На сайте «Федерация психологов образования России» имеется возможность скачать электронную базу всей нормативно-правовой информации, пройти обучающий вебинар, а также получить онлайн консультацию по вопросам обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Например: – «Недостаток своего профессионального опыта в области консультирование, собираюсь восполнять теоретическими знаниями о возрастных особенностях детей дошкольного возраста, умением быстро и качественно работать с источниками научной информации, опытом преодоления сложных жизненных ситуаций и природными способностями к конструктивной коммуникации и эмпатии».
Например: – «…, а интерес к профессии и активная жизненная позиция будут безусловно способствовать моему профессиональному росту».
Указывать на достигнутые в прошлом результаты и личные достижения, при этом можно оперировать цифрами, датами, процентами и т.п.
Например: – «Как долго я могу находиться на больничном? Могу ли брать дни за свой счет?».
Забыть все страхи и расслабиться поможет правильный настрой (например, тот, что Ваша изначальная задача не понравиться работодателю и устроиться на эту работу, а поупражняться в импровизации по созданию сценического образа «Успешный психолог – заслуженный победитель!».
Например, причиной увольнения может стать: конфликт с коллегами; разногласие с начальником в оценке эффективности в каком-то из направлений вашей деятельности; несогласие с распределением стимулирующих надбавок и т.п.
Весьма опрометчиво недооценивать способности человека, который руководит коллективом, чувствовать фальшь.
В абсолютном понимании, нет ни правды, ни лжи. Все в мире субъективно, потому что, человек живущий в нём, индивидуален, сложен и многогранен, и посему объективной правды быть не может (просто один субъективный контекст заменяется другим)
Все приведенные в пособии примеры – это исключительно выдумка автора, с целью наиболее полно раскрыть заявленную тематику.
При разработке должностных инструкций, регламентирующих работу педагога-психолога, администрация ДОУ ориентируется на профстандарт педагога-психолога не учитывая, порой, что профстандарт – это рамочный документ, и соответственно, требования к обязанностям специалиста можно как урезать, так и дополнять, с учетом специфики конкретного учебного заведения.
В случае если вы уходите от чего-то, необходимо будет определить те задачи, которые вы точно пока не готовы решать на новом месте работы – чтобы не натолкнуться на те же грабли, предусмотрительно включив их в свой индивидуальный план профессионального развития. И напротив, зная свои сильные стороны и опираясь на успешный опыт переформатировать поставленные перед Вами задачи
с целью выбора оптимальных средств и способов их решения, чтобы достичь максимальных результатов и удовлетворения в работе.
В рамках взаимодействия педагога-психолога с медицинской сестрой ДОУ проводятся плановые обсуждения итогов комплексного медицинского обследования здоровья детей, анализ медицинских карт вновь поступивших детей, осуществляется совместное сопровождение периода адаптации и сопровождения детей группы риска по здоровью, в т. ч. детей-инвалидов, подготавливаются документы для ПМП, а также заполняются медицинские карты при выпуске воспитанников в школу.
Для особо любопытного читателя, думаю не составит большого туда отыскать на страницах контакта публикуемое мной высказывание и убедиться в его наличие и достоверности.
Второй текс высказывания, после разрешения разместить его в моей книге, был удален его автором из новостной ленты в «Одноклассниках».
Баланс считается идеальным, когда на каждую из твоих ценностных потребностей тратится столько времени, сколько необходимо, чтобы чувствовать себя счастливым.
Например, учитель-дефектолог, учитель-логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог.
Например, если приоритетным направлением ДОУ является художественно-эстетическое развитие воспитанников, то в его штате может оказаться педагог по изобразительному искусству и/или прикладному творчеству.
Области сотрудничества:
Практическая – помощь в организации и проведении культурно-досуговых и спортивных мероприятий с упором на социально-эмоциональное развитие воспитанников; помощь в проведении занятий с воспитанниками с ОВЗ осложненного генеза (с нарушением опорно-двигательного аппарата, с РАС); проведение совместных плановых занятий с воспитанниками, с целью психологического раскрепощения каждого ребенка, накопления сенсорного опыта, обогащения чувственных впечатлений, развития умения понимать и адекватно выражать эмоциональное состояние, развития коммуникативных навыков.
Консультативная – консультирование посредством использования различных форм информирования специалистов, о психологических особенностях детей различных нозологических групп, а также по результатам проведенной психологической диагностики и по другим вопросам, возникающим в процессе воспитательно-образовательной деятельности.
Методическая – помощь в разработке развивающих программ, занятий, праздников и досугов с воспитанниками, подготовке к семинарам, мастер-классам, круглым столам, родительским собраниям; внедрении новых педагогических технологий; экспертной оценке обучающих средств прикладного назначения и др.
