Ср.: Wheeler 2001: 170–174.
Ср.: Darkó 1935: 449–450; 1937: 147; Хазанов 1975: 252–273.
Хазанов 1975: 11–12.
Strab., VII, 3, 17; Amm., XXXI, 2, 18–19; ср.: Verg. Georg., III, 349–355; Mart., X, 20, 8; также см.: Кун 1947: 17–18; Вязьмитина 1986: 216.
Ср.: Хазанов 1975: 265–273.
Amm., XXXI, 2, 13; ср.: 17; см.: Bachrach 1969: 167; Хазанов 1971: 84; 93; Кузнецов 1984: 5; 1992а: 11; Ковалевская 1992: 46; Скрипкин 1996: 165–166.
Латышев 1890–1906; Гаглойти 1999–2000; Алемань 2003 (см. рецензию: Гаглойти 2007).
Ельницкий 1961: 168–190; Туаллагов 2014а: 86–87; ср.: Иванчик 2010: 336–337.
Иванчик 2010: 350; Сапрыкин 2010: 120–121; 2012: 186–203; Туаллагов 2014а: 240–241.
См.: Иванеско 2000: 23–24.
Ср.: Нефёдкин 2001: 171–173.
Ростовцев 1914: 328–342; 1918: 130–133; 173.
Блаватский 1954: 113–123.
Смирнов 1961.
Хазанов 1966; 1966а; 1968; 1970; 1971 (второе неизмененное издание – Хазанов 2008, с дополнением А. В. Симоненко (2008: 238–286), материал которого затем вошел в его монографию – Симоненко 2010; 2015).
Как показал петербургский историк В. П. Никоноров, термин catafractarii применялся в античности только к всадникам римлян, тогда как название cataphracti обозначало тяжеловооруженную конницу различных народов (Nikonorov 1998: 131–138; Никоноров 2007; 2008: 6–12; contra: Перевалов 2006а: 46–50; 2010: 200–202, примеч. 49). В западной историографии, не связанной с отечественной, для обозначения древней тяжеловооруженной конницы обычно используется термин cataphracti, тогда как римские всадники именуются catafractarii. Подробнее см.: Нефёдкин 2004а.
Симоненко 1986; Simonenko 2001; Симоненко 2010 (дополненное второе издание – Симоненко 2015).
Симоненко 2001; 2002: 110.
Перевалов 1997; 1999; 1999а; 2001; Perevalov, Lebedynsky 1998: 7–21.
Мнение: Симоненко 1999; 2001; 2002: 110–122; 2008: 273–275; 2008а; 2010: 81–90; 2015: 93–100; мнение: Перевалов 1999а; 2006: 42–45; 2007: 143–156; 2010а; 2014; pro: Скобелев 2013: 68–93; Гаибов, Кошеленко 2013 (на среднеазиатском материале).
Нефёдкин 1999; 1999a; 2001 б, в; 2004 (перевод статьи на французский язык: Néfedkin 2009); Нефёдкин 2004; 2004а, в, г; 2007; 2009; Nefedkin 2006; монографии: Нефёдкин 2004б (отзыв см.: Белоусов 2010б: 56); 2011.
Каминский 1992; 1993.
Брошюра: Туаллагов 1993; статьи: Туаллагов 2000; 2001а; 2004.
Сланов 2000; 2000а, б, в, г; 2002; 2007; Сланты 2000.
Сланов 2000а; ср.: Сланов 2000: 17–18; рецензии на работу В. В. Тараторина см.: Нефёдкин 1999б; 2000а; 2002.
Сланов 2013: 160–365; также см. монографию: Сланов 2008 (non vidi).
Кармов 2009; статьи по теме: Кармов 2005; 2005а; 2008; 2011; 2011а.
Автореферат: Белоусов 2010а; статьи: Белоусов 2010; 2010 б; 2012.
Балабанова 2001; 2001а; 2003; 2012; 2014; 2016; Балабанова, Перерва 2007.
Вдовченков 2004; 2012; 2012а; 2013; 2014; 2015; 2016.
Ginters 1928: 75–79.
Sulimirski 1970: 27–32; перевод: Сулимирский 2008: 16–20.
Bachrach 1973; русские переводы см.: Бахрах 1993; 1993–1994. Из-за настороженного отношения к обоим переводам я использовал английский оригинал, на который и даю ссылки.
Bachrach 1973: 23–24, 87–93, 166–171.
Mielczarek 1993: 95–102; 1999а; Brzezinski, Mielczarek 2002.
Müller 1998: 68–117, 160–161.
Coulston 1989; 1991; 2003; 2017.
Vaday 2001.
Istvánovits, Kulcsár 2001.
