Наверняка вы не раз задумывались о том, стоит ли организовывать для своего малыша какое-нибудь запоминающееся празднество (например, день рождения) и как это сделать, приглашать ли гостей, когда в доме маленький ребенок, или, наоборот, брать ли его с собой в гости к друзьям. В нашей статье мы попытались ответить на эти самые распространенные вопросы. Здесь вы найдете общие рекомендации и непреложные правила, касающиеся организации праздников для ребенка первого и второго годов жизни, советы, которые помогут включить малыша в семейные праздники, провести интересные и полезные детские утренники с приглашениями друзей.
Праздники – не только особые дни в жизни любого человека, которые радуют и волнуют, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями. Для ребенка праздники и торжественные дни особенно значимы, поскольку дарят ему новые впечатления, сближают с родными и друзьями, приобщают к традициям, оставляют на всю жизнь самые светлые воспоминания.
В каждой семье складываются свои традиции, которые связаны с организацией праздников. Кто-то любит, когда приходит много гостей, и праздник отмечается шумно и весело; кто-то предпочитает уютное общение в узком кругу родных. Как правило, семейные мероприятия проводятся по случаю дня рождения члена семьи, в связи с религиозными и народными праздниками – Рождеством, Пасхой, Новым годом, 8 Марта. Во многих из них, согласно общенациональной традиции, дети могут принимать самое активное участие. Например, на Масленицу было принято привлекать самых маленьких детей к лепке и выпеканию фигурок птиц – символов наступающей весны, а также вместе встречать прилет перелетных птиц; ребята постарше вместе со взрослыми наряжали чучело Масленицы и украшали Весеннее дерево. Все эти совместные занятия обеспечивали маленькому ребенку разнообразие впечатлений и видов деятельности: от наблюдения, через подражание и пробу своих сил к самостоятельному творчеству и экспрессии.
На Руси всегда было принято отмечать день Ангела, или именины. Дни рождения отмечались скромно или совсем не отмечались. Только детям до семи лет день рождения праздновали торжественно. В семь лет малыш начинал исповедоваться у священника в храме, как все взрослые люди. Считалось, что после семи лет ребенок вырос, уже может отвечать за свои поступки, и дню его духовного рождения придавалось большее значение, чем дню рождения физического. Поэтому отмечались именины настолько широко, насколько каждому позволял достаток. В этот день съезжались гости, родственники, устраивался пышный бал, именинный обед. Во время приема гостей молодежь была в задних комнатах, где веселилась, играла в разные игры.
Прошло время, многие традиции забылись, появились новые. Но неизменна традиция семейных праздников. Об организации семейных праздников для самых маленьких детей – до года и на втором году жизни – мы и поговорим. Ведь их подготовка и проведение требуют всесторонних знаний об особенностях психического развития ребенка, понимания своего малыша, чуткого отношения к состоянию его физического здоровья для того, чтобы доставить ему радость, наполнить ощущениями тепла и уюта семьи, искренней дружбы.
Даже самый маленький ребенок – в возрасте до года – нередко становится участником семейных торжеств: молодые родители гордятся своим малышом и берут с собой в гости к родственникам, которые тоже очень рады видеть карапуза, не так давно вошедшего в семью. Присутствие крохи на днях рождения, семейных обедах и вечерах можно организовать таким образом, чтобы, не навредив, доставить удовольствие ребенку и порадовать близких.
Малыш первого года, естественно, является «гостем» на праздниках и только наблюдает, что происходит вокруг, как себя ведут другие. «Пришедший» на праздник младенец должен быть красиво и удобно одет – это, с одной стороны, создаст соответствующее случаю торжественное настроение, а с другой – обеспечит ребенку привычный комфорт.
Планируя участие младенца в семейных торжествах, следует исходить из интересов ребенка. Это значит, что в первую очередь нужно соблюдать режим дня и длительность общения с близкими взрослыми. Если вы не уверены, что во время семейного торжества сможете уделить детке достаточно внимания, лучше оставить его в привычной для него обстановке, под присмотром кого-либо из взрослых.
