Надо сказать, что сегодня вокруг жития Санта Клауса – святителя Николая – возникло много споров. Смысл их связан с тем, что существует несколько текстов разных времен, которые рассказывают о жизни и духовных подвигах разных святителей, названных одним именем – Николай. Наиболее известным из них, после самого Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских, жившего на рубеже III и IV столетий, является другой Николай, бывший епископом Пинарским (по городу в Ликии); называли его также Сионским (по монастырю у Мир Ликийских, где он обитал). Этот Николай жил позднее – в VI веке от Рождества Христова. Спустя некоторое время жития их перепутались, переписчики стали включать фрагменты одного жизнеописания в другое, а читатели стали воспринимать их как одно целое.
Все, кто занимался изучением Житий или биографий Санта Клауса – Николая Мирликийского – замечали некоторые несоответствия в их содержании. Одно Житие словно противоречит другому. То ли дополняет его, то ли, наоборот, предлагает другую канву повествования. Самые первые Жития рассказывали одно, а чуть более поздние – другое. Вроде бы и место событий указывается одно и то же – Миры и Ликия. И сан духовных подвижников одинаков – епископ (архиепископ). И имя такое же – Николай. Но что-то не склеивается. А точнее – в некоторых текстах упоминаются события, которые не могли произойти, указываются места, которых не было, и люди, которые не могли бы существовать в первой половине IV века, когда жил Николай Чудотворец.
Часто делают скидку на то, что жития, как жанр, не подразумевают исторической точности. В них могут быть и разночтения, и несуразности с точки зрения здравого смысла. Но в случае с Санта Клаусом – святителем Николаем – ситуация несколько иная. В его Житиях явно было заметно некоторое наложение разных по времени событий. Деяния одного приписывались другому.
Примерная схема расположения городов Миры, Патара и Сион на ликийском побережье (юго-запад современной Турции) в IV—VI в.
В этом многослойном текстовом пироге пытались разобраться еще столетия назад. И в настоящее время мы можем сказать, что фактически эта проблема решена. Мы можем выделить из многовековых наслоений образ настоящего Жития нашего героя, не забывая при этом и других его тезок, о которых христиане мира также терпеливо хранят память.
Мы сразу скажем, что в вышеупомянутых сплетениях текстов присутствуют даже не два, не три, а четыре подвижника с именем Николай.
Кто они, эти выдающиеся Санта Клаусы, почти современники?
1. Святитель Николай Мирликийский Чудотворец – главный почитаемый святой, епископ (архиепископ), живший на рубеже III и IV веков, частично, при императоре Константине I Великом. Мощи его хранятся ныне в Бари и в Венеции.
2. Николай Патарский – предполагаемый епископ города Патара, дядя и современник святителя Николая Мирликийского Чудотворца, вероятно проживавший также на рубеже III и IV столетий, но по возрасту много старше племянника. Возможно, его на самом деле не было.
3. Епископ (или архиепископ, или архимандрит) Николай Сионский (Пинарский) – обитавший в монастыре Сион поблизости от Мир Ликийских, потому и получивший имя Сионский. Жил в VI веке при императоре Юстиниане. Мощи его, возможно, частично находятся в Венеции.
4. Епископ (вероятно епископ) Николай – живший в Ликии также в VI столетии, дядя и современник епископа Николая Сионского. Мощи его частично хранятся в Венеции (о. Лидо).
Из указанных четырех имен мы выделим два наиболее для нас важных: Николай Мирликийский Чудотворец и Николай Сионский.
Надо сказать, что появлялись в истории Мир Ликийских еще и другие Николаи. Но их имена не сыграли существенной роли в той дальнейшей путанице текстов, о которой мы говорим.
