Мир сармато-аланских племен в первые века новой эры (в эпоху своего расцвета) занимал широкую степную зону от Центральной Азии до Дуная. Сами сарматы в эту эпоху не представляли собой единого этноса, а делились на несколько союзов племен, большинство из которых занималось кочевым скотоводством, хотя среди них присутствовал и земледельческий элемент – в основном зависимые племена. Согласно А. М. Хазанову, у сарматов был третий тип кочевания, для которого характерны стабильные маршруты кочевий и зимние стоянки, однако при этом номады земледелием не занимались[3]. Поскольку важное место в хозяйстве занимала лошадь (Dionys. Perieg., 308; Amm., XXXI, 2, 19), то летом сарматы кочевали в ковыльной разнотравной степи ближе к зоне лесов, а зиму проводили у побережья моря в поймах рек[4].
Приходится признать, что сам свод данных о сармато-аланском мире у нас весьма неполный, в первую очередь это касается истории и духовной культуры. Ведь у сарматов не было письменности, тогда как многие стороны культуры выясняются в основном по нарративным источникам. Картина этого мира несколько проясняется в зонах соприкосновения с письменными цивилизациями, античным миром и Закавказьем. Именно свидетельства из источников в данных регионах проливают свет на историю сарматских племен и их отношения с миром.
Наиболее информативны античные источники, тогда как закавказские более сложны для интерпретации. Греко-латинские авторы фокусируют свое внимание на событиях, происходящих в Дунайском и, в меньшей степени, Кавказском регионе. О последних нас информируют также и закавказские (армянские и грузинские) источники. События и реалии собственно сарматов Северного Причерноморья и Центральной Азии обычно отражены в письменной традиции крайне скупо и отрывочно. Взаимодействие сарматов с внешним миром велось по различным направлениям, будь то дипломатические контакты, торговые связи или военные действия. Наиболее полная информация у нас имеется как раз о военных конфликтах, которые, само собой разумеется, вызывали повышенное внимание древних вследствие их обычной деструктивной роли в жизни социума.
Итак, нам приходится воспринимать сарматов и аланов через призму воззрений на них античных авторов. Эти кочевники объединялись античными авторами под единым наименованием, не только исходя из своего географического положения, но и вследствие единообразия обычаев, степного образа жизни и военного дела (например, см.: Amm., XXXI, 2, 17–25). Очевидно, не случайно греко-римские авторы отмечали сходство военного дела населения северной части циркумпонтийской зоны: у номадов веками складывалась общая военная культура, которая для смотрящего со стороны жителя античной цивилизации была однородна. Однако, естественно, каждый этнос имел свои особенности в манере ведения войны, тактике и вооружении, но эти черты плохо прослеживаются в источниках, а сама информация о них разбросана по произведениям разных древних авторов.
Хотя рассказчик, описывая своим согражданам иноземные народы, в первую очередь обращал внимание на их диковинный внешний вид, то есть на то, что сразу бросалось в глаза, но как раз этой информации в источниках сохранилось весьма немного, возможно, она просто была утрачена. Вместе с тем, у людей греко-римского мира сложился стереотип в описании сарматов, а затем и аланов как полудиких воинов, которые в бою совершенно не ценили свою жизнь, яростно бросаясь на врага, что, естественно, отличало их образ ведения боя от античного. Для кочевника обычно именно война была наиболее престижным и весьма прибыльным видом деятельности, которым занимались перманентно, поэтому война воспринималась не как какой-то эксцесс, а как обычный жизненный процесс. Вследствие «милитаризации» культуры кочевников сведения о вооружении и способе ведения войны сарматов и аланов у древних авторов сохранились более полно, что, очевидно, объясняется их многочисленностью в античности. Анализу этих данных, дошедших до наших дней через свидетельства греко-римских авторов и, соответственно, прошедших через призму восприятия последних, и посвящена эта книга.
В сохранившихся источниках весьма слабо прослеживается эволюция военного дела сарматов, хотя, естественно, она происходила. Античные авторы просто фиксируют состояние военного дела в данный конкретный момент, о котором идет речь в данном сочинении. Археология же наглядно иллюстрирует развитие вооружения, что обычно связано с изменениями в различных сферах военного дела. Учитывая консерватизм кочевого общества, следует полагать, что основные черты военной культуры, которые можно назвать общекочевыми, по-видимому, остались без особых изменений. Военное дело зависит, в первую очередь, от социального устройства общества, а оно, со своей стороны, базируется на экономике, зависящей, в свою очередь, от экологической системы[5]. Поэтому представляется вполне обоснованным для реконструкции малоизвестных или совсем неизвестных деталей военной системы обращаться к сведениям о других степных народах Евразии.