Решив взять малыша на взрослый праздник, рассчитывайте свои возможности и особенности собравшихся людей: чтобы ребенок не капризничал и не скучал, чтобы его впечатления от семейного застолья были приятными. Взрослые должны быть готовы уделить ему достаточно внимания, поиграть с ним, используя для этого прибаутки, потешки, песенки и попевки. Например, такую:
Как я Людочку мою
Да на ручки подниму,
Подниму высоко,
Покачаю легко
Да на землю опущу
И за ручки поведу —
Люда ножками пойдет
Да и к бабушке придет.
Теперь бабушка поет песенку и играет с ребенком.
Любой из присутствующих взрослых может весело поиграть с карапузом, что доставит ему радость и позволит поближе узнать кого-то из старшего поколения или гостей, установить с ними доверительные отношения. Этому также очень способствует использование в игре разного рода стихов и попевок, создающих комфортную атмосферу ритмичного игрового взаимодействия. Это могут быть традиционные, широко известные потешки:
Люли-люли-люли,
Малыш сидит на коленях у взрослого лицом к нему.
Прилетели гули.
Возьмите ручки малыша за запястья,
Прилетели-прилетели,
Помахивайте кистями рук.
На головку сели.
Ручки опускаются на головку малыша или взрослого.
Или потешки не столь известные, но также красивые и игровые:
Хлоп-хлоп, ручки – хлоп
Похлопайте в ладоши или ладошками малыша.
И ногами – топ,
Топните ногой.
Петя ножкой – топ
Опустите малыша на пол и вместе потопайте,
И в ладошки – хлоп.
Удерживая малыша, похлопайте его ручками.
Я иду, иду, иду,
Скоро дом весь обойду,
А потом пойду гулять,
Смогу всюду побывать.
Лебедь, лебедь плывет,
Ручками малыша совершают медленные плавные движения.
Воробьи летят,
Держа ручки ребенка за запястья, помахивают ими, как крыльями.
Чик-чирик – поют
И весну зовут.
Ах, как рада мама (тетя)
с Машенькой играть,
Высоко на ручках Машу
поднимать,
Ручки, ножки, носик, глазки
и животик
Очень рада мама (тетя)
гладить, целовать!
При этом необходимо помнить, что ребенок еще очень мал, слаб физически, не способен выдерживать большие эмоциональные нагрузки. Кроха быстро устает, легко пугается, что в итоге приводит к перевозбуждению и капризам. Не злоупотребляйте обществом грудничка, старайтесь часто не передавать его с рук на руки. Ограничьте активность гостей, которые подбрасывают младенца под потолок. Особенно негативно на детей воздействует громкая музыка и громкие голоса. Поэтому на взрослом празднике должна быть возможность в какой-то момент уйти с малышом в тихую комнату, поиграть с ним наедине, предоставить маленькому гостю место и время для отдыха и покоя.
Если вы устраиваете праздник для самого малыша и он будет в центре событий, продумайте продолжительность этого мероприятия. Участие годовалого ребенка должно ограничиваться 20–30 минутами. А вот подготовка к торжеству может быть для него более интересным занятием. В этом возрасте ребенок уже обращает внимание на красивые и яркие предметы, поэтому подготовку к празднику логично начать с украшения комнаты. С этой целью можно использовать гирлянды лампочек, собственноручно изготовить разноцветные фонарики, птиц, рыбок, флажки, которые довольно легко делаются из цветной бумаги. Все эти украшения, чередуя, подвешивают на веревочку так, чтобы их можно было передвигать по ней. А если украсить комнату яркими бумажными цветами, то для малыша она превратится в прекрасный сказочный мир. После завершения работы по дизайну комнаты наступает самое интересное: обязательно вместе с малышом рассмотрите праздничное убранство. Нужно дать ребенку возможность потрогать бумажные украшения, обязательно показать, как подуть на них так, чтобы они начали двигаться, позволить имениннику сделать это с вашей помощью и самостоятельно. Общее правило здесь таково: ребенок хочет потрогать все, что видит, и необходимо предоставить ему такую возможность, познакомить с новыми интересными предметами и их свойствами. Не пренебрегайте возможностью поиграть в игры «Где птичка (рыбка)?», «Кто на веточке сидит?»
