Кто мы – люди с СДВГ?
Мы – проблемные дети, которые не дают покоя родителям, потому что не могут взять себя в руки, не умеют доводить начатое до конца, не убираются в комнате, не моют посуду, не могут выполнить ни одно задание. Дети, которые всегда перебивают других, придумывают оправдания невыполненной работе и, в целом, едва ли реализуют свой потенциал. Мы – подростки, которым каждый день читают нотации о том, что мы губим свой талант, пренебрегаем уникальной возможностью, которой природа нас наградила, и совершенно не пользуемся всем тем, что заботливые родители нам подготовили.
А иногда мы – талантливые руководители, которые постоянно сталкиваются с неудачами из-за пропущенных дедлайнов, забытых обещаний, неосознанной бестактности и упущенных возможностей. Часто – алко- или наркозависимые, неудачники, безработные, преступники, которым не хватает всего лишь правильного диагноза и плана лечения, чтобы привести жизнь в порядок. Еще – те, чьи мысли озвучил Марлон Брандо в известном фильме «В порту» 1954 года: «Я мог бы кем-то стать». Многие из нас не только могли кем-то стать, а даже должны были.
Но у нас есть и плюсы. Их выше крыши! Мы – люди на собрании, которые, казалось бы, витают в облаках, но неожиданно выдают потрясающую идею, спасающую положение. Очень часто мы – дети, которые «отстают» в школе, но, когда к нам подбирают правильный подход, то наши таланты расцветают и мы в конце концов добиваемся успеха. И можем не только стать «кем-то», мы можем стать победителями.
Мы – креативные и энергичные учителя, священники, клоуны в цирке, стендап-комики, солдаты, изобретатели, мыслители и трендсеттеры[4]. Среди нас есть миллионеры и миллиардеры, заработавшие состояние полностью самостоятельно, лауреаты Пулитцеровской и Нобелевской премий, обладатели премий «Оскар», «Тони», «Эмми» и «Грэмми», успешные адвокаты, нейрохирурги, трейдеры, инвестиционные банкиры. Часто – предприниматели. Мы, авторы, сами предприниматели, и многие наши взрослые пациенты с СДВГ тоже хотят ими стать. Согласно оценкам хозяина и управляющего предпринимательской компании «Стратегический тренер» Дэна Салливана (у которого тоже СДВГ!), как минимум 50 % его клиентов также имеют диагноз СДВГ.
Поскольку внешне люди с СДВГ ничем не отличаются, наше заболевание невидимо. Но если забраться в наши головы, можно увидеть, что там картина совсем другая. Там идеи летают во все стороны, как зернышки кукурузы в автомате для изготовления попкорна, летают хаотично и со скоростью света. Идеи возникают спонтанными взрывами. А поскольку мы не можем просто выключить этот автомат, часто нам не удается прервать поток мыслей даже ночью. Наш мозг будто бы никогда не отдыхает.
Да, наши мысли – тут и там, сверху и снизу, во всех концах (одновременно), и иногда это выглядит так, будто мысленно мы в другом месте, в собственном мире фантазий. В общем, мы часто опаздываем на поезд, образно говоря (хотя иногда и буквально). Зато после мы строим самолет, например, или прыгаем с шестом. Мы «отключаемся» посреди собеседования, и нас не берут на работу, хотя, возможно, дело просто в том, что в зале ожидания мы увидели постер, который вдохновил нас на создание нового невероятного изобретения. Мы обижаем людей, забывая имена и обещания, зато иногда видим то, что остальные не видят. Мы стреляем себе в ногу, чтобы тут же придумать, как можно без боли вытащить пулю. Великий математик Алан Тьюринг описал нас как нельзя более удачно: «Иногда люди, которые, казалось бы, ничего из себя не представляют, делают то, что другие даже не могут представить». Вот они мы, в одной емкой фразе.