Уже давно из всех Николаев «сложился» один, который объединил собой всех. Хотя на Западе замечали, что у этого «одного» святителя Николая существуют явно не похожие друг на друга жития. Такую несуразность можно было бы и не заметить. Но кропотливые и педантичные ученые зацепились за острый край проблемы. Возникла необходимость выявить настоящую правду из всех текстов. То есть – написать реальные жития хотя бы двух самых главных почитаемых святителей – нашего Николая Мирликийского Чудотворца (IV в.) и Николая Сионского (VI в.).
На основании разночтений иногда даже высказывались мнения, будто наш, признанный всеми Санта Клаус – святитель Николай Мирликийский, живший в IV веке – вообще не существовал. В одной из западных книг, выпущенной в 1959 году (Dom Prosper Guéranger, L’anno liturgico. – I. Avvento – Natale – Quaresima – Passione, trad. it. P. Graziani), в разделе от 6 декабря утверждается: «Слава святителя Николая, который считался великим среди греков уже в шестом веке, возрастала на Востоке и на Западе. Самое древнее его Житие названо Praxis de Stratelate, но мы не узнаем из него о жизненных подробностях с ним связанных, а самые последние годы его жизни вообще не заслуживают доверия».
Что же касается Николая Сионского (или Пинарского), то это был действительно очень уважаемый и замечательный, святой человек. Как мы уже говорили, он жил в VI веке, в Ликии. Год рождения не известен. У нас до сих пор о нем знают очень мало, скорее всего, даже ничего. Он совершил ряд добрых деяний и чудес, о которых рассказывается в его Житии. Главное, что он почитал и преклонялся перед своим предшественником – святителем Николаем Мирликийским. Он был настоятелем (архимандритом) Сионского монастыря, который существовал в нескольких километрах от Мир Ликийских. Уже будучи стариком, Николай Сионский отправился в Миры на праздник, где заболел. По возвращении в обитель он скончался 9 или 10 декабря 564 года. Похоронен был в церкви Сионского монастыря.
Такова была жизнь «другого» или, как писали древнерусские авторы, – «иного» Санта Клауса – святителя Николая, так или иначе связанная с ликийским городом Миры. Прояснения в житиях делаются каждый год. Новые данные разыскиваются профессионалами.
Часто делают скидку на то, что жития, как жанр, не подразумевают исторической точности. В них могут быть и разночтения, и несуразности с точки зрения здравого смысла. Но в случае с Санта Клаусом – святителем Николаем – ситуация несколько иная. В его Житиях явно было заметно некоторое наложение разных по времени событий. Деяния одного приписывались другому.
В этом многослойном текстовом пироге пытались разобраться еще столетия назад. И в настоящее время мы можем сказать, что фактически эта проблема решена. Мы можем выделить из многовековых наслоений образ настоящего Жития нашего героя, не забывая при этом и других его тезок, о которых христиане мира также терпеливо хранят память.
Предположительно древнейшее из известных ныне изображений святителя Николая Мирликийского. Фрагмент створки складного-триптиха VI в. из монастыря Св. Екатерины на Синае, Египет
В изучении и публикациях вариантов Житий нашего героя и по сей день происходит период углубления, накапливания и систематизации материалов. Пишутся даже «Новые Жития». Уникальное внимание к теме, несомненно, повлечет за собой очередные открытия и даже разгадки некоторых тайн. Впереди еще много непознанного. Работы хватит на всех. Почти вековая фраза академика, филолога и византиниста М. Н. Сперанского никак не устаревает: «Мы до сих пор еще не в состоянии разобраться в литературной истории целого ряда памятников, несомненно, разновременного и различного происхождения, связанных с именем святителя Николая».
И хотя мы знаем, что существовало два или даже четыре одноименных подвижника, которые как-то взаимосвязаны между собой, все же мы прекрасно понимаем, что был и есть один из них – святитель Николай – слава которого, что ни говори, бесспорна.
Санта Клаус – Николай Чудотворец – почитается в Православной, Католической, Англиканской, Лютеранской и древневосточных церквях. Он тот, без кого ныне невозможно осознавать сущность европейской цивилизации, раскинувшей свои ветви на разные континенты планеты Земля.