На дне рождения используйте пестушки и попевки для создания малышу радостного настроения и запоминающихся впечатлений.
Топ-топ, топ-топ,
Вот Андрюшеньке годок!
Вот мальчику годочек,
Спечем Андрюше пирожочек,
Андрюшеньке расти
Здоровым и путевым!
Столько в высоту (показывают)!
Столько в ширину (показывают)!
Ума да разума!
Прожить век
С отцом-матерью!
Используйте на дне рождения малыша детскую музыку, а также отдельные музыкальные инструменты: колокольчик, погремушку, бубен.
Динь-дон, динь-дон —
Предварительно позвените колокольчиком.
Вот какой веселый звон!
Колокольчик звенит,
Дайте колокольчик малышу и вместе позвените.
Звонко-звонко звенит!
Торжественно вручайте ему подарки и дружно, аплодисментами приветствуйте юбиляра, когда он с помощью своих родителей задует первую в своей жизни свечу на праздничном торте.
Стал Андрюшенька большой,
Сильный и красивый,
Он легко с большой свечой
Справился, наш милый!
Наша Катенька растет,
Хорошеет и цветет,
Как цветок красивая,
Будет счастливая!
И вот малышу пошел уже второй год. Он подрос и способен более осмысленно участвовать в праздниках. Естественно желание родителей пригласить друзей, у которых дети такого же возраста или чуть постарше. При этом следует соблюдать несколько правил, которые в принципе касаются всех возрастов, но для детей 1–3 лет особенно значимы:
● приглашать на детский праздник не больше 3–4 детей (ведь они обязательно будут с родителями);
● чем младше ребенок, тем меньше гостей;
● все приглашенные – как дети, так и взрослые – должны быть знакомы между собой: незнакомые дяди и тети насторожат одних малышей, а других присутствие чужих людей просто испугает. Все это может скомкать праздник или вовсе сделать его проведение невозможным;
● длительность праздника – не более часа, активная фаза – до получаса; при этом малышу важно действовать, участвовать в событиях, а не быть зрителем. Ребенок в этом возрасте уже может вместе со взрослыми поплясать под веселую задорную детскую мелодию, подражая простым движениям пап и мам, подпеть песенку;
● сценарий праздника – все, что происходит, – должен быть понятен присутствующим детям. Следует чередовать активные игры со спокойной деятельностью;
● угощение должно быть легким и непродолжительным – это не главная часть детского праздника;
● не используйте телевизор в качестве развлечения на детском празднике. Короткий мультфильм (продолжительностью 5–6 минут) может стать частью сценария праздника, но не его основой;
● малыши любят сюрпризы, поэтому хорошо, если каждый ребенок уйдет с праздника с подарком, пусть даже символическим. Здесь стоит предусмотреть, что ваша кроха будет видеть и подарки своих товарищей, захочет проверить, не лучше ли подарки у других, – поэтому, по крайней мере, внешний вид этих символических подарков должен быть одинаковым у всех детей.
Согласимся, что первую годовщину своего любимца отмечают практически сами взрослые и празднование его дня рождения устраивают по большей части для себя. А ничего не понимающий малыш сидит на маминых коленях и смотрит по сторонам. Не то второй день рождения. Двухлетие – уже вполне осознаваемый рубеж, к которому ребенка можно и нужно подготовить, наглядно и доступно объяснив, что же, собственно, произошло в этот день, почему этот день так важен для взрослых, окружающих и любящих ребенка, почему другие дети вместе со своими родителями придут поздравлять его и его родителей. Обсудите, какое было время года («Мела метель, все вокруг было бело от снега, как и сегодня», «Было жарко, кругом цвели цветы, на улицах люди ели мороженое»). Выходите встречать гостей вместе с малышом, показывайте ему пример того, как нужно ухаживать за пришедшим гостем, комментируйте свои действия, хвалите ребенка за вежливость и красивое поведение – это его день, и малыш «уже совсем большой».
Так же, как и виновника торжества, маленьких гостей тоже нужно подготовить к предстоящему походу на юбилей. Обсудите со своим ребенком, на какое мероприятие вы идете, какое событие там отмечают, чей это день рождения – кто будет главным на этом празднике, кого вы будете поздравлять.
