Этот вступительный текст опирается на работу Chudek, Muthukrishna, Henrich 2016.
Vitousek et al. 1997 и Smil 2002, 2011. Кроме того, см. http://www.newstatesman.com/node/147330. Спасибо Киму Хиллу за наводку на эту информацию.
Под “успехом” я понимаю экологический успех нашего вида в разнообразных средах обитания по всей планете с точки зрения захвата энергии.
По поводу того, какие силы стояли за вымираниями, по‐прежнему ведутся жаркие споры; обсуждается в числе прочего и гипотеза о том, что люди заразили мегафауну инфекционными болезнями. Однако в целом представляется вероятным, что люди так или иначе причастны ко многим вымираниям и способствовали им как напрямую – например, охотой, – так и косвенно, скажем, в результате пожаров (масштабное выжигание растительности в Австралии) и других способов экологического вмешательства (конкуренция с другими высшими хищниками). См. Surovell 2008 и Lorenzen et al. 2011.
Разумеется, масштаб и скорость воздействия индустриальных обществ на планету беспрецедентны для истории нашего вида и видов вообще (Smil 2011).
Материал о муравьях почерпнут из Hölldobler, Wilson 1990.
Dugatkin 1999 и Dunbar 1998.
Идея, что секрет успеха нашего вида – его “разум”, встречается повсеместно (Bingham 1999). Однако в самое последнее время она появлялась в трудах эволюционных психологов – в том числе в работах Barrett, Tooby, Cosmides 2007 и Pinker 2010. Выражение “на ходу” взято у Пинкера, а термин “импровизационный интеллект” – у Баррета и его коллег. Подробнее см. Boyd et. al. 2011a.
Pinker 1997: 184. (Пинкер 2017)
Стивен Пинкер. Лучшее в нас. М., Альпина нон-фикшн, 2023. Перевод О. Семиной.
Эта точка зрения широко распространена, а в последние годы встретилась в работах E. O. Wilson 2012 и D. S. Wilson 2005.
Слово “интеллект” я буду использовать в привычном смысле, если не указано иначе. Интеллект – это свойство индивидов, позволяющее им находить новые, более удачные решения трудных задач. Чем выше интеллект, тем лучше человек способен самостоятельно находить решения задач, в том числе незнакомых, и справляться с новыми проблемами. Как правило, мы не включаем в понятие “интеллект” умение копировать поведение других людей (или подражать им). Например, когда дети проходят тесты на коэффициент интеллекта или пишут практически любую контрольную, им запрещается применять любимые стратегии культурного обучения (см. главу 4) – списывать ответы у самого умного в классе. Подобным же образом у групп есть групповой интеллект – мерило способности группы решать задачи. Он необязательно отражает интеллект отдельных членов группы, по крайней мере не прямо (Woolley et al. 2010). Кроме того, групповой интеллект не предполагает копирование решений у других групп. Таким образом, попытки включить стратегии культурного обучения в понятие “интеллект” противоречат принятому словоупотреблению.
Эти результаты позаимствованы из работ Herrmann et. al. 2007, 2010. Описывая эти данные, я сфокусировался на ключевых результатах, имеющих отношение к моей теме, и не включил в книгу, в частности, результаты, связанные со способностями к коммуникации или ментализации. Но и они лишь подтвердили бы линию аргументации, представленную в этой книге.
На самом деле результаты пространственных тестов с возрастом чуть‐чуть улучшаются. Более взрослые животные справляются с тестами немного лучше (Эстер Херрманн, личное сообщение, 2013).
По поводу этого исследования нам необходимо сделать три оговорки (De Waal et al. 2008). Во-первых, обезьяны находились в невыигрышной позиции в том, что касалось социального обучения, поскольку пример исполнения задания показывали исключительно люди, независимо от того, к какому виду принадлежали испытуемые. Однако одно исследование показало, что даже если пример подают представители своего вида, это не закрывает брешь между людьми и шимпанзе (Dean et. al. 2012). Во-вторых, испытуемые-обезьяны были не настоящие дикие, а рожденные дикими сироты, помещенные в питомники, где они вошли в разновозрастные социальные группы. Это означает, что они (1) находились в постоянном контакте с людьми и (2) не испытывали недостатка в пище и не подвергались серьезной угрозе нападения хищников. Хотя это достаточно весомая оговорка, предыдущие работы показывают, что на самом деле общение с людьми и безопасность лишь улучшают когнитивные способности, особенно социальное обучение (van Schaik, Burkart 2011, Henrich, Tennie 2017). Более того, в питомниках социальным группам предоставляется возможность выходить в девственный тропический лес, где обезьяны проводят много времени. В-третьих, обезьяны, которых не сопровождали мамы, возможно, робели и чувствовали себя неуверенно, что и привело к менее впечатляющим результатам. Херрманн и ее коллеги оценивали “скованность” и “темперамент” – параметры, которые должны были отразить эту робость. Эти оценки показывают, что люди были не просто более (а не менее) скованными, чем обезьяны (которые отнеслись к заданиям с большим энтузиазмом): уровень скованности и темперамент вообще не были связаны с результатами выполнения тестов на социальное обучение. Кроме того, неясно, почему этот фактор должен был повлиять только на социальное обучение, а не на все остальные тесты.
