Одна из самых часто встречающихся проблем, с которыми ко мне приходят родители, это неуверенность детей в своих силах. Причем эта сложность встречается у абсолютно разных детей. Вне всякой связи с интеллектуальными, экономическими или какими-то другими возможностями.
В чем это проявляется?
На самом деле есть целый ряд поведенческих моделей, которые базируются на недостаточной уверенности в себе. Начнем с понятных. У ребенка нет друзей. Я имею в виду реальных друзей, в физическом мире. Ведь для того, чтобы общаться с другими людьми, их нужно как минимум не боятся. А ребенок с низкой самооценкой зачастую опасается своих сверстников. Ведь его могут высмеять за любую мелочь. А он к этому не готов.
Та же самая неготовность проиграть влияет и на другие сферы его жизни. Он не хочет браться за что-то новое. А вдруг не получится. Да и уже начатые дела бросает при первых трудностях. Ведь он и так сильно сомневается в своем успехе, зачем же преодолевать сложности, если в конце все равно ничего не выйдет.
Общение с близкими родственниками также может сильно усложняться из-за низкой самооценки. Любой вопрос, совет, да просто сказанное слово ребенок воспринимает как попытку навязать свое мнение и залезть ему в душу.
Поскольку он не уверен, что будет услышан, он идет на крайние меры: замыкается в себе или агрессирует на пустом месте.
Я думаю, каждому родителю подростка знакомо такое поведение. Некоторые из нас помнят его по своему переходному возрасту.