Хронологические рамки работы обусловлены сведениями греко-римской традиции о военном деле сарматов и, позднее, аланов. Точкой отсчета служит II в. до н. э., когда сарматские племена вышли на политическую арену античного мира и сведения об их военном деле появились в нарративных памятниках, заканчивается же повествование V в., когда аланы и сарматы исчезли со страниц произведений позднеантичных авторов. Естественно, при скудости информации приходилось привлекать как более ранний материал, так и более поздний (VI в.), что служило базой для сравнений и сопоставлений. Поскольку аланы являлись частью сарматских племен и имели единый культурно-хозяйственный тип, целесообразно было включить их военное дело в общее описание. Тем более что в поздней античности аланами зачастую именовали различные сарматские племена[6].
Информация о военном деле сарматов и аланов весьма скудна и разбросана по многочисленным произведениям античных авторов, значительная часть которых была собрана филологом-классиком Василием Васильевичем Латышевым (1855–1921). Осетинский историк Ю. С. Гаглойти собрал свод античных и византийских источников, к которым он прибавил армянские памятники V–XV вв., где сохранилась информация об аланах; фундированную хрестоматию античных и средневековых сведений по аланам составил лингвист Агусти Алемань, которую он защитил в качестве диссертации в Университете Барселоны в 1997 г.[7]. Всё это облегчило выборку материала по теме. Отметим лишь наиболее информативные источники, более полный их перечень читатель найдет в ссылках в подходящих местах монографии, посвященных разным аспектам военного дела. Для нас наибольшую значимость имеют свидетельства Овидия, Тацита, Арриана, Лукиана, Диона Кассия и Аммиана Марцеллина. Естественно, данные этих авторов рассматриваются с точки зрения изучения военного дела.
За точку отсчета нужно принять немногословные сведения географа Страбона (ок. 64/3 г. до н. э. – ок. 29 г.). В частности, он оставил краткое описание вооружения роксоланов, относящегося к концу II в. до н. э. (Strab., VII, 3, 17), которое явно было почерпнуто из компетентного источника.
Знаменитый латинский поэт П. Овидий Назон (43 г. до н. э. – ок. 18 г.), сосланный в ссылку в город Томы на западном берегу Понта Евксинского, провел там последние годы своей жизни (8–18 гг.). Свидетельства Овидия ценны именно тем, что он лично наблюдал своих варварских соседей: гетов и сарматов-языгов, продвинувшихся к этому времени к Нижнему Дунаю. Они встречались ему и внутри города, он наблюдал их и вовне стен при несении стражи. Естественно, первое, что бросалось в глаза бывшему столичному жителю, – это необычное обличье местных варваров, их одежда и вооружение. Поэт в своих «Скорбных элегиях» и «Письмах с Понта» создает обобщенный образ варварского воина-всадника, в котором присутствуют как гетские, так и сарматские черты. Впрочем, первые преобладают. Никакой другой античный автор не упоминает столько разных предметов и деталей сарматского вооружения.
Определенные данные античной географической традиции о Северном Причерноморье сохранил в своем «Землеописании» (ранее 43 г.) римский географ Помпоний Мела. Описание географом скифских народов во второй книге архаично для его времени и восходит, как считается, к эллинистическим землеописаниям, базировавшимся на ионийской традиции, параллельной Геродоту, тогда как в третьей книге автор ориентировался на римскую карту[8]. В целом же описания сарматов и Сарматии важны для нас как источник для сопоставления и изучения (Mela, II, 11–14; III, 28–30).
Великий римский историк Корнелий Тацит (ок. 55 – ок. 120) оставил нам описания двух битв, в которых участвовали сарматы. Первый бой произошел во время вторжения роксоланов в Мёзию зимой 69 г. (Tac. Hist., I, 79, 1–4), а второй – во время иберо-парфянского конфликта в 35 г. (Tac. An., VI, 35, 1–2). Несмотря на риторизированность и драматизацию повествования, в целом характерные для Тацита, свидетельства историка явно восходят к компетентным источникам. Он кратко и ясно рисует нам способ действия сарматских всадников и их вооружение, манеру использования оружия. Данные описания предоставляют нам уникальную информацию о сарматской тактике и вооружении, дают опорную точку для выявления дальнейшего развития сарматской конницы.