Fry, Hale 1996 и Kail 2007.
Inoue, Matsuzawa 2007.
Silberberg, Kearns 2009 и Cook, Wilson 2010.
Люди, несомненно, на это возразят, что шимпанзе за каждую верную последовательность получали угощение, а студенты ничего подобного не получали (и, таким образом, были лишены важной в подобных случаях глюкозной подпитки). Кроме того, люди вправе возразить, что Аюму, несомненно, нашел какой‐то тайный способ побеждать, который до сих пор не смог повторить никто из его собратьев, а значит, его участие в соревнованиях не вполне законно. Интересное обсуждение потенциальных недостатков исследования можно найти в работе Humphrey 2012.
Byrne, Whiten 1992, Dunbar 1998, Humphrey 1976.
Martin et al. 2014. Среднее отклонение от равновесия Нэша у шимпанзе составляло 0,02, а у людей – 0,14.
Cook et al. 2012, Belot, Crawford, Heyes 2013 и Naber, Pashkam, Nakayama 2013.
Об эвристиках и предвзятостях (когнитивных искажениях) из областей психологии и экономики см. Gilovich, Griffin, Kahneman 2002, Kahneman 2011 (Канеман 2021), Kahneman, Slovic, Tversky 1982, Camerer 1989, Gilovich, Vallone, Tversky 1985 и Camerer 1995. По вопросу о том, как нам удалось так прекрасно приспособиться при такой явной иррациональности, см. Henrich 2002 и Henrich et al. 2001a. Об экспериментах с другими животными, помимо людей, см. Real 1991, Kagel, McDonald, Battalio 1990, Stanovich 2013 и Herbranson, Schroeder 2010.
Приведенное здесь описание экспедиции Франклина основано на материалах из различных источников: Lambert 2009, Cookman 2000, Mowat 1960 (Моуэт 1966), Goodman 1991, Boyd, Richerson, Henrich 2011a. Аналогия с программой “Аполлон” позаимствована у Ламберта.
Экспедиция Франклина долго была предметом пристального интереса историков. Исследования показали, что беды экспедиции отчасти могли быть вызваны порчей пищи и отравлением свинцом: и то и другое связано с использованием недавно изобретенных консервов. Гипотеза об отравлении свинцом была подтверждена лабораторными анализами останков членов экспедиции, однако свинец мог сыграть лишь относительно небольшую роль. Гипотеза о порче пищи не нашла достаточных подтверждений, хотя это довольно правдоподобно. Однако ни отравление консервами, ни цинга не стали бы проблемой, если бы моряки переняли образ жизни инуитов. Команды и Росса, и Амундсена дополнили свой рацион инуитской пищей, и она им прекрасно подошла.
По Boyd, Richerson, Henrich 2011a.
Там же.
Стоит отметить, что западная оконечность Земли Короля Уильяма среди инуитов считается менее богатой и благоприятной для жизни, чем другие области того же острова и прилегающие регионы (Balikci 1989). Однако все три экспедиции – Франклина, Росса и Амундсена – в конечном итоге очутились примерно в тех же краях, и люди Франклина нашли пирамиду из камней, оставленную людьми Росса. Более того, свидетельства инуитов и археологические находки показывают, что люди Франклина в дальнейшем раскололись на множество групп и разошлись по обеим сторонам острова (Goodman 1991).
Отзывы об одежде, санях и иглу см. Amundsen 1908: 149, 156 и 142 соответственно.
Так их придумал называть Роб Бойд.
Этот материал почерпнут из многочисленных источников о Бёрке и Уиллсе, в том числе из Phoenix 2003, Henrich, McElreath 2003 и Wills, Wills, Farmer 1863, а также взят с двух ценнейших веб-сайтов: burkeandwills.slv.vic.gov.au и www. burkeandwills.net.au.
Эта цитата взята из посмертно опубликованной расшифровки дневника Уиллса. Первая часть – из записи от 20 июня 1861 года, вторая – из последней записи, которая датирована 26 июня, но может относиться и к более позднему времени вплоть до 28 июня 1861 года. См. http://www.burkeandwills.net.au/Journals/Wills_Journals/Wills_Journal_June_1861.htm. Любопытно, что первая запись не полностью приведена в версии дневника Уиллса, которую опубликовал его отец в 1863 году. Вторая часть полностью приведена на с. 302 (Wills, Wills, Farmer 1863).
Компиляция из нескольких источников: Earl, Mccleary 1994, Mccleary, Chick 1977, Earl 1996; точка зрения Феникса см. http://burkeandwills.slv.vic.gov.au/ask-an-expert/did-burke-and-wills-die-because-they-ate-nardoo.
Мое описание практически полностью позаимствовано из книги Гудвина (Goodwin 2008), а дополнительный материал о племени каранкава – из других источников, в том числе www.tshaonline.org/handbook/online/articles/bmk05.