Лебединский 1996; 1997; Lebedynsky 2001: 40–48; 2002: 162–175, 236–241 (non vidi); Perevalov, Lebedynsky 1998: 23–60.
Boss 1994/1995.
Традиционная датировка: Смирнов 1964а: 290; 1984: 36, 123; Симоненко 1981: 52; новая: Щукин 1984: 31; 1994: 83–87; Виноградов, Марченко, Рогов 1997: 93–103; Виноградов 2000; см.: Мордвинцева 2013: 34, 37–38.
Клепиков 2002: 125–140; Медведев 2009: 4; Скрипкин 2014: 8–9.
Глебов 2011: 75; Скрипкин 2014: 9; ср.: Берлизов 2011: 62.
Виноградов 2004: 22–23; Лимберис, Марченко 2010: 261–265; Виноградов, Марченко 2014: 144; Скрипкин 2014: 9.
Виноградов, Марченко, Рогов 1997: 100; Виноградов, Марченко 2014: 147; Скрипкин 2014: 9–11.
Виноградов 1997: 112–22; Виноградов 2004: 21; Скрипкин 2014: 7; Мордвинцева 2015: 135–140.
Виноградов, Марченко, Рогов 1997; Виноградов 1998; Виноградов, Горончаровский 2009: 109–112; Виноградов, Марченко 2014: 149–155; ср.: Мордвинцева 2015: 140–144.
Полин 1992: 24, 66, 73–98, 121–122; Скрипкин 1994: 78; 2014: 12; 2016; Виноградов 1998: 6–9; Клепиков 2002: 138–140; Полин, Симоненко 2004: 367–373; Лысенко 2006: 78–79; Медведев 2009: 4–5; Лимберис, Марченко 2010: 267; Гречко, Карнаух 2011: 245–259; аридизация: Рысков, Демкин 1997: 143–148; Демкин, Демкина 1998; Таиров 2008: 79–80; однако ср.: Берлизов 2004: 75–79 (по археологическим данным, миграция коррелирует с периодами увлажнения в Подонье, Предкавказье и Приуралье).
Ю. А. Кулаковский (1899: 5, примеч. 1; 2000: 51–52, примеч. 3) отождествляет этих ургов (Οὖργοι) с «земледельцами» (Γεωργοί). Согласно предположению К. Ф. Смирнова (1984: 120), урги – это оседлые скифы, жившие в низовьях Днепра. Существуют предположения, что под данным непонятным названием скрываются сарматские жрецы (Симоненко 1999: 283–284) или урги-«волки» – название сарматских молодежных отрядов (Вдовченков 2004: 137–138; 2013: 196; Бондаренко 2014: 158).
Виноградов 2004: 25; Скрипкин 2010: 289–290; Виноградов, Марченко 2014: 156.
Виноградов, Марченко, Рогов 1997: 94; ср.: Скрипкин 2014: 11 (к западу от Днепра сарматы лишь с I в. н. э.).
Виноградов 1963: 142; 1965: 114–115; Мачинский 1974: 122–125; Щукин 1989а: 70; Скрипкин 1994: 80; Шилов 1983: 34–48; Кузнецов 1992: 11–13, 19, 36–37; Виноградов 2004: 22 (данные Страбона – конец II – начало I в. до н. э.); Балабанова 2012а: 7–8.
Ростовцев 1915: 59–60; Марченко 1996: 124–126; Olbrycht 2004: 335–336; Лимберис, Марченко 2010: 269. Гатал – сиракский царь – участник боевых действий: Прокопенко 2007: 220–222. Н. Ю. Лимберис и И. И. Марченко (1989: 124) рассматривали Гатала как предводителя орды сираков, Н. Е. Берлизов (1998: 63) – как главу сираков или аорсов, а А. В. Исаенко (1993: 165) – «царских языгов». Е. А. Молев (2012) доказывает, что владения Гатала находились в Прикубанье.
Ростовцев 1915: 58–61; Пудзовский 2001: 90; Виноградов, Горончаровский 2009: 124; ср.: Полин 1992: 92 (событие не ранее I в. до н. э.).
Толстой 1918: 40–41; Соломоник 1962: 38–39; Брашинский 1973: 130–131; Пудзовский 2001: 92–93.
Смирнов 1984: 67–68; Виноградов 1989: 181–182; Виноградов 1998: 8–9; 2004: 21; 2006: 125; Симоненко, Лобай 1991: 76–78; Дзигорский 2003: 8–23; Виноградов, Марченко 2014: 150; ср.: Пудзовский 2001: 87 (царские скифы); Лимберис, Марченко 1989: 124: (сираки); Полин 1992: 88–90; Полин, Симоненко 2004: 370 (донские или прикубанские сарматы); Русяева 2008: 220 (скифы, сарматы или фракийцы).