Писатель периода Второй софистики и профессиональный военный Флавий Арриан (ок. 89 – после 169/70) был первым имперским полководцем, кто в ранге пропреторского легата провел самостоятельную кампанию против аланов в 135/6 г. Хотя битвы и не произошло, поскольку аланы повернули назад, но большая часть каппадокийской армии была мобилизована и вышла навстречу противнику. В результате заочного знакомства Арриана со своими противниками для римской армии в Каппадокии была разработана «Диспозиция против аланов», которая давала указания по отражению атаки конницы номадов. План, по-видимому, был составлен исходя из агентурных сведений и другой доступной наместнику информации, поэтому его данные носят гипотетический, хотя и очень реалистический характер и дают нам важные данные по вооружению и тактике аланской конницы. Еще одной работой Арриана, где упоминаются сарматские и аланские всадники и их оружие, является «Тактическое искусство». Здесь автор конкретно рассказывает о том, какие методы алано-сарматской конницы переняли римляне к середине 130-х гг. (Arr. Tact., 4,3; 7; 44,1).
Путешественник эпохи Антонинов Павсаний (ок. 115 – ок. 180) описал достопримечательности Греции, которые сохранились к последней четверти II в. Естественно, автора интересовали в первую очередь древности и диковинки, которые он мог наблюдать или о которых он знал из книг. Среди прочих разнообразных и разнородных сведений Павсаний (I, 21, 5–6) оставил нам описание сарматского панциря, который он лично видел как посвящение в афинском храме Асклепия. Для жителя империи чешуйчатый доспех из обработанных конских копыт был весьма экзотической и интересной вещью, заслуживающей отдельного пассажа в сочинении. Описание панциря перерастает у Павсания в рассказ о необычности вооружения и его использовании у дунайских (?) сарматов.
Несколько неожиданно для себя мы встречаем интересную информацию о тактике аланов у сатирика Лукиана (ок. 120 – после 180 г.). В произведении «Токсарид, или Дружба» автор в форме диалога сравнивает дружбу у греков и у скифов. В этот диалог включена новелла с описанием кампании и генерального сражения скифов с боспорцами и их союзниками, аланами, сарматами и махлиями (Luc. Tox., 54–55). Несмотря на то что описание достаточно абстрактное и носит, скорее всего, гипотетический характер, мы все же можем почерпнуть из него определенные характерные черты о тактике и вооружении населения Северного Причерноморья. Источник Лукиана неизвестен, но, вероятно, в своем описании автор опирался на современную ему военную практику середины II в. (ср.: Luc. Tox., 9). Естественно, нельзя исключить использование Лукианом более древнего (эллинистического) материала, но совершенно ясно, что автор вносил современные ему элементы в повествование (в частности, название тех же аланов)[9].
Важное значение для изучения военного дела сарматов имеет один пассаж римского историка Диона Кассия Коккеяна (ок. 160 – ок. 235), сохранившийся в изложении византийского монаха Иоанна Ксифилина. Речь идет о битве римлян с языгами на льду Дуная зимой 173/4 г. в ходе Маркоманнских войн (Dio Cass., LXXI, 7, 1–5). В данном пассаже автор описывал реалии своей современности и явно пользовался компетентным источником. Несмотря на краткость и определенную риторизированность повествования, мы здесь ясно видим основные тактические принципы языгской конницы и ее вооружение. Сопоставляя эти данные со свидетельствами других источников, можно лучше представить общую картину развития конницы сарматов.