Увы, эта героиня, прибыв в миссию в Санта-Барбаре, обнаружила, что по‐прежнему остается в одиночестве, поскольку никто не понимает ее языка. Все ее соплеменники-николеньо умерли от болезней или исчезли. Сама она протянула лишь несколько недель, несмотря на все внимание и заботу. Мое описание почерпнуто из нескольких источников (Hardacre 1880, Hudson 1981, Morgan 1979, Kroeber 1925). Эти исторические события легли в основу известного романа Скотта О’Делла “Остров голубых дельфинов” (Scott O’Dell, Island of the Blue Dolphins). Цитаты из статьи Хардакра в Schibner’s Monthly (1880).
Бойд и Ричерсон (Boyd, Richerson 1985) опирались на революционные труды Луки Луиджи Кавалли-Сфорца и Марка Фельдмана (Cavalli-Sforza, Feldman 1981), которые первыми построили модель культурной эволюции как отдельного процесса, параллельного генетической эволюции. Большой вклад в эту работу на начальном этапе сделали также труды Durham 1982, Sperber 1996, Campbell 1965, Lumsden, Wilson 1981 и Pulliam, Dunford 1980. Интеллектуальные корни концепции можно проследить до Джеймса Марка Болдуина (Baldwin 1896). Глубокие и подробные обзоры можно найти у Hoppitt, Laland 2013, Brown et al. 2011, Rendell et al. 2011.
Большинство пунктов из этого списка так или иначе освещены на страницах этой книги. Что касается прочих, об эвристике суждений см. Rosenthal, Zimmerman 1978, о стандартах наказания см. Salali, Juda, Henrich 2015, о богах и микробах см. Harris et al. 2006.
Bandura, Kupers 1964.
Henrich, Broesch 2011.
Примеры, касающиеся охоты, см. в Henrich, Gil-White 2001.
Когда я работал в Университете Британской Колумбии, мне почти десять лет довелось пробыть в штате экономического факультета и Ванкуверской экономической школы. Кроме того, я преподавал студентам МБА в Школе бизнеса Штерна при Нью-Йоркском университете, а потом был приглашенным профессором в Школе бизнеса при Мичиганском университете. Так что я знаком и со студентами МБА, и с экономистами.
Kroll, Levy 1992.
Henrich, Gil-White 2001, Rogers 1995, Henrich, Broesch 2011, а также N. Henrich, Henrich 2007: глава 2.
Эволюционные модели предсказывают, что культурное обучение должно доминировать, когда индивидуальное обучение затруднено или затратно и когда обучающиеся чувствуют себя неуверенно (Hoppitt, Laland 2013, Laland, Atton, Webster 2011, Laland 2004, Boyd, Richerson 1988, Nakahashi, Wakano, Henrich 2012, Wakano, Aoki 2006, Wakano, Aoki, Feldman 2004).
Спасибо Майклу Мутукришне за наводку. См. https://www.forbes.com/sites/moneybuilder/2013/11/14/investing-with-billionaires-the-ibillionaire-index/?sh=5cef7d8d579f.
Pingle 1995, Pingle, Day 1996, Selten, Apesteguia 2005, N. Henrich, Henrich 2007, Fowler, Christakis 2010, Apesteguia, Huck, Oechssler 2007, Offerman, Potters, Sonnemans 2002, Offerman, Sonnemans 1998, Rogers 1995a, Conley, Udry 2010 и Morgan et al. 2012.
У исследований культурного обучения в психологии давняя история: Rosenbaum, Tucker 1962, Baron 1970, Kelman 1958, Mausner 1954, Mausner, Bloch 1957, Greenfield, Kuznicki 1975, Chalmers, Horne, Rosenbaum 1963, Miller, Dollard 1941, Bandura 1977 (Бандура 2000). Обзор и обсуждение см. в Henrich, Gil-White 2001.
Mesoudi, O’Brien 2008, Atkisson, O’Brien, Mesoudi 2012, Mesoudi 2011a.
Этот эксперимент описан в Kim, Kwak 2011. То, что в ходе именно этого эксперимента чужая женщина была активнее матери, вызывает некоторые сомнения, поскольку это могло повлиять на социальную референцию младенцев. Однако аналогичные исследования шведских (Stenberg 2009) и американских (Walden, Kim 2005) младенцев развеивают подобные опасения.
Из Zmyj et. al. 2010, однако см. также Poulin-Dubois, Brooker, Polonia 2011 и Chow, Poulin-Dubois, Lewis 2008.
В ходе одного эксперимента, который теперь считается хрестоматийным, Кейтлин Корриво и Пол Харрис (Corriveau, Harris 2009b) показывали детям трех и четырех лет двоих взрослых – потенциальных моделей. Взрослые делились с детьми своим мнением относительно названий (лингвистических ярлыков) четырех обычных предметов, таких как утка и ложка, с которыми дети уже были знакомы. Один взрослый точно называл все предметы, а другой ошибался. Потом маленькие испытуемые наблюдали, как потенциальные модели называли новый предмет, незнакомый детям. Кому верить? Оказывается, дети не только следят, кто компетентен в присваивании лингвистических ярлыков, когда им надо найти ярлык для объекта, но и помнят об этом по меньшей мере неделю: когда те же дети через неделю были протестированы повторно – но на этот раз взрослые не называли при них знакомые предметы, – они все равно повторяли те названия, которые слышали от человека, раньше не ошибавшегося. Читателю стоит также заглянуть в Koenig, Harris 2005, Corriveau, Meints, Harris 2009, Scofield, Behrend 2008 и Harris, Corriveau 2011 по вопросам выучивания слов и в Birch, Vauthier, Bloom 2008 по поводу выучивания функций артефактов. Кроме того, маленькие дети предпочитают учиться у более уверенных в себе моделей (Birch, Akmal, Frampton 2010, Jaswal, Malone 2007, Sabbagh, Baldwin 2001).
