Предисловие научного редактора к русскому изданию

«СДВГ 2.0. Новые стратегии успешной жизни людей с синдромом дефицита внимания» – новая книга двух знаменитых американских психиатров Эдварда М. Хэллоуэлла и Джона Дж. Рейти. Примечательно, что авторы не только врачи, но и сами живут с этим синдромом.

Возможно, многие из читателей уже знакомы с книгами Хэллоуэлла и Рейти об СДВГ, две из них изданы на русском языке: «Почему я отвлекаюсь» (в мире продано более 1 млн экз.) и «Не отвлекайте меня», которые дают нам возможность по-новому взглянуть на проблему и воспользоваться рекомендациями для улучшения качества своей жизни.

Новая книга адресована тем, кто хотя бы раз задумался «А возможно у меня СДВГ?», тем, кто знает о своем синдроме, а также родителям, партнерам и всем близким людей с СДВГ. Книга будет очень интересна врачам, психологам и педагогам, работающим, как с детьми, так и со взрослыми с синдромом дефицита внимания.

Авторы рассказывают об открытиях в области нейробиологии: нейронных сетях покоя и их участии в нашем поведении, роли мозжечка в когнитивном функционировании человека, работе нейромедиаторов и генах, которые определяют их недостаточное количество в организме – и мгновенно переходят к практическим выводам и рекомендациям, которыми пациенты и их близкие могут сразу воспользоваться и применить на практике. Для тех читателей, которые захотят более подробно ознакомиться с приведенными данными, мы рекомендуем список литературы в конце книги, она разделена по главам и в ней легко можно найти исследования, на которые ссылаются авторы.

При переводе и редактировании мы сохранили многие термины в их оригинальном английском варианте, поскольку для них нет устоявшихся эквивалентов в русскоязычной литературе, и постарались привести все варианты перевода, которые читатель может встретить в интернете, популярных изданиях или научных статьях. Для удобства в книге есть алфавитный указатель терминов.

В книге удивительным образом сочетается большое количество данных о новейших научных исследованиях, информация о том, как работает наш мозг, как устроены различные виды медикаментозного лечения и психотерапии (то есть естественно-научный подход) и в то же время чуткое, внимательное отношение к пациенту как личности, основанное на принципах гуманистической психологии.

Авторы уделяют внимание восприятию диагноза в обществе, стараясь внести свой вклад в то, чтобы избавить термин СДВГ от негативного ореола, показать пациентам и их близким возможности достижения успеха и самореализации, помочь понять и использовать преимущества, которыми обладают люди с СДВГ. Само прочтение книги может нести в себе психотерапевтический эффект. Так Хэллоуэлл и Рейти вводят понятие стимул-зависимого внимания или СЗВ (variable attention stimulus trait, VAST) как синоним СДВГ, избавляя термин от слова «дефицит», рассказывают о повышенной чувствительности к отвержению и чуткости к похвале, а также много внимания уделяют возможностям личностного роста – от использования индекса Колби для выявления своих сильных сторон до умения найти вдохновение в сложной задаче, что позволяет людям продуктивно использовать свою тягу к постоянной стимуляции и избежать зависимости. Их отношение к пациенту полно принятия, они рассказывают о приемах, которые позволяют услышать и понять пациента его близким и родным, что делает возможным поворот от переживания проблем к их преодолению.

В подходах к пониманию и лечению СДВГ в США и России очень многое отличается, начиная от диагностики и заканчивая медикаментозной терапией. Несмотря на то, что во многих пособиях на русском языке давно написано о том, что в половине случаев СДВГ не исчезает во взрослом возрасте, пациентам достаточно трудно поставить диагноз и получить терапию и лечение. Есть надежда, что переход на МКБ-11 и выход новых книг и клинических рекомендаций постепенно изменят ситуацию.

Диагностика СДВГ даже в детском возрасте отнюдь не всегда бывает простой. Хотелось бы обратить внимание специалистов и родителей, что на русский язык переведены и доступны короткая и длинная шкалы Коннерса и «Диагностический опросник Вандербильт для заполнения родителями». Можно обратиться к шкалам, разработанным Сухоткиной Н.К. и Егоровой Т.И. («Оценочные шкалы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью», 2008), а также к работам Заваденко Н.Н.

Самое главное отличие подходов к СДВГ в России и США (а также Европе и Латинской Америке) – вопрос медикаментозного лечения. Часть лекарств с доказанной эффективностью, а именно – все психостимуляторы, запрещены в России и внесены в список наркотических веществ и их прекурсоров. Важно помнить, что попытка покупки таких лекарств для терапии или ввоза (даже с наличием рецепта) будет уголовно преследоваться.

Справедливости ради надо отметить, что ранее в нашей стране существовали научные исследования и клиническая практика применения стимуляторов для терапии СДВГ (см., например, статью Узбеков М.Г. «Гиперкинетический синдром как проявление нарушений развития моноаминергических систем головного мозга», 2006), однако на сегодняшний день мы имеем абсолютно иные принципы и традиции терапии: из препаратов с доказанной эффективностью используется атомоксетин, ноотропные препараты, нейропептиды, антидепрессанты и др. Для тех читателей, кто хочет подробнее изучить этот вопрос, мы предлагаем обратиться к работам Заваденко Н.Н., клиническим рекомендациям Корня Е.В. и Куприяновой Т.А. Тех читателей, которые заинтересуются ролью различных нейромедиаторов (дофамина, норадреналина, серотонина, окситоцина и других) в работе нашего мозга и принципах работы лекарственных средств мы можем порекомендовать прекрасную серии лекций «Химия мозга» профессора биологического факультета МГУ Вячеслава Дубынина, которые доступны на обучающих онлайн-платформах.

При редактировании книги мы постарались указать все доступные на русском языке переводы книг, на которые ссылаются авторы, дать пояснения научным терминам и явлениям, описать те методики помощи детям, подросткам и взрослым с СДВГ, которые используются в России. Надеемся, что комментарии редактора сделают Ваше знакомство с книгой еще более увлекательным и интересным! Приятного чтения!

Никифорова А.Н.,

нейропсихолог Центра помощи детям с трудностями в обучении «Ассоциация дислексии», ведущий нейропсихолог Центра диагностики и коррекции «Итэль»

Загрузка...