«Узнаваемый почерк», «собственный стиль», «авторский интерьер», «уникальные решения» – эти комплименты известным дизайнерам и стилистам, таким как мировые звезды Жан Луи Денио или Марсель Вандерс, могут ввести новичков в заблуждение. Дескать, главное – найти себя, делать то, что велит внутренний голос, а затем подключить маркетинг, и вуаля! – слава и успех обеспечены.
Увы, тезис о том, что основное в успехе декоратора или стилиста – обрести свой оригинальный стиль, слишком часто звучит в нашу информационную эпоху безо всяких оговорок и понимается превратно. Возникает иллюзия, что раз речь идет об индивидуальности, незачем изучать накопленный другими опыт, погружаться в скучные книги, делать мудборды и наброски по чужим проектам и перелопачивать колоссальные объемы визуального материала. Достаточно беглого ознакомления.
Миф этот изрядно подкрепляется на курсах «быстрого дизайна и декораторства», которые обещают сделать из вас профессионала за месяц или даже две недели, «без опыта и образования». Да, получить общую информацию о профессии и найти для себя вектор развития на таком курсе можно. Но для глубоко и уверенного овладения предметом учиться нужно по-настоящему долго – и не останавливать самообразование ни на день[12]. Ведь стайлинг и дизайн интерьера – это прикладные направления, которые требуют и постоянной практики, и постоянного наращивания знаний.
Несмотря на кажущуюся простоту профессии стилиста (ну, что такого – подобрал цвета, повесил шторки, поставил букет – и готово!), здесь жизненно необходимо и знание истории стилей, и опыт работы с ними, и насмотренность, которую нужно тренировать постоянно, и умение работать руками.
Культовый сюрреалист Сальвадор Дали говорил: «Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению – и вас будут уважать».
На свое образование в сфере бизнеса и дизайна я потратила 10 лет и более миллиона рублей. В частности, я прошла прикладную школу Татьяны Роговой «Детали» и окончила искусствоведческое направление в МГУ.
Но на этом я не остановилась, ведь мне близка концепция непрерывного образования. Я постоянно сверяюсь с опытом коллег, изучая их проекты, посещаю российские и зарубежные выставки дизайна, подписана в соцсетях на любопытных авторов, создаю проекты в коллаборации с известными стилистами. Плюс дополнительно тренирую вкус и насмотренность тем, что как минимум раз в неделю посещаю арт-экспозицию, театральную постановку или другое культурное событие.
Факт: стилисту необходимо постоянно, ежечасно расширять свой визуальный и когнитивный опыт через искусство и изучение опыта других дизайнеров и декораторов.
Здесь мне опять приходит на ум сравнение с музыкантами. Да, при изрядном таланте можно научиться неплохо владеть инструментом самостоятельно. Но, во-первых, этого невозможно достичь в информационном вакууме – все равно необходимо изучать произведения композиторов и перенимать исполнительское искусство у лучших мастеров. Во-вторых, важна постоянная тренировка – музицировать придется как минимум 2–3 часа в день, а то и больше. В-третьих, чтобы стать настоящим профессионалом и выступать на большой сцене, необходимо получить соответствующее образование.
Что происходит, когда мы не владеем предметом, когда у нас нет глубокого, доведенного до нативного восприятия, понимания природы того или иного стиля? Мы несвободны в его реализации и впадаем либо в бездумное копирование, либо воспроизводим лишь обывательское представление о том или ином стиле.
Что еще губительнее, мы кидаемся отчаянно «гнуть свою линию», делать исключительно по-своему, теряя насыщенность решений и накопленный опыт других профессионалов. И увы, такой эгоцентризм ни к чему хорошему не приводит – проекты получаются скучными, предсказуемыми, однодневными.
Приведу пример из своей практики. Ко мне обратилась за советом слушательница одного из моих курсов Дарья[13]. Девушка работала стилистом около года, когда к ней обратилась семейная пара. Пять лет назад молодые люди сделали в своей квартире в новостройке ремонт в стиле лофт – делали строго «по картинкам из интернета», попросив дизайнера не отступать ни на шаг. В итоге – рыжие кирпичные стены, коричневый кожаный диван, брутальная кухня с красным холодильником Smeg, обилие дерева и металла, светильники-софиты. Все по линеечке, все правильно, но…
Прожив в этом интерьере некоторое время, хозяева стали замечать, что он их давит, жена и вовсе призналась, что квартира стала напоминать ей бар или кофешоп и никаких теплых чувств уже не вызывает. При этом заказчики были не готовы на полноценный ремонт и просили найти какой-нибудь легкий способ обновить пространство.
Посмотрев фото объекта, Дарья сначала вознамерилась переубедить хозяев и начать полную переделку интерьера: она была уверена, что с существующим лофтом ничего сделать нельзя. Тем более, сама Дарья привыкла работать в неоклассике – и ей казалось, что оптимальным будет склонить заказчиков на свою сторону. «Раз обратились ко мне, значит, им нравится мой стиль – следовательно, пусть следуют моим советам».
Одновременно она боялась, что ей не хватит опыта – до этого Дарье не приходилось руководить такими глобальными проектами. Останавливала также опасность вовсе отпугнуть клиента – ведь если заказчики не готовы тратиться на полноценный ремонт, они уйдут к другому специалисту.
Верно оценив свои силы, Дарья обратилась ко мне за профессиональной консультацией наставника. И я предложила сначала поразмыслить над тем, что является основной философией лофта.