Обзор см. в Henrich, Gil-White 2001.
Описание этого эксперимента см. в Chudek et. al. 2012. О взрослых см. Atkisson, O’Brien, Mesoudi 2012.
Подборка данных о влиянии пола наставника на выбор ученика при культурном обучении: Bussey, Bandura 1984, Bussey, Perry 1982, Perry, Bussey 1979, Basow, Howe 1980, Rosekrans 1967, Shutts, Banaji, Spelke 2010, Wolf 1973, 1975, Bandura 1977 (Бандура 2000), Bradbard et al. 1986, Bradbard, Endsley 1983, Martin, Little 1990 и Martin, Eisenbud, Rose 1995. Недавнее исследование младенцев в возрасте от шести до девяти месяцев – Benenson, Tennyson, Wrangham 2011.
Исследования по критериям языка и диалекта: Kinzler et al. 2009, Kinzler, Dupoux, Spelke 2007, Shutts et al. 2009, Kinzler, Corriveau, Harris 2011. Кроме того, по всей видимости, и дети (Gottfried, Katz, 1977), и взрослые (в частности, Hilmert, Kulik, Christenfeld 2006) предпочитают учиться у тех, кто разделяет имеющиеся у них убеждения. Об избирательном подражании у младенцев на основании этнических критериев (языка) см. Buttelmann et al. 2012.
Оценка В примерно соответствует четверке в российской системе. (Прим. перев.)
По Hoffmann, Oreopoulos 2009 и Fairlie, Hoffmann, Oreopoulos 2011; см. также Nixon, Robinson 1999, Bettinger, Long 2005 и Dee 2005.
Эксперименты на детях подтверждают влияние возраста и компромиссы между возрастом и компетентностью, см. Jaswal, Neely 2006 и Brody, Stoneman 1981, 1985. Дети применяют информацию о возрасте весьма изощренно и иногда используют возраст как критерий компетентности, а иногда – как критерий сходства с собой (Van der Borght, Jaswal 2009, Hilmert, Kulik, Christenfeld 2006). О приобретении пищевых предпочтений см. Birch 1980 и Duncker 1938. Что касается младенцев, дети в возрасте от года и двух месяцев до полутора лет более точно подражают действиям моделей, близких к ним по возрасту (Ryalls, Gul, Ryalls 2000).
Исследования влияния старшего возраста на передачу культурных знаний в малых обществах пока находятся в зачаточном состоянии, см. работы Рейес-Гарсиа и ее коллег о племенах боливийской Амазонии (Reyes-Garcia et al. 2008, 2009), а также мои исследования населения Фиджи совместно с Джеймсом Брешем (Henrich, Broesch 2011). Однако антропологическая этнография самых разных обществ свидетельствует о четкой связи между возрастом и престижем, а престиж оказывает мощное воздействие на культурное обучение. В главе 8 рассказывается, как темпы изменений в обществе влияют на связь между возрастом и престижем, что объясняет, почему в нашем обществе пожилые люди особым престижем не обладают.
Лучшие на сегодняшний день данные о конформистской передаче у людей см. в Morgan et. al. 2012 и Muthukrishna et al. 2016, однако см. также Efferson et al. 2008, McElreath et al. 2005, 2008, Rendell et al. 2011 и Morgan, Laland 2012. О конформистской передаче у рыб см. Pike, Laland 2010. Познакомиться с литературой по теоретическому моделированию можно в работах Nakahashi, Wakano, Henrich 2012 и Perreault, Moya, Boyd 2012. Эти труды по моделированию наталкивают на мысль, что следует искать конформистскую передачу у многих биологических видов, полагающихся на социальное обучение.
Данные в масштабах стран см.: США – Stack 1990; Германия – Jonas 1992; Япония – Stack 1996. Данные о влиянии престижа и сходства с собой, а также о методах подражания – Stack 1987, 1990, 1992, 1996, Wasserman, Stack, Reeves 1994, Kessler, Stipp 1984 и Kessler, Downey, Stipp 1988.
Обзор см. в Rubinstein 1983. Данные по эпидемиям самоубийств у американской молодежи см. Bearman 2004.
Chudek et al. 2013, Birch, Bloom 2002, Barrett et al. 2013, Scott et al. 2010, Tomasello, Strosberg, Akhtar 1996, Harris, Corriveau 2011, Corriveau, Harris 2009a, Koenig, Harris 2005, Buttelmann, Carpenter, Tomasello 2009 и Hamlin, Hallinan, Woodward 2008.
Byrne, Whiten 1988 и Humphrey 1976.
Хэмфри (Humphrey 1976) сжато описывает и гипотезу макиавеллиевского интеллекта (Byrne, Whiten 1992), и гипотезу культурного интеллекта (Herrmann et al. 2007, Whiten, van Schaik 2007).
