По сути дела, правила семьи изложены в Десяти заповедях Моисея и Девяти заповедях Иисуса Христа. Заповеди Моисея и заповеди Христа – это заповеди развития.
Если человек отдает немного больше, чем получает, то у него возникает нехватка энергии, которую он должен восполнять из Первоисточника. Это подталкивает человека к вере, это способствует его развитию. Если же человек получает чуть больше, чем отдает, то начинается обратный процесс – не развитие, а деградация.
Если человек старается отдавать своей «второй половине» больше любви, заботы, внимания, то он развивается, у него усиливаются положительные черты характера, укрепляется база для развития веры. Любой коллектив выживает только тогда, когда есть взаимная помощь и поддержка, когда есть тенденция к развитию.
В Десяти заповедях Моисея сказано о том, что Бог должен быть на первом месте, о том, что не следует привязываться к человеческому, и о том, что нельзя совершать не только физические, но и духовные и душевные преступления по отношению к людям.
Согласно заповедям Моисея, нельзя воровать, грабить, убивать. Тот, кто ворует, грабит, убивает, – это потребитель, который завидует ближнему и, вместо того чтобы произвести блага самому, предпочитает отнять их у кого-то.
Если у человека есть тенденция обманывать, воровать, грабить, – это значит, что потребление у него превышает отдачу и неизбежно происходит внутренняя деградация. У таких людей вряд ли может быть гармоничная семья. А тот, кто не зарится на чужое и стремится созидать сам, то есть больше является творцом, чем потребителем, – такой человек сможет иметь крепкую семью и здоровых детей.
Заповеди Моисея говорят о том, как правильно себя вести, а заповеди Христа – о том, каким должен быть человек, который ведет себя правильно. Это человек, для которого на первом месте любовь, душа. Это человек, который не мстит, не завидует. Это человек искренний, миролюбивый, жертвующий. Это человек-творец, человек верующий, человек, который стремится к развитию. Естественно, у такого человека возможностей для создания и поддержания гармоничной семьи гораздо больше.
Когда супруги выполняют заповеди, тогда семья живет и развивается, а не деградирует. К чему призывают супругов заповеди Христа?
«Блаженные нищие духом…» – это означает, что нужно жить душой, а не идеалами и принципами.
«Блаженны плачущие…»: не следует мстить в ответ на оскорбление и обиду, не надо отвечать ударом на удар.
«Блаженны кроткие…»: если человек способен усмирить свои сексуальные потребности, желание поесть, желание получить побольше разнообразных удовольствий, – тогда он сможет построить гармоничные взаимоотношения с близкими, ведь любое общение с людьми – это в какой-то степени ограничение себя.
«Блаженны алчущие и жаждущие правды…» Правда – это часть истины. Жаждущие правды, ищущие правду – это те, кто стремятся к истине. Человек, стремящийся отыскать правду, находит ее, но не останавливается на своем пути, – он идет дальше, он ищет более полную, более масштабную правду.
Допустим, мы видим одну сторону медали, – это правда; мы видим другую сторону медали, – это тоже правда. А когда мы видим обе стороны медали, – это уже ближе к истине. Ищущий правду – это человек, который стремится к развитию. Правда, которую он находит, становится все более масштабной, приближается к истине.
Развитие – это поиск истины. А истина без любви невозможна. Когда супруги, взаимодействуя, вместе ищут пути и формы объединения, стремятся найти общее решение разнообразных проблем, тогда семья развивается. Муж и жена должны понимать, что все проблемы у них – общие, что нужно объединяться для их решения. А когда супруги вместе против одной общей проблемы, тогда она решается гораздо быстрее и проще.
«Блаженны милостивые…» В переводе с польского «милость» – это любовь. Милостивые – это те, кто умеют прощать. Милость – это прощение, сострадание, внимание, понимание. Милостивые – это те, кто не заостряют внимание на недостатках, недочетах супруга или супруги. Они не станут обращать внимание на чужую ошибку, не будут яростно сражаться из-за какой-нибудь мелочи, пытаясь доказать свою правоту. Они умеют видеть главное и уступать в мелочах, они великодушны. Великодушие, благородство – важнейшие качества, необходимые супругам для создания гармоничной семьи.
«Блаженны чистые сердцем…» Чистый сердцем – это человек, который не держит камня за пазухой. Если в глубине души есть какие-то претензии, рано или поздно они обязательно прорвутся наружу в виде агрессии или болезни. С близким человеком нужно быть искренним, все свои претензии необходимо высказывать, а не накапливать внутри.
Невысказанная обида на супруга часто разъедает и здоровье, и отношения. У того, кто плохо думает о своем супруге, концентрируется на его недостатках, появляется ощущение превосходства над ним. Неискренность, неумение озвучить свои претензии, внутреннее высокомерие, обман – все это разрушает семью. Когда супруги обманывают друг друга? Когда хотят управлять, манипулировать другим человеком, подчинить его себе.
Чистые сердцем – это те, кто чувствуют равенство друг с другом. Чистый сердцем не унижает другого и не унижается сам. Супружеский союз возможен только на основе внутреннего единства, равноправия. Когда один из супругов стремится внутренне постоянно доминировать, отношения разрушаются. Именно чистые сердцем, то есть люди искренние, душевно открытые, могут создать равноправные отношения. А любви без равноправия не бывает.
«Блаженны миротворцы…» Есть такой афоризм: «Худой мир лучше доброй войны». Миротворец – это тот, кто готов пойти на компромисс, уступить, промолчать, не доказывать с пеной у рта свою правоту, – он делает это ради того, чтобы сохранить хорошие, теплые отношения. Иными словами, миротворец – это тот, кто умеет меняться.
Тот, кто умеет меняться, – развивается. Тот, кто считает себя правым, развиваться не будет: если он уже прав, зачем ему меняться, зачем развиваться?
Миротворец ищет то, что объединяет, а не то, что разъединяет. Для миротворца чувство единства выше претензий, обид, выше ощущения превосходства. Люди, которые готовы меняться, способны понять другого человека, поставить себя на его место, в какой-то степени изменить свою точку зрения, – это и есть миротворцы.
Миротворцем может быть только тот, для кого любовь важнее справедливости. Если справедливость для человека на первом месте, он никогда не сможет договориться со своей «второй половиной». Поскольку он не собирается менять свою позицию, соединить две противоположные точки зрения у него не получится.