Более поздним трудом, сведения из которого особенно ценны для изучения сарматского и аланского военного дела, является сочинение последнего крупного историка античности Аммиана Марцеллина (ок. 330 – ок. 400). Он был не только высокообразованным человеком, но и профессиональным военным, штабным офицером, принимавшим участие в военных кампаниях. Его описания сражений компетентны, хотя под влиянием своего образца для подражания, Тацита, они риторически обработаны и подчас не совсем ясны. Очень важные сведения об аланах, под именем которых Аммиан понимает сарматов вообще, содержатся в этнографическом описании аланов (Amm., XXXI, 2, 12–25). Причем часть из этих сведений, без сомнения, относится к более ранней эпохе, ведь Марцеллин, как и другие античные авторы, не видел исторического развития явлений, статично воспринимая историческую эволюцию. Однако нельзя исключить и того, что не только в представлениях Марцеллина и в античных стереотипах кочевые этносы сохраняли свои социально-политические и военные особенности, но, возможно, так и было в действительности, ведь хозяйство, способ ведения войны у номадов отличаются консервативностью и даже закостенелостью.
Несомненно, на современных Марцеллину материалах построен рассказ о набегах сарматов на дунайские провинции Римской империи (Amm., XVII, 12, 1–3). Здесь точно подмечено вооружение сарматов, дана характеристика их лошадям. Данные сведения явно базируются на свидетельствах компетентных информантов, скорее всего очевидцев, тех, кто знал о сарматском способе войны. Определенные данные добавляет к нашим сведениям и рассказ о разгроме двух римских легионов сарматами в Восточной Паннонии в 373 г. (Amm., XXIX, 6, 13–14). Это описание очень кратко, но весьма ярко рисует тактику сарматских всадников той эпохи. Однако об этом событии автор, вероятно, имел довольно скудную информацию. У Марцеллина мы можем найти и еще целый ряд небольших, но не менее ценных свидетельств о военном деле сарматов и аланов, упоминания которых находятся в соответствующих местах работы.
Таковы наиболее важные античные источники по военному делу сарматов и аланов, сопоставляя и анализируя которые мы можем представить состояние последнего, а подчас и развитие. Около сотни других письменных источников, в которых также есть сведения о сюжете, читатель найдет в соответствующих местах книги. Естественно, подчас источники подвергаются неожиданной трактовке со стороны современных исследователей, в таких случаях я предпочитал следовать за информацией древнего автора, не за ее интерпретацией.
В качестве дополнительного материала в работе приводятся свидетельства закавказских, армянских и грузинских источников, которые иногда упоминают интересные подробности, отсутствующие в трудах античных авторов. Я старался активно не пользоваться таким богатым источником информации, как осетинский нартовский эпос, военное дело которого считается в основном восходящим к средне- и позднесарматскому периодам[10]. Действительно, фольклор доносит до нас отголоски определенных исторических событий, деятельности неких исторических персонажей и даже какие-то исторические реалии, которые необходимы по ходу рассказа, но все же основной блок реалий в эпосе достаточно поздний, ведь сам сюжет и реалии должны быть понятны слушателям, которым необходимо было отождествить реалии, упоминаемые сказителем, с известными им[11].
Историографию военного дела сарматов и аланов нельзя назвать обширной, хотя существует большое количество работ, посвященных отдельным археологическим находкам различных видов оружия и их классификации. Однако лишь в незначительном числе работ затрагивается военное дело в целом или различные его аспекты. Здесь остановимся на наиболее важных работах исследователей, которые написали диссертации, монографии или серии статей на данную тему.
Советская, российская и украинская историография, несомненно, богаче и разнообразнее, чем западная. Из дореволюционной историографии надо упомянуть работы одного из крупнейших антиковедов Михаила Ивановича Ростовцева (1870–1952), который в своих работах, посвященных Северному Причерноморью, затрагивал некоторые аспекты военного дела сарматов[12].
После Великой Отечественной войны разрабатывал тему известный советский археолог Владимир Дмитриевич Блаватский (1899–1980). В своей монографии о военном деле Северного Причерноморья он уделил определенное внимание вооружению сарматов и их боевому порядку, в частности он утверждал, что эти кочевники строились клином[13], что стало традиционным мнением в отечественной историографии.
Началом систематического изучения всего оружия ранних сарматов следует признать монографию сарматоведа Константина Федоровича Смирнова (1917–1980), которая, впрочем, прямо к нашей теме не относится, но важна для представления общего генезиса вооружения сарматов[14].