Schmelz, Call, Tomasello 2011, 2013, Hare et al. 2000 и Hare, Tomasello 2004.
Heyes 2012a. Разумеется, если нам показывают, что на какое‐то явление влияет опыт, это мало говорит о том, какую роль в развитии этого явления сыграл естественный отбор.
Heyes 2012b.
Whiten, van Schaik 2007 и van Schaik, Burkart 2011.
Среди самых спорных вопросов в литературе на эту тему – противопоставление “врожденного” и “выученного” при объяснении природы наших способностей и поведения. Как мы вскоре увидим, многое в поведении одновременно и на сто процентов врожденное, и на сто процентов выученное. Например, ясно, что люди в ходе эволюции выработали способность ходить на двух ногах, и это одна из характерных поведенческих черт нашего вида. Однако не менее ясно, что мы учимся ходить. Естественный отбор заботится только о том, чтобы “желательный” для него фенотип появлялся в тот момент, когда естественному отбору это нужно. А чтобы этого добиться, он задействует обучение, предвзятое внимание, изменения мотивации, анатомические корректировки, предвзятость в логических рассуждениях и реакцию на боль, чтобы обеспечить правильный ход и своевременное завершение всех необходимых процессов развития. Таким образом, если мы видим, что какой‐то поведенческий признак – выученный, это говорит нам только о процессе развития, но не о том, благоприятствовал ли этому признаку естественный отбор, действующий на гены. Например, на протяжении истории очень многим людям приходилось изучать технику полового акта по ходу дела, не располагая информацией от других людей, поэтому очевидно, что им приходилось все выяснять самостоятельно. Однако едва ли стоит предполагать, что половой акт не сформирован естественным отбором – несмотря на важную роль обучения в процессе. Чтобы направить изучение техники секса в нужное русло, естественный отбор обеспечил, чтобы какие‐то действия, так сказать, находили нужный отклик, а какие‐то не особенно. В результате большинству пар рано или поздно удается выяснить, что куда помещать и на какое время – по крайней мере, в той степени, в какой это нужно естественному отбору. Несмотря на то что и ходить, и заниматься сексом надо учиться, не существует изолированных племен, где умели бы только прыгать и ползать или где не делали бы детей. О различиях в культурном обучении среди человеческих популяций см. Mesoudi et al. 2014.
Tomasello 1999. О других важных недавних исследованиях роли культурной эволюции и ее влияния на генетическую эволюцию см. в Sterelny 2012a и Pagel 2012.
Roth, Dicke 2005, Lee, Wolpoff 2002 и Striedter 2004.
Данные для илл. 5.2. взяты в Miller et. al. 2012. Я усреднил доли миелинизации разных отделов мозга из их таблицы S2. На мой взгляд, в этих данных два недочета. Во-первых, выборки невелики. Во-вторых, неясно, в какой степени различия вызваны тем, что среда обитания людей богаче, чем у шимпанзе.
Sterelny 2012a.
Campbell 2011, Thompson, Nelson 2011, Kaplan et al. 2000, Bogin 2009 и Nielsen 2012.
Клэнси, Дарлингтон и Финли (Clancy, Darlington, Finlay 2001) сравнили время прохождения 95 нейрологических рубежей у девяти видов, чтобы показать, что мозг человека в момент рождения опережает в развитии другие виды. Хэмлин (Hamlin 2013a) показала, что восьмимесячные младенцы делают умозаключения о других людях, основываясь на догадках об их намерениях.
Сведения об обработке и приготовлении пищи взяты преимущественно из Wrangham 2009 (Рэнгем 2012), Wrangham, Machanda, McCarthy 2005 и Wrangham, Conklin-Brittain 2003.
О разведении огня у тасманийцев, сирионо и жителей Андаманских островов см. у Radcliffe-Brown 1964, Holmberg 1950, Gott 2002. О северных аче я узнал от Кима Хилла.
Aldeias et al. 2012 и Sandgathe et al. 2011a. Разумеется, это утверждение о неандертальцах спорно (Sandgathe et al. 2011b, Shimelmitz et al. 2014). Однако с моей точки зрения работы по палеоархеологии часто грешат предположением, будто с того момента, как какое‐то орудие или технология обнаруживаются в археологической летописи, наш вид располагал ими всегда. Как вы узнаете из главы 12, это предположение сомнительно и основано на представлении об орудиях и технологиях как о продукте индивидуальных когнитивных способностей, а не культурной эволюции.
Такое обучение азам контроля над огнем особенно обескуражило меня, поскольку я побывал скаутом и считал, что кое‐что смыслю в кострах. Я и не подозревал, что во время полевых антропологических исследований мне еще не раз и не два доведется почувствовать себя туповатым ребенком.
О печени белых медведей см. Rodahl, Moore 1943. Вероятно, это относится и к морским млекопитающим.
Вареную и жареную пищу любят и другие виды (Феликс Варнекен, личное сообщение, 2012), и это, вероятно, послужило своего рода механизмом преадаптации, подготовившим почву для тепловой обработки пищи (Wrangham 2009 – Рэнгем 2012). Мы, как и другие животные, в целом предпочитаем пищу, которую легче переваривать.