Если карапуз идет на день рождения к своему другу и предполагается вручение подарка, имейте в виду следующее: малыши с трудом расстаются с новой игрушкой. Поэтому лучше, если ваш ребенок даже не увидит, что вы приготовили в качестве подарка. И вручайте игрушку маме виновника торжества. Поручая ребенку преподнести подарок имениннику, вы рискуете услышать плач и препирания своего чада, не желающего отдать другому сокровище, только что впервые представшее перед его собственным восхищенным взором. Это естественная реакция, а вовсе не жадность. На некоторых малышей может подействовать обещание, что «ему тоже такое подарят». Но на действенность этого аргумента вряд ли стоит надеяться. Ведь ваш ребенок сейчас на том счастливом этапе своей жизни, который считается возрастом собственника и характеризуется твердой позицией под названием «мое!».
На дне рождения устройте для детей танцы, чтобы они вместе могли порезвиться под какую-нибудь ритмичную мелодию. Для этого лучше подойдет народная плясовая музыка, мелодический строй которой легко улавливается малышами, а ритмический строй очень подходит для освоения танцевальных умений. При этом непременно показывайте деткам танцевальные движения (лучше, если в детском танце участвует не один взрослый), поощряйте доступные детям этого возраста прихлопывания, притопывания, кружение и т. д. Предложите детям попрыгать, как зайчик, покажите, как птички взмахивают крыльями, как собачка виляет хвостиком, как переваливается с ноги на ногу косолапый мишка и пр.
Для проведения таких двигательно-танцевальных игр также используйте народные куплеты, стихи, в которых перечисляются и многократно повторяются простые действия, интересные и доступные малышам:
Мы топаем ногами,
Вместе с карапузами потопайте.
Мы хлопаем руками,
Звонко хлопните в ладоши и побуждайте к этому малышей.
Качаем головой,
Качайте головой из стороны в сторону и вперед-назад.
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Поднимайте руки и помогайте ребятам.
Мы ручки опускаем,
Опускайте руки.
Мы ручки подаем
Берите детей за руки.
И бегаем кругом.
Все бегут по кругу.
Чередуйте подвижные игры и танцы с эпизодами отдыха, когда дети, например, слушают сказку или стихи и загадки в исполнении взрослого. В ходе этих игр они переходят от активной деятельности к внимательному слушанию, актуализации памяти.
Очень смелый и красивый,
Он поет «кукареку»,
Носит красный гребешок.
Кто же это?
Дети отвечают: «Петушок». Если малыши еще не говорят, взрослые сами проговаривают ответ на загадку, а у детей спрашивают, как кричит петушок, как он клюет зернышки, как машет крыльями и т. д.
Мягонькие лапки,
Остры коготки,
Тепленький животик…
Кто же это?
Аналогичным образом побуждайте детей отгадывать загадку, покажите, как котик выпускает коготки из лапок, помогайте малышам найти нужное слово, спрашивайте, какую песенку котик поет, кого он ловит, как умывается лапкой.
Продолжением загадок может стать веселая, забавная игра, в которой дети учатся изображать разных животных.
Дети-«птички» «летают», взмахивая ручками и передвигаясь по комнате.
Прилетели птички,
Птички-невелички.
Летали-летали,
Крыльями махали.
Так они летали,
Крыльями махали.
На дорожку прилетали,
Зернышки клевали.
Дети приседают на корточки и стучат пальчиком по полу – клюют зернышки.
В ходе всех подобных игр демонстрируйте малышам соответствующие тексту движения, повторяйте их и побуждайте детей подражать вам. Эти, на первый взгляд, примитивные игры развивают у карапузов координацию движений, воображение и произвольность.
Если у вас есть какая-либо звучащая игрушка, поиграйте с детьми в игру «Где звенит?». Заведите игрушку и спрячьте ее от малышей, например, под диванную подушку или за штору. Пусть они по звуку игрушки ищут, где она спрятана.
Такой сценарий детского праздника вполне подойдет для двухлетних малышей, позволит им и порезвиться, и пообщаться друг с другом.