Одной из основных работ по теме до сих пор является монография советского (сейчас американского) номадоведа Анатолия Михайловича Хазанова (1937 г. р.), в которую вошел материал ранее написанной им кандидатской диссертации и статей по военному делу сарматов[15]. В работе по археологическому материалу детально анализируются все известные в то время элементы сарматской паноплии. Естественно, автор сопоставлял вещественный материал со свидетельствами античных источников. Для настоящей темы особенно значимой является последняя часть монографии, посвященная военному искусству и, в частности, «катафрактариям» – термин, который с легкой руки автора широко вошел в отечественную и даже восточноевропейскую литературу как обозначение тяжеловооруженного всадника[16]. В монографии рассмотрены основные элементы военного дела сарматов в развитии, установлены три стадии последнего. Естественно, при этом автор в большей степени опирался на археологический материал, тогда как значительная часть античных источников не была использована.
Много внимания военному делу и, в первую очередь, оружию сарматов уделил в своих работах современный украинский археолог Александр Владимирович Симоненко (1950 г. р.), ведущий на настоящий момент исследователь сарматского оружия. Особо надо отметить его кандидатскую диссертацию, детально рассматривающую оружие, комплекс вооружения, а также тактику причерноморских сарматов и поздних скифов. Материал диссертации лег в основу большой статьи, можно сказать монографии, которая была опубликована на немецком языке, а затем в фундаментальную монографию, где дан анализ и типологизация сарматского оружия и конского снаряжения[17]. Впрочем, не со всеми историческими выводами А. В. Симоненко можно согласиться, особенно с теми, где автор, критически относящийся к нарративным источникам, отходит от чисто археологических вопросов и переходит к историческим характеристикам[18].
Владикавказский алановед Сергей Михайлович Перевалов (1950 г. р.) избрал темой для своих исследований аланские и сарматские сюжеты в работах Флавия Арриана «Диспозиция против аланов» и «Тактика». Немало оригинальных наблюдений автор делает по поводу манеры держания пики и посадки тяжеловооруженного всадника[19]. Во вспыхнувшей дискуссии между С. М. Переваловым и А. В. Симоненко по поводу реальности «сарматской посадки» мне ближе позиция первого автора, который, опираясь на источники и иконографию, считает эту манеру держания копья двумя руками и саму посадку реально боевыми, а не иконографическим шаблоном[20].
В параллельном с С. М. Переваловым русле вел работу и автор этих строк. Так, был опубликован первый перевод на русский язык «Диспозиции против аланов» Арриана, где в комментариях затронуты различные аспекты алано-сарматского военного дела. В процессе работы над данной темой был опубликован ряд статей, тексты которых в исправленном и дополненном виде вошли в состав первого издания данной монографии и в отдельную научно-популярную книгу[21].
Для сопоставления и выяснения особенностей военного развития аланов в Европе особое значение имеют работы археолога Владимира Николаевича Каминского (1957–1992), посвященные вооружению и военному делу аланов Северного Кавказа в период поздней Античности и раннего Средневековья. Хотя основной акцент в его статьях сделан на археологический материал, автор занимался не только вещеведением, он рассматривал и оружие в историческом контексте[22].
Небезынтересна и работа североосетинского археолога Алана Ахсаровича Туаллагова (1967 г. р.), изданная отдельной брошюрой (28 стр.). В ней автор решил применить идеи итальянского медиевиста Франко Кардини о происхождении средневекового рыцарства к материалу Северного Причерноморья, в частности, было рассмотрено влияние сарматских катафрактов на формирование рыцарей. Также А. А. Туаллагов написал ряд статей, посвященных военному делу аланов[23].
Любопытны и работы другого североосетинского археолога и историка, Алана Акимовича Сланова (1974 г. р.), которые базируются на его кандидатской диссертации, посвященной военному делу аланов в I–XV вв., вышедшей в 2007 г. в виде отдельной монографии[24]. В этой работе автор рассмотрел различные аспекты военного дела в его историческом развитии: комплекс вооружения, структура армии, военное искусство, боевые животные, фортификация. Хочется отдельно остановиться на статье А. А. Сланова, в которой автор пытается показать стратегию и тактику аланов в I–III вв. именно с военной точки зрения. Однако при этом автор увлекся идеями смоленского художника В. В. Тараторина, работы которого вообще не заслуживают внимания, но которые подкупают неискушенного читателя своей доступностью и простотой объяснений[25]. В результате у А. А. Сланова получилось, что племенная аланская конница сражается так же, как и регулярная византийская кавалерия, и уже от себя автор приписал осадное дело готов III в. аланам. Впрочем, статья, хотя в ней присутствует масса недочетов и ошибок, интересна, повторюсь, как попытка взглянуть на военное дело аланов с военной же точки зрения. В 2013 г. А. А. Сланов защитил докторскую диссертацию о военной культуре североиранских народов, вторая глава которой рассматривает военное дело скифо-сарматской эпохи (VII–I вв. до н. э.), где также обсуждаются сарматские сюжеты[26]. Впрочем, последняя работа страдает существенными библиографическими пробелами, не учитывая значительный блок отечественной и зарубежной историографии 1990-х – 2010-х гг.
