, музыкальные инструменты и т. д.). Определитесь, где будет проходить игра, позаботьтесь, чтобы было достаточно свободного пространства. Проверьте устойчивость необходимых в игре предметов: лежащих на ковре 2-х чемоданов (не менее 50 × 50 × 10 см), приподнятой одним концом от пола на 10 см гладильной доски (шириной до 25 см). Разложите по ковру 2–3 диванные подушки (расстояние между ними 50–70 см). Заранее натяните веревку яркой расцветки или узкую ленту на высоте 50 см от пола. В некоторых играх вам понадобится мяч средних размеров или обруч (диаметр до 50 см).
Совершенствуя двигательную активность ребенка, не стремитесь к быстрому результату. Если ребенок сделал что-то не так, не акцентируйте на этом его внимание. Важно, чтобы каждое новое движение приносило ему радость. Радуйтесь вместе, щедро и искренне хвалите его за каждое усилие, за каждую попытку, за каждый результат, даже крошечный. Похвала – путь к успеху. Ребенку важна ситуация успеха. Любящему взрослому создать ее совсем несложно. «Поймай мотылька!» – приглашает взрослый, слегка подергивая конец резинки, на которой висит ярко-голубой мотылек из гофрированной бумаги. Ребенок подбегает, а мотылек «порхает» над ним, садится то на головку малыша, то на диван и т. д. Малыш тянется вверх (работа для позвоночника), пытается встать на цыпочки (работает стопа), перебегает с места на место, радостно взвизгивает и, конечно же, ловит мотылька (испытывая психологический комфорт, радость, удовлетворение).
Подвижные игры, как правило, сопровождаются всплеском устойчивых положительных эмоций. Этому способствуют яркие атрибуты (бабочки и мотыльки пестрых расцветок, разноцветные пластмассовые шарики и маленькие резиновые мячики, заводные игрушки), солнечные блики и мыльные пузыри, понятные по содержанию короткие стихотворения («Бычок», «Мишка» А. Барто и др.), веселые незатейливые песенки («Заинька, выйди в сад», «Полетели птички» и др.). А главное – участие папы и мамы, общая радость, общее переживание успеха, атмосфера любви и обожания всех всеми.
Заканчивается любая подвижная игра всегда одинаково – успокаивающими воздействиями кого-нибудь из родителей.
Время проведения игры – не более 3–4 минут, больше ребенок не выдержит эмоционального накала, перевозбудится. По желанию малыша игру можно повторить.
Одежда младшего члена семейного коллектива не должна мешать его свободным движениям. Девочке лучше заранее снять платьице. Если позволяют условия, пусть шалунишка играет босиком. Это ему понравится. Приятны ощущения контрастных поверхностей ковра и диванных подушек, тела папы, его ласковых и сильных рук. Это к тому же общеукрепляющие и закаливающие процедуры одновременно.
Следует предлагать ребенку подвижную игру сообразно его настроению. Если малыш спокоен, активен, ему понравятся шумные игры с перебежками, с «возней». Ребенок в этом случае с удовольствием демонстрирует, чему он научился, с удовлетворением ощущает собственное тело, открывает для себя умение управлять им. Если же карапуз устал или чувствует легкое недомогание, шумные игры могут довести до слез. Чтобы повысить его эмоциональный настрой, проводите подвижные игры с использованием игрушки, стихотворных текстов, предлагайте игры с мячом, с отработкой навыков ходьбы, с имитациями движений, голосовых реакций симпатичных зверушек.
Вы, как никто, хорошо знаете свое дитя. Предлагая подвижные игры, учитывайте характер крохи, его наклонности. У каждого маленького человека своя интенсивность впечатлений от игр. Следите, чтобы он не был ошеломлен происходящим. Одному нравятся громкие звуки низкого голоса папы, другому – нет. Один визжит от восторга, когда его поднимают высоко и резко опускают вниз, другой пугается, ощутив незначительный наклон собственного тела, сидя сверху на лежащем папе. Ему также неуютно сидеть на его подпрыгивающих коленях. Но даже такой робкий ребенок предпочитает не прерывать мужских игр, не отказывается от «возни» с папой, зная, что в одиночку он не способен совершать то, что выполняет, доверяясь крепким объятиям ласковых и сильных папиных рук.
Кайл Прюэтт, профессор из Центра изучения ребенка при Йельском университете, отмечает: малыш по-разному реагирует на родителей. В присутствии матери он расслабляется, ждет мягкости обращения, нежных объятий, ласки. Встреча с отцом его возбуждает, стимулирует. Он ждет от отца необычных игр, и тот, в свою очередь, вынужден удерживать высокую планку детских притязаний. Впрочем, когда карапузу удается заполучить папу в безраздельное пользование, счастливы бывают оба. К. Прюэтт утверждает: «Даже в тех случаях, когда основной нянькой в силу каких-то обстоятельств является отец, он не становится матерью».