Сапрыкин 2006: 236.
Панченко 1999: 18–25; Алемань 2003: 162–163; Аржанов 2010: 114–117; Перевалов 2011: 3–4.
Щукин 1994: 175; Olbrycht 2004: 337–340, 347; Прокопенко 2007: 225–226; Сапрыкин 2010: 99.
Скрипкин 1994: 80.
Железчиков 1983: 49–58; Иванов 1994: 86–87; Вдовченко 2016а: 12; ср.: Таиров 2008: 79–80. Н. Е. Берлизов (2014: 30, 37) считает, что племена среднесарматской культуры не были новыми мигрантами с Востока, однако М. А. Балабанова (2014: 24–28; 2016а: 25–29) на основании краниологических исследований доказывает, что в Волго-Донском регионе появились новые пришельцы.
Ростовцев 1918: 173; 1993: 95; Сокольский 1954: 13–14; Десятчиков 1968: 47; 1972: 71; 1974: 19; Горончаровский 1993: 81; Шаров 1998; Яценко 2008: 296–297; Виноградов, Горончаровский 2009: 291; Трейстер 2010: 484–531; Циглер 2015: 48–49; ср.: Яценко 1994: 26; Yatsenko 2003: 89; Вдовченков 2014: 50 (сильная сарматизация со второй половины II в. н. э); Сапрыкин 2006: 240–243 (сарматизация культуры и населения с III в., а до этого – эллинизация). В. И. Абаев (1958: 58–59) пытался по нартовским сказаниям показать роль боспорского царя во внутрисарматских взаимоотношениях.
Виноградов 1965: 114–119; Шилов 1993: 42; Щукин 1994: 205; Марченко 1996: 133; Виноградов, Горончаровский 2009: 260–271.
Максименко 1998: 174; Шевченко 2003: 58; Лимберис, Марченко 2010: 277.
Алемань 2003: 163; Сапрыкин 2005: 57; Виноградов 2006: 189–190; Перевалов 2011: 4.
Симоненко 1987а: 55; 1992: 162; Щукин 1989а: 74–75; Скрипкин 1997: 78–93; 2014: 15; Дзигорский 2003: 91; Виноградов 2006: 190–193; Кодзаев 2008: 39.
Дзиговский 2003: 68–69; Скрипкин 2013: 11.
; Щукин 1989а: 75–76.
Глебов 2001: 198; ср.: Никулицэ 1987: 234–238.
Вулих 1974: 66; Щукин 1989а: 71; Istvánovits, Kulcsár 2003: 230.
См.: Виноградов 1994: 152; Bichir 1977: 95. Сам Флор называет эти операции «Сарматской войной». Другая датировка этих событий – 10–12 гг. н. э. (Дзигорский 2003: 80).
Mon. Ancyr., 31, 2; ср.: Horat. Carm., IV, 15, 21–24; Aur Vict. Vir. ill., 79, 5; Eutrop., VII, 10, 1; Златковская 1951: 43; pro: Подосинов 1976: 28–29.
Щукин 1992: 117; Колосовская 2000: 64–65; Пудзовский 2001: 103; Яценко 2001; Туаллагов 2014: 161; 2014а: 244.
Щукин 1989а: 80; Деревянко 2015: 216.
Щукин 1992: 116; Виноградов 1994: 165; Балабанова 2012а: 8–9; ср.: Яценко 1993б: 83.
Кулаковский 1899: 13–14; 2000: 55; Щукин 1989а: 75; Иштванович, Кульчар 2009: 143–151.
Колосовская 2000: 62–63.
О происхождении аланов: Раев 1989; 2008; Скрипкин 1989; 2010; Яценко 1993; Глухов 2005: 113; Берлизов 2011: 64–65; Туаллагов 2014: 7; 2014а: 284–364; восточный элемент у аланов: Скрипкин 1990: 201, 221–222; 1997: 28–30; 2010: 246–255; Лысенко 2002: 43–140, 273–338; Гутнов 2003: 36–37; Глухов 2005: 112–120; Яценко 2008: 283 (из Кангюя); Берлизов 2014: 30–38 (мигрировали с Сырдарьи); Туаллагов 2014а: 284–285 (из среды тохаро-юэчжей); Берестнев 2015: 46. М. А. Балабанова (2003: 69; 2014: 26–29; 2016а: 36), анализируя краниологию, доказывает, что новые восточные мигранты в среднесарматскую среду характеризуются монголоидной примесью (обычно у женщин) и обычаем деформации черепа.
Яценко 2008: 283–285; Скрипкин 2010: 255–256, 289–290; Вдовченков 2014: 51.