Конечно, СДВГ – куда более богатое, сложное, парадоксальное, опасное, но при этом потенциально выгодное состояние, чем может показаться по упрощенной версии в головах общественности или даже подробным диагностическим критериям. СДВГ – термин, описывающий способ существования в мире. Это не расстройство, но и не преимущество. Это набор разнообразных и уникальных черт, присущих уникальному мозгу. Он может быть как даром, так и проклятьем, в зависимости от того, как человек с ним справляется.
Хотя СДВГ проявляется у разных людей по-разному, несколько качеств присущи почти каждому с этим синдромом. Рассеянность, импульсивность и гиперактивность – типичные дескрипторы, однако мы находим больше правды в размышлении Шекспира о «безумце, влюбленном и поэте»[5].
Наличие СДВГ не делает человека сумасшедшим, поэтому «безумец» – это, пожалуй, довольно сильное слово. Но рисковые поступки и иррациональное поведение – неотъемлемые элементы СДВГ. Нам очень нравится все иррациональное. Нам комфортно в неопределенности. Когда другие волнуются, мы спокойны. Мы не переживаем, если не знаем, в каком направлении движемся. Родители подростков с СДВГ часто жалуются и вопрошают: «О чем он только думает? С ума сошел, не иначе!». Или супруги клиентов, которые спрашивают нас: «Почему он продолжает делать одно и то же? Разве это – не чистое безумие?»
Некоторые считают, что это делает нас нонконформистами, но это промашка. Мы не выбираем как себя вести. И даже не замечаем, каким стандартам не соответствуем!
Люди с СДВГ влюбленные, потому что часто являются вечными оптимистами. Мы никогда не сталкивались с предложением, которое нам не нравилось, с возможностью, за которую не хотелось ухватиться. Мы забываемся. Мы видим неограниченные возможности там, где другие видят сплошные ограничения. Влюбленным сложно сдерживаться, а неспособность сдерживаться – важная черта человека с СДВГ.
Поэта лучше всего характеризуют эти три слова: креативность, грезы, размышления.
Термин «креативность» в связке с СДВГ указывает на врожденную способность, жажду, тягу к постоянному и вдумчивому творению, будь то проект, идея, музыкальная композиция, песочный замок. Да, люди с СДВГ чувствуют постоянную потребность (непроходящий зуд) что-то создавать. От нее никуда не деться. Это неутолимая жажда, осознаем мы это или нет. Процесс создания поворачивает компас в нашей голове. Он захватывает, ставит нас на место, завораживает, каким бы ни был результат.
Даже наяву мы грезим, постоянно творим, всегда ищем куличик, который можно превратить в яблочно-тыквенный деликатес. Воображение подпитывает любопытство, такое назойливое желание выяснить, что это был за звук, что это там лежит под камнем, почему чашка Петри выглядит не так, какой ее оставили. Если бы мы не были такими любопытными и мечтательными, то и вовсе не отвлекались бы. Но мы не можем не вести расследование – откуда звук, что с землей под камнем, что с чашкой Петри. Поэтому слово «дефицит» в аббревиатуре совершенно неуместно. От дефицита внимания мы как раз не страдаем. Совсем наоборот. У нас переизбыток внимания, настолько, что мы с ним не справляемся. Главная трудность – его контролировать.
А размышления – это и дар, и проклятье людей с СДВГ. У вас есть идея. Может, вы изобрели инновационную технологию изготовления мощнейшей точилки для ножей или уверены, что придумали сюжет идеального романа. Какой бы ни была ваша идея, вы погружаетесь в нее с головой.
Но творение… вас разочаровывает. Не просто разочаровывает, вам вдруг кажется, что ваше создание ужасно, отвратительно, хуже не бывает – и вы впадаете в отчаяние. Потом, так же внезапно, идея к вам возвращается. Вы снова полны вдохновения. Вы живо видите готовое творение, оно вам нужно, вы не можете устоять. Надо попробовать еще раз. И вы двигаетесь дальше, мечтая, создавая и размышляя.