К ним относятся: дети с нарушениями в аффективной сфере; дети, не усваивающие программу в силу индивидуальных особенностей развития или частых заболеваний; дети с ОВЗ; дети-инвалиды; дети опекаемые или из приемных семей; дети педагогически и/или социально запущенные; дети из семей СОП.
Ввиду исполнения Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.2008 г.; ФГОС ДО от 17 октября 2013 г.
В зависимости от численности групп в дошкольном образовательном учреждении для ведения социальной работы с детьми «группы риска» и сопровождения семей СОП, а также регулирования совместной деятельности ДОУ, семьи и общества по отношению к этим детям, может вводиться отдельная штатная единица социального педагога, либо, из числа педагогических работников, создаваться совет профилактики ДОУ(ДОО).
Составление базы данных происходит посредством заполнения социальных паспортов воспитателями каждой группы ДОУ и заполнения опросных тестовых листов, основанных на методе наблюдения за детско-родительскими отношениями и за воспитанниками, проявляющими признаки, относящиеся к категории признаков «дети группы риска», а также посредством других диагностических методик.
Факторы риска: педагогический фактор; психологический фактор; социально-экономический фактор; медико-биологический фактор. К социально-экономическому фактору относятся семьи не только малообеспеченные, но и асоциальные и криминальные семьи. Говоря о психологическом факторе, имеются ввиду неблагополучные семьи, оказывающие негативное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Неблагополучные семьи делятся на две группы: с открытой формой неблагополучия – явно конфликтные семьи и/или семьи с неблагоприятными детско-родительскими отношениями (недостаточная забота, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование душевного мира переживаний и интересов ребенка и т.п.), а также семьи со скрытой формой неблагополучия – публично-благополучные. О проблемах в таких семьях можно узнать из первичной диагностики методом наблюдения за ребенком и вторичной комплексной, углубленной.
Имеются ввиду только те диагностические методики, которые могут применяться педагогами, взаимодействующими с ребенком, не предусматривающие обязательных профессиональных психологических компетенций.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (участком, помещениями и т.п.), а также материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
** Федеральные государственные требования (ФГТ) были утверждены и введены в действие Приказом Минобрнауки РФ 23.11.2009 г. за № 655. Вступил в силу 16.03.2010 г. Данный документ являлся первым в истории российского образования, который на федеральном уровне представлял собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации. Введение ФГТ было связано с тем, чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного развития и обучения, так как специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
До принятия ФГТ дошкольные образовательные учреждения, в целях обеспечения нормативно-правовой базы деятельности педагога-психолога, руководствовались инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 01.03.1999 г. за N 3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) разработан и внедрен Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. за №1155. Вступил в силу 01.01.2014 г. Ключевая установка стандарта – это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей, ради развития способностей каждого ребенка. Таким образом, выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди которых: любознательность, инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям. Отдельно выделены требования к предметно-пространственной среде
(полифункциональность и трансформируемость среды).
Поскольку речь в этой главе идет исключительно об оборудовании основного рабочего места педагога-психолога ДОУ, я не привожу в пример все основные документы, которые относятся к деятельности педагога-психолога в целом, а лишь затрагиваю те, последние, из которых можно ясно почерпнуть требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ, в которую входит кабинет специалиста.
Однако, в качестве развивающего профессиональный интерес дополнения, могу добавить, что должность педагог-психолог в детских садах появилась с 1989 г. (Письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.11.1989 года № 247/1821 «О введение в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов»). В этом документе были определены и прописаны статус, права и обязанности, продолжительность различных видов работы психолога и содержание деятельности. Во всех последующих они дополнялись и уточнялись.
Важным условием нового образа детских садов, стало максимальное использование многофункциональных трансформируемых пространств
Цвет влияет на настроение, эмоциональное состояние и на деятельность в целом. Все цвета делятся на две группы: стимулирующие тёплые и успокаивающие холодные. К тёплой гамме относятся красный, оранжевый, жёлтый цвет. К холодной гамме – голубой, синий, зелёный, фиолетовый. Существуют ещё нейтральные цвета: белый, серый и чёрный.
Психологическая характеристика цвета:
Желтый цвет и его оттенки (от светло-лимонного до ярко желтого) – вызывает радостные ощущения, бодрящее настроение, но при этом ребенок остается послушным и сосредоточенным. Жёлтый цвет можно использовать там, где необходима временная концентрация внимания и самоорганизации, он увеличивает познавательный интерес вместе с улучшением памяти. Желтый цвет благоприятно сказывается на неспокойных, нервных и возбужденных детях, при переключении их внимания на конструктивную деятельность.
Голубой – цвет отдыха, холода, чистоты, искренности, тактичности и спокойствия, он выражает легкость, свежесть и невесомость. В интерьерах с голубой цветовой гаммой лучше всего заниматься медитацией, расслаблением, созерцанием. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. В конце рабочего дня голубой оттенок в помещении поможет снять напряжение, способен снизить кровяное давление. Однако излишний голубой цвет в интерьере может вызвать чувство отчуждения и холода и даже привести к тому, что между людьми могут возникнуть разногласия и скандалы.
