Постановка целей – это заранее установленные ориентиры, который предприниматель хочет достичь за определенное время. Постановка конкретных целей помогает развиваться в правильном направлении, двигаясь шаг за шагом, также это влияет на мотивацию и увеличивает производительность. Признанным фактом является то обстоятельство, что мы должны разобраться в том, как ставить цели, так как правильно выбрав цель, мы определяем масштабы успеха. То есть чем большую цель мы себе поставим, тем более вероятно, что мы будем как можно активнее совершать различные действия для ее достижения и тем больше вероятность, что у нас что-то получится.
Одним из интересных методов для постановки целей является метод SMART – это метод описания цели, включающий в себя: конкретность, измеримость, достижимость, важность и определенность по срокам.
Метод SMART ставит каждой букве одно из требований оценки цели. Рассмотрим, какие критерии включает в себя SMART-метод.
Критерий 1. S – Specific, что означает ясность и конкретность.
Цель по методу SMART должна быть конкретной, учитывать особенность, актуальной и имеющей отношение к ведению бизнеса.
Вопросы: чего конкретно мы хотим достичь/улучшить/изменить? Наша ли это цель?
Пример: «завоевать новые рынки», «увеличить клиентскую базу», «увеличить производство продукции».
Критерий 2. M – Measurable, что в переводе означает измеримость. В данном случае необходимо конкретизировать цифрами, в абсолютном или относительном выражении.
Вопросы: К каким результатам приведет достижение цели? Что и в каком количестве мы хотим получить? Какие факты подтвердят, что цель по SMART оказалась достигнута?
Пример: «500 000 рублей в месяц», «обслуживание более 30 клиентов в день», «увеличение клиентов на 10%, чем в предыдущем месяце».
Критерий 3. А – Achievable, что в переводе означает достижимость.
Поставленные цели по методу SMART одновременно должны быть и реалистичными и достижимыми. Еще необходимо помнить, что надо оценивать свои возможности, имеющиеся ресурсы, чтобы они хватили на достижение данной цели.
Вопросы: Реально ли достичь данную цель по методу SMART? Она не слишком тяжела или простая? Для достижения цели, какие преграды, какие возможности могут быть?
Пример: «Каждый месяц привлекать по 60 новых покупателей», «Наши конкуренты занимают 20% доли рынка, нам надо в течение этого года занять 25% доли рынка».
Критерий 4. R – Relevant, что в переводе означает актуальность, важность. Цель должна быть актуальной и релевантной запросам компании, а также соответствовать планам развития бизнеса. Результат поможет фирме выйти на новый уровень развития.
Вопросы: Для чего нам необходим данный результат? Не противоречит ли данная цель другим задачам? Соответствует ли эта цель стратегическим целям и миссии компании?
Пример: «В период локдауна нужно настроить процесс доставки готовых блюд из ресторана», «Вложить в контекстную рекламу нового продукта 100 000 рублей».
Критерий 5. T – Time bound, что в переводе означает ограниченная во времени.
У цели должны быть обозначены четкие сроки – месяц, полгода или год. Более длительный период может затормозить процесс реализации из-за того, что команда не видит результатов, а сама цель теряет актуальность. Цели, которые имеют конкретные сроки, помогают определить задачи и подготовить план работ.
Вопросы: Сколько нужно времени, чтобы достичь результата? На какие этапы необходимо разбить процесс достижения цели? Когда должен быть получен запланированный результат?
Пример: «Увеличить продажи на 30% к 31декабря 2023 г.», «Привлечь новых 150 клиентов за 6 месяцев», «Повысить конверсию сайта на 5% за 4 месяца».
Далее, когда Вы уже ознакомились со SMART-методом по буквам, более подробно проанализируем цели, структурированные по принципу SMART-метода на каждую букву.
Пример 1. Глобальная цель компании по продаже хлебобулочных изделий в формате SMART: «После 3 лет занимать 20% доли рынка г.Казани по продаже хлебобулочных изделий».
Получается:
S (конкретность) – увеличение доли рынка до конкретной цифры;
М (измеримость) – известна доля рынка текущая, известна цель;
А (достижимость) – ресурсы есть, компания развивается, открываются новые филиалы;
R (важность) – реализация миссии предприятия;
Т (срок) – срок три года.
Пример 2. Технология SMART для отдела продаж: «За 6 месяцев увеличить количество заключаемых договоров с новыми клиентами на 31,5% за счет внедрения скриптов продаж».
Получается:
S (конкретность) – работа проводится с отделом продаж;
М (измеримость) – 31,5 % от общего числа новых клиентов;
А (достижимость) – скрипты готовы, осталось обучить сотрудников;
R (важность) – увеличения прибыли компании;
Т (срок) – срок 6 месяцев.
Пример 3. Технология СМАРТ по проектной деятельности: «Реализовать 10 проектов по строительству за год».
Получается:
S (конкретность) – реализация проектов по строительству;
М (измеримость) – известно количество проектов – 10 штук;
А (достижимость) – количество реализованных проектов и динамики роста этого показателя;
R (важность) – компания работает на расширение, и у нее есть все необходимые ресурсы, персонал и оборудование;
Т (срок) – срок один год.
Пример 4. Технология СМАРТ по SEO-оптимизации сайта: «Увеличить трафик на сайт с поисковых систем Яндекс и Google на 10% за 2 месяца с помощью поисковой оптимизации существующего контента».
Получается:
S (конкретность) – увеличить трафик посредством SEO-оптимизации;
М (измеримость) – объем трафика должен вырасти на 10%;
А (достижимость) – показатель задали с учетом производительности специалистов и прошлой статистики;
R (важность) – рабочий источник целевых обращений для сайта компании, то есть заявки часто приходят именно из поиска;
Т (срок) – срок два месяца.