Суровые Смелые Парни
Сердцами Стуча в Пучину,
Сметая Стальные Путы,
Стирая Страх и Препоны,
Снуют по Седым Просторам,
Сверкая Святым Парадом.
и в Снег и под Солнцем Палящим
Струится Струною Парус,
Слагая Стихи и Песни
о Самом Стремительном Пароходе!
Не действующий Старо-Ладожский канал
Капиталку двигателя сделали за 3 недели. Заменили все детали, и если бы не ожидали обещанный В.Б.Толмачёвым новый коленвал, сделали бы быстрее.
У Алика случились неприятности с сердцем, и он не смог продолжить путешествие.
Поэтому экипаж уменьшился до 3-х человек: Юра, Игорь и я.
Схемы переходов
Ладога – Онега
Онега – Белозеро – Рыбинское водохранилище
Я прибыл на борт, полный надежд, но сильно расстроенный безмолвным прощанием супруги.
Кэп за время ремонта успел провести каких-то чудаков на их посудине из Олонца в Питер. Попал в сильный шторм, где заказчики прокляли всё на свете и остальную часть Ладоги проходил по каналу, где регулярно наскакивал на мели.
Протягивал руку он как-то осторожно. Оказалось, сунул палец во вращающийся ремённый привод воздушного компрессора для забивки аквалангов в трюме. Палец успел выдрать из шкива, но косточку раздробило. Осколки иногда показывались из пальца и он вытаскивал их зубами.
Свирь. Пострадавший палец
Вошли в р. Свирь. Река почти пустая. Судов нет. Течение приличное, поэтому скорость невысокая 6 км/час.
В Лодейном Поле сгорела рация, подключённая без штатного стабилизатора. Без неё идти нельзя.
Не раздумывая, Игорь на автобусе отправился в Питер, договорившись по телефону с продавцом, и на следующий день вернулся с новой, переносной рацией.
– Лёша, я сейчас покупаю билет на автобус в Питере. Забыл, как называется место, где мы остановились.
– Да ты что?! Лодейное Поле, здесь же Пётр строил свой флот.
В ожидании, мы заделали дырку в размороженной металло-пластиковой трубе от танка питьевой воды под обшивкой каюты.
А в свободное время устроили дегустацию индийского рома Олд Манк.
Прошли два Свирских шлюза – Свирьстрой и Подпорожье.
Рассвет на Свири
Заглохли на Свири сразу после прохождения встречного парохода, когда я был за штурвалом.
Намотало на винт или что-то с двигателем. Оказалось не закачали топливо в топливный расходник.
– Ты же говорил, что закачал расходник полностью – сказал Кэп!
– Так когда это было – ответил Игорь.
Я сварил суп из чечевицы и тыквы. Суп имел большой успех.
Вышли в 3=00. В 8=00 прошли Вознесенье на берегу Онеги. Погода отличная. Перебежали Онегу за 5 часов.
Вошли в Вытегру.
Анхимово
Пенная вечеринка на шлюзе
Прошли 2 шлюза Волго-Балтийского канала в местечках Вытегра и Белоусово.
Почувствовали немного нестабильные обороты двигателя, и показалось что упало давление масла в какой-то момент.
Я сварил борщ – ну очень вкусно получилось (вместо капусты, по ошибку нарезал салат Айсберг). Никто не понял кулинарного секрета.
19=00 встали на якорь в Белоусовском водохранилище.
6=00 прошли 3-5-й подряд и 6-й шлюзы Волгобалта.
Погода хорошая +5 тепла, солнце. Ночью около 0. Но в трюме даже жарко. Движение судов оживлённое, по сравнению с Невой.
Я как-то незаметно превратился в кока, т.к. как ни странно, всё получалось готовить вкусно.
20=00. Дошли до Белозера и решили пересечь его, не делая остановки.
Ближе к середине озера двигатель задурил.
– Это редуктор – поставил диагноз Кэп.
Шли на близких к холостым оборотах. Я за штурвалом. Ночь, все ушли спать.
На тихом ходу труднее держать курс. Вижу вроде встречный пароход, похоже – правее. Но по правилам надо обходить левым бортом.
Зову Юру – не откликается. Пошёл вправо и проскочил перед самым носом сухогруза!
Устал до глюков. Огоньков – как на новогодней ёлке и все двоятся или троятся.
Проснулся Юра, встал к рулю.
Вошли в устье Шекснинского водохранилища.
Встать негде, от фарватера глубина сразу 2 м. Отошли немного от фарватера, в 3=00 бросили якорь и сразу сели на мель. Пытались выйти назад, помогая вытяжкой якоря. Вроде немного сошли, но опять встали.
Плюнули, легли спать. Т.к. на низких оборотах слабая зарядка – вырубился свет. Кончились сервисные аккумуляторы.
Ночью раздуло, поднялась небольшая волна и корпус слегка раскачало. В 4=00 Юра поднял меня т.к. с кормы обнаружил бетонную плиту, на которую могло бросить и долбануть.