Петербургский археолог Тимур Михайлович Кармов (1979 г. р.) посвятил свою кандидатскую диссертацию воинской знати Прикубанья и Закубанья в I – начале IV в. н. э. (72 могильника, главным образом зубовско-воздвиженской группы и Золотого кладбища). Предметом его работы стали погребения воинов, имевших тяжелое вооружение всадников. Автор, разобрав вооружение во второй главе диссертации, обращается в пятой главе и к общей проблеме происхождения катафрактов на юге России, делая акцент на образование у меотов военной элиты из сираков-сарматов и давая трехчастную периодизацию развития тяжеловооруженной конницы[27].
В 2010 г. археолог Владимир Владимирович Белоусов защитил в Воронежском государственном университете диссертацию, посвященную анализу вооружения и военного дела сарматов Подонья в I–IV вв. на основании более чем 350 комплексов с оружием. В этой работе автор дает свою классификацию и типологизацию артефактов и показывает эволюцию военного дела. В процессе работы над диссертацией В. В. Белоусов опубликовал ряд статей, в том числе статью, описавшую некоторые элементы военного дела сарматов по письменным источникам[28].
Волгоградский антрополог Мария Афанасьевна Балабанова написала ряд работ о сарматах, в том числе две информативные статьи о стратегии, тактике и вооружении сарматов по античным источникам и еще ряд статей – по важной и плохо исследованной теме военной травматологии костных останков[29].
Ростовский археолог Евгений Викторович Вдовченков (1978 г. р.) в целом ряде статей, преимущественно на археологическом материале, рассматривает военные структуры сарматского общества, как то: мужские союзы и военные дружины[30].
Как видим, исследование военного дела сарматов и аланов в русскоязычной историографии ведется по нескольким направлениям. Во-первых, это изучение, типологизация и классификация оружия; во-вторых, общие очерки военного дела в специальных и в общих трудах; в-третьих, работа с разнообразными письменными источниками, информирующими нас о данном сюжете; в-четвертых, изучение военных структур сарматского общества.
Зарубежная историография о военном деле сарматов и аланов не настолько богата, как отечественная. Специально описанию мечей, ножен, способов их ношения у скифов и, в гораздо меньшей степени, у сарматов посвящена монография Вальдемара Гинтерса, которая имеет для нас значение в плане сопоставления археологического материала с информацией письменных источников[31].
Известный польский археолог Тадеуш Сулимирский (1898–1983) в своей книге о сарматах посвятил несколько страниц общей характеристике военного дела, справедливо относя его к степному типу[32].
В 1973 г. появилась монография американского медиевиста Бернарда С. Бахраха (1939 г. р.), посвященная истории аланов[33]. Автор на основании античных свидетельств воссоздает историю аланов, от их появления на исторической арене до конца античного мира, когда их имя исчезает со страниц исторических хроник. Особым достоинством книги является то, что Б. Бахрах, как медиевист, привлек значительное количество позднеантичных и раннесредневековых источников, неизвестных отечественным исследователям. Естественно, для нашей темы имеют особое значение части книги, в которых описывается военное дело аланов[34].