Отцы склонны давать больший простор личности ребенка, чаще выпускают его из поля зрения, предоставляя свободу. Матери же, наоборот, следуют за карапузом по пятам. Когда ребенок только приближается к чему-то опасному (с ее точки зрения), она инстинктивно оказывается поблизости, как бы утверждая, что малыш под ее защитой. Только тот задумал вскарабкаться на диван, она уже рядом, уже готова помочь. Зачастую, увидев напряжение в маминой позе, движениях, страх в ее глазах, ребенок отказывается от самостоятельных попыток испытать собственные возможности.
Излишняя осторожность, чрезмерная готовность во всем помогать, опасение, что карапуз непременно навредит себе без ее опеки, нехватка терпения, а порой и времени – вот небольшой перечень распространенных ошибок любящих мам. А малышу необходимо, чтобы его поддерживали, доверяли, вселяли веру в собственные силы. Он жаждет демонстрировать домочадцам свою умелость, ловкость, смелость. Этому в большей степени способствуют игры с папой. Отец предпочитает не вмешиваться, видя своего малыша, застрявшего в ящике среди игрушек, предоставляя ему возможность самому справиться с ситуацией, приобрести собственный опыт, пусть и не всегда удачный. Он стоически относится к шишкам и синякам любимца, одобрительными высказываниями и дружескими похлопываниями позволяет шалунишке чувствовать себя с ним «на равных».
В подвижных играх мама склонна использовать игрушки, сопровождать игру стихами, пением. Папа предпочитает использовать свои руки, собственное тело как идеальный гимнастический снаряд. Мужчинам нравится в любую игру вносить каждый раз что-то новое, необычное.
Малыш не знает, что произойдет в игре в следующее мгновение, как поведет себя папа. Именно это он начинает обожать в мужских играх. Они держат озорника в состоянии психологического напряжения. Он взвизгивает от восторга, то взлетая вверх в сильных папиных руках, то опускаясь вниз, чтобы прикоснуться своим носиком к носу обожаемого папы. А тот не унимается, поворачивает малыша из стороны в сторону, опускает на ковер то справа от себя, то слева, то рычит, то умиротворенно урчит. Папе самому безумно нравится, когда это неуемное существо пыхтит, перелезая через него, подпрыгивает, оседлав верхом, или растягивается вдоль туловища, заглядывая восторженными глазенками в глаза любимого родителя, всем видом приглашая продлить игру.
И вот малыш уже со страхом и восторгом или с хохотом старается удержаться на его раскачивающейся стопе, не пытаясь даже предугадать: взлетит ли вверх, на папину грудь, или окажется сидящим на ковре. И так каждый раз сюрприз за сюрпризом. Всего каких-то 10–15 минут, полностью отданных совместному веселью, а сколько глубоких, ярких воспоминаний на долгие годы. Малышу жизненно необходимы и нежные, ласковые прикосновения мамы, и мужские игры с папой. В этом кроется один из секретов сердечной близости малыша к каждому из них.
Подвижные игры позволяют ребенку раскрыть собственные возможности самостоятельности, ловкости, смелости. Малыш к двум годам начинает проявлять себя как активно развивающаяся личность, у него формируется стойкая положительная позиция в отношении к миру людей, к миру предметов и к самому себе.
Карапуз с готовностью всегда составит вам отличную компанию в разнообразных подвижных играх.
В этом виде игр формируются умения свободно ориентироваться в ближайшем окружении. Игры способствуют развитию зрительного и слухового восприятия.
1. На глазах малыша мама присаживается за кресло или прячет игрушку.
2. Прячет игрушку за прозрачный барьер.
3. Медленно бежит. Звенит в колокольчик, спрятавшись за столом, продолжает звенеть им.
4. Вместе отыскивают звенящий будильник под салфеткой на диване.
Игры, развивающие координацию движений, совершенствующие ходьбу, развивающие умение действовать по слову и показу взрослого, по его сигналу.
Эта игра может стать любимой и дома, и на прогулке. Ее суть – в смене ритма ходьбы: читая первые три строчки, вы с малышом стараетесь шагать большими шагами, на следующих трех строчках переходите на семенящий шаг.
Большие ноги
Шагали по дороге:
Топ! Топ! Топ!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!
Тренируем умение менять направление, прекращать действие по слову и сигналу взрослого.
Малыш – паровоз. Мама и любимая мягкая игрушка – вагончики. Мама удерживает в руках игрушку, сзади поддерживая малыша за предплечья и энергично двигая его руками:
Чух-чух,
Чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Малыш-паровоз, ведомый мамой, поворачивает то в одну, то в другую сторону. Как гудит паровоз? «Ту-ту-ту!» «Стоп!» – командует мама, и поезд останавливается. Привезли игрушку, посадили на коврик, и поехал поезд опять.
В этой игре учимся действовать согласно развитию сюжета, двигаться самостоятельно в разных направлениях.