Завели, включили реверс и, одновременно я тянул якорь, – потихоньку стали сходить.
Я поднял якорь, в свете фонаря увидел что он поднялся, крикнул «якорь чист», но судно не шло. Оказалось что на якоре висит стальной трос в 1.5 дюйма толщиной. В темноте я его не заметил.
– Лёша, это означает что якорь совсем не чист – заорал капитан, и мы приступили к его очистке.
С помощью багра продели верёвки под трос и под якорь, и, с божией помощью и чьей-то матери, отделили якорь.
Отошли на 200 м и снова бросили якорь в 5=00.
– Подъём в 6=00 – скомандовал капитан.
9=00. Пошли Белозерским каналом в ремонт. Капитан немного срезал путь и снова сели на мель – уже совсем хорошо. Эх эхолот-то не работает.
– Немудрено на мель сесть, мудрено с неё слезть – изрёк Кэп.
Вызвали помощь. «Постановщик» пришёл часа через 3. Отблагодарили водкой.
Вернулись Белозером в городок Белозерск. Слегка штормило.
Я провёл небольшую экскурсию по Белозерску.
Славный, древний городок. Крепость со рвом, валом и монастырём, не знавшие штурма неприятеля.
Стоим в Белозерске. Ждём механика. Механик ни хрена не знает в РРП-40. Запчи – нет. Есть только гаечные ключи, да и то не все.
Экскурсия по Белозерскому Кремлю. Поиск на форумах по ремонту РРП.
Помылись в гостиничке Веллес. Пообедали в кафе.
Я сделал светодиодную подсветку приборов, светодиодные светильники на кухне, USB зарядку 5В от 24В (для планшета Кэпа).
Завтра опять через Белозеро пойдём в Шексну, и далее к Череповцу 190 км с разбитым редуктором.
Придётся доливать масло и идти низкими оборотами.
Бог даст – дойдём.
Вышли в 6=00. По ветру штиль, но на воде ещё слегка накатывает.
7=30 опять вошли в Шексну к полузатопленному храму Рождества Христова. Радостно миновали наши мели №2 и №1. Помахали ручкой.
Я сварил очередной борщ.
Наша максимальная скорость 9.1 км/час.
Прошли Шекснинское водохранилище.
Я нашёл в инете РРП-40 в г. Бор, что напротив Нижнего Новгорода.
20=00. Подошли к местечку Шексна, встали на якорь недалеко перед шлюзом.
Игорь починил эхолот – воткнул кабель датчика!
Вышли в 4=30.
6=00 встали у шлюза 8 в Шексне на ожидание.
В 8=15 прошли шлюз – первый на спуск. Тут два параллельно работающих шлюза – более широких и длинных чем прежние.
– Мы идём по среднерусской возвышенности – Гиперборее – сказал капитан, – здесь начинаются 6 больших рек России. (Западная и Северная Двина, Волга, Дон, Шексна,?).
Смог над Череповцом
На подходе к Череповцу ещё км за 40 над городом виден смог от многочисленных труб.
14=30 швартовка в Череповце у бывшей паромной переправы. У оголовка правого берега.
Пошли искать ремонтников. Не нашли. Купили новые подшипники, но так и не поняли подходящие или нет.
Я ископал всю сеть в поисках инфы по ремонту и продаже РРП-40-3.
Вышли в 3=30.
Пошли к Рыбинскому водохранилищу. Дошли до рейда металловозов. Редуктор на 900 об. сказал ВСЁ!
Вернулись туда-же ползком в 5=30 и легли спать.
Игорь затеял очередное перемещение склада керамогранита, которым завален редуктор и капельная дизпечка в трюме. Моя спина этому совсем не обрадовалась.
Нашли ремонтников. Но работу обещали начать только с понедельника (24 окт).
Игорь поездом отправился в Новую Ладогу за запчастями, на прощание пожелав мне найти дров, и топить ими дизельный котёл в трюме, по соседству с масляными тряпками и ванной под двигателем, полной масла.
Отдыхаем, ждём Игоря с ремкомплектом.
– Водку пьём, земля валяемся, не всё-ж по воде ходить.
– Эх жизнь наша корабляцкая! – добавил капитан.
И мы приступили к реализации этих тезисов.
Как-то прокладывали у нас под эНском дорогу и случилось на её пути болотце. Решили засыпать. Подогнали несколько Камазов с песком, высыпали. Через день весь песок ушёл. Пригнали ещё. Опять ушёл.
Юра Дёмин – капитан. Новая Земля, Тихий океан, Атлантика – его стихии
Местные говорят: – Да и не пытайтесь, здесь несколько тракторов утонуло, с концами.
Не поверили. Всю осень возили песок, щебень. Всё ушло как в чёрную дыру. Оказалось, глубоко под болотцем подводная река метров 5 диаметром. Так и пришлось дорогу загибать.
Я осмотрел достопримечательности города, благо пришвартовались мы в центре, в ЦПКО.
Завели гену, и главный двигатель. По идее должна пойти зарядка батарей. Но зарядки нет, отопления почти нет, отапливаемся химическим способом – биотопливом.