Fessler 2006.
Данные о том, к каким последствиям привела практика переработки пищи при помощи каменных орудий, см. Zink, Lieberman, Lucas 2014.
Noell, Himber 1979.
Leonard et al. 2003 и Leonard, Snodgrass, Robertson 2007.
Кроме того, постарайтесь воздержаться от любых состязаний по прыжкам с представителями рода Pan (Scholz et al. 2006), в который входят шимпанзе и бонобо.
О мозге и моторике см. Striedter 2004. О метании см. Roach, Lieberman 2012, 2013 и Bingham 1999.
Gelman 2003, Greif et al. 2006 и Meltzoff, Waismeyer, Gopnik 2012.
Победить лошадей сложно, но все же возможно, что доказывает марафон “Человек против коня” длиной 22 мили, который ежегодно проходит в Уэльсе. См. http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/wales/mid_/6737619.stm.
Материал о беге на выносливость см. в Bramble, Lieberman 2004, Lieberman et al. 2009, 2010, Carrier 1984, Heinrich 2002 и Liebenberg 1990, 2006. Забавное введение в эту тему можно найти в McDougall 2009 (Макдугл 2012).
На ходьбу это никак не влияет, зато метаболические затраты на бег снижает вдвое.
По Liebenberg 2006, Heinrich 2002 и Falk 1990.
Liebenberg 1990 и Gregor 1977. Кроме того, вероятно, что охотники-собиратели способны отождествлять людей по следам. Многочисленные этнографические очерки, как и мой личный опыт исследований в Южной Пацифике, подтверждают, что охотники-собиратели способны узнавать человека по следу. Когда специалист по следам и этнограф-исследователь Луис Либенберг спросил представителей народа кхое из пустыни Калахари, опознают ли они конкретное животное по следу, охотники рассмеялись – таким глупым показался им вопрос. Им было непонятно, как можно не узнать конкретного человека или особь по следам. Когда я работал в Южной Пацифике и много лет ходил по побережью острова Ясава, я тоже заметил, что многие деревенские жители обладают поистине сверхъестественной способностью исключительно по следам на песке предсказывать, кого мы встретим, когда свернем в следующую бухточку. Я даже попробовал провести формальный тест – попросил деревенских жителей опознать следы, которые оставил один из них тайно (и никому не сказал). Мой тест из одного вопроса прошли десять случайно выбранных взрослых жителей деревни – и все десять дали верный ответ.
Heinrich 2002 и Carrier 1984.
Liebenberg 1990, 2006. Видео об “охоте выносливостью” см. http://www.youtube.com/watch?v=826HMLoiE_o.
Из бесед и переписки с Дэном Либерманом (2013–2014).
Atran, Medin 2008, Atran, Medin, Ross 2005, Lopez et al. 1997, Atran 1993, 1998 и Medin, Atran 1999.
Atran, Medin, Ross 2004 и Atran et al. 2001.
Gelman 2003, Lopez et al. 1997, Coley, Medin, Atran 1997, Atran et al. 2001, 2002, Wolff, Medin, Pankratz 1999, Medin, Atran 2004 и Atran, Medin, Ross 2005.
Wertz, Wynn 2014a, 2014b.
В когнитивной системе выучивания знаний о животных есть и другие черты адаптивной избирательности, которые заставляют учеников сосредотачиваться на определенных видах информации и удерживают от определенного типа ошибок. Мы с Кларком Барретом и Джеймсом Брешем, чтобы исследовать эту тему, давали задание на изучение и запоминание детям и взрослым на Фиджи, в Эквадорской Амазонии и в Лос-Анджелесе. Мы давали детям и взрослым информацию о животных, с которыми они раньше никогда не сталкивались, причем наглядными пособиями нам служили фотографии. Затем мы проверяли, что испытуемые запомнили, – как непосредственно после фазы обучения, так и через неделю. Результаты показали, что дети часто запоминали сведения об опасности животного лучше, чем другие виды информации, в том числе о местах обитания и диете. Более того, когда наши испытуемые ошибались, пытаясь вспомнить сведения об опасности животного, они обычно чаще называли безобидное животное опасным, нежели наоборот – опасное безобидным. Таким образом, наша память подвержена адаптивным искажениям, помогающим избежать дорогостоящей ошибки и ни в коем случае не счесть опасное животное безобидным, в то время как защита от обратной ошибки у нас не так сильна (Barrett, Broesch 2012, Broesch, Henrich, Barrett 2014). Подобным же образом Дэн Фесслер предположил, что в том, что касается пищи, у нас в ходе эволюции развилась готовность избегать животных продуктов (например, говядины) из‐за угрозы патогенов, связанной с этими продуктами на протяжении нашей эволюционной истории. Это, вероятно, объясняет, почему в самых разных культурах так распространены табу на животные продукты и довольно часто встречаются вегетарианцы, а табу на овощи бывают лишь у немногих (Fessler 2002, 2003, Fessler et al. 2003).
Спасибо Мэтту Ридли за наводку. См. Kayser et al. 2008.
Jablonski, Chaplin 2000, 2010.