В 1990-е гг. в связи с общим подъемом интереса к военному делу активизировалось и изучение военной культуры сарматов и аланов. Причем, как мы видели, этот процесс нашел свое отражение не только в русскоязычной литературе, но и в западной научной и научно-популярной литературе. Польский археолог Мариуш Мельчарек (1955 г. р.), в своей монографии о тяжелой коннице в древности, посвятил небольшую главу сарматским и боспорским катафрактам. В данной части разбирается терминология и вооружение сарматов. Развивая данный сюжет, М. Мельчарек опубликовал статью об организации войска роксоланов в конце II в. до н. э. – середине I в., где собраны некоторые сведения античных авторов по теме. И, наконец, венцом исследований автора по данному сюжету явилась небольшая (48 стр.) научно-популярная книга о военном деле сарматов, написанная при участии польского медиевиста Ричарда Бжезинского и изданная в известной английской серии Men-at-Arms в 2002 г.[35]. Работа охватывает весь период савромато-сарматской истории, с VI в. до н. э. по V в. н. э. Здесь после исторического введения рассматриваются такие аспекты военного дела, как вооружение, снаряжение, штандарты, организация, тактика. На сегодняшний день это единственная западная книга, специально посвященная нашей теме.
Диссертация швейцарского историка-норманиста Урса Мюллера (1964 г. р.), защищенная в 1996 г. на философском факультете Цюрихского университета, посвящена влиянию сарматов на военное дело, вооружение, ремесло, язык и религию германцев, преимущественно восточных. Автор, приводя историографический обзор каждого из элементов этого влияния, весьма осторожно замечает, что последнее прослеживается достаточно плохо в нарративных источниках, несколько лучше по археологическим данным, о чем говорит появление у германцев каркасного шлема, длинного меча и кольчуги[36].
Рассматривая различные сюжеты, связанные с римской армией, известный британский историк Джонатан Чарльз Нельсон Коулстон (1957 г. р.) написал ряд статей по сарматскому военному делу в связи с колонной Траяна. В частности, он произвел анализ описания Тацитом (Hist., I, 79) роксоланских катафрактов, как считает исследователь, на основании впечатлений очевидцев на дунайской границе[37].
Военная структура дунайских сарматов в первые века новой эры проанализирована в статье венгерского археолога Андреа Вадаи (1944 г. р.)[38]. Определенный вклад в разработку темы внесли статьи других венгерских археологов – Эстер Иштванович (1958 г. р.) и Валерии Кульчар (1958 г. р.), в частности работа, в которой рассматривается одежда и вооружение придунайских сарматов, при этом сопоставляются иконографический материал и археологические артефакты[39].
Небезынтересны и научно-популярные работы французского историка и оружиеведа украинского происхождения Ярослава Лебединского (1960 г. р.), которые посвящены рассмотрению в первую очередь оружия, а также общего состояния военного дела сарматов и аланов и их влияния на римскую армию[40].
Небольшая научно-популярная, но отнюдь не бесполезная статья историка Роя Босса рассматривает развитие военного дела сарматов и германцев и влияние, которое оказали первые на последних в процессе развития конницы[41].
Итак, можно, обобщив, сказать, что в историографии основным направлением в изучении военного дела сарматов и аланов является исследование оружия. Это, естественно, объясняется тем, что данные работы пишутся в основном археологами, изучающими предметы материальной культуры. Менее разработаны другие компоненты военного дела, которые требуют тщательного изучения письменных источников. Можно констатировать, что достаточно полный очерк развития военного дела сарматов представлен у А. М. Хазанова (в меньшей степени у А. В. Симоненко и М. Мельчарека), однако и у него основное внимание сосредоточено на эволюции тяжеловооруженной конницы, которая составляла лишь незначительную часть всей сарматской армии. При этом автор основное внимание уделил археологическому материалу, сопоставляя который с источниками, построил свою картину развития. Вместе с тем, несмотря на всю фундаментальность исследования, А. М. Хазанов рассматривает не все аспекты военного дела сарматов, что, вероятно, объяснялось другими целями работы. Из сферы его внимания выпало подробное рассмотрение стратегии, тактики, комплектования, системы командования и т. д. Настоящая же работа, наоборот, основывается на античных источниках и уже их затем сопоставляет с археологическим материалом, что составляет своеобразие данной книги. Только по письменным источникам можно ясно представить такие базовые элементы военного дела, как типология войн, стратегия, тактика, комплектование и численность армий и т. д. Археология же дает нам представление об оружии и комплексе вооружения, тогда как иконография, несмотря на всю условность изображений, лучше позволяет представить весь комплекс сарматского вооружения. Задача же дальнейшего исследования состоит в тщательном сопоставлении собранной из нарративных источников информации с археологическими данными с целью составления более полной картины развития военного дела сарматов и аланов.