Глухов 2005: 118; ср.: Берлизов 2011: 60–63.
Возможно, Иосиф описывает тут события конца 69 г. (Рубцов 2003: 37).
Колосовская 2000: 67–68; Балабанова 2016: 6; ср.: Кянджунцян 1965: 135 (считает, что военные действия против сарматов велись на кавказском фронте).
Исаенко 1993: 175; Istvánovits, Kulcsár 2003: 231–237.
Cichorius 1896: Taf. XXIII, 75–76; XXVIII, 94; ср.: Симоненко 1999: 315 (языги).
Симоненко 1994: 81.
Кругликова 1955: 131.
Колосовская 1973: 215; 2000: 100–101.
Алемань 2003: 119–120; Деревянко 2015: 217
Скрипкин 1997: 37–43; 2010: 281, 289–290; Максименко 1998: 167; Симоненко 1999: 322–326; Раев 2008; Туаллагов 2014: 8; 2014а: 366.
Глухов 2005: 119–120.
Удальцова 1946: 47; Габуев 1999: 20; Балабанова 2016: 6. Т. А. Габуев (2001: 218) на основании свидетельства Сенеки (Thyest., 627–631) доказывает, что аланы производили свои набеги на Римскую империю уже в середине I в. (ср.: Яценко 2002).
Колосовская 1973: 217.
Абрамзон 1999: 180–181.
Елипашева 1956: 10–14.
Можно серьезно не воспринимать предложение Каракалле дать титул Sarmaticus Maximus после убийства Геты в 212 г. (SHA, XIV, 6, 6; Stein 1921: 17).
Кругликова 1955: 139.
См.: Ременников 1954: 33–34.
Кругликова 1955: 157–158; Рацэ 2002: 13, 20–22.
Колосовская 2000: 140.
Barnes 1976а: 178, 188; 1982: 255; Kovács 2011: 144. Всего во время правления Диоклетиана (284–305 гг.) Я. Харматта насчитал семь походов против сарматов (Harmatta 1970: 49, 56).
289 г.: Barnes 1976а: 177; Kovács 2011: 144; 294 г. и 299–300 гг.: Barnes 1976а: 187–188; 1982: 257; Kovács 2011: 146–147; 302 г.: Kovács 2011: 147; ср.: Barnes 1976а: 191 (ILS 695 – нельзя исключить, что речь в надписи идет о победе цезаря Севера в 305/6 г.).
Stein 1921: 20; Ременников 1990: 32–33; Kovács 2011: 147–148.
Barnes 1976: 155; 1976а: 192; 1982: 257; Kovács 2011: 147.
Barnes 1976a: 192; ср.: Kovács 2011: 147–148 (в 307 или в 310 г.).
Ременников 1990: 39–41; ср.: Barnes 1976: 154; Корсунский, Гюнтер 1984: 31.
Согласно А. В. Исаенко (1993: 183), роксоланы. Равсимода иногда рассматривают как боспорского царя Радамсада (309/10–320–322 гг.), вторгшегося в империю во главе крымских сил (Васильев 2002: 12; 2010: 245–258; Журавлев, Мокроусов, Сапрыкин 2010: 176; ср.: Шаров 2002: 210–215).
Реконструкция событий по: Ременников 1990: 41–45.
Harmatta 1970: 52; Колосовская, Штаерман 1988: 649; Деревянко 2015: 218.
Ременников 1957: 402; 1990: 13. Существует и противоположное мнение, сопоставляющее сарматов-«свободных» с языгами, а «рабов» – с роксоланами (Vaday 2001: 181; Борисов 2011: 46). А. М. Хазанов (1975: 162) рассматривает лимигантов как зависимых земледельцев.
Реконструкцию событий см.: Ременников 1957: 415–416; 1990: 55–62; ср.: Буданова 1999: 144–148; Вольфрам 2003: 95–97. А. В. Исаенко (1993: 181–182), исходя из осетинской этимологии, рассматривает войну аркарагантов и лимигантов как социальную борьбу между старой знатью – алдарами и новым нарождающимся военным сословием (ср.: Вдовченков 2012: 59–60). Название «ардараганты» этимологизируют из осетинского aeldar как «рукодержец»= «царский», а лимиганты от liman— «друг, союзник» (Исаенко 1993: 182; Вдовченков 2004: 137; 2012а: 78; Медведев 2009: 13; Яценко 2008: 305; Вдовченков 2012: 59–60; Туаллагов 2014а: 322). Однако, похоже, что этимология этнонима Limigantes связана с латынью: limes («граница») и gens («племя») – «пограничное племя» (Колосовская 2000: 144).