Eiberg et al. 2008, Sturm et al. 2008, Kayser et al. 2008. Генетический вариант голубых или зеленых глаз мог стать предпочтительным для естественного отбора или прямо, или косвенно через половой отбор. Если человек предпочитает брачного партнера с голубыми или зелеными глазами, это повышает для него вероятность родить детей, лучше способных синтезировать витамин D при помощи солнечного света. Такие предпочтения могли развиться либо генетически, либо культурно, либо обоими способами сразу.
Carrigan et al. 2014.
Tolstrup et al. 2008, Edenberg et al. 2006, Danenberg, Edenberg 2005, Edenberg 2000, Gizer et al. 2011, Meyers et al. 2013 и Luczak, Glatt, Wall 2006. Относительно датировки см. Peng et al. 2010, однако более поздние даты см. у Li et al. 2011.
Borinskaya et al. 2009 и Peng et al. 2010.
Peng et al. 2010.
McGovern et al. 2004.
Молоко некоторых морских млекопитающих почти или совсем не содержит лактозы (Lomer, Parkes, Sanderson 2008). Оценки переносимости лактозы в мире колеблются от 30 % до 40 % (Gerbault et al. 2013, Lomer, Parkes, Sanderson 2008, Bloom, Sherman 2005). Моя оценка в 68 % в основном тексте взята из Gerbault et al. 2013. Обзор и контекст см. у O’Brien, Laland 2012. Наличие симптомов непереносимости лактозы, по‐видимому, зависит от особенностей микробиоты толстого кишечника. Например, сомалийские кочевники обладают кишечной флорой, позволяющей им пить молоко, чтобы получать воду и кальций, и при этом у них нет переносимости лактозы, то есть они не получают из молока большую часть калорий.
Ingram, Mulcare et al. 2009, O’Brien, Laland 2012, Bloom, Sherman 2005, Gerbault et al. 2009, 2011, 2013 и Leonardi et al. 2012. Работы последних лет опираются на более ранние и важные труды (Simoons 1970, Aoki 1986, Durham 1991).
Gerbault et al. 2011, 2013, Leonardi et al. 2012, Itan et al. 2010, Ingram, Raga et al. 2009 и Ingram, Mulcare et al. 2009. Исследования ДНК мезолитических европейских охотников-собирателей и земледельцев раннего неолита показывают, что у этих популяций гены сохранения продукции лактазы встречаются крайне редко (Gerbault et al. 2013), а это ясно показывает, что распространение генов сохранения продукции лактазы запустила культурная эволюция. До появления этих данных можно было возразить, что культурные практики (скотоводство, доение) могли распространяться именно в тех популяциях, где этот ген уже встречался с высокой частотой.
Первые результаты медицинских исследований на эту тему восходят к журнальной статье в The Lancet в 1965 году (Cuatreca, Lockwood, Caldwell 1965), где отмечалась разница в способности переваривать молоко между американцами африканского и европейского происхождения. Любопытно, что поведенческие различия в питье молока между людьми азиатского, африканского и европейского происхождения исследователи отмечали еще в 1931 году. Эти различия было принято объяснять разницей в образовании или доходе (Paige, Bayless, Graham 1972). Правительство США не знало причин такой разницы в поведении и поэтому десятилетиями пропагандировало пользу молока для всех. Материал по Got Milk? можно найти у Wiley 2004. Мораль здесь не в том, что доход и уровень образования не играют никакой роли (играют, и очень важную), а в том, что должностным лицам нужны надежные данные науки о поведении.
Laland, Odling-Smee, Myles 2010, Richerson, Boyd, Henrich 2010 и Fisher, Ridley 2013.
Perry et al. 2007.
Oota et al. 2001.
Cavalli-Sforza, Feldman 2003 и Brown, Armelagos 2001.
Дидактическое изложение этого вопроса см. у Boyd, Silk 2012.
Недавно журналист Николас Уэйд (Wade 2014 – Уэйд 2021) решил доказать, что между континентальными расами в самом деле есть важные наследственные различия по поведенческим признакам. Уэйд сочетает три линии доказательств: (1) анализ генетической изменчивости в масштабах планеты, (2) конкретные случаи, когда естественный отбор благоприятствовал адаптивным для данного места или региона признакам, о чем и говорится в этой главе, и (3) фенотипические различия в поведении, психологии и биологии (IQ, агрессия и пр.). Первая линия его аргументации основана на недавних исследованиях глобальных выборок с целью найти генетические обоснования для выделения классических континентальных рас. И в самом деле, оказалось, что между жителями разных континентов есть генетические различия, но, как я объясню в дальнейшем, из этого не следует, что в дифференциации этих континентальных популяций участвует естественный отбор. Затем Уэйд указывает на локальные случаи, когда естественный отбор можно в той или иной степени выделить как причину конкретных генетических изменений. Тем самым Уэйд подводит читателя к мысли, что если эти локальные или региональные генетические изменения вызвал естественный отбор, значит, он же, вероятно, отвечает за наследственную изменчивость на континентальном уровне. Далее, утверждает Уэйд, если естественный отбор объясняет изменчивость в пределах континентов, он же, вероятно, объясняет и характерную психологическую, поведенческую и биологическую изменчивость, наблюдаемую на межконтинентальном уровне.
