Что такое судьба?
Если почитать философию, античные трагедии всякие, драматургию, то окажется, что судьба – это жизненный путь, который является результирующей двух сил:
– внутренней страсти человека, страсти в том смысле, в каком Майкл Холл писал в «Пути НЛП», страсти, побуждающей первых исследователей Северного полюса туда добираться, через все напасти…
– внешних обстоятельств, которые сопротивляются, или наоборот вынуждают к чему-то, вызывающему протест.
В смысле античной драматургии, судьба была у героя. И она непременно включала в себя момент борьбы, противостояния. Тому, что называлось рок, или фатум.
У подавляющего большинства современных индивидов никакой судьбы нет. А есть одна только биография. Обыкновенный массовый индивид движется по жизни, ведомый двумя силами:
– вложенной в него социальной программой;
– внешними влияниями, которым индивид либо поддаётся, либо выбирает путь наименьшего сопротивления.
Я в своих книгах использую метафору шарика. Его положили на поверхность и щёлкнули. И он покатился. Куда он катится – определяется начальным толчком и рельефом поверхности. Сам шарик ничего не определяет. Хотя его траектория может быть весьма причудливой.
Есть 2 иллюзии.
1-я связана с тем, что внешние социальные влияния противоречивы. И одни к чему-то толкают, а другие мешают это делать. Толкают – это внушаемые массе жизненные устремления. А мешать могут «внутренние запреты», которые сформировались под влиянием деструктивных родителей.
Бывает, индивид пришёл на психотерапию. И по ходу дела осознал какие-то свои запреты. Которые мешали выполнять другие социальные программы. И избавился от них. И получил возможность выполнять те программы, которым раньше запреты мешали. Ему кажется, что он стал свободным. Потому что ограничения преодолел. Но это иллюзорная свободы, потому что он программу выполняет.
2-я иллюзия связана с тем, что индивид усваивает то, что ему много раз повторяют, и ему начинает казаться, что это от него самого исходит. Это называется интроецированием. Реклама – прекрасный пример. Сто раз повтори рекламный призыв – на 101-й индивид ему последует. И ему будет казаться, что «это он сам хочет».
Если у индивида нет внутренней страсти, или другими словами – объектной ценности, которая дорога независимо от удовольствия и выгоды, и ради приверженности которой человек реально выносит дискомфорт и даже страдания, – нет у него никакой судьбы.
А есть только биография. В смысле описания, что и когда с ним случилось. А индивид пассивен.