Розовый – цвет чувственности, безмятежности, сентиментальности, романтики и мечтательности. Психологическое воздействие розового заключается в том, что он действует успокаивающе и умиротворяюще, уменьшает агрессию, расслабляет и снимает нервное напряжение. Розовый оказывает положительное влияние на нервную систему, на органы слуха и зрения, он повышает иммунитет, светлые оттенки розового способны снизить давление, яркие же, наоборот, повысить его. Идеальный вариант – это применить розовый цвет наполовину с другим.
Выбеленный сиреневый цвет вполне подойдет для стен и фонового оформления интерьера. Он приободряет, придает веры в себя, приводит в равновесие мысли и нервы, стимулирует креативность, наблюдательность, уменьшает болевые ощущения.
Зеленый цвет – цвет природы и гармонии, он хорошо помогает в случае негативных психических состояний. Зелёный цвет положительно сказывается на развитии у ребенка интереса к учебе и к познанию окружающего мира. Также зеленый цвет наделяет ребенка уверенностью в себе и смелостью, он имеет предрасположенность и расслаблять, и побуждать к действию. Это универсальный цвет, он хорошо впишется в интерьер любого помещения – в более ярком своем проявлении он будет бодрить и приводить в тонус, в приглушенном варианте будет умиротворять, а его темные оттенки будут внушать чувство стабильности и уверенности в себе. Но необходимо учесть, что, если ребенок флегматик, тогда лучше не увлекаться зеленым цветом.
Все пастельные цвета хорошо сочетаются друг с другом.
Дополнительные интерьерные цвета:
Синий – является релаксирующим цветом, он помогает расслабиться и успокоиться, освобождая человека от суетливых мыслей и лишних негативных тревог, погружая его в стихию умиротворенности и прохлады. Синий цвет воплощает безмятежность, неторопливость, лёгкость и глубину, поэтому пробуждает воображение. Для того, чтобы привлечь или обратить внимание ребенка на конкретный предмет, достаточно использовать немного синего цвета. Однако в больших количествах синий цвет негативно влияет на психику человека – он способен повергнуть в апатию и уныние, а слишком темный синий, также, как и черный цвет – может подавлять.
Сочетание синего и зеленого эффективно борется со стрессом и усталостью. Однако, если усталости нет, может приводить к настойчивости и упрямству.
Красный цвет является самым основным стимулирующим цветом, так как представляет собой сильный раздражитель, он имеет свойство провоцировать чрезмерную активность, именно потому, что красный цвет, по своей природе, способен придавать человеку оптимизм, энергию и уверенность в себе. Однако, даже в этих целях, не рекомендуется использовать красный цвет в большом количестве – это может привести к утомляемости. Собственно, вообще, использовать этот цвет нужно предельно аккуратно, так как можно добиться совершенно противоположного результата, ведь обратная сторона красного цвета – апатия, агрессия и гнев. Поэтому совершенно не полезен красный цвет для возбудимых, мнимых, склонных к тревожности. Также, не рекомендуется применять этот цвет в помещении, где постоянно находятся люди с повышенным кровяным давлением.
Фиолетовый цвет ассоциируется с духовным совершенством, просветлением и чистотой – он является мистическим и величественным цветом. Фиолетовый цвет способен вселять в человека силу духа, мудрость, благородство и вдохновение. Он присущ натурам артистичным и неординарным. Фиолетовый цвет дарит чувство внутренней гармонии, он может успокоить душу и подпитать её нужной энергией. Фиолетовый цвет помогает при неврозах, отчаянии и потери веры в себя. Этот цвет не рекомендуют использовать в интерьерах людям с психическими заболеваниями. Фиолетовый цвет – это не естественный цвет, и в больших количествах в интерьере его употреблять не стоит, однако он отлично сочетается с желтыми, фисташковыми, светло-зелеными, белыми и голубовато-серыми оттенками.
Оранжевый цвет произошел от смешения красного и жёлтого цвета. От первого ему досталась активность, от второго – теплота и доброта. Это жизнеутверждающий и бодрящий цвет, не имеющий холодных оттенков. Он пригодится там, где понадобится повышенная активность. От оранжевого цвета поднимается настроение и чувствуется прилив сил, тем не менее не рекомендуется использовать его в зоне учебы или работы, так как его излишняя яркость будет отвлекать.
Мне встречалось такое расположение кабинета педагога-психолога, когда групповое помещение переделали под физкультурный зал, а туалетную комнату, раздевалку и спальню под кабинеты специалистов. Следовательно, попасть в кабинет психолога можно было только через физкультурный зал.