Даже если кто-то думает, что жизни без денег нет, то друзья не требуют наличия бизнеса, в отличие от денег, требующих крутиться. При этом бизнес без друзей возможен, но порой лучше, когда с друзьями. Важно только, чтобы друзья были рядом, а не в вашем бизнесе. Работали на вас, но не вместе с вами. Чувствуете разницу? Бизнес лучше, когда есть друзья. Важно только держать их на расстоянии от своего бизнеса.
Партнерские отношения в бизнесе напоминают отношения пары. Когда вы просто друзья, все просто, и ссоры возникают редко. Когда вы также становитесь деловыми партнерами, в игру вступают амбиции, эго, разные мнения об одних и тех же вещах. Вы начали работать вместе, но вы понимаете, что ваш вклад в развитие компании намного выше, чем вклад партнера. И вообще, кажется, что партнер более занят своими делами, навешивая на вас груз ответственности за компанию. Вы понимаете, что он больше не может так продолжаться, и вы хотите остаться единственным лидером. И здесь возникает трудность: как сказать об этом своему партнеру и не потерять его как друга? Мы знаем истории, в которых две бывшие подруги, разделив компанию, подали в суд. Или друзья оставили третьего друга, который не согласился с каким-то решением, без компании и надежды на выплаты.
Бывают и обратные случаи, когда ведение бизнеса с друзьями приносит успех. Что же необходимо для этого? Рассмотрим примеры бизнесменов, которые успешно вели бизнес с друзьями.
1. Необходимо помнить, что вы делаете бизнес, а не дружбу.
«Я вел с друзьями несколько бизнес-проектов: торговля техникой Apple с офлайн-точками и сервисным центром, точка фаст-фуда в ресторанном дворике торгового центра, продажа одежды и микрокредитование. Нам всегда удавалось найти компромисс, несмотря на множество возникающих противоречий. Порой мы обсуждали ключевые решения буквально целый рабочий день. Иногда – на повышенных тонах. Нам очень повезло, что все проекты вышли в хороший плюс, а мы не поссорились в процессе. Это получилось благодаря совокупности факторов: договороспособность участников, коммерческий успех предприятий и просто везение. Но самое главное – это вывод, к которому каждый из нас пришел независимо друг от друга: нужно по возможности использовать в новых бизнесах наемный труд и избегать партнерства с друзьями. Так вы будете богаче, а друзей у вас будет больше».
2. Необходимо разграничить полномочия, кто и что будет выполнять, то есть определение ролей.
«Запуская новый проект с партнерами, я предлагаю им договориться о зонах ответственности и весе голоса каждого из компаньонов в спорных ситуациях. Пример: я отвечаю за продажи и продвижение, один партнер – за разработку сайта, другой – за офлайн-точки. При этом по всем важным вопросам мы совещаемся, и каждый из нас имеет равный по своей важности голос. Чтобы избежать ничьей в голосовании при четном количестве участников проекта, важно предоставить одному из них право решающего, двойного голоса. Очень важно чтобы как минимум у одного из бизнесменов было право выкупа проекта целиком. Не забудьте также предусмотреть условия выхода человека из проекта, на случай, если он будет не согласен с общим решением».
3. Старайтесь договариваться сообща.
«Два года назад мы с подругой объединились, чтобы усилить слабые стороны друг друга и организовать SMM-команду, где каждую роль бы выполнял специально обученный человек. Делать что-то с другом не так страшно, мы делили ответственность, принимали вместе многие решения и достаточно неплохо развивались. Не уверена, что решилась бы открывать первое агентство, не будь рядом друга. Я давно вынашивала идею переезда из родного Владивостока в Санкт-Петербург. План заключался в том, что первое время я просто работаю удаленно, а также постепенно открываю наш «филиал» в Санкт-Петербурге. Работать было неудобно, напряжение копилось, возникало недовольство с обеих сторон, затем от нас ушел один из ключевых клиентов. Нужно было срочно что-то менять, и мы обе работали над идеями. Затем мой партнер предложила мне разделиться и работать отдельно. Думаю, это был сложный разговор для нас обеих, потому что разом потерять и бизнес, и друга никому не хотелось. Мы никогда не обсуждали, что будет, если мы разойдемся. Кто и сколько должен выплатить кому? Что будет с клиентами? Сотрудниками? Все эти вопросы пришлось решать, хотя, несмотря на эмоции, нам удалось обо всем договориться».
В целом, ведение бизнеса с друзьями – очень прибыльная история. Изначально Вы доверяете партнерам. Вам не нужно контролировать человека, придумывать схемы, как защитить себя от постановки, потому что Вы доверяете человеку. В то же время, чтобы иметь эффект партнерства, вы должны взять человека, который несколько превосходит вас в качестве партнера. Идеальная ситуация, когда каждый из партнеров находится в чем-то сильнее других. Например, вы отличный продавец, а ваш партнер – хороший менеджер. Или вы стратег, и ваш друг хорошо знает, как сделать идеальный продукт. Затем появляется команда, в которой сотрудничество и взаимная поддержка намного выше, чем внутренняя конкуренция. Но такой способ ведения бизнеса подходит не всем. Чтобы бизнес с другом произошел, вы оба должны уметь уважать чужую точку зрения. Не должно быть эгоцентризма, вы не должны быть жадными людьми, и вы должны иметь возможность делиться. Если у вас и вашего друга такое отношение, партнерство будет очень плодотворным. В противном случае все закончится плохо, и бизнес может рухнуть.