Как и эта троица персонажей (безумец, влюбленный, поэт), мы совершенно не переносим скуки – это наш криптонит[6]. Как только нам становится скучно (иначе говоря, как только мы чувствуем недостаток стимуляции), то сразу же, рефлексивно, даже не задумываясь, начинаем искать стимулятор. Не важно, какой, нам главное что-то сделать с чрезвычайным положением в голове (болью в мозгу), которое наступает, когда нам становится скучно. Мы бросаемся «на помощь», как врачи скорой помощи. Для стимуляции можем, например, с кем-то поругаться, или пуститься во все тяжкие в онлайн-магазине, или ограбить банк, или нюхнуть кокаин, или можем изобрести лучший гаджет за всю историю человечества, или найти решение проблемы, из-за которой наш бизнес никак не взлетит.
Мы поместили официальное определение термина СДВГ в начале раздела «Приложение», чтобы показать, что имеют в виду психиатры и другие специалисты, когда озвучивают диагноз СДВГ – только более простым языком. Удобнее представлять СДВГ как комплекс противоречащих или парадоксальных склонностей: неспособность сосредоточиться в сочетании со способностью сфокусироваться на 100 %, отсутствие целеустремленности в сочетании с потрясающей предпринимательской способностью, склонность к прокрастинации в сочетании со способностью за два часа успевать то, на что у других уходит неделя, принятие импульсивных, неправильных решений в сочетании с неожиданно изобретательными ответами на сложные вопросы, социальная неосведомленность в сочетании с несравненными интуицией и эмпатией – и так далее, и тому подобное.
Ниже (в более официальной форме) очевидные признаки СДВГ, которые могут сподвигнуть вас проконсультироваться с профессионалом:
• Необъяснимая неуспеваемость. У человека просто не получается работать в соответствии с природными данными и талантом. Никакого очевидного объяснения нет: зрение нормальное, никаких серьезных физических заболеваний, никакого нарушения когнитивных функций после травмы головы, например.
• Витание в облаках. Учителя (во взрослой жизни – начальники и партнеры) часто говорят, что человек будто витает в облаках, не может сосредоточиться и довести дело до конца, работает то отлично, то ужасно, нет никакой стабильности – и все это, как правило, приводит учителя/начальника/партнера к выводу, что человеку не хватает дисциплины, он недостаточно сильно старается, что ему надо научиться концентрироваться. Да неужели! Но эти заблуждения об СДВГ все еще популярны, и многие все еще считают, что причиной всему являются плохая дисциплина и невнимательность. Биология же показывает, что без стимуляции человек не может сосредоточиться. Не просто не хочет – вообще не может.
• Трудности в организации и составлении планов. На медицинском языке это называют нарушением «управляющих» функций (англ. executive functions). Например: ребенку сложно одеваться по утрам. Вы отправляете дочь к себе в комнату одеваться, а через пятнадцать минут находите ребенка все еще в пижаме на кровати – дочка поглощена беседой с куклой. Или просите мужа вынести мусор, но по дороге к мусорному ведру он забывает, что должен сделать, и попросту проходит мимо. Вы злитесь, ведь вам кажется, что муж специально вас провоцирует, проявляет пассивную агрессию или что он просто жуткий эгоист – в ход идут все неприятные эпитеты, которые только приходят в голову. Но брак можно спасти, если кто-то вам обоим объяснит, что пройти мимо мусорки (как и сотни других, казалось бы, пренебрежительных эгоистичных действий) – не эгоизм или другой недостаток, это происходит из-за неврологического расстройства, которое делает внимание непоследовательным, а мгновенную память (рабочую память) – настолько дырявой, что о деле можно забыть буквально за секунду. Проблемы усугубляет то же, что заставляет многих ставить диагноз под сомнение: эти же люди умеют концентрироваться, вовремя делать потрясающие презентации, на них можно положиться – когда они простимулированы. Но, как мы писали выше, скука – криптонит, разум человека с СДВГ с отвращением отпрыгивает от скуки и пускается в пламенные поиски стимуляторов, а мусорка продолжает стоять там, где и была – полная и одинокая.
ПРИМЕЧАНИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
Стоит подробнее остановиться на термине «управляющие функции» (сокращенно – УФ, англ. executive functions), т. к. он будет использоваться в книге и далее. Иногда встречается и такой менее распространенный вариант перевода «executive functions» как «исполнительные функции», однако этот вариант перевода не вполне адекватно отражает содержание описываемого понятия. Исследования детей и взрослых показывают недостаточность развития этих функций при СДВГ (а также у людей с РАС, у детей с ЗПР и во многих других случаях). О каких функциях идет речь? В отечественной литературе мы встретим термин «функции программирования, избирательной регуляции и контроля деятельности» (также часто используется термин «регуляторные функции»). Имеется в виду способность человека сориентироваться в условиях поставленной задачи, спланировать свою деятельность при ее решении, реализовать план, не отвлекаясь на посторонние раздражители, проверить результат, переключиться на другую задачу.
Новейшие исследования свидетельствуют о том, что УФ реализуются не только префронтальными отделами лобной коры, в их осуществлении задействованы также другие ассоциативные зоны и глубинные структуры мозга. В зарубежных исследованиях в систему УФ принято включать способность к торможению неадекватного действия, возможность переключения и рабочую память, есть и другие варианты выделения компонентов УФ. Существует достаточно много способов оценки УФ: в РФ применяется нейропсихологическое обследование: его классический вариант создал в середине XX века основатель нейропсихологии А.Р. Лурия, работа была продолжена его учениками. Батарея нейропсихологического обследования для детей 6–9 лет создана в лаборатории нейропсихологии МГУ под руководством Т.В. Ахутиной. В современном обследовании совмещается качественная и количественная оценка функций программирования и контроля. Диагностика происходит с помощью специализированных нейропсихологических проб (реакция выбора, таблицы Шульте, счет, решение задач, ассоциативные ряды, «пятый лишний», раскладывание серий картинок), оценки характерных ошибок в других пробах, с помощью «следящей диагностики», т. е. анализа письменных работ, например. В последнее годы проводится разработка компьютеризированных методов, особенно в детской нейропсихологии. В США, Канаде и Европе для изучения УФ используется очень широкий инструментарий: Висконсинский тест сортировки карточек (Wisconsin Card Sorting Test – WCST), тест следования по маршруту (Trail Making Test – TMT), тест Башня Лондона в различных модификациях (Tower of London Test), различные модификации теста Струпа (Color-Word Interference Task), система оценки управляющих функций Делис – Каплан (Delis – Kaplan Executive Functions System – «D-KEFS»), которая включает 9 субтестов, которые могут использоваться отдельно, Тест оценки уровня внимания у детей (Test of Everyday Attention for Children Second Edition – TEA-Ch2) и многие другие. Часть этих методов в последнее время активно применяется и в отечественных исследованиях, а многие тесты имеют компьютеризованные модификации. Для оценки УФ часто используются и субтесты CANTAB (Cambridge Neuropsychological Test Automated Battery – Кембриджская автоматизированная батарея нейропсихологического тестирования) и NEPSY II (Developmental Neuropsycological Assessment – Нейропсихологическая оценка уровня развития). Оценка управляющих функций является неотъемлемой частью обследования когнитивных нарушений у пожилых пациентов («Батарея лобной дисфункции» – Frontal Assessment Battery, FAB и «Монреальская шкала оценки когнитивных функций» – Мontreal Cognitive Assessment, MоCA). Указанный выше инструментарий используется исследователями, врачами и клиническими психологами, но для оценки функций программирования и контроля существуют и поведенческие опросники для родителей и учителей. Один из них – BRIEF (Behavior Rating Inventory of Executive Function) не так давно издан на русском языке[7]