Оба раза, когда Уэйд переходит с одной линии аргументации на другую, его рассуждения полны логических погрешностей. Чтобы понять, в чем сложности с первым переходом, нам нужно помнить, что наследственные различия между разными континентальными популяциями берут свое начало от расселения людей из Африки, которое произошло сравнительно недавно. Эти миграции привели к эволюционному генетическому дрейфу и эффектам основателя, когда малые выборки (группы) из значительно более крупных популяций отправились в путь, чтобы стать основателями популяций на новых континентах. Такие миграции создали наследственную изменчивость, но это не функциональная изменчивость, вызванная естественным отбором. Для изучения древних миграций особенно полезна именно такая, нейтральная наследственная изменчивость, не подверженная естественному отбору. В ДНК часто происходят мутации, которые не влияют на функционирование организма либо потому, что конкретная последовательность нуклеотидов нефункциональна, либо потому, что основания ДНК могут меняться, не меняя структуры кодируемого белка. Таким образом, после древних миграций следует ожидать появления генетических различий на уровне континентов, но это не означает, что там будут сколько‐нибудь важные функциональные наследственные различия. Более того, поскольку не было выявлено каких‐либо требований естественного отбора, специфичных для целых континентов, то нет и оснований полагать, что эти различия вызваны естественным отбором. А когда Уэйд приводит локальные или региональные примеры влияния естественного отбора на конкретные гены, он не понимает, что на самом деле это доводы против его идеи континентальных рас. Как я объяснил в основном тексте, эти локальные эволюционные процессы нередко ведут к уменьшению генетической однородности континентальных рас, повышая при этом схожесть между разными континентальными популяциями. Таким образом, естественный отбор часто уменьшает генетические различия между популяциями, удаленными друг от друга.
Наконец, когда Уэйд делает выводы относительно генетики на основании поведения и психологии, он путает гены с биологией, что выдает недостаточное понимание современной теории культурной эволюции. Он не учитывает культуру как альтернативное объяснение изменчивости поведения, психологии и биологии на уровне континентов, не принимая в расчет наших нынешних познаний о человеческом обучении, развитии, мотивации и культурной нейробиологии. В частности, Уэйд между делом указывает, что после американского вторжения в 2003 году иракцы не переняли тотчас же американские политические институты, и считает это аргументом против культуры как объяснения. Очевидно, утверждает Уэйд, если бы дело было в культуре, иракцы сразу же внедрили бы у себя американскую систему, а значит, дело в их племенных генах. Когда я в следующих главах подробно изложу теорию культурной эволюции, основанную на эволюционной биологии, нейрофизиологии, психологии и антропологии, вы убедитесь, насколько ошибочна такая логика. Культура, социальные нормы и институты влияют на наш мозг, биологию и гормоны, а также на восприятие, мотивы и суждения. Мы не способны свободно выбирать свое культурное восприятие и мотивации точно так же, как не в состоянии сразу заговорить на новом языке.
Kinzler, Dautel 2012, Esteban, Mayoral, Ray 2012a, GilWhite 2001, Moya, Boyd, Henrich 2015, Astuti, Solomon, Carey 2004, Dunham, Baron, Banaji 2008 и Baron, Banaji 2006.
Обзор влияния маниоки и содержащихся в ней цианидов на здоровье см. Nhassico et al. 2008.
Dufour 1984, 1985.
Видимо, это и произошло в Демократической Республике Конго (Tylleskar et al. 1991, 1992).
Возможный вред для здоровья – вопрос неоднозначный, это зависит от многих факторов, в том числе от присутствия в рационе серы (Jackson, Jackson 1990, Tylleskar et al. 1992, 1993, Peterson, Legue et al. 1995, Peterson, Rosling et al. 1995). Джексон и Джексон описывают метод обработки, наоборот, повышающий содержание синильной кислоты. Обзор методов обработки см. у Padmaja 1995.
Все имена в своих этнографических работах я изменил.
См. Henrich, Henrich 2010, а также Henrich, Broesch 2011.
Henrich 2002.
Кроме того, мы попросили женщин описать все случаи отравления рыбой, о которых они слышали. Почти все ссылались на одни и те же немногочисленные случаи. Следовательно, репертуар табу не может быть составлен из “знаний о случаях”, когда каждая женщина составляет свой перечень табу на основании известных ей историй: большинство табуированных видов в рассказах об известных случаях не упоминается ни разу.
Katz, Hediger, Valleroy 1974 и Mcdonough et al. 1987.
Bollet 1992 и Roe 1973.
Из Bollet 1992. О “конституционной невосприимчивости” и “нелепице” см. на с. 217. См. также Jobling, Peterson 1916.
Whiting 1963, Beck 1992 и Mann 2012.
Об ошибке игрока и других наших сложностях со случайным выбором см. Kahneman 2011 (Канеман 2021) и Gilovich, Griffin, Kahneman 2002.
Dufour 1994, Wilson, Dufour 2002, Jackson, Jackson 1990 и Dufour 1988a, 1988b. Сорта маниоки реагируют на засуху мощным повышением цианогенеза. Горькая маниока дает тукано 70 % калорий.