У Христа есть заповедь: «Блаженны плачущие». Многие понимают эти слова буквально: нужно плакать, и тогда все будет хорошо. На самом деле, «плачущие», которые «блаженны», – это люди, которые умеют жертвовать прошлым, умеют терять.
Если человек обижается и хочет отомстить, – у него будут сухие глаза, он плакать не станет. Если же человек видит Божественную волю в том, что произошло, тогда он заплачет. Кто плачет? Слабый. Если человек во всем видит Божественную волю, он понимает, что, на самом деле, обидел его Бог. У этого человека выступают слезы на глазах, у него нет желания отомстить, и он принимает то, что произошло, он отпускает прошлое, жертвует прошлым.
Любая обида – это разрушение, это потеря, это жертва. Когда человек плачет и не хочет мстить за обиду, это значит, что он делает шаг к прощению, к тому, чтобы эту жертву из принудительной сделать добровольной. По сути дела, это шаг на пути к спасению души.
Когда человек не принимает того, что произошло, когда сожалеет о прошлом, не может отпустить прошлое, тогда у него появляется желание мстить. Это происходит тогда, когда он не может принять Божественную волю. Человек, утрачивающий веру и не принимающий Божественную волю, не принимает не только прошлого. Он не принимает настоящего, то есть раздражается и гневается. Он не принимает будущего, то есть впадает в уныние, пессимизм, испытывает страх.
Когда люди утрачивают веру в Бога, у них деформируется характер, появляются такие качества, как пессимизм, уныние, раздражительность, склонность сожалеть о прошлом, мстительность. Эти качества характера разрушают семью.
Если человек не верит в Бога, для жизни в семье он не приспособлен. Распад семьи и ослабление веры достаточно жестко коррелируют друг с другом.
Когда человек утрачивает понимание, что любовь к Богу должна быть на первом месте, что мы Божественны по своей сути, что мы должны развиваться, уподобляясь Всевышнему, что от любви нельзя отказываться ни в коем случае, – его «я» выходит на первый план. Причем его «я» – это уже не любовь, а это – достоинство, знания, правота…
Когда такие люди встречаются и становятся супругами, между ними начинается конкуренция. Каждый борется за свою духовную или физическую территорию. Каждый стремится отстоять свою правоту. Каждый постоянно доказывает, что он лидер, что именно его мнение должно быть главным. Подчиниться, уступить, даже в мелочах, пойти на компромисс такие люди просто не в состоянии. В конце концов эта изматывающая борьба за лидерство обесточивает обоих супругов и приводит к разводу. В таких семьях четко выражен конфликт и явно отсутствует единство.
Супруги должны постоянно укреплять единство друг с другом. Для того чтобы в семье сохранялось единство, необходимо выполнять Первую заповедь, которая гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». В душе должна быть любовь.
Если человек забыл о Первой заповеди, если он не умеет сохранять в душе любовь к Богу независимо от внешней ситуации, в этом случае человеческая любовь становится для него опасной, поскольку это чувство незаметно превращается в привязанность, страсть и начинает убивать любимого.
Ненависть к близкому человеку менее опасна, чем привязанность. Ненависть можно почувствовать, от нее можно закрыться. От привязанности закрыться крайне трудно, – поэтому внутренние привязанность и поклонение убивают любимого человека гораздо быстрее, чем ненависть. Внутренняя привязанность достаточно быстро превращается в ненависть, – это происходит для спасения любимого человека. А ненависть превращается в болезни, ссоры и разводы.
Если супруги не умеют выполнять Первую заповедь, им чрезвычайно сложно сохранить семью. Для того чтобы выполнять Первую заповедь, необходимо научиться мыслить диалектически. Нужно научиться любить то, что нам не нравится, то есть выполнять заповедь Христа: «Любите врагов ваших».
Умение любить врагов – это умение любить супруга или супругу, которые повели себя не так, как мы от них ожидали, оказались неправыми, обидели нас, – ведь самым большим врагом является тот, кто доставляет самую сильную боль. А самую сильную боль приносят нам самые близкие люди.
Умение любить то, что не нравится, и того, кто не нравится, то есть того, кто неправильно, как нам представляется, ведет себя в данный момент, – это умение правильно конфликтовать и разрешать конфликт, это умение развиваться, не уничтожая ни других, ни себя.