Батареи почти сели, свет тусклый, почти ничего не видно.
– Где тут включается зарядка? – спросил кэп.
– С какого хрена я могу это знать! Вот какая-то лампа горит – может идёт зарядка.
Но напряжение неуклонно падало. Переделал светильник, замкнув один из последовательных светодиодов накоротко. Стало посветлее.
Сварил имбирь с клюквой.
Позвонила жена с известием о том, что котёл в доме плюётся страшными сообщениями о утечке газа, остановке котла, отключении питания и движении у окон. А налоговая шлёт требования.
К 24=00 должен вернуться Игорь на подвёрнутой ноге, с железиями весом около 30 кг.
В 23=00 стал будить кэпа на встречу, но он только мычал, но потом очнулся и скомандовал:
– Встречай! Я на охране, поезд 14, вагон 35.
Дополз до вокзала, поезд подошёл, вагона 35 не обнаружил.
Позвонил, прошёлся вдоль и обнаружил Игоря Алексеевича, грустно прикорнувшего к мешку с железом, и изучающего свой телефон.
Оказалось, что он подвернул ногу в поезде и теперь еле ковылял навстречу своим новым приключениям.
С трудом приняв груз на плечи, я плавно потащился в сторону вокзальной площади с такси, мечтая о массажной кровати. Машина оказалась всего одна.
На борту обрадовал Игоря пельменями с имбирным напитком и вырубился мертвецким сном.
Ремонтник обещал взяться с понедельника, т.е. с послезавтра. А «Виндгуру» пообещал на следующей неделе неслабые ветра – до 28 узлов.
Ночью было прохладно. Ремонтник из МЧС отказался, сославшись на занятость.
– Что-ж ты не включил зарядку? – спросил Игорь Алексеевич. Надо было нажать такие-то кнопки.
– Ё-моё, у тебя весь пароход в кнопках, оборванных проводах и торчащих изо всех мест шлангах. Откуда мне знать, надо было проинструктировать!
– А что-ж ты не спросил? – парировал Игорь.
Завели дрыгатель, но минут через 15 он, испустя последний стон, заглох, не в силах крутить мёртвый редуктор.
– Однако батареи подзарядились. Видишь светильник горит ярко – сказал Игорь.
– Так это ж просто я закоротил один из светодиодов и поставил на них линзы – сказал я.
Утром нашли другого ремонтника – Кузьмича с редким именем, кажется Вахромей? Прямо на речном вокзале. Тоже пообещал начать с завтра.
Запча – е, рабсила – е, и я решил взять академический отпуск на время ремонта, отправиться в Питер, чтобы решить возникшие проблемы и недоделанное дело с прокуратурой.
В 11=15 Архангельским поездом №9 я отчалил в сторону Питера, оставив на берегу своих, таких уже родных, друзей и многострадальный «Самый Стремительный Пароход 82», который уже захотелось переименовать в набор начинающего морехода «Сам Собери Пароход за 82 попытки».
Всё-же я уверен, что наша ласточка скоро похрыбёт на свежих подшипниках к вожделенной Керчи.
Аминь!
В понедельник Кузьмич сначала попросил перезвонить позже, а позже не отвечал.
Два оставшихся морехода отогнали яхту в яхтклуб, что выше моста. Наняли слесаря и с его помощью разобрали редуктор.
Обнаружили сильный износ гнёзд подшипников, притом что сами они остались в рабочем состоянии с виду. Сепараторы целы, посинения от перегрева нет.
Работы решили остановить и попросили меня приехать как можно раньше для вывоза вещей.
Меня тем временем одолела сильная простуда и невыносимый кашель. Однако 28 октября температура спала и в 6=00 я выехал на машине в Череповец.
Доехал к 12=00.
Но выезд пришлось отложить на утро, т.к. на сбор вещей, возврат купленных и не подошедших подшипников ушёл весь день, а также Юра попросил погрузить его на ночной Энский (Новосибирский) поезд в 00=00 с тяжёлыми сумками.
Пока ждали на платформе, шёл снег и дул приличный ветер.
Мы с Игорем Алексеевичем выехали в Питер. Заехали в Сясьстрой, чтобы вернуть купленные, но ставшие ненужными детали редуктора, стоившие Игорю подвёрнутой ноги, подорванной спины и 40 тыс.руб.
Продваец Миша из Сясьстроя (Рыбацкий пер. 3) нахально заявил, что детали изношенные и не те, что он продал. Вернул только часть за подшипники. Вот ведь гад!
В 14=00 вернулись в Питер, изрядно потрёпанные, но не побеждённые.
Попытку №3 запланировали на март, и Игорь вылетел к себе в Крым 31 октября.
Я же совсем заболев лёгкими, занялся монтажом фильма «На ССП-82 из Питера в Керчь», который выложил на Youtube, задумал издать свои записки и записи судового журнала книжкой, и с нетерпением жду продолжения наших приключений.
(Видеофильм «ССП-82» в трёх частях выложен на Youtube от имени Chinarillo Che)