Ведь известно, что первыми лофтами были переоборудованные под жилье помещения заброшенных фабрик в Нью-Йорке. Там селились художники, музыканты и актеры, которые не могли на фоне кризиса Великой депрессии позволить себе нормальные квартиры. Таким образом, лофт сложился из трех основных идей: фиксация на промышленной эстетике и натуральности, отказ от лишних украшательств и подчеркнутая ценность искусства.
На самом деле, изначально было ошибкой в современной новостройке имитировать «лофт из учебника», искусственно создавая кирпичную кладку на монолитных перегородках и наполняя пространство нарочито промышленными атрибутами. Тем не менее было важно понять, почему заказчики в свое время склонялись к лофту.
Вполне вероятно, им нравится дух свободы, дух бунтарства в большом городе и некоторого пренебрежения к уюту, который влечет за собой этот стиль. Ведь лофт нарочито равнодушен к материалам отделки (бетон – самый главный спутник лофта), «рюшечкам уюта» и подчеркнутого уважителен к функциональности.
Между тем стилиста Дарью они нашли по работам в интернете – следовательно, и неоклассика им в какой-то мере стала близка. Это могло произойти по вполне естественным причинам – пара стала старше и ей захотелось респектабельного уюта.
Я предложила Дарье смягчить интерьер, сделать микс из спокойного современного урбан-стиля и элементов прежнего лофта, которые было дорого и долго менять (отделка пола и потолка, деревянные подоконники и черные окна и др.). Кроме того, необходимо было добавить в интерьер элементы искусства: во-первых, лофт требует этого в самой своей сути. Во-вторых, грамотно подобранные картины наполняют интерьер, делают его утонченным, стильным, вневременным – именно за счет искусства пространство получает свою печать оригинальности.
Заказчики были в восторге от скетчей и мудбордов и согласились на переделку.
ЧТО СДЕЛАЛИ:
• Сменили палитру на более спокойную и нейтральную, перекрасив стены – основными цветами интерьера стали серо-бежевый и нечистый белый, так называемый off-white. На их фоне деревянные элементы (барная стойка, подоконники) стали притягательным акцентом – раньше они производили давящее впечатление.
• Избавились от трети мебели, которая слишком агрессивно воспроизводила лофт. В частности, поменяли массивный кожаный диван на нейтральный в тканевой обивке, установили новую кухню в минималистичном духе со встроенным холодильником.
• Заменили светильники, кое-где добавив решения в стиле неоклассика – получился мягкий и ненавязчивый микс.
• Подобрали несколько офортов современных художников – печатная графика стоит недорого в сравнении с живописью, при этом заказчики получили оригинальные работы, что несомненно придает статус и индивидуальность интерьеру.
• Добавили многослойный текстиль – особенно уделили этому внимание в спальне. По колористике ткани выбирали нейтральные, но поработали с фактурами.
В итоге интерьер ожил, приобрел необходимую оригинальность и одновременно стал подчеркнуто вневременным, уютным. Заказчики признались, что не ожидали такого результата и заново влюбились в свою квартиру – до этого они даже подумывали о переезде. А стилист Дарья говорит, что буквально выросла над собой – эта история замотивировала ее продолжать обучение и глубже разбираться в других стилях, чтобы не чувствовать себя замкнутой в рамках одного привычного решения.
Это только кажется парадоксом, но ярчайшие индивидуальности интерьерного стайлинга проявляются именно в том, какой чужой опыт они смогли впитать и как они выражают его в своих проектах. То есть индивидуальность стилиста идет от умения перенимать знания и мастерство предыдущих поколений, а также от насмотренности и вкуса, воспитанного разнообразным визуальным опытом в разных сферах искусства. Одного «внутреннего голоса» недостаточно.
Так, например, критерием стиля Келли Хоппен всегда называли мягкую театральность в продумывании пространства. В своей книге она вспоминает: «В детстве я любила играть с книжками, в которых можно было перемещать героев на небольшом листе картона. При посещении театра мне было гораздо интереснее рассматривать устройство сцены, чем следить за сюжетом и действием. Мне нравилось смотреть, как вращается сцена и по ходу действия меняются декорации. Наверное, поэтому не удивительно, что для меня захватывающая часть работы дизайнера стоит в обдумывании того, как разместить людей в пространстве и как они в этом пространстве будут себя чувствовать. Домашний дизайн – это и есть создание “сценических площадок” для существования в них пo вашему желанию»[14].
Другой пример – восходящая звезда декораторского искусства Реми Ренцулло, американский стилист итальянского происхождения, которому всего тридцать лет. Реми вырос в сельской местности Коннектикута, его мама – художница и дизайнер интерьера, которая обожала птиц и старинные птичьи клетки, разыскивала мебель на блошиных рынках и расписывала стены вручную. В итоге Реми Ренцулло стал антикваром-декоратором, который обставляет дома своих клиентов с романтическим флером викторианской Англии, великолепно миксуя разные стили, материалы, эпохи и детали. Сам Реми признается: он счастлив, что дом его детства совсем не был похож на гламурную американскую мечту. Это была старая ферма, наполненная причудливыми вещами. На этой ферме можно было наблюдать, трогать, учиться, творить и мечтать, отсюда началось формирование его вкусов.
«Я постоянно читаю – я предпочитаю книги фильмам, так как это освобождает мой разум, позволяя представить интерьеры и обстановку мест, о которых я читаю… Мой самый большой визуальный ресурс – это архив аукционных каталогов, который у меня есть… Кроме того, к большому огорчению моих клиентов, я не любитель торопить события. Мне нравятся комнаты, которые выглядят и ощущаются обжитыми – в них есть ощущение истории и немного ностальгии; но в них нет ощущения эпохи. Я нахожу, что нет ничего более банального, чем слишком правильные или совершенные пространства»[15]