Мы должны научиться видеть во всем Божественную волю и при этом сохранять свою собственную волю, свои желания, не подавляя их пониманием того, что Божественная воля абсолютна. С одной стороны, Христос говорил о том, что у людей все волосы на голове сочтены. А с другой стороны: надо верить – и тогда гора сойдет с места; стучащему отворят; нельзя зарывать талант в землю, Бог накажет за это.
Христос призывал к раскрытию индивидуальности, к активности, оптимизму, готовности реализовывать свои желания и цели, то есть к максимальному проявлению воли человека, и одновременно объяснял, что во всем Божественная воля, которая абсолютна. Это и есть диалектика, это и есть христианство.
Совместить противоположности человек может только тогда, когда в душе у него есть любовь, которая не зависит от того, обидели его или похвалили, когда он понимает, что Божественная воля, которая везде и во всем, абсолютно благотворна.
В первую очередь человек должен реагировать на Всевышнего, а потом уже – на то, что Им создано. В любой ситуации сначала должно появляться чувство любви и радости, а потом уже – реакция на внешний мир. Когда это чувство станет реально стабильным, тогда человек сможет соединить противоположности, тогда он сможет разрешать конфликты и тогда он сможет сохранить семью.
Есть такая современная притча, довольно поучительная. В одной семье муж и жена постоянно ссорились, а у их соседей всегда были великолепные отношения, взаимопонимание, тишь да гладь.
Однажды жена говорит мужу:
– Сходи к соседям, посмотри, как они живут, в чем секрет их семейного счастья.
Муж подошел к соседскому дому и стал подглядывать через окно. Видит – в комнату заходит сосед и задевает ведро, которое жена оставила, когда мыла полы. Ведро опрокидывается, вода разливается. «Ну, сейчас, конечно, будет скандал», – подумал мужчина, наблюдавший через окно.
Появляется соседка и говорит своему мужу:
– Прости меня, дорогой, это я виновата – ведро оставила.
А сосед тут же начинает извиняться:
– Это ты меня прости, дорогая, это я виноват – не заметил ведро.
Когда мужчина вернулся домой, жена его спросила:
– Ну что, узнал секрет?
– Да, узнал, – ответил он. – Все очень просто: мы с тобой оба правы, а они оба виноваты.
Что это значит – оба виноваты? Это значит, что оба признали свою неправоту. Значит, оба готовы меняться, идти на компромисс, искать что-то общее, объединяться. Это и есть одно из условий сохранения семьи. А когда каждый супруг пытается отстоять свою правоту в ущерб единению, тогда семья разваливается.
Почему так трудно признать себя виноватым? Если человек признаёт себя виноватым, то есть не совсем правым, – это означает, что он готов измениться, поменять свою точку зрения. А гордому человеку часто легче умереть, чем измениться. Когда человек не в состоянии меняться, когда это очень трудно и болезненно для него, тогда ему легче постоянно отстаивать свою правоту с пеной у рта и в конце концов развестись. Меняться может только тот, у кого в душе есть любовь.
На первый взгляд, признать себя неправым, изменить свою точку зрения – это довольно просто. Но для язычника, человека, для которого его внешнее «я» является абсолютной ценностью, изменение – это разрушение и смерть, причем не просто физическая, а духовная. Поэтому такому человеку легче пойти на физическую смерть, чем измениться.
Для того чтобы измениться не только внешне, но и внутренне, глубинно, нужна высшая точка опоры. Эта высшая точка опоры – любовь к Богу, которую дает нам единобожие. Когда мы понимаем, что всё – от Всевышнего, когда мы чувствуем единство с Всевышним, тогда изменение становится возможным. Эту возможность принесло людям христианство.
Как учил Христос, спасение происходит именно через изменение человека, через улучшение его характера, через прощение, через признание себя неправым. Простить – это значит признать себя в какой-то степени неправым, а другого – правым. Если человек считает себя стопроцентно правым, в глубине души простить он не сможет. А если мы понимаем, что другой человек хоть чуть-чуть прав, поскольку им управляет Бог, – тогда мы сможем внутренне реально простить его и отпустить ситуацию.
Умение признать себя виноватым и не оправдываться приобретается посредством серьезной и длительной работы над собой, которая не увенчается успехом, если в душе недостаточно любви.