Можно показать малышам спектакль. Детям второго года жизни понятен сюжет, в котором действуют не более 2–3 персонажей, узнаваемых и знакомых малышам. На эту роль подходит медвежонок, кошечка, девочка, солнышко. Не пренебрегайте постановками уже известных ребенку сценариев, которые вы читали ему из книжек. Такие сказки, как «Три медведя», «Машенька и медведь», «Курочка Ряба» (а для детей старше полутора лет – «Репка», «Колобок»), понятны малышу, поэтому персонажей в них несколько больше. Кроме того, в инсценировке этих знакомых сказок может иметь место импровизация, юмор, что оживит привычный сюжет, обогатит характеры героев, но не собьет маленьких зрителей с толку и не нарушит сюжетную линию. Избегайте длинных монологов, придайте героям динамизм и яркие характерные черты. Придумывайте свои простые, но наглядные и зрелищные сюжеты, состоящие из 2–4 эпизодов.
Хорошо, если взрослые зрители, непременно находящиеся среди детей, будут живо реагировать на происходящее на сцене: смеяться, хлопать в ладоши, отзываться на обращенные к залу реплики героев спектакля. Такой пример покажет детям, как вести себя при просмотре спектакля и получать от этого удовольствие.
Организация домашнего театра – очень увлекательное и интересное занятие и проведение досуга не только для детей. Родители тоже получат в процессе постановки большое удовольствие и повод удивиться богатству своей фантазии, найдут новые возможности для последующих игр со своим малышом. Подготовка реквизита и декораций, создание образов персонажей – это интересное и творческое занятие, хотя довольно сложное и хлопотное. Однако результаты оправдывают затраченное время и энергию.
При организации спектакля можно использовать имеющиеся в доме резиновые или мягкие игрушки. Кроме того, несложно сделать фигуры героев спектакля из картона. Главное – игрушки должны быть подобраны по размеру. Управлять ими можно просто держа в руках, не прибегая к разного рода конструкциям типа «марионетка». Если есть возможность использовать куклы-перчатки, это тоже будет интересно малышам. Тогда они не будут видеть управляющих куклами артистов, но по окончании спектакля взрослые должны выйти к зрителям вместе со своими персонажами.
В качестве сцены может быть использован стол или большая коробка. Для ширмы подойдет конструкция из двух стульев, накрытых тканью, или открытый чемодан, крышка которого украшена в соответствии с содержанием спектакля. Декорацию лучше сделать из имеющихся кубиков, ведерок, пирамидок, из бумаги вырезать деревья, цветы и другие элементы. В ходе спектакля персонажи выходят из глубины сцены и двигаются по направлению к зрителю. Имитация движения достигается покачиваниями из стороны в сторону или подскоками. Когда необходимо изобразить героя спектакля спящим, его поворачивают спиной к детям. Если персонаж сказки говорит, то он слегка двигается, а если слушает, то стоит неподвижно.
По окончании представления обязательно проводите ритуал поклонов артистов и их приветствие зрителями. Может быть, кто-то «из зала» преподнесет исполнителям «цветы», которые нужно подготовить заранее, объяснив малышам смысл этого действия.
Есть еще несколько рекомендаций, которые связаны с возрастными особенностями детей. Одна из них состоит в необходимости подготовки ребенка к спектаклю, его ознакомления с главными действующими лицами. Это можно сделать, показав и назвав главных героев и предметы декорации, при этом нужно дать детям возможность потрогать все эти диковины. Такое предварительное знакомство необходимо, чтобы по ходу действия у ребенка не было желания взять какой-нибудь атрибут оформления спектакля в руки. Представив детям главных героев или ведущих персонажей будущего действа, можно расставлять на столе (коробке) весь необходимый для начала представления реквизит.
К участию в спектакле полезно привлечь старших детей, но в этом случае ребенок только действует с игрушкой, а текст персонажа сказки или слова песни произносит взрослый. Привлечение старших ребят к домашней театральной постановке делает представление действительно семейным творчеством. Когда праздник отмечается в семье, он имеет свою особенность, которая заключается в присутствии импровизации и в стремлении организовать его так, чтобы он был по-домашнему уютный, веселый, без формальных действий – все должно идти от души.